Дело № 2а-243/20
25RS0010-01-2019-005495-64
Р Р• РЁ Р• Рќ Р Р•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
«03» марта 2020 года г. Находка Приморского края
Находкинский городской суд Приморского края, в составе председательствующего судьи Жила Н.Л., при секретаре Горбуновой Ю.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению представителя по доверенности Соколовой Елены Николаевны в интересах административного истца Насырова Фурката Викторовича о признании незаконным решения Администрации Партизанского муниципального района Приморского края № от 28 октября 2019 года,
РЈ РЎ Рў Рђ Рќ Рћ Р’ Р Р›:
Представитель по доверенности Соколова Елена Николаевна в интересах административного истца Насырова Фурката Викторовича обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения Администрации Партизанского муниципального района Приморского края № от 28 октября 2019 года об отказе в предоставлении в собственность земельного участка №, расположенного в пределах ДПК «Океан» без проведения торгов и возложении на администрацию Партизанского муниципального района Приморского края обязанности предоставить Насырову Ф.В. в собственность земельный участок №, расположенный в пределах ДПК «Океан» без проведения торгов на основании подпункта 3 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ЗК Российской Федерации).
В обоснование иска указано, что 10 октября 2019 года (вх. 591/8) в администрацию Партизанского муниципального района поступило заявление Насырова Ф.В. о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым №, расположенного в пределах ДПК «Океан», без проведения торгов.
28 октября 2019 года начальником отдела земельных отношений и муниципального земельного контроля управления по распоряжению муниципальной собственностью администрации Партизанского муниципального района отказано в предоставлении указанного земельного участка в собственность без проведения торгов (исх. №) со ссылкой на пункты 14.1, 17 статьи 39.16 ЗК Российской Федерации.
Рспрашиваемый земельный участок расположен РІ границах, предоставленного РІ 2006 РіРѕРґСѓ ДПК «Океан» земельного участка площадью 21РіР° для размещения дачно-потребительского кооператива «Океан», расположенного РІ районе РѕР·. Лебединое Партизанского района РџСЂРёРјРѕСЂСЃРєРѕРіРѕ края. Данный участок имеет статус «учтенный», расположен РїРѕ адресу: РџСЂРёРјРѕСЂСЃРєРёР№ край, Партизанский район, ДПК «Океан», СѓР». Прибойная, участок в„– 6, относится Рє категории земель сельскохозяйственного назначения СЃ разрешенным использованием – для дачного строительства.
По мнению административного истца, оспариваемое решение об отказе в предоставлении земельного участка в собственность вынесено в отсутствие законных оснований, доказательств того, что испрашиваемый земельный участок находится в санитарно-защитной зоне объекта «Комплекс нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств ЗАО «Восточная нефтехимическая компания», которому в установленном законом порядке выдавалось постановление или решение и заключение об установлении санитарно-защитной зоны, не имеется.
РљСЂРѕРјРµ того, земельный участок для ДПК «Океан» был выделен РІ 2006 РіРѕРґР°, тогда как Р—РђРћ «Восточная нефтехимическая компания» включено РІ РўРћРЎРР -3 РІ 2015 РіРѕРґСѓ.
Административным ответчиком не представлено ни одного доказательства, достоверно подтверждающего нахождение спорного участка в границах санитарно-защитной зоны предприятия, либо нахождение спорного участка в границах земельного участка, предназначенного для размещения объектов федерального, регионального либо местного значения.
Ни в одном из перечисленных ответчиком актов ЗАО «Восточная нефтехимическая компания» не значится как объект федерального значения.
Единственным правоустанавливающим федеральным актом для изменения схемы территориального планирования является распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 марта 2013 № 384-р «Об утверждении схемы территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта) и автомобильных дорог федерального значения».
согласно п. 36 раздела 4 вышеуказанного акта, предусмотрено строительство морского терминала для перевалки нефтехимических грузов в заливе Восток мощностью 21 млн. тонн в год.
Однако, указанный нормативный правовой акт не относит морской терминал ЗАО «Восточная нефтехимическая компания» к комплексу нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств.
В судебное заседание административный истец Насыров Ф.В., представитель административного истца Соколова Е.Н. не явились, извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. От представителя административного истца Соколовой Е.Н. поступило письменное ходатайство о рассмотрении административного иска в отсутствие административного истца и представителя.
Административный ответчик – представитель администрации Партизанского муниципального района Приморского края в судебное заседание также не явился, извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. Направил письменные возражения, в которых указано о несогласии с заявленными исковыми требованиями. Полагает, что доводы, приведенные в административном исковом заявлении, не опровергают оснований для отказа в предоставлении земельного участка по основаниям, указанным в решении об отказе в предоставлении земельного участка. По мнению представителя административного ответчика, все основания, указанные в решении об отказе в предоставлении земельного участка, законны и обоснованны.
Заинтересованное лицо – представитель ДПК «Океан» не явился, извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. Ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлено, при таких обстоятельствах, суд считает рассмотреть дело в отсутствии заинтересованного лица.
Рзучив заявленные административным истцом требования Рё представленные материалы дела, принимая РІРѕ внимание, что РІ соответствии СЃ Рї. 6 СЃС‚. 226 РљРђРЎ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации неявка РІ судебное заседание лиц, участвующих РІ деле, РёС… представителей, надлежащим образом извещенных Рѕ времени Рё месте судебного заседания, РЅРµ является препятствием Рє рассмотрению Рё разрешению административного дела, если СЃСѓРґ РЅРµ признал РёС… СЏРІРєСѓ обязательной, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє следующим выводам.
Статья 15 Конституции Российской Федерации определяет, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
РСЃС…РѕРґСЏ РёР· содержания Рї. 1 С‡. 2 СЃС‚. 227 РљРђРЎ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации решение, действия (бездействие) РјРѕРіСѓС‚ быть признаны незаконными РїСЂРё наличии одновременно РґРІСѓС… условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону Рё нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав Рё законных интересов заявителя.
Материалами дела установлено, что спорный земельный участок расположен в границах, предоставленного в 2006 году ДПК «Океан» площадью 21 га для размещения дачно-потребительского кооператива «Океан», расположенного в районе оз. Лебединое Партизанского района Приморского края (Акт выбора № 15 земельного участка дачно-потребительского кооператива «Океан» от 14 сентября 2006).
Постановлением Администрации Партизанского муниципального района Приморского края № 222 от 26 мая 2010 года в собственность ДПК «Океан», зарегистрированному по адресу: Партизанский район, с. Владимиро-Александровское, ул. Лазо, 125, бесплатно передан земельный участок площадью 38 645 кв. метров (кадастровый №), относящийся к имуществу общего пользования (первая очередь ДПК «Океан»), расположенный примерно в 1700 метрах по направлению на северо-восток от ориентира (мыс Подосенова), расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Приморский край, Партизанский район, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю 25-АБ 378309 от 02 июня 2010 года; 25-АБ 779261 от 14 июня 2012 года; 25-АБ 345848 от 02 декабря 2014 года за дачно-потребительским кооперативом «Океан» зарегистрировано право на земельные участки с кадастровыми номерами №, №; №.
Насыров Ф.В. является членом дачно-потребительского кооператива «Океан», включен в список членов ДПК «Океан» и за ним согласно выписке из протокола № 05/16 от 25 октября 2016 года общего собрания ДПК «Океан» закреплен земельный участок № 43 (кадастровый №).
Согласно сведениям публичной кадастровой карты, земельный участок с кадастровым номером № имеет статус «учтенный», расположен по адресу: <.........>, ДПК «Океан», <.........>, №; относится к категории земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием - для дачного строительства (по документу: размещение дачных домов и садовых домов).
В октябре 2019 года Насыров Ф.В. обратилась в администрацию Партизанского муниципального района с заявлением о предоставлении ему в собственность земельного участка с кадастровым номером №, расположенного в пределах ДПК «Океан», без проведения торгов (вх. № 591/8 от 10 октября 2019 года).
28 октября 2019 начальником отдела земельных отношений Рё муниципального земельного контроля управления РїРѕ распоряжению муниципальной собственностью администрации Партизанского муниципального района отказано РІ предоставлении Насырову Р¤.Р’. указанного земельного участка РІ собственность без проведения торгов (РёСЃС…. в„–) РЅР° основании пунктов 14.1, 17 статьи 39.16 Земельного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, Р° именно: РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ тем, что испрашиваемый земельный участок РІ соответствии СЃРѕ схемой территориального планирования Партизанского муниципального района, утвержденной решением Думы Партизанского района РѕС‚ 27 октября 2010 в„– 207 (РІ ред. РѕС‚ 27 марта 2015 в„– 162, РѕС‚ 26 февраля 2016 в„– 258) попал РІ санитарно-защитную Р·РѕРЅСѓ объекта «Комплекс нефтеперерабатывающих Рё нефтехимических производств Р—РђРћ «Восточная нефтехимическая компания», Р° также РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ тем, что указанный объект отражен РІ Приложении в„– 2 постановления администрации РџСЂРёРјРѕСЂСЃРєРѕРіРѕ края РѕС‚ 01 РёСЋРЅСЏ 2015 в„– 169-РїР° «О внесении изменений РІ постановление Администрации РџСЂРёРјРѕСЂСЃРєРѕРіРѕ края РѕС‚ 30 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2009 РіРѕРґР° в„– 323-РїР° «Об утверждении схемы территориального планирования РџСЂРёРјРѕСЂСЃРєРѕРіРѕ края» как РўРћРЎРР– 3 (территория опережающего социально-экономического развития «Нефтехимический») Р—РђРћ «ВНХК» как объект федерального значения, включен РІ схему территориального планирования Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІ области федерального транспорта, РІ соответствии СЃ Распоряжением Правительства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации в„– 384-СЂ РѕС‚ 19 марта 2013 (ред. РѕС‚ 30 января 2020) «Об утверждении схемы территориального планирования Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІ области федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, РјРѕСЂСЃРєРѕРіРѕ, внутреннего РІРѕРґРЅРѕРіРѕ транспорта) Рё автомобильных РґРѕСЂРѕРі федерального значения».
В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, за исключением земельных участков общего назначения, членам такого товарищества.
Указанные положения относятся также к дачным потребительским кооперативам, образованным до вступления в силу нового закона (ст. 54 Федерального закона от 29 июля 2017 № 217-ФЗ (ред. от 03 августа 2018) "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
В соответствии с пунктами 14.1, 17 статьи 39.16 ЗК Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка (пункт 14.1); указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов (пункт 17).
В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации право на землю может быть ограничено в использовании земельных участков в зонах с особыми условиями использования территорий.
Санитарно-защитная зона относится к зонам с особыми условиями использования территорий (пункт 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статья 105 ЗК Российской Федерации) и отображается на картах в составе материалов по обоснованию генерального плана (подпункт 7 части 8 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Санитарно-защитные зоны устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор, в порядке, предусмотренном Правилами установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03 марта 2018 года № 222 (далее - Правила).
В соответствии с абз 2 п. 1 Правил санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее - объекты), в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.
Согласно п. 25 Правил санитарно-защитная зона и ограничения использования земельных участков, расположенных в ее границах, считаются установленными со дня внесения сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости.
РР· пунктов 13, 14 Правил следует, что санитарно-защитные Р·РѕРЅС‹ устанавливаются, изменяются Рё прекращаются РїРѕ заявлению заинтересованного лица, обязательным приложением Рє которому являются проект санитарно-защитной Р·РѕРЅС‹ Рё экспертное заключение Рѕ проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы РІ отношении проекта санитарно-защитной Р·РѕРЅС‹.
Решения об установлении, изменении и прекращении санитарно-защитных зон принимаются Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека либо ее территориальными органами в зависимости от класса опасности предприятия.
Доказательств того, что спорный земельный участок находится в санитарно-защитной зоне объекта «Комплекс нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств ЗАО «Восточная нефтехимическая компания», которому в установленном законом порядке выдавалось постановление или решение и заключение об установлении санитарно-защитной зоны, не имеется.
Тот факт, что указанный участок в соответствии со схемой территориального планирования (далее - СТП) Партизанского муниципального района, утвержденной решением Думы Партизанского района от 27 октября 2010 № 207 (в ред. от 27 марта 2015 № 162, от 26 февраля 2016 № 258) попал в санитарно-защитную зону ЗАО «ВНХК», не свидетельствует о законности схемы территориального планирования, поскольку действующими нормативно-правовыми актами определен порядок установления санитарно-защитных зон, из которого следует, что ни генеральным планом, ни правилами землепользования и застройки они устанавливаться не могут.
Более того, определением Приморского краевого суда от 24 декабря 2015 года по делу № 33а-11106 дана оценка законности нормативному правовому акту Думы Партизанского муниципального района от 27 декабря 2010 года № 207 "Об утверждении Схемы территориального планирования Партизанского муниципального района", в редакции от 27 марта 2015 № 162, которым признан противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня принятия нормативный правовой акт Думы Партизанского муниципального района от 27 декабря 2010 № 207 "Об утверждении Схемы территориального планирования Партизанского муниципального района", в редакции от 27 марта 2015 № 162, в части внесения в раздел 4 "Перечень планируемых для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения", следующих указаний:
в таблице "Объекты федерального значения", в наименовании объекта "Морской терминал в заливе "Восток" (Приморский край)" слова: "комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств ЗАО "Восточная нефтехимическая компания" (столбец 2 строка 8).
в части включения в таблицу "Объекты иного значения" объекта "комплекс нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств (размер СЗЗ уточнится проектом)".
в части наименования таблицы "Объекты иного значения", слова: "(частные,...)".
При этом определением Приморского краевого суда от 24 декабря 2015 года преюдициально установлено, что при принятии решения об утверждении схемы отсутствовали документы, подтверждающие прохождение установленной законом процедуры согласования схемы размещения комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств в Партизанском районе с федеральным органом и органами местного самоуправления.
РР· изложенного следует, что органом местного самоуправления нарушен РїРѕСЂСЏРґРѕРє принятия нормативного правового акта, установленный федеральным законодательством, поэтому названный объект (Р—РђРћ «ВНХК») незаконно включен РІ схему территориального планирования.
Единственным правоустанавливающим федеральным актом для изменения схемы территориального планирования является распоряжение Правительства РФ от 19 марта 2013 № 384-р "Об утверждении схемы территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта) и автомобильных дорог федерального значения".
Пунктом 36 Раздела 4 распоряжения Правительства Российской Федерации от 19 марта 2013 № 384-р предусмотрено строительство морского терминала для перевалки нефтехимических грузов в заливе Восток мощностью 21 млн. тонн в год (Приморский край, Партизанский муниципальный район, залив Восток).
Однако указанный нормативный правовой акт не относит морской терминал к комплексу нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств ЗАО "Восточная нефтехимическая компания".
Таким образом, учитывая, что действующими правовыми актами объекты ЗАО «Восточная нефтехимическая компания» не отнесены к объектам федерального, краевого и местного значения, оснований, предусмотренных п.17 ст.39.16 ЗК Российской Федерации, для отказа в предоставлении земельного участка Насырову Ф.В., не имелось.
Кроме того, ответчиком не предоставлено доказательств того, что сведения об установлении СЗЗ, координаты зоны занесены в ЕГРН в соответствии с нормами действующего законодательства. Ограничения в использовании земельных участков в сведениях кадастрового учета отсутствуют.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных представителем административного истца Соколовой Е.Н. требований о признании незаконным решения администрации Партизанского муниципального района Приморского края № от 28 октября 2019 года, с возложением обязанности на администрацию Партизанского муниципального района Приморского края повторно рассмотреть заявление о предоставлении Насырову Ф.В. в собственность земельного участка с кадастровым номером №, расположенного в пределах ДПК «Океан» без проведения торгов.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Р• РЁ Р Р› :
Административное исковое заявление представителя по доверенности Соколовой Елены Николаевны в интересах административного истца Насырова Фурката Викторовича о признании незаконным решения Администрации Партизанского муниципального района Приморского края № от 28 октября 2019 года - удовлетворить.
Признать незаконным решение администрации Партизанского муниципального района Приморского края № от 28 октября 2019 года об отказе в предоставлении Насырову Фуркату Викторовичу в собственность земельного участка с кадастровым номером №, расположенного в пределах ДПК «Океан» без проведения торгов.
Обязать администрацию Партизанского муниципального района Приморского края повторно рассмотреть заявление Насырова Фурката Викторовича о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером №, расположенного в пределах ДПК «Океан» без проведения торгов.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Находкинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.Л. Жила