Дело №а-886/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес>,ЧР 27 июня 2018 года
Гудермесский городской суд Чеченской Республики в составе:
председательствующего судьи - Хамзатова Р.Б.,
с участием помощника прокурора <адрес> ЧР- ФИО2,
при секретаре - ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-886/2018 по административному исковому заявлению прокурора <адрес> ЧР к администрации Джалкинского сельского поселения, Гудермесского муниципального района Чеченской Республики в порядке ст.218 КАС РФ о признании бездействия администрации Джалкинского сельского поселения незаконным и возложении обязанности устранить допущенные нарушения закона,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> Чеченской Республики обратился в суд с административным иском о признании бездействия должностных лиц Джалкинского сельского поселения Гудермесского муниципального района Чеченской Республики незаконным и обязании устранить допущенные нарушения требований ч.2 ст.19 №- ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».
<адрес> Чеченской Республики проведена проверка исполнения требований действующего законодательства, по результатам которой установлено, что администрацией Джалкинского сельского поселения Гудермесского муниципального района Чеченской Республики нарушает требования законодательства об инвестиционной деятельности.
Так, частью 2 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (далее - Федеральный закон №-Ф3) определено, что органы местного самоуправления предоставляют на конкурсной основе муниципальные гарантии по инвестиционным проектам за счет средств местных бюджетов.
В силу ст. 6 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) под муниципальной гарантией понимается вид долгового обязательства, в силу которого муниципальное образование (гарант) обязано при наступлении предусмотренного в гарантии события (гарантийного случая) уплатить лицу, в пользу которого предоставлена гарантия (бенефициару), по его письменному требованию определенную в обязательстве денежную сумму за счет средств бюджета в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства отвечать за исполнение третьим лицом (принципалом) его обязательств перед бенефициаром.
Согласно ч. 1 ст. 9 БК РФ осуществление муниципальных заимствований, предоставление муниципальных гарантий, предоставление бюджетных кредитов, управление муниципальным долгом и управление муниципальными активами отнесено к полномочиям муниципальных образований.
Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных норм законов в ведомственной структуре расходов бюджета на 2018 год (Приложение №) средства для предоставления на конкурсной основе муниципальных гарантий инвесторам не предусмотрены, что является недопустимым, поскольку в настоящем случае нарушаются права хозяйствующих субъектов, гарантированные им государством. Администрацией муниципальный нормативный правовой акт, регламентирующий порядок заключения специального инвестиционного контракта, не разработан и не утвержден.
Изложенное обстоятельство создает правовой пробел в регулировании правоотношений в обозначенной сфере и препятствует реализации положений Федерального закона № 488-ФЗ, направленных на создание и развитие современной промышленной инфраструктуры, инфраструктуры поддержки деятельности в сфере промышленности, создание конкурентных условий осуществления деятельности в сфере промышленности по сравнению с условиями осуществления указанной деятельности на территориях иностранных государств и т.д.
Данное бездействие помощник прокурора <адрес> Чеченской Республики ФИО2 считает незаконным и необоснованным, просит удовлетворить административный иск.
Административный ответчик - глава администрации Джалкинского сельского поселения Гудермесского муниципального района Чеченской Республики, отзыв на заявление, документы в обоснование своей позиции по делу не представил.
Дело рассмотрено в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ).
Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 488-ФЗ) по специальному инвестиционному контракту одна сторона - инвестор в предусмотренный этим контрактом срок своими силами или с привлечением иных лиц обязуется создать либо модернизировать и (или) освоить производство промышленной продукции на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а другая сторона - Российская Федерация или субъект Российской Федерации в течение такого срока обязуется осуществлять меры стимулирования деятельности в сфере промышленности, предусмотренные законодательством Российской Федерации или законодательством субъекта Российской Федерации в момент заключения специального инвестиционного контракта; стороной данного специального инвестиционного контракта может быть и муниципальное образование, а при заключении специального инвестиционного контракта без участия Российской Федерации наряду с субъектом Российской Федерации стороной такого контракта может быть и муниципальное образование.
Порядок заключения такого специального инвестиционного контракта муниципальными образованиями устанавливается муниципальными правовыми актами с учетом порядка заключения специального инвестиционного контракта, установленного Правительством Российской Федерации, и типовых форм, утвержденных Правительством Российской Федерации (ч. 4 ст. 16 Федерального закона № 488-ФЗ).
Основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с подготовкой проекта муниципально-частного партнерства, заключением, исполнением и прекращением соглашения о муниципально- частном партнерстве, закреплены в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 224-ФЗ).
Целью данного Федерального закона является создание правовых условий для привлечения инвестиций в экономику Российской Федерации и повышения качества товаров, работ, услуг, организация обеспечения которыми потребителей относится к вопросам ведения органов государственной власти, органов местного самоуправления.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона № 224-ФЗ к полномочиям главы муниципального образования в сфере муниципально-частного партнерства относится принятие решения о реализации проекта муниципально-частного партнерства, если публичным партнером является муниципальное образование либо планируется проведение совместного конкурса с участием муниципального образования (за исключением случая, в котором планируется проведение совместного конкурса с участием Российской Федерации, субъекта Российской Федерации), а также осуществление иных полномочий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и муниципальными правовыми актами.
Частью 2 этой же статьи предусмотрено, что глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования определяет орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление следующих полномочий: обеспечение координации деятельности органов местного самоуправления при реализации проекта муниципально-частного партнерства; согласование публичному партнеру конкурсной документации для проведения конкурсов на право заключения соглашения о муниципально-частном партнерстве; осуществление мониторинга реализации соглашения о муниципально- частном партнерстве; содействие в защите прав и законных интересов публичных партнеров и частных партнеров в процессе реализации соглашения о муниципально-частном партнерстве; ведение реестра заключенных соглашений о муниципально-частном партнерстве; обеспечение открытости и доступности информации о соглашении о муниципально-частном партнерстве; представление в уполномоченный орган результатов мониторинга реализации соглашения о муниципально-частном партнерстве; осуществление иных полномочий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и муниципальными правовыми актами.
Вместе с тем, до настоящего времени администрацией поселения орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление полномочий, перечисленных в ч. 2 ст. 18 Федерального закона № 224-ФЗ, не определен, а также правовой акт, регламентирующий порядок принятия решения о реализации проекта муниципально-частного партнерства, не разработан и не издан.
Данные нарушения делают невозможным реализацию предоставленных администрации поселения как муниципальному образованию полномочий в сфере муниципально-частного партнёрства, а также создают препятствия к привлечения инвестиций в экономику муниципального образования.
Кроме того на основании ст. 8.1 Закона Чеченской Республики от ДД.ММ.ГГГГ №-рз «Об участии Чеченской Республики в проектах государственно-частного партнерства» муниципальные образования Чеченской Республики могут выступать участниками проектов государственно-частного партнерства, осуществляемых Чеченской Республикой.
Участие муниципальных образований в проектах государственно-частного партнерства Чеченской Республики определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Чеченской Республики и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований.
Соглашения об участии муниципальных образований в проектах государственно-частного партнерства от имени муниципальных образований заключают органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований, соглашения заключаются муниципальными унитарными предприятиями, а также юридическим лицом, собственником 100 процентов акций (100 процентов долей уставного капитала) которых является муниципальное образование, участвующее в проекте государственно-частного партнерства Чеченской Республики.
Проведенной проверкой установлено, что требования обозначенного законодательства Администрацией исполнены не в полном объеме, так как несмотря на принятые меры прокурорского реагирования, до настоящего времени не изысканы и не предусмотрены средства в бюджете для предоставления на конкурсной основе муниципальных гарантий инвесторам; не разработаны правовые акты, регламентирующие порядок заключения специального инвестиционного контракта, порядок участия муниципального образования в проектах государственно-частного партнерства Чеченской Республики и порядок заключения соглашений об участии муниципальных образований в проектах государственно-частного партнерства.
Как установлено в суде, своим бездействием должностные лица администрации Джалкинского сельского поселения Гудермесского муниципального района нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов.
Совокупность всех вышеприведенных обстоятельств суд расценивает как достаточную для признания бездействия администрации Джалкинского сельского поселения Гудермесского муниципального района, незаконным и необоснованным.
На основании ч.4 ст.218 КАС РФ, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Руководствуясь ст. 175-181, 226-228 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
1.Административное исковое заявление прокурора <адрес> Чеченской Республики к администрации Джалкинского сельского поселения Гудермесского муниципального района Чеченской Республики в порядке ст. 218 КАС РФ удовлетворить.
2.Признать бездействие администрации Джалкинского сельского поселения Гудермесского муниципального района, выразившееся в неисполнении требований действующего законодательства об инвестиционной деятельности незаконными.
3. Обязать администрацию Джалкинского сельского поселения Гудермесского муниципального района устранить допущенные нарушения действующего законодательства: изыскать и предусмотреть средства в бюджете для предоставления на конкурсной основе муниципальных гарантий инвесторам; разработать и утвердить правовые акты, регламентирующие порядок заключения специального инвестиционного контракта, порядок участия муниципального образования в проектах государственно-частного партнерства Чеченской Республики и порядок заключения соглашений об участии муниципальных образований в проектах государственно-частного партнерства, а также сообщить об исполнении решения по настоящему административному делу в Гудермесский городской суд Чеченской Республики в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционную коллегию по гражданским делам Верховного суда Чеченской Республики через Гудермесский городской суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий: