УИД 68RS0002-01-2022-000293-32 (№ 2-611/2022)
Дело № 33-87/2023 а/ж
Судья Киреева Н.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 февраля 2022 года город Тамбов
Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего судьи Пачиной Л.Н.,
судей Рожковой Т.В., Сорокиной С.Л.
при секретаре Лаврентович К.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО к администрации города Тамбова Тамбовской области, министерству градостроительства и архитектуры Тамбовской области, Правительству Тамбовской области о признании незаконными решений, о восстановлении на учете в качестве нуждающегося в получении жилого помещения, о включении в список граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в жилых помещения, признании права на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета, предоставлении жилого помещения в собственность
по апелляционным жалобам министерства градостроительства и архитектуры Тамбовской области и ФИО на решение Ленинского районного суда города Тамбова от 20 июля 2022 года,
апелляционной жалобе ФИО на дополнительное решение Ленинского районного суда города Тамбова от 15 сентября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Рожковой Т.В., объяснения ФИО и его представителя Козинцевой О.Н., поддержавших жалобы истца, представителя Правительства Тамбовской области и министерства градостроительства и архитектуры Тамбовской области Горбунова А.С., поддержавшего жалобу министерства, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО обратился в суд с иском к администрации города Тамбова Тамбовской области и управлению градостроительства и архитектуры Тамбовской области, которое в ходе апелляционного обжалования переименовано в министерство градостроительства и архитектуры Тамбовской области, о признании незаконным пункта 4 постановления администрации города от 1 ноября 2021 года № 5142 и восстановлении в составе семьи 1 человек на учете нуждающегося в жилом помещении как военнослужащего запаса, уволенного с военной службы, с даты постановки на учет – 20 октября 1998 года, признании незаконным решения управления об отказе во включении в список уволенных с военной службы граждан, нуждающихся в жилых помещениях, признании права на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета и обеспечении жилым помещением путем предоставления в собственность бесплатно, указывая, что является военным пенсионером и сразу после увольнения с военной службы избрал местом жительства город Тамбов, где 20 октября 1998 года администрацией города с составом семьи три человека (он, супруга, сын) был поставлен на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении списку очереди «военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы, и граждане, уволенные с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащие и сотрудники Государственной противопожарной службы».
Вплоть до 2021 года жилым помещением обеспечен не был. За прошедшее время состав его семьи изменился и составляет один человек (брак с супругой расторгнут, сын с ним не проживает). Несмотря на то, что он зарегистрирован по месту жительства в квартире своей матери, в указанном жилом помещении он не проживает, прав на иное жилое помещение не имеет. После его обращения в администрацию города с заявлением об изменении состава семьи, администрация города своим постановлением в изменении состава его семьи отказала и сняла его семью с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Отказ администрации города в изменении состава семьи и снятие его с жилищного учета считает незаконным, так как был принят на учет как гражданин, уволенный с военной службы, на получение жилого помещения за счет средств федерального бюджета в избранном месте жительства.
Так как в настоящее время обеспечение такой категории граждан жилыми помещениями осуществляет управление градостроительства и архитектуры Тамбовской области, он 13 октября 2021 года обратился в управление с соответствующим заявлением об обеспечении его жилым помещением путем предоставления в собственность бесплатно, однако решением управления ему было отказано во включении в список граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в жилых помещениях, в связи с тем, что в администрации города не имеется его учетного дела, сформированного в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы.
Считает отказ незаконным, так как отсутствие такого учетного дела не является основанием для отказа во включении в список граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в жилых помещениях.
В ходе разбирательства дела ФИО уточнил исковые требования (т.1 л.д.101-105).
Определением Ленинского районного суда города Тамбова от 1 июня 2022 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация Тамбовской области, которая в ходе апелляционного обжалования переименована в Правительство Тамбовской области (т.1 л.д.129-130).
Решением Ленинского районного суда города Тамбова от 20 июля 2022 года исковые требования ФИО к администрации города Тамбова Тамбовской области, управлению градостроительства и архитектуры Тамбовской области, администрации Тамбовской области о признании незаконными решений и действий администрации города Тамбова и управления градостроительства и архитектуры Тамбовской области, признании права на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета в избранном постоянном месте жительства удовлетворены.
Признан незаконным пункт 4 постановления администрации города Тамбова Тамбовской области от 1 ноября 2021 года № 5142 об отказе в изменении состава семьи и снятии в качестве нуждающегося в жилом помещении ФИО
Признано за ФИО право на обеспечение жилым помещением с 20 октября 1998 года за счет средств федерального бюджета, как за гражданином, уволенным с военной службы, который до 1 января 2005 года был принят органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, имеющим право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии со статьями 15, 15.1 ФЗ «О статусе военнослужащих», статьей 2 ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» по избранному постоянному месту жительства на основании подпункта «и» пункта 7 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 года № 1054.
На администрацию города Тамбова Тамбовской области возложена обязанность рассмотреть вопрос об изменении состава семьи ФИО (об исключении из членов семьи ФИО – ФИО1, ФИО2) и восстановлении ФИО на учете в качестве нуждающегося в получении жилого помещения по избранному месту жительства на основании подпункта «и» пункта 7 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 года № 1054, как гражданина уволенного с военной службы, в очереди на получении жилых помещений за счет средств федерального бюджета (по списку очереди «военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы, и граждане, уволенные с военной службы в запас или отставку и службы в органов внутренних дел, военнослужащие и сотрудники Государственной противопожарной службы») с даты принятия на учет для улучшения жилищных условий по списку военнослужащих запаса – 20 октября 1998 года.
Признаны незаконными действия управления градостроительства и архитектуры Тамбовской области, выразившиеся в отказе в предоставлении ФИО жилого помещения в собственность бесплатно за счет средств федерального бюджета по основанию отсутствия учетного дела ФИО, сформированного в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан», установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011- 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050, и неучастия ФИО в указанной программе.
На администрацию города Тамбова Тамбовской области и управление градостроительства и архитектуры Тамбовской области возложена обязанность рассмотреть вопрос о предоставлении (распределении) жилого помещения ФИО, как гражданину, уволенному с военной службы, который до 1 января 2005 года был принят органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в избранном постоянном месте жительства, за счет средств федерального бюджета в соответствии с Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 года № 1054 и статьей 3 ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан».
Дополнительным решением Ленинского районного суда города Тамбова от 15 сентября 2022 года исковые требования ФИО к администрации Тамбовской области оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе управление градостроительства и архитектуры Тамбовской области просит решение Ленинского районного суда города Тамбова от 20 июля 2022 года отменить в части признания незаконными решений управления градостроительства и архитектуры области, а также возложения на управление градостроительства и архитектуры области обязанности рассмотреть вопрос о предоставлении (распределении) жилого помещения ФИО в соответствии с Правилами учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденными постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 года № 1054, и принять по делу новое решение, отказав в удовлетворении исковых требований ФИО к управлению градостроительства и архитектуры Тамбовской области, ссылаясь на то, что действия управления градостроительства и архитектуры области не могут быть признаны незаконными, так как были осуществлены в строгом соответствии с требованиями, установленными Законом Тамбовской области от 2 марта 2012 года № 122-3 «Об обеспечении жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и о внесении изменения в статью 25 Закона Тамбовской области «О жилищном фонде Тамбовской области».
Обращает внимание на то, что на территории Тамбовской области для обеспечения жильем вышеуказанной категории граждан, в рамках исполнения части 2 статьи 3 ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан», принят Закон Тамбовской области, и на управление градостроительства и архитектуры области возложены полномочия по обеспечению жильем граждан в рамках Закона Тамбовской области. Предоставить (распределить) жилое помещение ФИО без представления документов, установленных Законом Тамбовской области, не представляется возможным.
В апелляционной жалобе ФИО просит решение Ленинского районного суда города Тамбова от 20 июля 2022 года изменить и признать пункт 4 постановления администрации города Тамбова от 1 ноября 2021 года незаконным, восстановить его на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении с 20 октября 1998 года, признать незаконным отказ во включении в список уволенных с военной службы граждан, нуждающихся в жилых помещениях, по основанию отсутствия учетного дела, сформированного в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «жилище» на 2011 – 2015 годы», признать за ним право на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства за счет средств федерального бюджета и предоставить за счет средств федерального бюджета жилое помещение в собственность бесплатно, ссылаясь на то, что при увольнении со службы он и его семья не были обеспечены жилым помещением, ранее предоставленное жилое помещение по месту службы на территории Белорусской ССР он сдал в установленном законом порядке, по последнему месту службы в Хабаровском крае жилым помещением не обеспечивался, после увольнения 20 октября 1998 года был принял с семьей на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении органом местного самоуправления в избранном месте жительства, до получения жилого помещения с семьей прописались в квартире, принадлежащей его маме, однако фактически никогда в квартире не проживали, документы, подтверждающие необеспечение его жильем по линии Министерства обороны Российской Федерации либо за счет средств федерального бюджета представлены.
В апелляционной жалобе ФИО просит отменить дополнительное решение Ленинского районного суда города Тамбова от 15 сентября 2022 года, указывая, что поскольку по его требованию к администрации Тамбовской области, по которому лица, участвующие в деле, представляли доказательства и давали объяснения, было принято решение суда об удовлетворении иска, оснований для вынесения дополнительного решения об оставлении без удовлетворения его исковых требований к администрации Тамбовской области не имелось.
Обращает внимание на то, что не был извещен Ленинским районным судом города Тамбова о судебном заседании 15 сентября 2022 года, в рамках которого было вынесено оспариваемое дополнительное решение, что нарушило его процессуальные права и лишило его возможности предоставлять пояснения и возражения при рассмотрении судом вопроса о вынесении дополнительного решения, которое затрагивает его права и законные интересы.
В возражениях на апелляционную жалобу управления градостроительства и архитектуры Тамбовской области ФИО просит оставить её без удовлетворения.
Проверив материалы дела и рассмотрев его в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований, предусмотренных пунктами 1 и 3 части 1, пунктом 3 части 2 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены постановленного судом решения ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела и неправильного применения норм материального права – неправильного истолкования закона.
Материалами дела подтверждается и установлено судом, что ФИО проходил военную службу и в звании майора приказом командующего 1 воздушной армии от 23 мая 1998 года № 088 был досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями. Исключен из списков личного состава части с 19 сентября 1998 года, выслуга лет в вооруженных силах в календарном исчислении составляет 20 лет 1 месяц 15 дней, подлежит направлению на учет в военный комиссариат Октябрьского района города Тамбова (т.2 л.д.37-42).
Последним местом военной службы ФИО была войсковая часть, расположенная в п. Князе-Волконское Хабаровского края. В этот период времени ФИО имел семью в составе три человека (он, супруга, сын) (т.2л.д.38).
При увольнении с военной службы ФИО были выданы удостоверение от 23 мая 1998 года о наличии права на льготы, предусмотренные постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 21 марта 1989 года №237-74, от 20 января 1960 года № 74 и постановлением Совета Министров СССР от 17 февраля 1981 года № 193, справка о сдаче жилой площади в г.п. Россь Гродненского района от 26 августа 1998 года, т.е. по месту военной службы, предшествующему военной службе в Хабаровском крае (т.1 л.д.78-79).
Согласно ответу Департамента планирования и координации обустройства войск (сил) Министерства обороны Российской Федерации от 4 июня 2021 года, ответу Министерства обороны Российской Федерации от 9 июня 2021 года ФИО по последнему месту службы в п. Князе-Волконское Хабаровского края жилой площадью не обеспечивался (т.2 л.д.84об.,85).
По прибытии после окончания военной службы в город Тамбов ФИО с составом семьи три человека (он, супруга, сын) на основании заявления от 21 сентября 1998 года постановлением администрации города Тамбова от 20 октября 1998 года № 491 был принят на учет для улучшения жилищных условий по списку военнослужащих запаса (т.1 л.д.21,75,76).
23 сентября 1998 года он с семьей зарегистрировался по месту жительства в квартире *** города Тамбова, принадлежащей на праве собственности его маме ФИО3
Названная трехкомнатная квартира общей площадью 52,3 кв.м, жилой площадью 35,9 кв.м, предоставлялась ФИО3 по ордеру 28 августа 1967 года на состав семьи, в том числе сына ФИО (истец), и приватизирована ею на основании договора о безвозмездной передаче жилья в собственность от 10 ноября 1994 года (т.2 л.д.26-30,66,73,74).
Решением Октябрьского районного суда города Тамбова от 21 мая 2002 года ФИО1 (супруга ФИО) и сын ФИО ФИО2 признаны утратившими право пользования квартирой *** города Тамбова. Исковое заявление было предъявлено ФИО3, участвовавший в деле в качестве третьего лица ФИО считал требования законными (т.1 л.д.12, т.2 л.д.11).
28 августа 2006 года брак ФИО и ФИО1 расторгнут (т.1 л.д.11).
В 2009 году ФИО в целях получения государственного жилищного сертификата пытался получить справку квартирно-эксплуатационного органа о сдаче жилья по последнему месту военной службы, но такая справка не была ему выдана в связи с тем, что им не были представлены некоторые документы (т.2 л.д.90).
Заявление на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы в администрацию города Тамбова ФИО не подавал, участником названной подпрограммы не признавался, учетное дело ФИО в рамках данной подпрограммы не формировалось.
В 2019 году ФИО узнал, что постановлением администрации города Тамбова от 26 января 2010 года № 405 он снят с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях в связи с не предоставлением документов в полном объеме и не обновлением документов для перерегистрации в очереди (т.1 л.д.56-62).
Решением Октябрьского районного суда города Тамбова от 8 июля 2020 года, вступившим в законную силу, указанное постановление администрации города признано незаконным, на администрацию города Тамбова возложена обязанность рассмотреть вопрос о восстановлении ФИО в очереди в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (в жилых помещениях) как военнослужащего запаса, уволенного с военной службы (т.1 л.д.56-62).
24 февраля 2021 года постановлением администрации города Тамбова Тамбовской области № 794 ФИО восстановлен на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении с 20 октября 1998 года (т.1 л.д.13,53,54).
В феврале 2021 года ФИО обратился в Правительство Тамбовской области по вопросу обеспечения жильем как гражданина, уволенного с военной службы. Ему был разъяснен порядок обращения с соответствующим заявлением и документами (т.2 л.д.124).
13 октября 2021 года ФИО подал в министерство градостроительства и архитектуры Тамбовской области заявление на обеспечение жилым помещением путем предоставления жилого помещения в собственность бесплатно (т.2 л.д.3). В администрацию города Тамбова ФИО подал заявление об изменении состава семьи в связи с расторжением брака с супругой в 2006 году.
Постановлением администрации города Тамбова Тамбовской области от 1 ноября 2021 года № 5142 в изменении состава семьи с трех человек на одного ФИО отказано и семья ФИО снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма по пункту 2 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации (т.1 л.д.25).
19 ноября 2021 года министерством градостроительства и архитектуры Тамбовской области ФИО отказано во включении в список граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в жилых помещениях, так как отсутствует учетное дело ФИО, сформированное в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы (т.2 л.д.4-6).
Согласно выписке из ЕГРН на территории России у ФИО в собственности отсутствует недвижимое имущество (т.1 л.д.134, т.2 л.д.51,52).
Полагая, что администрация города не вправе была снимать его с жилищного учета, министерство градостроительства и архитектуры Тамбовской области не вправе было отказывать во включении в список граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в жилых помещениях, что он имеет право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета путем предоставления жилого помещения в собственность бесплатно, ФИО обратился в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении»).
Обжалуемое решение названным требованиям закона не отвечает, фактически судом спор о праве ФИО на предоставление жилого помещения за счет средств федерального бюджета в собственность бесплатно разрешен не был.
Так, признав незаконным постановление администрации города о снятии семьи ФИО с жилищного учета, и признав за ФИО право на обеспечение жилым помещением с 20 октября 1998 года за счет средств федерального бюджета, как за гражданином, уволенным с военной службы, суд первой инстанции, в тоже время, не установил подлежит ли ФИО восстановлению на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по избранному месту жительства, подлежит ли ФИО включению в список граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в жилых помещениях.
В нарушение требований норм процессуального права о необходимости разрешения спора по существу и указания в резолютивной части решения суда выводов суда об удовлетворении иска либо об отказе в удовлетворении иска полностью или в части, суд первой инстанции таким образом изложил решение (обязать рассмотреть вопрос), что вопрос о восстановлении ФИО на учете нуждающихся и включении в список граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в жилых помещениях, остался не разрешенным судом, а переданным на рассмотрение соответствующих органов, тогда как именно наличие права состоять на учете в качестве нуждающегося в получении жилого помещения по избранному месту жительства влечет право на предоставление жилого помещения гражданину, уволенному с военной службы, нуждающемуся в жилом помещении.
Признав за ФИО право на обеспечение жилым помещением с 20 октября 1998 года, суд обязал администрацию города Тамбова, к полномочиям которой не относится обеспечение названной категории граждан жилым помещением, и министерство градостроительства и архитектуры Тамбовской области рассмотреть вопрос о предоставлении жилого помещения ФИО, что ставит под сомнение решение суда в части признания за истцом права на обеспечение жильем и в зависимость от принятого названными лицами решения при исполнении решения суда.
Указав в резолютивной части основного решения на то, что исковые требования к администрации Тамбовской области удовлетворены, суд первой инстанции, в тоже время, вынес дополнительное решение, в резолютивной части которого указал на то, что исковые требования к администрации Тамбовской области оставлены без удовлетворения.
При таком положении обжалуемые решения нельзя признать законными и обоснованными, они подлежат отмене с принятием нового решения.
На дату увольнения ФИО с военной службы действовал ФЗ от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – ФЗ «О статусе военнослужащих»).
На основании пункта 1 статьи 15 названного закона в редакции, действующей на дату увольнения ФИО с военной службы, государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений. Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь за счет государственного или муниципального жилищного фонда, закрепляемого за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).
При продолжении военной службы свыше пяти лет военнослужащим предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
Пунктами 6 и 7 статьи 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» было предусмотрено, что военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей имеют право безвозмездно получать в собственность занимаемые ими жилые помещения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением служебных жилых помещений и жилых помещений в закрытых военных городках.
Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, не имеющим жилых помещений для постоянного проживания или нуждающимся в улучшении жилищных условий, вступившим в жилищно - строительные (жилищные) кооперативы либо осуществляющим строительство (покупку) индивидуальных жилых домов (квартир) в пределах социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, с учетом дополнительной общей площади жилого помещения, предоставляемой в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации отдельным категориям военнослужащих и совместно проживающим с ними членам их семей, по месту военной службы на территории Российской Федерации предоставляются субсидии в виде безвозмездной финансовой помощи при общей продолжительности военной службы в размере, указанном в названном пункте.
В соответствии с абзацами 2 и 3 пункта 1 статьи 23 ФЗ «О статусе военнослужащих» в редакции закона, действующего на дату увольнения ФИО с военной службы, военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктами 13 и 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Военнослужащим, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, подлежащим увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно – штатными мероприятиями, в последний год военной службы Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) по желанию военнослужащего выдается государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на семью в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно пунктам 13 и 14 статьи 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» в редакции закона, действующего на дату увольнения ФИО с военной службы, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более.
Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, не более чем за три года до увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе либо в течение года при увольнении с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями по ходатайству командиров воинских частей включаются органами местного самоуправления избранного постоянного места жительства в списки граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений, или в списки членов жилищно - строительных (жилищных) кооперативов.
О принятом решении органы местного самоуправления в письменной форме сообщают соответствующим командирам воинских частей в трехмесячный срок и гарантируют предоставление жилых помещений после прибытия граждан, уволенных с военной службы, на избранное место жительства в течение трех месяцев.
Сведения о постановке на учет заносятся в личные дела военнослужащих.
Военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно – штатными мероприятиями и члены их семей при перемене места жительства не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительства обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов на приобретение и строительство жилья, обеспечиваемых средствами из федерального бюджета, а также внебюджетных источников финансирования. Право на обеспечение жилой площадью на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилой площади по избранному месту жительства.
При невозможности предоставить жилые помещения по установленным нормам в трехмесячный срок органы местного самоуправления до их предоставления обязаны разместить граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в других жилых помещениях или ежемесячно выплачивать им денежную компенсацию за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 1998 года № 1054 утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (далее – Правила учета).
Разделом 2 Правил учета в редакции, действовавшей на дату постановки ФИО на учет, предусмотрены основания признания нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.
Так, нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются, в частности, граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации и уволенные с военной службы в запас, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные в связи с организационно - штатными мероприятиями (подпункт «а» пункта 6 Правил учета). Основаниями признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий являются, в том числе отсутствие жилой площади, наличие жилой площади на одного члена семьи ниже предела социальной нормы общей площади жилого помещения, устанавливаемого законодательством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, проживание на условиях поднайма при отсутствии другой жилой площади, избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел.
На основании статьи 100 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ в пункт 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» внесены изменения, вступившие в силу с 1 января 2005 года, с указанной даты с органов местного самоуправления снята обязанность по предоставлению военнослужащим жилых помещений.
В этой связи абзацем 2 пункта 2 статьи 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» было установлено, что обеспечение жилым помещением граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях, осуществляется за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет.
С 1 января 2011 года абзац 2 пункта 2 статьи 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» в приведенной выше редакции утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 8 декабря 2010 года № 342-ФЗ, статья 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» дополнена пунктом 2.1, согласно которому обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 3 Федерального закона от 8 декабря 2010 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации для осуществления следующие полномочия по обеспечению граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце шестом пункта 3.1 статьи 24 ФЗ «О статусе военнослужащих» и статье 2 настоящего Федерального закона жилыми помещениями:
1) предоставление жилого помещения в собственность бесплатно;
2) предоставление жилого помещения по договору социального найма;
3) предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Порядок предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется законодательством субъектов Российской Федерации.
На территории Тамбовской области названный порядок урегулирован Законом Тамбовской области от 2 марта 2012 года № 122-З «Об обеспечении жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и о внесении изменения в статью 25 Закона Тамбовской области «О жилищном фонде Тамбовской области» (далее – Закон Тамбовской области № 122-З).
Согласно частям 1 и 2 статьи 3 Закона Тамбовской области № 122-З для включения в список граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в жилых помещениях (далее - список), граждане, определившиеся с формой обеспечения жильем (далее - граждане), представляют в орган исполнительной власти области, уполномоченный на осуществление функций по обеспечению жильем граждан (далее - уполномоченный орган), заявление, подписанное совершеннолетними членами семьи, по форме согласно приложению 1 к настоящему Закону и приложенные к нему перечисленные в законе документы.
Уполномоченный орган рассматривает заявления и прилагаемые документы, проверяет достоверность и полноту сведений, содержащихся в представленных документах и учетных делах граждан, переданных органами местного самоуправления уполномоченному органу, и в течение трех рабочих дней со дня получения учетного дела принимает решение о включении гражданина в список либо о мотивированном отказе. О принятом решении гражданин письменно уведомляется в течение десяти рабочих дней с указанием оснований для его принятия (абзацы 1 и 3 части 6 статьи 3 Закона Тамбовской области № 122-З).
Основания для отказа в обеспечении жилыми помещениями перечислены в статье 6 Закона Тамбовской области № 122-З, где указано, что основаниями для отказа во включении в список граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставлении единовременной денежной выплаты или предоставлении жилого помещения в собственность или по договору социального найма являются:
несоответствие гражданина требованиям, указанным в Федеральном законе «О статусе военнослужащих»;
непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в частях 2 и 5 статьи 3 настоящего Закона;
недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;
ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием средств федерального бюджета.
Органом исполнительной власти области, уполномоченным на осуществление функций по обеспечению жильем граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в жилых помещениях, является министерство (ранее – управление) градостроительства и архитектуры Тамбовской области.
Вышеуказанные предписания в своей совокупности определяют, что реализация гражданином права на обеспечение жильем по избранному после увольнения с военной службы месту жительства носит не абсолютный характер, и связана не только с его обращением в установленном порядке с заявлением о постановке на очередь на получение жилья или на улучшение жилищных условий, наличием определенного стажа военной службы и соответствующего основания увольнения со службы, а также с наличием оснований для признания за ним соответствующего статуса нуждающегося в улучшении жилищных условий.
В постановлении администрации города от 20 октября 1998 года № 491 конкретное основание принятия ФИО на учет для улучшения жилищных условий по списку военнослужащих запаса со ссылкой на Правила учета не названо.
Истец настаивает на том, что принят на учет по основанию, предусмотренному подпунктом «и» пункта 7 Правил учета.
Согласно подпункту «и» пункта 7 Правил учета основаниями признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий является избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел.
По смыслу приведенных норм законодательства избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы является самостоятельным основанием для постановки гражданина на жилищный учет и означает, что увольняемый с военной службы независимо от места проживания и обеспеченности жилой площадью в период прохождения военной службы при его желании изменить постоянное место жительства после увольнения признается в избранном месте жительства нуждающимся в получении жилых помещений, если он там жилого помещения не имеет, или улучшении жилищных условий, если он имеет там жилое помещение на одного члена семьи ниже предела социальной нормы общей площади жилья.
Как указывалось выше, ФИО по прибытии после увольнения с военной службы в город Тамбов подал заявление в администрацию города о принятии его семьи на жилищный учет. После этого истец с семьей зарегистрировался по месту жительства в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности его маме, впоследствии по иску мамы истца ФИО3 супруга и сын ФИО были признаны утратившими право пользования квартирой, брак Фамилия расторгнут.
Отказывая в изменении состава семьи ФИО и снимая его с учета нуждающихся в жилом помещении, администрация города Тамбова указала, что ФИО зарегистрирован в квартире общей площадью 52,3 кв.м, где всего зарегистрировано два человека (он и его мама ФИО3), жилое помещение принадлежит на праве собственности маме ФИО ФИО3 Поскольку ФИО как член семьи собственника жилого помещения обеспечен общей площадью жилого помещения более учетной нормы на одного человека, то подлежит снятию с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении на основании пункта 2 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Согласно подпункту «г» пункта 26 Правил учета военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, снимаются с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета в случае решения жилищной проблемы.
По смыслу названного пункта Правил учета снятие с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий осуществляется по решению органов местного самоуправления, которыми военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, были поставлены на очередь.
Пунктом 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
Вселённые собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (часть 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Как ранее, так и в настоящее время в соответствии с пунктом 1 статьи 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Изложенное указывает на то, что при реализации жилищных прав военнослужащих, помимо ФЗ «О статусе военнослужащих», подлежат учету и другие нормы действующего законодательства (пункт 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2014 г. № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих»).
В частности, основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма, а также снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма, предусмотрены главой 7 и статьей 56 Жилищного кодекса Российской Федерации. Аналогичное положение, на основании которого граждане снимались с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, было закреплено в статье 32 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент признания ФИО нуждающимся в получении жилья в сентябре 1998 года.
Одним из оснований снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях по смыслу пункта 2 части 1 статьи 56, пункта 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации является наличие у граждан по установленным нормам жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма либо находящихся в их собственности.
Таким образом, закрепленное в подпункте «г» пункта 26 Правил учета положение о снятии граждан, уволенных с военной службы, с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета в случае решения их жилищной проблемы соответствует предписаниям с ФЗ «О статусе военнослужащих» и Жилищного кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, после признания супруги и сына истца утратившими право пользования квартирой *** города Тамбова, принадлежащей на праве собственности маме ФИО, снятия их с регистрационного учета в квартире, расторжения брака с супругой и проживания сына истца со своей мамой, фактически жилищная проблема истца была решена, так как проживая в квартире мамы и являясь членом её семьи, ФИО стал обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более учетной нормы (52,3 кв.м / 2 = 26,15 кв.м), которая на территории города Тамбова составляет 14 кв.м (решение Тамбовской городской Думы от 30 марта 2005 года № 675). В настоящее время жилищное положение ФИО не изменилось.
При таком положении законных оснований для признания пункта 4 постановления администрации города Тамбова Тамбовской области от 1 ноября 2021 года № 5142 незаконным и восстановления ФИО в составе семьи 1 человек на учете нуждающегося в жилом помещении с 20 октября 1998 года, не имеется.
Несмотря на то, что мама истца – ФИО3, допрошенная в качестве свидетеля, показала суду, что ФИО в квартиру не вселялся и в ней не проживает, а свидетель ФИО4 показала суду, что ФИО более десяти лет проживает на ее жилплощади, относимых, допустимых и в своей совокупности достаточных доказательств, объективно опровергающих вселение и проживание истца в квартире, то есть возникновение у ФИО права пользования квартирой *** города Тамбова в качестве члена семьи собственника, последним не представлено (т.1 л.д.97-99).
Договор безвозмездного пользования жилым помещением от 23 сентября 1998 года, представленный суду впервые 15 апреля 2022 года в рамках данного гражданского дела, о наличии которого ФИО ранее никогда не заявлял, также не опровергает возникновение и наличие у ФИО права пользования квартирой своей мамы в качестве члена семьи, поскольку соглашения, определяющего его права пользования квартирой иначе, чем это предусмотрено для собственника, не содержит (т.1 л.д.95).
Судебная коллегия соглашается с тем, что решение министерства градостроительства и архитектуры Тамбовской области от 19 ноября 2021 года об отказе во включении ФИО в список граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в жилых помещениях, так как отсутствует его учетное дело, сформированное в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы, нельзя признать основанным и соответствующим статье 6 Закона Тамбовской области № 122-З, вместе с тем это не влечет признание его незаконным и возложение на министерство градостроительства и архитектуры Тамбовской области обязанности включить ФИО в список граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в жилых помещения, и предоставить жилое помещение в собственность бесплатно, так как после решения жилищной проблемы истца и снятия его администрацией города Тамбова с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении 1 ноября 2021 года, ФИО утратил право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета, как гражданин, уволенный с военный службы, нуждающийся в получении жилого помещения или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета, то есть перестал соответствовать требованиям, указанным в ФЗ «О статусе военнослужащих» (статья 6 Закона Тамбовской области №122-З).
При таком положении законных оснований для признания незаконным решения министерства градостроительства и архитектуры Тамбовской области об отказе во включении ФИО в список граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в жилых помещения, для возложения обязанности включить в список граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в жилых помещения, для признания права на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета, для возложения обязанности предоставить жилое помещение в собственность не имеется.
Руководствуясь статьями 328 – 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда города Тамбова от 20 июля 2022 года и дополнительное решение Ленинского районного суда города Тамбова от 15 сентября 2022 года решение отменить и принять новое решение.
В удовлетворении исковых требований ФИО к администрации города Тамбова Тамбовской области о признании незаконным пункта 4 постановления от 1 ноября 2021 года № 5142 и восстановлении в составе семьи 1 человек на учете нуждающегося в жилом помещении с 20 октября 1998 года, к министерству градостроительства и архитектуры Тамбовской области, Правительству Тамбовской области о признании незаконным решения об отказе во включении в список граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в жилых помещения, о включении в список граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в жилых помещения, признании права на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета, предоставлении жилого помещения в собственность отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение составлено ***.