Решение по делу № 33-1290/2024 от 22.03.2024

Судья Петрова С.А.

№ 33-1290/2024

10RS0010-01-2023-001220-39

№ 2-565/2023

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 апреля 2024 года

г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Степановой Т.Г.,

судей Величко С.А., Никитиной А.В.

при секретаре Волынцевой Е.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Олонецкого районного суда Республики Карелия от 10 октября 2023 года по иску государственного казенного учреждения социальной защиты Республики Карелия «Центр социальной работы Республики Карелия» к Григорьевой Г. В. о взыскании излишне полученных сумм.

Заслушав доклад судьи Величко С.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» обратилось в суд с иском к Григорьевой С.В. о взыскании излишне полученных сумм по тем основаниям, что ответчик, являясь ветераном труда Республики Карелия, получала ежемесячную денежную выплату (ЕДВ) с ХХ.ХХ.ХХ и ежемесячную денежную компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (ЕДК) с ХХ.ХХ.ХХ по адресу: (.....). В последующем, ХХ.ХХ.ХХ, ответчик обратился к истцу с заявлением о назначении ЕДВ и ЕДК по иному адресу: (.....) На основании поданных документов истцом установлено, что ответчик, снявшись ХХ.ХХ.ХХ с регистрационного учета по адресу: (.....), до ХХ.ХХ.ХХ был зарегистрирован по новому адресу жительства: (.....). О снятии с регистрационного учета и выезде за пределы Республики Карелия Григорьева Г.В. истцу не сообщила. ХХ.ХХ.ХХ ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» приняты решения о прекращении предоставления истцу ЕДВ и ЕДК по адресу: (.....), с ХХ.ХХ.ХХ. В результате несообщения Григорьевой Г.В. сведений о снятии с регистрационного учета и о выезде за пределы Республики Карелия образовалась переплата денежных средств в размере (...) руб., из которых: (...) руб. – ЕДВ за период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ,
(...) руб. - ЕДК за период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ. Григорьева Г.В. уведомлена об излишне полученной сумме денежных средств, однако, действий по их возврату не предприняла. В связи с изложенным истец
ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» просило взыскать с ответчика Григорьевой Г.В. излишне полученные денежные средства в общей сумме (...) руб., в том числе: ЕДВ – (...) руб. за период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ, ЕДК – (...) руб. за период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ.

Решением Олонецкого районного суда Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ года исковые требования удовлетворены.

С Григорьевой Г.В. в пользу ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» взысканы денежные средства в размере (...) руб., в том числе: ежемесячная денежная выплата за период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ в размере (...)., ежемесячная денежная компенсация за период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ в размере (...) руб. С Григорьевой Г.В. в бюджет Олонецкого национального муниципального района взыскана государственная пошлина в размере
(...) руб.

С решением суда не согласна ответчик Григорьева Г.В., в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что с ХХ.ХХ.ХХ получала ЕДК по адресу в г.Олонец, в ХХ.ХХ.ХХ переехала на постоянное место жительства за пределы Республики Карелия, о чем известила пенсионный орган в г.Олонец, пенсию получала по новому месту жительства в г.Санкт-Петербурге. В силу юридической безграмотности посчитала, что поскольку пенсионный орган извещен об изменении места регистрации, то автоматически будет о данном факте извещено и ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия», поскольку данные организации взаимодействуют между собой. Ссылаясь на доводы возражений на исковое заявление о пропуске истцом срока исковой давности, полагает, что суд необоснованно не посчитал срок пропущенным.

Ответчик Григорьева Г.В., а также ее представитель Бобина Е.И., допущенная к участию в деле в порядке части 6 статьи 53 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации на основании устного заявления ответчика, участие которых в судебном заседании суда апелляционной инстанции было обеспечено Олонецким районным судом Республики Карелия с использованием системы видео-конференц-связи, доводы апелляционной жалобы поддержали по изложенным в ней основаниям.

Представитель истца Шалаева А.А., действующая на основании доверенности, возражала относительно доводов апелляционной жалобы, полагала обжалуемое решение суда законным и обоснованным.

Заслушав пояснения ответчика, представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы настоящего гражданского дела, материалы личного дела № 10010013974 в отношении Григорьевой Г.В., руководствуясь положениями части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что рассмотрение дела судом апелляционной инстанции осуществляется в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью (статья 2); в Российской Федерации как социальном государстве обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются гарантии социальной защиты, гарантируется социальное обеспечение в случаях, установленных Законом (статьи 7 и 39); защита прав и свобод человека и социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункты «б», «ж» части 1).

Социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию в целом, так и на субъекты Российской Федерации. Органы государственной власти призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности, в том числе в отношении лиц, обладающих трудовыми заслугами перед обществом и государством.

Республика Карелия может устанавливать в соответствии с Законом дополнительное социальное обеспечение (статья 25 Конституции Республики Карелия).

В соответствии с Законом Республики Карелия от 25 июля 1995 года
№ 69-ЗРК «Об установлении звания «Ветеран труда Республики Карелия» и порядке его присвоения» звание «Ветеран труда Республики Карелия» присваивается гражданам, проживающим в Республике Карелия, за их многолетний и добросовестный труд в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение.

Согласно статье 3 указанного Закона меры социальной поддержки лиц, которым присвоено звание «Ветеран труда Республики Карелия», устанавливаются Законом Республики Карелия от 17 декабря 2004 года
№ 827-ЗРК «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия» (далее также - Закон № 827-ЗРК).

Согласно статье 1 вышеназванного Закона № 827-ЗРК гарантированная социальная поддержка отдельных категорий граждан, проживающих на территории Республики Карелия, осуществляется в соответствии с данным Законом, иными нормативными правовыми актами Республики Карелия. В соответствии с пунктом 2 статьи 2 данный Закон регулирует правоотношения по социальной поддержке ветеранов труда Республики Карелия.

Законоположения части 1 статьи 3 этого Закона к мерам социальной поддержки ветеранов труда Республики Карелия относят, в том числе предоставление им ежемесячной денежной выплаты (далее также – ЕДВ) и компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия, а гражданам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, при наличии печного отопления - твердое топливо и транспортные услуги для доставки этого топлива) в размере 50 процентов в пределах социальных норм площади жилья, устанавливаемых Правительством Республики Карелия, и нормативов потребления коммунальных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее также – ЕДК).

Статьей 3.1 Закона № 827-ЗРК предусмотрено, что финансовое обеспечение социальной поддержки отдельных категорий граждан, установленной ст. 3 указанного Закона (ветеранов труда), является расходным обязательством Республики Карелия.

Постановлением Правительства Республики Карелия от 17.01.2005
№ 1-П утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, предусмотренных Законом Республики Карелия «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия» (далее также – Порядок).

Находящийся в системной связи со статьей 1 Закона № 827-ЗРК вышеуказанный Порядок содержит предписание о том, что обязательным условием предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда Республики Карелия является проживание на территории Республики Карелия.

Согласно Порядку (в редакции, действовавшей по состоянию на 23.08.2021 – дата принятия ответчиком решений о прекращении спорных выплат) перерасчет размера ежемесячной денежной выплаты производится в случае изменения основания ее установления с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили соответствующие обстоятельства (п. 6).

Прекращение выплаты суммы ежемесячной денежной выплаты производится с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие ее прекращение (п. 8).

Выплата компенсации прекращается на основании решения руководителя Центра с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили соответствующие обстоятельства, в том числе в следующих случаях: снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства; утрата гражданином права на получение компенсации.

Пунктом 10 Порядка установлено, что граждане, указанные в пунктах 1-9 статьи 2 Закона № 827-ЗРК, несут ответственность за достоверность представляемых Центру сведений, дающих право на получение компенсации, и обязаны в 10-дневный срок сообщить Центру об обстоятельствах, влекущих прекращение выплаты компенсации.

Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (пункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 26.02.2018 № 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (ст. 17, ч. 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

В судебном заседании установлено и подтверждается письменными материалами, а также материалами личного дела ответчика, что
Григорьева Г.В. как ветеран труда Республики Карелия (дата присвоения звания – ХХ.ХХ.ХХ) относится к категории граждан, которым установлены дополнительные меры социальной поддержки в соответствии с Законом
№ 827-ЗРК.

С ХХ.ХХ.ХХ Григорьева Г.В. на основании решения ГУ СЗ «Центр социальной работы Олонецкого района» от 11.03.2010 № 72 являлась получателем ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ).

С ХХ.ХХ.ХХ на основании решения ГУ СЗ «Центр социальной работы Олонецкого района» от 25.04.2011 № 489 Григорьева Г.В. являлась получателем ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (ЕДК).

Оформляя заявления ХХ.ХХ.ХХ, ХХ.ХХ.ХХ в ГУ СЗ «Центр социальной работы Олонецкого района» о назначении ей ЕДВ и ЕДК, Григорьева Г.В. приняла обязанность при наступлении обстоятельств, влекущих прекращение выплаты, сообщить об этом в ГУ «Центр социальной работы Олонецкого района» в 5-ти (10-ти) дневный срок.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, в период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ Григорьева Г.В. была зарегистрирована по адресу: (.....)

С ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ ответчик имела регистрацию по адресу: (.....)

О снятии с регистрационного учета по месту жительства по адресу: (.....), и регистрации по месту жительства за пределами Республики Карелия (Санкт-Петербург) Григорьева Г.В. вопреки обязательству, данному ею в заявлениях от ХХ.ХХ.ХХ, ХХ.ХХ.ХХ, истца не уведомила.

С ХХ.ХХ.ХХ Григорьева Г.В. зарегистрирована по месту жительства по адресу (.....).

ХХ.ХХ.ХХ посредством ГБУ РК «Многофункциональный центр Республики Карелия» Григорьевой Г.В. поданы в отделение по работе с гражданами в Олонецком районе ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» заявления о назначении ЕДВ и ЕДК по адресу: (.....)

Распоряжением и.о. руководителя отделения по работе с гражданами в Олонецком районе ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» от 23.08.2021 Григорьевой Г.В. назначена ЕДВ как ветерану труда Республики Карелия в размере (...) руб. с ХХ.ХХ.ХХ.

Распоряжением и.о. руководителя отделения по работе с гражданами в Олонецком районе ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» от 23.08.2021 Григорьевой Г.В. назначена ЕДК как ветерану труда Республики Карелия с ХХ.ХХ.ХХ.

Решениями ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» от ХХ.ХХ.ХХ и Григорьевой Г.В. с ХХ.ХХ.ХХ прекращена ежемесячная денежная выплата в связи с переездом гражданина за пределы территории региона, а также прекращена выплата ежемесячной денежной компенсации в связи с переменой места жительства.

Согласно протоколу от ХХ.ХХ.ХХ ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» установлен факт излишней выплаты ежемесячной денежной компенсации Григорьевой Г.В. за период с марта ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ в сумме (...) руб.

Протоколом от ХХ.ХХ.ХХ ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» установлен факт излишней выплаты Григорьевой Г.В. ежемесячной денежной выплаты за период с ХХ.ХХ.ХХ по август
ХХ.ХХ.ХХ в размере (...) руб.

В адрес ответчика истцом направлено уведомление от ХХ.ХХ.ХХ о необходимости возврата излишне выплаченных сумм в размере
(...) руб. в срок до ХХ.ХХ.ХХ, которое ответчиком исполнено не было, что и послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим требованием.

Установив указанные выше обстоятельства, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 1102 Гражданского кодекса РФ, пришел к выводу о наличии у истца права требовать с ответчика излишне выплаченную сумму ЕДВ за период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ, и излишне выплаченную сумму ЕДК за период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ в заявленном истцом размере.

Разрешая ходатайство ответчика о применении последствий истечения срока исковой давности, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что срок судебной защиты не пропущен истцом, поскольку ему стало известно о перемене места жительства ответчика лишь ХХ.ХХ.ХХ при обращении Григорьевой Г.В. с заявлением о назначении ей ежемесячной денежной выплаты и ежемесячной денежной компенсации по новому адресу жительства.

С указанным выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.

В соответствии с положениями ст. 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Согласно положениям ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, общий срок исковой давности составляет три года.

Пунктом 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривается, что течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо, чье право нарушено, узнало или должно было узнать о совокупности следующих обстоятельств: о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

В соответствии с п.10 Порядка в редакции постановления Правительства Республики Карелия от 26.07.2019 № 312-П Центр социальной работы в порядке межведомственного информационного взаимодействия запрашивает, в том числе документы, содержащие сведения о регистрации заявителя по месту жительства, если такие документы не были представлены гражданином самостоятельно.

Кроме того, социальные выплаты ЕДВ и ЕДК являются государственными выплатами и их предоставление регулируется, в том числе, положениями Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», пунктом 2 части 1 статьи 7 которого предусмотрено, что органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 указанного Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 данной статьи перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе.

Предоставление информации и документов, необходимых для правильного оказания государственных услуг производится в порядке межведомственного электронного взаимодействия в соответствии с положениями статьи 7.1 Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», в которой указано, что предоставление документов и информации, указанных в пункте 2 части 1 статьи 7 указанного Федерального закона, а также предоставление документов и информации в случае, предусмотренном частью 4 статьи 19 указанного Федерального закона, осуществляется в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия по межведомственному запросу органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организации, участвующей в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 указанного Федерального закона государственных и муниципальных услуг, либо многофункционального центра.

В соответствии с п. 41 устава ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» (утв. Приказом Министерства социальной защиты Республики Карелия от 21.05.2019 № 332-П) одним из основных видов деятельности учреждения является осуществление межведомственного взаимодействия в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г.
№ 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Таким образом, в соответствии с вышеприведенными положениями Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», п. 10 Правил, п. 41 устава учреждения на истце лежит обязанность самостоятельно получать, а также проверять представленные гражданами в целях получения мер социальной поддержки документы, в том числе путем межведомственного взаимодействия.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 22.06.2017 года № 16-П, при разрешении споров по искам публично – правовых образований существенное значение имеет, в том числе, оценка действий (бездействия) органов, уполномоченных действовать в интересах граждан, в частности ненадлежащее исполнение ими своих обязанностей, разумность и осмотрительность в реализации ими своих полномочий.

При указанных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что истец, действуя разумно и добросовестно с соответствии со статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, мог своевременно в порядке межведомственного информационного взаимодействия получить информацию об изменении места жительства, снятии с регистрационного учета ответчика Григорьевой Г.В. без непосредственного ее обращения в уполномоченный орган.

Указанное свидетельствует о том, что не позднее, чем в ХХ.ХХ.ХХ (с учетом внесения изменений в п.10 Порядка постановлением Правительства Республики Карелия от 26.07.2019 № 312-П) истец в силу своей компетенции имел таковую возможность и должен был узнать об изменении места жительства ответчика и возникновении оснований для прекращения выплат ЕДВ и ЕДК в отношении Григорьевой Г.В., в том числе при проведении контрольных мероприятий (обмен информацией, внутренняя проверка, направление запросов и т.п.).

Приведенные выводы согласуются с правовыми позициями, изложенными в пунктах 11 и 22 Обзора практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.06.2020).

В нарушение части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истцом не представлено доказательств того, что им были приняты меры, направленные на получение информации и актуализации списков получателей мер социальной поддержки, в то время как обязанность осуществлять учет граждан, указанных в пунктах 1-9 статьи 2 Закона № 827-ЗРК, обратившихся за компенсацией, а также формирование и ведение регистра указанных граждан возложена на истца пунктом 10 Правил (в редакции, изложенной постановлением Правительства Республики Карелия от 26.07.2019 № 312-П).

Пунктом 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» разъяснено, что истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.

Такое правовое регулирование направлено на создание определенности и устойчивости правовых связей между участниками правоотношений, их дисциплинирование, обеспечение своевременной защиты прав и интересов субъектов правоотношений, поскольку отсутствие разумных временных ограничений для принудительной защиты нарушенных прав приводило бы к ущемлению охраняемых законом прав и интересов ответчиков и третьих лиц, которые не всегда могли бы заранее учесть необходимость собирания и сохранения значимых для рассмотрения дела сведений и фактов. Применение судом по заявлению стороны в споре исковой давности защищает участников правоотношений от необоснованных притязаний и одновременно побуждает их своевременно заботиться об осуществлении и защите своих прав.

Как следует из материалов настоящего гражданского дела, ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» обратилось в суд с исковым заявлением посредством почтовой связи ХХ.ХХ.ХХ, о чем свидетельствует штемпель на почтовом конверте (л.д. 34).

Таким образом, в отношении требований о возврате в качестве неосновательного обогащения выплат, произведенных истцом ответчику ХХ.ХХ.ХХ (ХХ.ХХ.ХХ – 3 года – 1 день) и ранее, срок судебной защиты надлежит считать истекшим, что исключает возможность удовлетворения указанных требований, имея ввиду заявленное ответчиком в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции ходатайство о применении последствий истечения срока исковой давности.

Исходя из информации о произведенных истцом ответчику выплатах ЕДВ и ЕДК, содержащейся в справках от ХХ.ХХ.ХХ (л.д. 19-26), за период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ истцом произведены ответчику выплаты ЕДВ на сумму 8147 руб., в том числе: (...) руб. (за октябрь 2020 г.) – 15.10.2020;
(...) руб. (за ноябрь 2020 г.) – 13.11.2020; (...) руб. (за декабрь 2020 г.) – 11.12.2020; (...) руб. (за январь 2021 г.) – 19.01.2021; (...) руб. (за февраль 2021 г.) – 12.02.2021; (...) руб. (за март 2021 г.) – 11.03.2021; (...) руб. (за апрель 2021 г.) – 14.04.2021; (...) руб. (за май 2021 г.) – 14.05.2021; (...) руб. (за июнь 2021 г.) – 15.06.2021; (...) руб. (за июль 2021 г.) – 14.07.2021;
(...) руб. (за август 2021 г.) – 13.08.2021.

За период с 22.09.2020 по 31.07.2021 истцом произведены ответчику выплаты ЕДК на сумму (...) руб., в том числе: (...) руб. (за сентябрь 2020 г.) – 01.10.2020; (...) руб. (за октябрь 2020 г.) – 02.11.2020; (...) руб. (за ноябрь 2020 г.) – 02.12.2020; (...) руб. (за декабрь 2020 г.) – 23.12.2020; (...) руб. (за январь 2021 г.) – 05.02.2021; (...) руб. (за февраль 2021 г.) – 01.03.2021; (...) руб. (за март 2021 г.) – 02.04.2021; (...) руб. (за апрель 2021 г.) – 28.04.2021; (...) руб. (за май 2021 г.) – 02.06.2021; (...) руб. (за июнь 2021 г.) – 01.07.2021; (...) руб. (за июль 2021 г.) – 02.08.2021.

При изложенных обстоятельствах пределах срока судебной защиты ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» заявлено о взыскании с ответчика неосновательного обогащения на сумму
(...) руб., из которых (...) руб. - ежемесячная денежная выплата ветеранам труда Республики Карелия за период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ; (...) руб. - ежемесячная денежная компенсация расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ.

В удовлетворении иска в оставшейся части надлежит истцу отказать в связи с истечением срока исковой давности, о применении которой заявлено ответчиком в суде первой инстанции.

Вопреки доводам апелляционной жалобы оснований для отказа в удовлетворении иска в полном объеме по мотиву истечения срока исковой давности не имеется.

Таким образом, судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, полагает необходимым решение суда по настоящему делу изменить в части периода взыскания и размера взысканных с ответчика в пользу истца денежных средств, уменьшив его с (...) руб. до
(...) руб., из которых (...) руб. - ежемесячная денежная выплата ветеранам труда Республики Карелия за период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ, (...) руб. - ежемесячная денежная компенсация расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ, указав на удовлетворение иска в указанной части и на отказ в удовлетворении исковых требований в оставшейся части.

С учетом результата разрешения спора (иск удовлетворен на 13,73 % ((...) руб. / (...) руб. х 100)) по правилам статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в доход бюджета Олонецкого национального муниципального района Республики Карелия подлежит взысканию государственная пошлина в размере
(...) руб. ((...) руб. х (...)).

Следовательно, обжалуемое решение суда также подлежит изменению и в части размера государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчика в доход бюджета Олонецкого национального муниципального района Республики Карелия, путем уменьшения его с (...) руб. до
(...) руб.

Руководствуясь ст.ст.328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Олонецкого районного суда Республики Карелия
от 10 октября 2023 года по настоящему делу изменить в части периода взыскания и размера взысканных с Григорьевой Галины Владимировны (ИНН (...)) в пользу государственного казенного учреждения социальной защиты Республики Карелия «Центр социальной работы Республики Карелия» (ИНН (...)) денежных средств, уменьшив его с (...) руб. до (...) руб., из которых (...) руб. - ежемесячная денежная выплата ветеранам труда Республики Карелия за период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ, (...) руб. - ежемесячная денежная компенсация расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ, указав на удовлетворение иска в указанной части и на отказ в удовлетворении исковых требований в оставшейся части.

Решение Олонецкого районного суда Республики Карелия
от 10 октября 2023 года по настоящему делу изменить в части размера государственной пошлины, подлежащей взысканию с Григорьевой Галины Владимировны (ИНН (...)) в доход бюджета Олонецкого национального муниципального района Республики Карелия, уменьшив его с (...) руб. до (...) руб.

В остальной части апелляционную жалобу ответчика оставить без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий

Судьи

Судья Петрова С.А.

№ 33-1290/2024

10RS0010-01-2023-001220-39

№ 2-565/2023

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 апреля 2024 года

г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Степановой Т.Г.,

судей Величко С.А., Никитиной А.В.

при секретаре Волынцевой Е.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика на решение Олонецкого районного суда Республики Карелия от 10 октября 2023 года по иску государственного казенного учреждения социальной защиты Республики Карелия «Центр социальной работы Республики Карелия» к Григорьевой Г. В. о взыскании излишне полученных сумм.

Заслушав доклад судьи Величко С.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» обратилось в суд с иском к Григорьевой С.В. о взыскании излишне полученных сумм по тем основаниям, что ответчик, являясь ветераном труда Республики Карелия, получала ежемесячную денежную выплату (ЕДВ) с ХХ.ХХ.ХХ и ежемесячную денежную компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (ЕДК) с ХХ.ХХ.ХХ по адресу: (.....). В последующем, ХХ.ХХ.ХХ, ответчик обратился к истцу с заявлением о назначении ЕДВ и ЕДК по иному адресу: (.....) На основании поданных документов истцом установлено, что ответчик, снявшись ХХ.ХХ.ХХ с регистрационного учета по адресу: (.....), до ХХ.ХХ.ХХ был зарегистрирован по новому адресу жительства: (.....). О снятии с регистрационного учета и выезде за пределы Республики Карелия Григорьева Г.В. истцу не сообщила. ХХ.ХХ.ХХ ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» приняты решения о прекращении предоставления истцу ЕДВ и ЕДК по адресу: (.....), с ХХ.ХХ.ХХ. В результате несообщения Григорьевой Г.В. сведений о снятии с регистрационного учета и о выезде за пределы Республики Карелия образовалась переплата денежных средств в размере (...) руб., из которых: (...) руб. – ЕДВ за период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ,
(...) руб. - ЕДК за период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ. Григорьева Г.В. уведомлена об излишне полученной сумме денежных средств, однако, действий по их возврату не предприняла. В связи с изложенным истец
ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» просило взыскать с ответчика Григорьевой Г.В. излишне полученные денежные средства в общей сумме (...) руб., в том числе: ЕДВ – (...) руб. за период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ, ЕДК – (...) руб. за период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ.

Решением Олонецкого районного суда Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ года исковые требования удовлетворены.

С Григорьевой Г.В. в пользу ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» взысканы денежные средства в размере (...) руб., в том числе: ежемесячная денежная выплата за период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ в размере (...)., ежемесячная денежная компенсация за период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ в размере (...) руб. С Григорьевой Г.В. в бюджет Олонецкого национального муниципального района взыскана государственная пошлина в размере
(...) руб.

С решением суда не согласна ответчик Григорьева Г.В., в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что с ХХ.ХХ.ХХ получала ЕДК по адресу в г.Олонец, в ХХ.ХХ.ХХ переехала на постоянное место жительства за пределы Республики Карелия, о чем известила пенсионный орган в г.Олонец, пенсию получала по новому месту жительства в г.Санкт-Петербурге. В силу юридической безграмотности посчитала, что поскольку пенсионный орган извещен об изменении места регистрации, то автоматически будет о данном факте извещено и ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия», поскольку данные организации взаимодействуют между собой. Ссылаясь на доводы возражений на исковое заявление о пропуске истцом срока исковой давности, полагает, что суд необоснованно не посчитал срок пропущенным.

Ответчик Григорьева Г.В., а также ее представитель Бобина Е.И., допущенная к участию в деле в порядке части 6 статьи 53 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации на основании устного заявления ответчика, участие которых в судебном заседании суда апелляционной инстанции было обеспечено Олонецким районным судом Республики Карелия с использованием системы видео-конференц-связи, доводы апелляционной жалобы поддержали по изложенным в ней основаниям.

Представитель истца Шалаева А.А., действующая на основании доверенности, возражала относительно доводов апелляционной жалобы, полагала обжалуемое решение суда законным и обоснованным.

Заслушав пояснения ответчика, представителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы настоящего гражданского дела, материалы личного дела № 10010013974 в отношении Григорьевой Г.В., руководствуясь положениями части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что рассмотрение дела судом апелляционной инстанции осуществляется в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью (статья 2); в Российской Федерации как социальном государстве обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются гарантии социальной защиты, гарантируется социальное обеспечение в случаях, установленных Законом (статьи 7 и 39); защита прав и свобод человека и социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункты «б», «ж» части 1).

Социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию в целом, так и на субъекты Российской Федерации. Органы государственной власти призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности, в том числе в отношении лиц, обладающих трудовыми заслугами перед обществом и государством.

Республика Карелия может устанавливать в соответствии с Законом дополнительное социальное обеспечение (статья 25 Конституции Республики Карелия).

В соответствии с Законом Республики Карелия от 25 июля 1995 года
№ 69-ЗРК «Об установлении звания «Ветеран труда Республики Карелия» и порядке его присвоения» звание «Ветеран труда Республики Карелия» присваивается гражданам, проживающим в Республике Карелия, за их многолетний и добросовестный труд в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение.

Согласно статье 3 указанного Закона меры социальной поддержки лиц, которым присвоено звание «Ветеран труда Республики Карелия», устанавливаются Законом Республики Карелия от 17 декабря 2004 года
№ 827-ЗРК «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия» (далее также - Закон № 827-ЗРК).

Согласно статье 1 вышеназванного Закона № 827-ЗРК гарантированная социальная поддержка отдельных категорий граждан, проживающих на территории Республики Карелия, осуществляется в соответствии с данным Законом, иными нормативными правовыми актами Республики Карелия. В соответствии с пунктом 2 статьи 2 данный Закон регулирует правоотношения по социальной поддержке ветеранов труда Республики Карелия.

Законоположения части 1 статьи 3 этого Закона к мерам социальной поддержки ветеранов труда Республики Карелия относят, в том числе предоставление им ежемесячной денежной выплаты (далее также – ЕДВ) и компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия, а гражданам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, при наличии печного отопления - твердое топливо и транспортные услуги для доставки этого топлива) в размере 50 процентов в пределах социальных норм площади жилья, устанавливаемых Правительством Республики Карелия, и нормативов потребления коммунальных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее также – ЕДК).

Статьей 3.1 Закона № 827-ЗРК предусмотрено, что финансовое обеспечение социальной поддержки отдельных категорий граждан, установленной ст. 3 указанного Закона (ветеранов труда), является расходным обязательством Республики Карелия.

Постановлением Правительства Республики Карелия от 17.01.2005
№ 1-П утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, предусмотренных Законом Республики Карелия «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия» (далее также – Порядок).

Находящийся в системной связи со статьей 1 Закона № 827-ЗРК вышеуказанный Порядок содержит предписание о том, что обязательным условием предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда Республики Карелия является проживание на территории Республики Карелия.

Согласно Порядку (в редакции, действовавшей по состоянию на 23.08.2021 – дата принятия ответчиком решений о прекращении спорных выплат) перерасчет размера ежемесячной денежной выплаты производится в случае изменения основания ее установления с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили соответствующие обстоятельства (п. 6).

Прекращение выплаты суммы ежемесячной денежной выплаты производится с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие ее прекращение (п. 8).

Выплата компенсации прекращается на основании решения руководителя Центра с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили соответствующие обстоятельства, в том числе в следующих случаях: снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства; утрата гражданином права на получение компенсации.

Пунктом 10 Порядка установлено, что граждане, указанные в пунктах 1-9 статьи 2 Закона № 827-ЗРК, несут ответственность за достоверность представляемых Центру сведений, дающих право на получение компенсации, и обязаны в 10-дневный срок сообщить Центру об обстоятельствах, влекущих прекращение выплаты компенсации.

Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.

Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (пункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 26.02.2018 № 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (ст. 17, ч. 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.

В судебном заседании установлено и подтверждается письменными материалами, а также материалами личного дела ответчика, что
Григорьева Г.В. как ветеран труда Республики Карелия (дата присвоения звания – ХХ.ХХ.ХХ) относится к категории граждан, которым установлены дополнительные меры социальной поддержки в соответствии с Законом
№ 827-ЗРК.

С ХХ.ХХ.ХХ Григорьева Г.В. на основании решения ГУ СЗ «Центр социальной работы Олонецкого района» от 11.03.2010 № 72 являлась получателем ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ).

С ХХ.ХХ.ХХ на основании решения ГУ СЗ «Центр социальной работы Олонецкого района» от 25.04.2011 № 489 Григорьева Г.В. являлась получателем ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (ЕДК).

Оформляя заявления ХХ.ХХ.ХХ, ХХ.ХХ.ХХ в ГУ СЗ «Центр социальной работы Олонецкого района» о назначении ей ЕДВ и ЕДК, Григорьева Г.В. приняла обязанность при наступлении обстоятельств, влекущих прекращение выплаты, сообщить об этом в ГУ «Центр социальной работы Олонецкого района» в 5-ти (10-ти) дневный срок.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, в период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ Григорьева Г.В. была зарегистрирована по адресу: (.....)

С ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ ответчик имела регистрацию по адресу: (.....)

О снятии с регистрационного учета по месту жительства по адресу: (.....), и регистрации по месту жительства за пределами Республики Карелия (Санкт-Петербург) Григорьева Г.В. вопреки обязательству, данному ею в заявлениях от ХХ.ХХ.ХХ, ХХ.ХХ.ХХ, истца не уведомила.

С ХХ.ХХ.ХХ Григорьева Г.В. зарегистрирована по месту жительства по адресу (.....).

ХХ.ХХ.ХХ посредством ГБУ РК «Многофункциональный центр Республики Карелия» Григорьевой Г.В. поданы в отделение по работе с гражданами в Олонецком районе ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» заявления о назначении ЕДВ и ЕДК по адресу: (.....)

Распоряжением и.о. руководителя отделения по работе с гражданами в Олонецком районе ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» от 23.08.2021 Григорьевой Г.В. назначена ЕДВ как ветерану труда Республики Карелия в размере (...) руб. с ХХ.ХХ.ХХ.

Распоряжением и.о. руководителя отделения по работе с гражданами в Олонецком районе ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» от 23.08.2021 Григорьевой Г.В. назначена ЕДК как ветерану труда Республики Карелия с ХХ.ХХ.ХХ.

Решениями ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» от ХХ.ХХ.ХХ и Григорьевой Г.В. с ХХ.ХХ.ХХ прекращена ежемесячная денежная выплата в связи с переездом гражданина за пределы территории региона, а также прекращена выплата ежемесячной денежной компенсации в связи с переменой места жительства.

Согласно протоколу от ХХ.ХХ.ХХ ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» установлен факт излишней выплаты ежемесячной денежной компенсации Григорьевой Г.В. за период с марта ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ в сумме (...) руб.

Протоколом от ХХ.ХХ.ХХ ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» установлен факт излишней выплаты Григорьевой Г.В. ежемесячной денежной выплаты за период с ХХ.ХХ.ХХ по август
ХХ.ХХ.ХХ в размере (...) руб.

В адрес ответчика истцом направлено уведомление от ХХ.ХХ.ХХ о необходимости возврата излишне выплаченных сумм в размере
(...) руб. в срок до ХХ.ХХ.ХХ, которое ответчиком исполнено не было, что и послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим требованием.

Установив указанные выше обстоятельства, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 1102 Гражданского кодекса РФ, пришел к выводу о наличии у истца права требовать с ответчика излишне выплаченную сумму ЕДВ за период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ, и излишне выплаченную сумму ЕДК за период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ в заявленном истцом размере.

Разрешая ходатайство ответчика о применении последствий истечения срока исковой давности, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что срок судебной защиты не пропущен истцом, поскольку ему стало известно о перемене места жительства ответчика лишь ХХ.ХХ.ХХ при обращении Григорьевой Г.В. с заявлением о назначении ей ежемесячной денежной выплаты и ежемесячной денежной компенсации по новому адресу жительства.

С указанным выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.

В соответствии с положениями ст. 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Согласно положениям ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, общий срок исковой давности составляет три года.

Пунктом 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривается, что течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо, чье право нарушено, узнало или должно было узнать о совокупности следующих обстоятельств: о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

В соответствии с п.10 Порядка в редакции постановления Правительства Республики Карелия от 26.07.2019 № 312-П Центр социальной работы в порядке межведомственного информационного взаимодействия запрашивает, в том числе документы, содержащие сведения о регистрации заявителя по месту жительства, если такие документы не были представлены гражданином самостоятельно.

Кроме того, социальные выплаты ЕДВ и ЕДК являются государственными выплатами и их предоставление регулируется, в том числе, положениями Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», пунктом 2 части 1 статьи 7 которого предусмотрено, что органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 указанного Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 данной статьи перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе.

Предоставление информации и документов, необходимых для правильного оказания государственных услуг производится в порядке межведомственного электронного взаимодействия в соответствии с положениями статьи 7.1 Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», в которой указано, что предоставление документов и информации, указанных в пункте 2 части 1 статьи 7 указанного Федерального закона, а также предоставление документов и информации в случае, предусмотренном частью 4 статьи 19 указанного Федерального закона, осуществляется в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия по межведомственному запросу органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организации, участвующей в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 указанного Федерального закона государственных и муниципальных услуг, либо многофункционального центра.

В соответствии с п. 41 устава ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» (утв. Приказом Министерства социальной защиты Республики Карелия от 21.05.2019 № 332-П) одним из основных видов деятельности учреждения является осуществление межведомственного взаимодействия в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г.
№ 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Таким образом, в соответствии с вышеприведенными положениями Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», п. 10 Правил, п. 41 устава учреждения на истце лежит обязанность самостоятельно получать, а также проверять представленные гражданами в целях получения мер социальной поддержки документы, в том числе путем межведомственного взаимодействия.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 22.06.2017 года № 16-П, при разрешении споров по искам публично – правовых образований существенное значение имеет, в том числе, оценка действий (бездействия) органов, уполномоченных действовать в интересах граждан, в частности ненадлежащее исполнение ими своих обязанностей, разумность и осмотрительность в реализации ими своих полномочий.

При указанных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что истец, действуя разумно и добросовестно с соответствии со статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, мог своевременно в порядке межведомственного информационного взаимодействия получить информацию об изменении места жительства, снятии с регистрационного учета ответчика Григорьевой Г.В. без непосредственного ее обращения в уполномоченный орган.

Указанное свидетельствует о том, что не позднее, чем в ХХ.ХХ.ХХ (с учетом внесения изменений в п.10 Порядка постановлением Правительства Республики Карелия от 26.07.2019 № 312-П) истец в силу своей компетенции имел таковую возможность и должен был узнать об изменении места жительства ответчика и возникновении оснований для прекращения выплат ЕДВ и ЕДК в отношении Григорьевой Г.В., в том числе при проведении контрольных мероприятий (обмен информацией, внутренняя проверка, направление запросов и т.п.).

Приведенные выводы согласуются с правовыми позициями, изложенными в пунктах 11 и 22 Обзора практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.06.2020).

В нарушение части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истцом не представлено доказательств того, что им были приняты меры, направленные на получение информации и актуализации списков получателей мер социальной поддержки, в то время как обязанность осуществлять учет граждан, указанных в пунктах 1-9 статьи 2 Закона № 827-ЗРК, обратившихся за компенсацией, а также формирование и ведение регистра указанных граждан возложена на истца пунктом 10 Правил (в редакции, изложенной постановлением Правительства Республики Карелия от 26.07.2019 № 312-П).

Пунктом 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» разъяснено, что истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске (абзац второй пункта 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации). Если будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и не имеется уважительных причин для восстановления этого срока для истца - физического лица, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования только по этим мотивам, без исследования иных обстоятельств дела.

Такое правовое регулирование направлено на создание определенности и устойчивости правовых связей между участниками правоотношений, их дисциплинирование, обеспечение своевременной защиты прав и интересов субъектов правоотношений, поскольку отсутствие разумных временных ограничений для принудительной защиты нарушенных прав приводило бы к ущемлению охраняемых законом прав и интересов ответчиков и третьих лиц, которые не всегда могли бы заранее учесть необходимость собирания и сохранения значимых для рассмотрения дела сведений и фактов. Применение судом по заявлению стороны в споре исковой давности защищает участников правоотношений от необоснованных притязаний и одновременно побуждает их своевременно заботиться об осуществлении и защите своих прав.

Как следует из материалов настоящего гражданского дела, ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» обратилось в суд с исковым заявлением посредством почтовой связи ХХ.ХХ.ХХ, о чем свидетельствует штемпель на почтовом конверте (л.д. 34).

Таким образом, в отношении требований о возврате в качестве неосновательного обогащения выплат, произведенных истцом ответчику ХХ.ХХ.ХХ (ХХ.ХХ.ХХ – 3 года – 1 день) и ранее, срок судебной защиты надлежит считать истекшим, что исключает возможность удовлетворения указанных требований, имея ввиду заявленное ответчиком в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции ходатайство о применении последствий истечения срока исковой давности.

Исходя из информации о произведенных истцом ответчику выплатах ЕДВ и ЕДК, содержащейся в справках от ХХ.ХХ.ХХ (л.д. 19-26), за период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ истцом произведены ответчику выплаты ЕДВ на сумму 8147 руб., в том числе: (...) руб. (за октябрь 2020 г.) – 15.10.2020;
(...) руб. (за ноябрь 2020 г.) – 13.11.2020; (...) руб. (за декабрь 2020 г.) – 11.12.2020; (...) руб. (за январь 2021 г.) – 19.01.2021; (...) руб. (за февраль 2021 г.) – 12.02.2021; (...) руб. (за март 2021 г.) – 11.03.2021; (...) руб. (за апрель 2021 г.) – 14.04.2021; (...) руб. (за май 2021 г.) – 14.05.2021; (...) руб. (за июнь 2021 г.) – 15.06.2021; (...) руб. (за июль 2021 г.) – 14.07.2021;
(...) руб. (за август 2021 г.) – 13.08.2021.

За период с 22.09.2020 по 31.07.2021 истцом произведены ответчику выплаты ЕДК на сумму (...) руб., в том числе: (...) руб. (за сентябрь 2020 г.) – 01.10.2020; (...) руб. (за октябрь 2020 г.) – 02.11.2020; (...) руб. (за ноябрь 2020 г.) – 02.12.2020; (...) руб. (за декабрь 2020 г.) – 23.12.2020; (...) руб. (за январь 2021 г.) – 05.02.2021; (...) руб. (за февраль 2021 г.) – 01.03.2021; (...) руб. (за март 2021 г.) – 02.04.2021; (...) руб. (за апрель 2021 г.) – 28.04.2021; (...) руб. (за май 2021 г.) – 02.06.2021; (...) руб. (за июнь 2021 г.) – 01.07.2021; (...) руб. (за июль 2021 г.) – 02.08.2021.

При изложенных обстоятельствах пределах срока судебной защиты ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» заявлено о взыскании с ответчика неосновательного обогащения на сумму
(...) руб., из которых (...) руб. - ежемесячная денежная выплата ветеранам труда Республики Карелия за период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ; (...) руб. - ежемесячная денежная компенсация расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ.

В удовлетворении иска в оставшейся части надлежит истцу отказать в связи с истечением срока исковой давности, о применении которой заявлено ответчиком в суде первой инстанции.

Вопреки доводам апелляционной жалобы оснований для отказа в удовлетворении иска в полном объеме по мотиву истечения срока исковой давности не имеется.

Таким образом, судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, полагает необходимым решение суда по настоящему делу изменить в части периода взыскания и размера взысканных с ответчика в пользу истца денежных средств, уменьшив его с (...) руб. до
(...) руб., из которых (...) руб. - ежемесячная денежная выплата ветеранам труда Республики Карелия за период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ, (...) руб. - ежемесячная денежная компенсация расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ, указав на удовлетворение иска в указанной части и на отказ в удовлетворении исковых требований в оставшейся части.

С учетом результата разрешения спора (иск удовлетворен на 13,73 % ((...) руб. / (...) руб. х 100)) по правилам статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в доход бюджета Олонецкого национального муниципального района Республики Карелия подлежит взысканию государственная пошлина в размере
(...) руб. ((...) руб. х (...)).

Следовательно, обжалуемое решение суда также подлежит изменению и в части размера государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчика в доход бюджета Олонецкого национального муниципального района Республики Карелия, путем уменьшения его с (...) руб. до
(...) руб.

Руководствуясь ст.ст.328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Олонецкого районного суда Республики Карелия
от 10 октября 2023 года по настоящему делу изменить в части периода взыскания и размера взысканных с Григорьевой Галины Владимировны (ИНН (...)) в пользу государственного казенного учреждения социальной защиты Республики Карелия «Центр социальной работы Республики Карелия» (ИНН (...)) денежных средств, уменьшив его с (...) руб. до (...) руб., из которых (...) руб. - ежемесячная денежная выплата ветеранам труда Республики Карелия за период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ, (...) руб. - ежемесячная денежная компенсация расходов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за период с ХХ.ХХ.ХХ по ХХ.ХХ.ХХ, указав на удовлетворение иска в указанной части и на отказ в удовлетворении исковых требований в оставшейся части.

Решение Олонецкого районного суда Республики Карелия
от 10 октября 2023 года по настоящему делу изменить в части размера государственной пошлины, подлежащей взысканию с Григорьевой Галины Владимировны (ИНН (...)) в доход бюджета Олонецкого национального муниципального района Республики Карелия, уменьшив его с (...) руб. до (...) руб.

В остальной части апелляционную жалобу ответчика оставить без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий

Судьи

33-1290/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
ГКУ СЗ РК "Центр социальной работы Республики Карелия"
Ответчики
Григорьева Галина Владимировна
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Величко Сергей Александрович
Дело на странице суда
vs.kar.sudrf.ru
22.03.2024Передача дела судье
15.04.2024Судебное заседание
25.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.04.2024Передано в экспедицию
15.04.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее