Дело № 12-12/17
Р Е Ш Е Н И Е
г. Горнозаводск 17 марта 2017 года
Горнозаводский районный суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Глинских В.А.,
с участием представителя юридического лица Боброва А.А.,
при секретаре Зубакиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Горнозаводске административное дело по жалобе Общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Чайковский» на постановление заместителя начальника управления, начальника отдела мониторинга и планирования мероприятий по контролю и надзору управления федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края Вахрушева С.Д. от 07.12.2016 года № 02-02/69-16, которым юридическое лицо ООО «Газпром трансгаз Чайковский» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40000 рублей,
У С Т А Н О В И Л:
Заявитель просит признать незаконным и отменить постановление № 02-02/69-16 от 07.12.2016 года, производство по делу прекратить. В обоснование своих требований указал, что считает постановление незаконным, необоснованным и подлежащим отмене по следующим основаниям. ООО «Газпром трансгаз Чайковский» был заключен договор аренды лесного участка от 08.08.2014 года № 185. В соответствии с актом осмотра лесного участка установлено, что в выделах 1, 2, 7, 10 квартала 122 Верхне-Усьвинского участкового лесничества ГКУ «Горнозаводское лесничество» проведена рекультивация земель. Также установлено, что работы по капитальному ремонту анодных зон УКЗ магистрального газопровода «Ямбург – Елец 2», 1452 км, инв. № 318, Гремячинское ЛПУ мг на данном участке были проведены в период с июля 2014 года по июль 2015 года. После проведения рекультивации лесные участки без замечаний были сданы арендодателю как пригодные для их использования по назначению, о чем 28.07.2015 года был составлен соответствующий акт приема-передачи рекультивированных земель. Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного указанной статьей КоАП РФ, является использование лесов с нарушением условий, в том числе договора аренды. Постановлением установлено, что использование лесов с нарушением договора аренды лесного участка от 08.08.2014 года № 185 имело место в период с июля 2014 года по 2015 года. После июля 2015 года ООО «Газпром трансгаз Чайковский» использование лесов не осуществляло. Срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ составляет 1 год. С учетом того обстоятельства, что использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка имело место в период с июля 2014 года по июль 2015 года, то срок давности привлечения к административной ответственности истек в июле 2016 года.
В судебное заседание представитель ООО «Газпром трансгаз Чайковский» Бобров А.А. на удовлетворении жалобы настаивает, просит признать незаконным и отменить постановление № 02-02/69-16 от 07.12.2016 года о назначении административного наказания, производство по делу об административном правонарушении прекратить.
Административный орган о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
23.11.2016 года государственным лесным инспектором Пермского края Полынским И.Е. в присутствии представителя ООО «Газпром трансгаз Чайковский» составлен протокол об административном правонарушении в области охраны окружающей среды и природопользования, из которого следует, что согласно Договора аренды лесного участка от 08.08.2014 г. № 185, ООО «Газпром трансгаз Чайковский» переданы для производства работ по капитальному ремонту анодных зон УКЗ магистрального газопровода «Ямбург - Елец 2», 1452 км, инв. № 318, Гремячинское ЛПУмг» на территории ГКУ «Горнозаводское лесничество» общей площадью 2,5 га.
Согласно пункта 13.1. договора аренды лесного участка от 08.08.2014 г. № 185 Арендатор обязан использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным аконодательством РФ, иными нормативно правовыми актами РФ и настоящим договором.
Согласно пункта 13.3. договора аренды лесного участка от 08.08.2014 г. № 185 арендатор обязан в установленном порядке разработать и представить Арендодателю Проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.
Согласно пункта 13.4. договора аренды лесного участка от 08.08.2014 г. № 185 Арендатор обязан ежегодно в установленном порядке подавать лесную декларацию.
Изложенные требования лесного законодательства, обязательные условия договора аренды лесного участка от 08.08.2014 г. № 185 ООО «Газпром трансгаз Чайковский» не выполняются.
Так, ГКУ «Горнозаводское лесничество» направило в адрес Управления государственного лесного контроля и пожарного надзора Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края материалы, в которых в числе прочего имеется акт осмотра лесного участка по договору аренды лесного участка от 08.08.2014 г. № 185 на территории ГКУ «Горнозаводское лесничество». Согласно акта осмотра лесного участка от 30.05.2016 г., составленного Плюсниным А.В., лесничим Верхне-Усьвинского участкового лесничества, в присутствии мастера леса Парахиной С.В. и в присутствии представителя ООО «Газпром трансгаз Чайковский» Серикова И.В.. по доверенности № 23д-0191 от 10.03.2016 г. в выделах 1, 2, 7, 10 квартала 122 Верхне-Усьвинского участкового лесничества ГКУ «Горнозаводское лесничество» (Горнозаводский муниципальный район Пермского края), Арендатором проведена рекультивация земель. Работы по капитальному ремонту анодных зон магистрального газопровода «Ямбург - Елец 2», 1452 км, инв. № 318, Гремячинское ЛПУ мг на данном участке были проведены в период с июля 2014 г. по июль 2015 г.
Проект освоения лесов к указанному договору в Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края и ГКУ «Горнозаводское лесничество» не поступал, лесные декларации не подавались.
В соответствии с Приказом от 14.10.2016 г. № СЭД-30-01-02-1812 «Об утверждении заключений государственной экспертизы» Обществом было получено положительное заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов № 13-2016/730 «Заключение экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов на «Проект освоения лесов на лесном участке, предоставленном в аренду ООО «Газпром трансгаз Чайковский» для вида использования лесов «строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов» для производства работ по капитальному ремонту анодных зон УКЗ магистрального газопровода «Ямбург - Елец 2», 1452 км, инв. № 318, Гремячинское ЛПУ мг» на территории ГКУ «Горнозаводское лесничество».
Однако, с июля 2014 г. по октябрь 2016 г. Проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы отсутствовал, работы по капитальному ремонту проводились без проекта освоения лесов.
Таким образом, ООО «Газпром трансгаз Чайковский» использовал лесной участок, предоставленный в соответствии со ст. 45 Лесного кодекса РФ, без проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы и подачи лесных деклараций, что является нарушением п. 13.1, 13.3, 13.4 условий договора.
Действия ООО «Газпром трансгаз Чайковский» образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях – использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки.
Копия протокола об административной ответственности вручена представителю ООО «Газпром трансгаз Чайковский» Сайдгариеву И.Ш. 23.11.2016 года.
На основании данного протокола заместителем начальника управления, начальником отдела мониторинга и планирования мероприятий по контролю и надзору управления федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края Вахрушевым С.Д. вынесено постановление от 07.12.2016 года № 02-02/69-16, из которого следует, что ООО «Газпром трансгаз Чайковский», как юридическое лицо, признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, предусмотренного ч. 4 ст. 8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Копия постановления получена 07.12.2016 года, о чем свидетельствует подпись представителя ООО «Газпром трансгаз Чайковский».
Не согласившись с данным постановлением, 16.12.2016 года ООО «Газпром трансгаз Чайковский» обратилось в суд с жалобой, то есть, в установленный законом 10-дневный срок.
Изучив документы дела, заслушав представителя ООО «Газпром трансгаз Чайковский», суд приходит к следующему.
Согласно ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от восьмисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Объективная сторона ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ выражается в использовании лесов с нарушением именно условий договора аренды лесного участка и иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки.
Судом установлено, что 08 августа 2014 года Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края (арендодатель) и ООО «Газпром трансгаз Чайковский» (арендатор) заключили договор № 185 аренды лесного участка, согласно которому в аренду передается лесной участок площадью 2,5 га, местоположение которого: Пермский край, Горнозаводский муниципальный район, Горнозаводское лесничество, Верхне-Усьвинское участковое лесничество, квартал 122, части выделов 1, 2, 7, 10 (п. 2) для вида лесов «строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов для производства работ по капитальному ремонту анодных зон УКЗ магистрального газопровода «Ямбург – Елец 2», 1452 км, инв. 318, Гремячинское ЛПУ мг» (п. 4). Арендатор имеет право приступить после подписания сторонами Акта приема-передачи лесного участка в аренду, представления Арендодателю в установленном порядке Проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы к использованию лесного участка в соответствии с условиями настоящего Договора (п. 12.1). Арендатор обязан в установленном порядке разработать и представить Арендодателю Проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы в трехмесячный срок с момента заключения договора (п. 13.3). Срок действия Договора устанавливается с 10 июля 2014 года по 10 июня 2015 года (п. 22).
28 июля 2015 года составлен акт приемки – сдачи рекультивированных земель, согласно которому рабочая комиссия, созданная приказом ГКУ «Горнозаводское лесничество» № 55 от 24.07.2014 года, осмотрела в натуре рекультивированные участки после проведения производства работ по капитальному ремонту анодных зон УКЗ магистрального газопровода «Ямбург – Елец 2», 1452 км, инв. 318, Гремячинское ЛПУ мг», согласно договора № 185 от 30 июля 2014 года сроком до 1 года. Установила, что в период с июля 2014 года по июль 2015 года выполнены работы по капитальному ремонту анодных зон УКЗ магистрального газопровода «Ямбург – Елец 2», 1452 км, инв. 318, Гремячинское ЛПУ мг». Все работы выполнены в соответствии с утвержденными проектными материалами. Рекультивированные участки площадью 2,5 га, расположенные в кварталах № 122 (1, 2, 7, 10) Верхне-Усьвинского участкового лесничества ГКУ «Горнозаводское лесничество» пригодны для использованию по назначению. Рабочая комиссия решила принять рекультивированные земли площадью 2,5 га с последующей передачей их в ГКУ «Горнозаводское лесничество».
Согласно акту осмотра лесного участка от 30.05.2016 года произведен осмотр участка лесного фонда, переданного по договору аренды лесного участка от 08.08.2014 № 185. Местоположение участка: Верхне-Усьвинское участковое лесничество, кварталы № 122 (выделы 1, 2, 7, 10). На дату проведения осмотра работы на участке не велись, рабочая техника и люди отсутствовали. На участке проведена рекультивация, по результатам проверки которой подготовлен и утвержден комиссией акт приема – сдачи рекультивированных земель. Работы по капитальному ремонту анодных зон УКЗ магистрального газопровода «Ямбург – Елец 2», 1452 км, инв. 318, Гремячинское ЛПУ мг» были проведены в период с июля 2014 года по июль 2015 года. Вышеназванный договор аренды был оформлен сроком до одного года, проект освоения не подготовлен, лесная декларация не подавалась.
Таким образом, ООО «Газпром трансгаз Чайковский» использовало лесной участок в выделах 1, 2, 7, 10 квартала № 122 Верхне-Усьвинского участкового лесничества ГКУ «Горнощзаводское лесничество» для проведения работ по капитальному ремонту анодных зон УКЗ магистрального газопровода «Ямбург-Елец 2», 1452 км, инв. 318, Гремячинское ЛПУ мг» на территории ГКУ «Горнозаводское лесничество» общей площадью 2,5 га без проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы, что привело к нарушению п.п. 13.3 договора аренды лесного участка N 185 от 08.08.2014 года.
Таким образом, суд считает, что действия ООО «Газпром трансгаз Чайковский» обоснованно квалифицированы по ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ.
Срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ составляет 1 год.
Согласно п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Суд считает, правонарушение, совершенное ООО «Газпром трансгаз Чайковский» в виде не выполнения обязанности, согласно пункта 13.3 договора аренды № 185 от 08.08.2014 года, в установленном порядке разработать и представить Арендодателю Проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы в трехмесячный срок с момента заключения договора, не является длящимся.
ООО «Газпром трансгаз Чайковский» должно было к 08.11.2014 года представить Арендодателю Проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы, что сделано не было, то есть, обязанность, предусмотренная правовым актом не была выполнена к определенному сроку, следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности начинает течь с момента наступления указанного срока, а именно 09.11.2014 года.
Довод о том, что правонарушение является длящимся, суд считает несостоятельным, по вышеуказанным причинам.
Срок действия договора аренды № 185 от 08.08.2014 года закончился 10.06.2015 года и доказательств того, что договор был продлен, суду не представлено.
Таким образом, протокол об административном правонарушении от 23.11.2016 года в отношении ООО «Газпром трансгаз Чайковский» составлен в пределах полномочий должностного лица, что соответствует требованиям ст. 28.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, но за пределами срока привлечения к административной ответственности.
Соответственно, нарушена давность привлечения ООО «Газпром трансгаз Чайковский» к административной ответственности, которая составляет 1 год.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
Таким образом, на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ постановление заместителя начальника управления, начальника отдела мониторинга и планирования мероприятий по контролю и надзору управления федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края Вахрушева С.Д. от 07.12.2016 года № 02-02/69-16 в отношении юридического лица Общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Чайковский» подлежит отмене, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению за истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Постановление заместителя начальника управления, начальника отдела мониторинга и планирования мероприятий по контролю и надзору управления федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края Вахрушева С.Д. от 07.12.2016 года № 02-02/69-16 в отношении юридического лица Общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Чайковский» отменить, производство по делу прекратить за истечением срока давности привлечения за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Постановление может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Горнозаводский районный суд в течение 10 суток со дня его вынесения.
Судья -