Решение по делу № 2-103/2023 (2-373/2022; 2-3061/2021;) от 25.06.2021

Дело № 2-103/2023

УИД 91RS0024-01-2021-003830-80

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ялта                                7 февраля 2023 г.

Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Кулешовой О.И., при секретаре Щеповских А.Н., с участием представителя истца Подружко В.Н., представителей ответчика Леоновой К.А., Зайцева А.А., представителей третьих лиц Плахотник Н.В., Зубкова А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации города Ялта Республики Крым к Вакулову Александру Алексеевичу о сносе самовольного строения;

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора, - Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, Голубцова Виктория Андреевна, Ардашева Оксана Николаевна, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым,

установил:

Администрация города Ялта Республики Крым обратилась в суд с иском к Вакулову А.А. о сносе объекта капитального строительства, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №<номер> по адресу: <адрес>. В случае неисполнения ответчиком решения суда в сроки, установленные для добровольного исполнения, Администрация города Ялта Республики Крым просит предоставить ей право самостоятельно снести указанное самовольное строение с последующим взысканием расходов с ответчика.

В обоснование заявленных требований указано, что Министерством жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым в период с 27 января 2021 г. по 2 февраля 2021 г. была проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой установлено, что на принадлежащем ответчику земельном участке возведен пятиэтажный объект капитального строительства, который имеет признаки, позволяющие считать его самовольным строением, подлежащим сносу, поскольку он не обладает признаками индивидуального жилищного строительства, возведен с превышением максимально допустимой этажности, в отсутствие разрешительной документации, которая требуется для строительства подобного рода объектов, а также с нарушением градостроительных, строительных, противопожарных норм и правил. При таких обстоятельствах ответчиком допущено самовольное строительство, что, в свою очередь, влечет наступление правовых последствий в виде сноса самовольной постройки.

В ходе рассмотрения к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Голубцова В.А., Ардашева О.Н. и Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым.

Представитель истца по доверенности Подружко В.Н. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Ответчик Вакулов А.А. в судебное заседание не явился, будучи извещенным надлежащим образом о времени и месте его проведения, обеспечил явку представителей по доверенности Леоновой К.А. и Зайцева А.А., которые возражали против удовлетворения иска, ссылаясь на его необоснованность и недоказанность, дав объяснения, аналогичные изложенным письменно возражениям (т. 2 л.д. 10-16).

Представители третьего лица Голубцовой В.А. по доверенности Плахотник Н.В. и Зубков А.Г. в судебном заседании поддержали заявленные исковые требования, дав объяснения аналогичные изложенным письменно (т. 2 л.д. 163-168, 188, т. 4 л.д. 18-26, 200-206, т. 5 л.д. 24-25, 42).

Третьим лицом Министерством жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, извещенным надлежащим образом, явка представителя в судебное заседание не обеспечена, представлены письменные объяснения, согласно которым исковые требования Администрации города Ялта Республики Крым поддерживают в полном объеме (т. 1 л.д. 91-93).

От третьего лица Ардашевой О.Н. в суд поступило заявление о рассмотрении дела без ее участия (т. 5 л.д. 41).

Третьим лицом Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, извещенным надлежащим образом, явка представителя в судебное заседание не обеспечена.

В соответствии с положениями части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено и из материалов дела следует, что Вакулов А.А. на основании договора купли-продажи от 19 марта 2004 г., реестр № 30931, и государственного акта о праве собственности на земельный участок серии КМ №<номер> от 23 мая 2008 г. является собственником земельного участка площадью 767+/-10 кв. м с кадастровым номером №<номер> (ранее присвоенный №<номер>), расположенного по адрес: <адрес>, категория земель: «Земли населенных пунктов», вид разрешенного использования: «Среднеэтажная жилая застройка». Право собственности Вакулова А.А. на земельный участок зарегистрировано в установленном законом порядке 30 декабря 2014 г. (т. 1 л.д. 45-47, 68, т. 2 л.д. 19).

Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) на указанном земельном участке расположен объект незавершенного строительства площадью 770 кв. м, со степенью готовности 60%, проектируемым назначением - жилой дом, которому 16 марта 2021 г. присвоен кадастровый №<номер>. Государственная регистрация права собственности Вакулова А.А. на указанный объект незавершенного строительства осуществлена 2 апреля 2021 г. (т. 2 л.д. 100-102).

Как следует из объяснений представителей ответчика, строительство индивидуального жилого дома было начато в 2006 году на основании выданного Инспекцией ГАСК разрешения на выполнение строительных работ № 94-и/09-06 от 11 сентября 2006 г. со сроком действия до 27 декабря 2008 г. (т. 2 л.д. 24) и продолжено в 2012 г. на основании декларации о начале выполнения строительных работ, зарегистрированной Инспекцией ГАСК в АРК 12 декабря 2012 г. № КР08212400602 (т. 2 л.д. 20-22), в соответствии с разработанным в 2011 г. проектом строительства четырехэтажного жилого дома общей площадью 770 кв. м (т. 2 л.д. 210-221).

Из акта проверки Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым от 2 февраля 2021 г. № 165 следует, что на основании приказа Министерства от 10 декабря 2020 г. № 165 проведена внеплановая выездная проверка в отношении застройщика Вакулова А.А. и установлено, что на земельном участке с кадастровым номером №<номер> (вид разрешенного использования - среднеэтажная жилая застройка, для индивидуальной жилой застройки) по адресу: <адрес>, возведен объект капитального строительства, с количеством этажей - 5 (повал+4), то есть не обладающий признаками индивидуального жилищного строительства (превышена максимально допустимая этажность - не более чем три), без получения соответствующего разрешения в соответствии с положениями ч. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, проектная документация которого подлежит экспертизе (т. 1 л.д. 19-24).

Поскольку для разрешения возникшего спора по существу необходимы специальные познания, судом по делу была назначена строительно-техническая экспертиза, проведение которой поручено ФБУ «Крымская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации».

Из заключения эксперта от 31 мая 2022 г. № 2613/6-2 следует, что согласно требованиям СП 55.13330.2016 этажность исследуемого объекта незавершенного строительства в осях 1-5 составляет 4 этажа, в осях 5-7 составляет 5 этажей.

Согласно требованиям Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 4 августа 1998 г. № 37, этажность исследуемого объекта незавершенного строительства составляет 5 этажей.

Исследуемый объект незавершенного строительства не соответствует признакам объекта индивидуального жилищного строительства, предусмотренным Градостроительным кодексом Российской Федерации в части количества надземных этажей.

Исследуемый объект недвижимости является объектом незавершенного строительства. С учетом степени его готовности на дату проведения осмотра определить функциональное назначение его помещений, наличие помещений общего пользования и общих инженерных систем, функциональное назначение объекта в целом не представляется возможным, в связи с чем установить, имеет ли исследуемый объект признаки многоквартирного дома, не представляется возможным.

Исследуемый объект незавершенного строительства с кадастровым номером №<номер>, расположенный по адресу: <адрес>, соответствует следующим нормам, действующим по состоянию на 25.01.2022:

требованиям п. 7.1 СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*» в части расстояний между длинными сторонами зданий и в части расстояния от окон жилых помещений домов индивидуальной застройки до стен домов, расположенных на соседних земельных участках;

требованиям и. 8.1, п. 8.6 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям»;

требованиям п. 4.12, 5.2.1, 5.5.1 СП 22.13330.2016 Основания зданий и сооружений;

требованиям п. 6.1.5 и таблицы 6.1, и. 6.4.3, п. 6.4.4, п. 6.8.1 СП 14.13330.2018 Строительство в сейсмических районах. Актуализированная редакция СНиП II-7-81*.

Не представляется возможным определить соответствие следующим нормам:

требованиям п.5.2, п. 5.3, п.5.4, п.5.5, п.5.6, п.5.8, п.5.9, п. 7.2.1, п. 7.2.2, п. 7.2.4, п. 7.2.4а, п. 9.6, п. 9.7, п. 9.12, п. 9.11 СП 54.13330.2016. Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003;

требованиям п. 4.2.7, п. 4.2.10, п. 4.2.11, и. 4.2.18, и. 4.2.19, СП 1.13130.2020. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы;

требованиям п. 4.3, п. 4.6, п. 9.1, п. 9.3 СП 17.13330.2017 «Кровли». Актуализированная редакция СНиП П-26-76;

требованиям п. 6.5.4, п. 6.8.13 СП 14.13330.2018 Строительство в сейсмических районах. Актуализированная редакция СНиП П-7-81*.

Исследуемый объект незавершенного строительства с кадастровым номером №<номер>, расположенный по адресу: <адрес>, по состоянию на 25.01.2022 не соответствует:

требованиям п. 7.1 СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*» в части расстояния от границ участка до стен жилого дома;

требованиям п. 4.3 и Таблицы № 1 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям». При условии, что в стене северо-восточного фасада здания будет заложен имеющийся на дату проведения осмотра проем, и стена будет возведена на 30 см выше высоты здания, с отделкой негорючими материалами, указанная стена будет являться противопожарной стеной 1-го типа, что будет соответствовать п.4.11 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемнопланировочным и конструктивным решениям» и противопожарным нормам» и обеспечит соответствие исследуемого объекта незавершенного строительства противопожарным нормам;

требованиям п. 6.4.1, п. 6.5.3, п. 6.5.5, 6.5.6, п. 6.8.15 в части наличия гибкой связи самонесущих стен с каркасом, в части наличия антисейсмических поясов в уровне плит покрытия и верха оконных проемов, в части наличия зазоров между поверхностями стен и колоннами каркаса, п. 6.8.18 СП 14.13330.2018 Строительство в сейсмических районах. Актуализированная редакция СНиП П-7-81*.

Исследуемый объект незавершенного строительства с кадастровым номером №<номер> соответствует следующим нормам, действующим по состоянию на 11.09.2006 и на 12.12.2012:

требованиям п. 3.13 ДБН 360-92**. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений в части расстояний между длинными сторонами зданий;

требованиям п. 3.25* ДБН 360-92**. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений в части расстояния до границы соседнего земельного участка;

требованиям п. 5.6. РСН 341-86 «Планировка и застройка районов индивидуального жилищного строительства в населенных пунктах Украинской ССР» в части расстояния до границы соседнего земельного участка;

требованиям закона Украины «О планировании и застройке территорий» от 20.04.2000 №1699-111, действовавшего по состоянию на 11.09.2006;

требованиям закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности», действовавшего по состоянию на 12.12.2012;

требованиям п. 3.1.1 и таблицы 3.1, п. 3.1.10, п. 3.4.1, п. 3.6.1 ДБН В.1.1- 12:2006 Строительство в сейсмических районах Украины.

Не представляется возможным определить соответствие требованиям:

требованиям п. 3.14 ДБН 360-92**. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений;

требованиям п. 3.32 ДБН 360-92**. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений;

п. 2.9, п. 2.10, п. 2.22, п. 2.24, п. 2.26, п. 2.27, п. 2.28, п. 2.29, п. 2.30, п. 3.4, п. 5.13, п. 5.23 ДБН В.2.2-15-2005 Жилые здания. Основные положения;

п. 5.4. РСН 341-86 «Планировка и застройка районов индивидуального жилищного строительства в населенных пунктах Украинской ССР»;

требованиям п. 3.6.4 ДБН В.1.1-12:2006 Строительство в сейсмических районах Украины.

Исследуемый объект незавершенного строительства с кадастровым номером №<номер> не соответствует следующим нормам, действующим по состоянию на 11.09.2006 и на 12.12.2012:

требованиям примечания 1 п. 3.6*, п. 3.19* ДБН 360-92**. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений в части количества этажей;

требованиям Таблицы №1 приложения 3.1 ДБН 360-92**. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений.

При условии, что в стене северо-восточного фасада здания будет заложен имеющийся на дату проведения осмотра проем, и стена будет возведена над кровлей здания не менее чем: на 0,6 м, если хотя бы один из элементов покрытия, за исключением кровли, будет выполнен из материалов групп горючести Г3 или Г4; на 0,3 м, если хотя бы один из элементов покрытия, за исключением кровли, будет выполнен из материалов групп горючести Г1 или Г2; не будет возвышаться над кровлей, если все элементы покрытия, за исключением кровли, будут выполнены из негорючих материалов, указанная стена будет являться противопожарной стеной 1-го типа, что будет соответствовать примечанию 6 приложения 3.1 ДБН 360-92**. «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» и обеспечит соответствие исследуемого объекта незавершенного строительства противопожарным нормам.

требованиям п. 3.1.8, п. 3.4.2, п. 3.4.4, п. 3.6.5 в части наличия гибкой связи самонесущих стен с каркасом, в части наличия антисейсмических поясов, в части наличия зазоров между поверхностями стен и колоннами каркаса ДБН В.1.1-12:2006 Строительство в сейсмических районах Украины.

Вопрос определения в части создания угрозы жизни и здоровью граждан ориентирует эксперта на определение технического состояния конструкций исследуемого объекта и соответствие строительным нормам и правилам, оказывающим влияние на безопасное пребывание людей в исследуемом объекте.

На дату проведения осмотра визуально доступные конструктивные элементы исследуемого объекта незавершенного строительства не имеют видимых деформаций, повреждений и дефектов, влияющих на снижение несущей способности и эксплуатационной пригодности конструкций и находятся в работоспособном техническом состоянии, при этом в связи с тем, что исследуемый объект является объектом незавершенного строительства, а также имеются несоответствия строительным нормам и правилам, в том числе в части сейсмостойкости объекта и требований противопожарных норм, в случае не устранения несоответствий нормам и правилам, исследуемый объект будет создавать угрозу жизни и здоровью граждан эксплуатирующих данное здание.

По состоянию на дату проведения осмотра отсутствует ограждение строительной площадки и рабочих зон исследуемого объекта незавершенного строительства с юго-западной и северо-западной сторон, не приняты меры по предотвращению попадания предметов в случае их падения с исследуемого объекта незавершенного строительства на смежный земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, что не соответствует требованиям п. 7.17 СП 48.13330.2019 «Организация строительства» и также создает угрозу жизни и здоровью граждан, которые находятся на исследуемом объекте и смежных земельных участках, так как имеется вероятность падения предметов с исследуемого объекта незавершенного строительства. На дату проведения исследования с учетом несоответствия требованиям норм и правил в части отсутствия мер по ограждению строительной площадки и предотвращению попадания предметов в случае их падения с исследуемого объекта незавершенного строительства безопасное пребывание людей на территории исследуемого и смежных домовладений не обеспечивается, имеется угроза их жизни и здоровью.

Особенностью незавершенного строительством объекта является то, что ввиду неоконченного объема работ объект строительства может не полностью соответствовать требованиям строительных и градостроительных норм и правил, однако указанные недостатки могут быть устранены в ходе завершения строительных работ.

При этом в связи с незавершенностью строительных работ конструкции исследуемого объекта не обеспечивают безопасное пребывание людей, не созданы условия для отдыха, сна, гигиенических процедур, приготовления и приема пищи, а также для другой деятельности обычно осуществляемой в жилых зданиях.

В случае если исследуемый объект незавершенного строительства не будет приведен в соответствие вышеуказанным требованиям, безопасное пребывание людей на территории исследуемого и смежных домовладений обеспечено не будет.

Выявленные в ходе проведения исследования несоответствия требованиям норм и правил являются устранимыми.

Исследуемый объект незавершенного строительства с кадастровым номером №<номер> не соответствует предельным параметрам Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым для вида разрешенного использования земельного участка «среднеэтажная жилая застройка» территориальной зоны «Зона среднеэтажной жилой застройки ТЗ-ОЗ/2-9О» в части коэффициента плотности застройки земельного участка.

Устранение указанного несоответствия возможно путем демонтажа двух верхних этажей исследуемого объекта, после чего коэффициент плотности застройки земельного участка составит 0,71.

Исследуемый объект незавершенного строительства с кадастровым номером №<номер> по состоянию на 25.01.2022 не соответствует:

требованиям п. 7.1 СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*» в части расстояния от границ участка до стен жилого дома.

Устранение указанного несоответствия возможно путем частичного демонтажа конструкций исследуемого объекта. При наличии согласия собственников смежных земельных участков на застройку с отклонением от требований п. 7.1 СП 42.13330.2016 «Градостроительство, планировка и застройка городских и сельских поселений» Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* (с Изменениями N 1, 2) в части расстояния от границы участка до стены жилого дома, составляющего не менее 3 м, требования п. 7.1 СП 42.13330.2016 будут соблюдены.

требованиям п. 4.3 и Таблицы №1 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям».

Устранение указанного несоответствия возможно путем заложения в стене северо-восточного фасада здания имеющегося на дату проведения осмотра проема и возведении стены на 30 см выше высоты здания с отделкой негорючими материалами. При выполнении данных условий указанная стена будет являться противопожарной стеной l-гo типа, что будет соответствовать п. 4.11 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемнопланировочным и конструктивным решениям» и противопожарным нормам» и обеспечит соответствие исследуемого объекта незавершенного строительства противопожарным нормам. При условии, что будет выполнен демонтаж верхних этажей исследуемого объекта незавершенного строительства, после проведенного демонтажа конструкция указанной стены должна соответствовать требованиям, предъявляемым к противопожарным стенам, либо будет необходимо возведение отдельно стоящей противопожарной стены.

требованиям п. 6.4.1, п. 6.5.3, п. 6.5.5, 6.5.6, п. 6.8.15 в части наличия гибкой связи самонесущих стен с каркасом, в части наличия антисейсмических и верха оконных проемов, в части наличия стен и колоннами каркаса, п. 6.8.18 СП сейсмических районах. Актуализированная редакция СНиП II-7-81*.

Устранение несоответствия требованиям п. 6.4.1 возможно путем устройства оконных проемов в наружной стене помещений лестничной клетки с северо-западной стороны.

Устранение несоответствия требованиям п. 6.5.3, п. 6.5.5, 6.5.6 возможно путем демонтажа имеющихся перегородок и их последующего возведения с учетом требований указанных пунктов (устройство антисейсмических швов, армирования), а также путем устройства обрамлений дверных проемов, устроенных в перегородках.

Устранение несоответствия требованиям п. 6.8.15, п. 6.8.18 возможно путем демонтажа кладки самонесущих стен (заполнения каркаса) и ее устройства с учетом требований указанного пункта (наличие гибкой связи самонесущих стен с каркасом, наличие зазоров между поверхностями стен и колоннами каркаса).

требованиям п. 7.17 СП 48.13330.2019 «Организация строительства».

Устранение указанного несоответствия возможно путем устройства ограждения строительной площадки и опасных зон работ.

Исследуемый объект незавершенного строительства с кадастровым номером №<номер> не соответствует следующим нормам, действующим по состоянию на 11.09.2006 и на 12.12.2012:

требованиям примечания 1 п. 3.6*, п. 3.19* ДБН 360-92**. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений в части количества этажей.

Устранение указанного несоответствия возможно путем уменьшения этажности (количества этажей) исследуемого объекта в виде демонтажа верхнего этажа объекта либо заложения нижнего этажа. При этом экспертами отмечается, что в случае заложения нижнего этажа возникнет дополнительная нагрузка на основание и фундамент исследуемого объекта незавершенного строительства, что, в случае недостаточной несущей способности конструктивных элементов, может привести к обрушению объекта и создать угрозу жизни и здоровью граждан. Для определения того, достаточна ли несущая способность конструкций либо необходимо проведение работ по их усилению, необходима разработка проектной документации с расчетом несущей способности конструктивных элементов.

требованиям Таблицы №1 приложения 3.1 ДБН 360-92**. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений.

Устранение указанного несоответствия возможно путем заложения в стене северо-восточного фасада здания имеющегося на дату проведения осмотра проема и возведении стены над кровлей здания не менее чем: на 0,6 м, если хотя бы один из элементов покрытия, за исключением кровли, будет выполнен из материалов групп горючести Г3 или Г4; на 0,3 м, если хотя бы один из элементов покрытия, за исключением кровли, будет выполнен из материалов групп горючести Г1 или Г2; не выше кровли, если все элементы покрытия, за исключением кровли, будут выполнены из негорючих материалов. При выполнении данных условий указанная стена будет являться противопожарной стеной 1-го типа, что будет соответствовать примечанию 6 приложения 3.1 ДБН 360-92**. «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» и обеспечит соответствие исследуемого объекта незавершенного строительства противопожарным нормам. При условии, что будет выполнен демонтаж верхних этажей исследуемого объекта незавершенного строительства, после проведенного демонтажа конструкция указанной стены должна соответствовать требованиям, предъявляемым к противопожарным стенам.

требованиям п. 3.1.8, и. 3.4.2, п. 3.4.4, п. 3.6.5 в части наличия гибкой связи самонесущих стен с каркасом, в части наличия антисейсмических поясов, в части наличия зазоров между поверхностями стен и колоннами каркаса согласно ДБН В.1.1-12:2006 Строительство в сейсмических районах Украины.

Устранение несоответствия требованиям п. 3.1.8 возможно путем устройства оконных проемов в наружной стене помещений лестничной клетки с северо-западной стороны.

Устранение несоответствия требованиям п. 3.4.2, п. 3.4.4 возможно путем демонтажа имеющихся перегородок и их последующего возведения с учетом требований указанных пунктов (устройство антисейсмических швов, армирования).

Устранение несоответствия требованиям п. 3.6.5 возможно путем демонтажа имеющихся самонесущих стен (заполнения каркаса) и их последующего возведения с учетом требований указанного пункта (наличие гибкой связи самонесущих стен с каркасом, наличие антисейсмических поясов в уровне плит покрытия и верха оконных проемов, наличие зазоров между поверхностями стен и колоннами каркаса).

Экспертами отмечается, что выполнение работ по демонтажу конструктивных элементов здания требует предварительной разработки проектной документации.

Исследуемый объект незавершенного строительства с кадастровым номером №<номер>:

соответствует предельным параметрам Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым для вида разрешенного использования земельного участка «срежнеэтажная жилая застройка» территориальной зоны «Зона среднеэтажной жилой застройки ТЗ-03/2-90» в части этажности, максимального количества надземных этажей, коэффициента застройки земельного участка;

не соответствует предельным параметрам Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым для вида разрешенного использования земельного участка «срежнеэтажная жилая застройка» территориальной зоны «Зона среднеэтажной жилой застройки ТЗ-03/2-90» в части коэффициента плотности застройки земельного участка;

не представляется возможным определить соответствие предельным параметрам Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым для вида разрешенного использования земельного участка «срежнеэтажная жилая застройка» территориальной зоны «Зона среднеэтажной жилой застройки ТЗ-03/2-90» в части минимального отступа от красной линии улиц до зданий, в части минимального отступа от красной линии улиц до зданий, в части количества парковочных мест (т. 3 л.д. 184-249).

Указанное заключение эксперта суд признает надлежащим доказательством по делу, соответствующим требованиям относимости и допустимости доказательств (статьи 59, 60, 67 ГПК), поскольку оно проведено компетентными экспертами, имеющими соответствующее образование и квалификацию, будучи предупрежденными об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Выводы экспертов основаны на материалах дела, подробно мотивированы, сделаны на основе совокупного анализа всех фактических обстоятельств дела, в соответствии и с использованием соответствующих нормативных документов, литературы и информационных источников, приведенных в исследовательской части заключения, в связи с чем не вызывают сомнений в их достоверности. Само заключение является полным, обоснованным и мотивированным. Экспертиза проведена на основе нормативных актов, регламентирующих производство экспертиз.

При опросе в суде эксперт ФИО-1 подтвердил выводы судебной экспертизы, разъяснив, что этаж с отметкой -3.500 не подпадает под определение проветриваемого подполья, на чем настаивает сторона ответчика, поскольку это полноценный этаж с устройством лестничной площадки.

В соответствии с частью 1 статьи 376 Гражданского кодекса Украины (далее - ГК Украины (в редакции, действовавшей на момента возникновения спорных правоотношений)) жилой дом, здание, сооружение, другое недвижимое имущество считаются самовольным строительством, если они построены или строятся на земельном участке, не отведенном для этой цели, или без надлежащего разрешения или должным образом утвержденного проекта, или с существенными нарушениями строительных норм и правил.

Ч. 2 ст. 376 ГК Украины установлено, что лицо, которое осуществило или осуществляет самовольное строительство недвижимого имущества, не приобретает права собственности на него.

В случае существенного отклонения от проекта, что противоречит общественным интересам или нарушает права других лиц, существенного нарушения строительных норм и правил, суд по иску соответствующего органа государственной власти или органа местного самоуправления может принять решение, которым обязать лицо, осуществившее (осуществляющее) строительство, провести соответствующую перестройку (ч. 7 ст. 376 ГК Украины).

Градостроительная деятельность в Украине с 12 марта 2011 г. регулируется Законом Украины от 17.02.2011 № 3038-VI «О регулировании градостроительной деятельности».

В соответствии со ст. ст. 26, 29 указанного Закона субъекты градостроения обязаны соблюдать градостроительные условия и ограничения застройки земельного участка пре проектировании и осуществлении строительства объекта градостроения. Право на застройку земельного участка реализуется ее владельцем или пользователем при условии использования земельного участка в соответствии с требованиями градостроительной документации. Градостроительные условия и ограничения действительны до завершения строительства независимо от смены заказчика.

В соответствии со ст. 380 ГК Украины жилым домом является здание капитального типа, сооруженное с соблюдением требований, установленных законом, другими нормативно-правовыми актами, и предназначенное для постоянного в нем проживания.

Ст. 381 ГК Украины установлено, что усадьбой является земельный участок вместе с размещенными на нем жилым домом, хозяйственно-бытовыми зданиями, наземными и подземными коммуникациями, многолетними насаждениями.

Вопрос строительства на приусадебных земельных участках урегулирован пунктами 3.18*-3.26 ДБН (государственных строительных норм) 360-92** "Градостроительство Планирование и застройка городских и сельских поселений", которые утверждены Приказом Государственного комитета Украины по вопросам градостроения и архитектуры от 17.04.1992 № 44, действовавшие на период возникновения спорных правоотношений. Данные нормы обязательны для органов государственного управления, местного и регионального самоуправления, предприятий и учреждений независимо от формы собственности з ведомственного подчинения, общественных объединений и граждан, которые осуществляю: проектирование, строительство и благоустройство на территории городских и сельских поселений.

Так, в соответствии с п. 3.19* ДБН 360-92**, район усадебной застройки может быть сформирован отдельными жилыми или блокированными домами с приусадебными (приквартирными) участками с хозяйственными постройками или без них. Застройка этих районов не должна превышать 4х этажей.

В соответствии с п. 1 ст. 263 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В силу ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Как следует из п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) реконструкцией объектов капитального строительства является изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

В силу п. 39 ст. 1 ГрК РФ объект индивидуального жилищного строительства - отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.

Согласно п. 1 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом.

В соответствии с п. 2 ст. 51 ГрК РФ, п. 6 ст. 2 Федерального закона от 17.11.1995 № 169- ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство.

Как следует из п. 7 ст. 52 ГрК РФ отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в соответствии с настоящим Кодексом, в том числе в порядке, предусмотренном частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса.

Согласно п. 1 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

П. 3 ст. 222 ГК РФ предусмотрено, что право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Разрешая спор по существу с учетом вышеуказанных положений закона и установленных обстоятельств, суд исходит из того, что спорный объект незавершенного строительства имеет 5 этажей, что не соответствует признакам индивидуального жилищного строительства, как в соответствии с положениями законодательства Украины, действовавшими на дату начала его возведения (не более 4х этажей), так и в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации (не более 3х этажей). Кроме того, он возводится с отклонением от параметров объекта капитального строительства, указанных в проектной документации, поскольку экспертом отмечено, что этаж, расположенный под этажом -3.500, не указан в проектной документации на строительство, однако фактически построен. При этом, разрешение на отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации ответчиком в установленном законом порядке не получено, необходимые меры для этого не предприняты, в материалы дела соответствующие доказательства не представлены.

В связи с чем суд приходит к выводу, что спорный объект является самовольным по признаку его самовольной реконструкции, произведенной с нарушением градостроительных регламентов.

При этом доводы ответчика о соответствии спорного объекта разрешительной и проектной документации, в том числе в части этажности, отсутствии нарушений действующих норм и правил, со ссылкой на заключение эксперта № 201 от 20 сентября 2021 г., выполненное экспертом ООО «Институт судебной экспертизы и земельного аудита» (т. 2 л.д. 37-70) и рецензию ООО «ТехСтройЭкспертиза» № 2-28/06-22 от 15 июля 2022 г. (т. 4 л.д. 66-96), не могут быть приняты судом во внимание, поскольку при подготовке заключения и рецензии эксперты не были предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, в связи с чем они не являются допустимыми доказательствами, опровергающими выводы судебной экспертизы.

Кроме того, принимая во внимание заключение судебной экспертизы, судом установлено, что при строительстве объекта допущены существенные нарушения норм и правил в сфере градостроительства, планировки и застройки городских и сельских поселений, имеются нарушения норм и правил в части сейсмостойкости объекта и требований противопожарных норм, как на дату проведения исследования (25 января 2022 г.), так и на даты выдачи разрешительных документов о начале выполнения строительных работ - 11 сентября 2006 г. и 12 декабря 2012 г., что создает угрозу жизни и здоровью граждан, которые находятся на исследуемом объекте и смежных земельных участках.

Суд учитывает, что особенностью незавершенного строительством объекта является то, что ввиду неоконченного объема работ объект строительства может не полностью соответствовать требованиям строительных и градостроительных норм и правил, а имеющиеся недостатки могут быть устранены в ходе завершения строительных работ.

Вместе с тем, из заключения судебной экспертизы следует, что устранение нарушения требований п. 7.1 СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*» в части расстояния от границ принадлежащего ответчику земельного участка с кадастровым номером №<номер> до стен исследуемого объекта незавершенного строительства (составляет менее 3 м) возможно путем частичного демонтажа конструкций исследуемого объекта, что, в свою очередь, требует предварительной разработки проектной документации.

Отклонение от указанных требований допускается только при наличии согласия собственников смежных земельных участков.

Ардашевой О.Н. (третье лицо по делу), являющейся собственником смежного земельного участка с кадастровым номером №<номер>, расположенного с юго-западной стороны границ принадлежащего ответчику земельного участка, дано необходимое согласие на застройку Вакулову А.А., что следует из ее заявления от 20 декабря 2022 г. (т. 5 л.д. 40).

Тогда как от Голубцовой В.А. (третье лицо по делу), которая является собственником смежного земельного участка с северо-восточной стороны и расположенного на нем жилого дома с кадастровым номером №<номер> по адресу: <адрес>, согласие на застройку Вакуловым А.А. с отклонением от указанных требований получено не было.

Более того, как следует из объяснений представителей Голубцовой В.А., подтверждено фотоматериалами (т. 1 л.д. 24, 144-167) и экспертным заключением № 2510-21/01В от 25 октября 2021 г. (т. 2 л.д. 236-250, т. 3 л.д. 1-2), в 2018 году ответчиком начато возведение пятиэтажной пристройки к существующему объекту с северо-западной стороны, которая отделена от остальной части здания ограждением из бутобетонной кладки, что и привело к нарушению строительных, градостроительных и противопожарных норм, создало угрозу жизни и здоровью лиц, находящихся на объекте незавершенного строительства, а также Голубцовой В.А. и членов ее семьи, в том числе несовершеннолетних детей. В этой связи многочисленные обращения Голубцовой В.А. в прокуратуру города Ялты, Администрацию города Ялта Республики Крым, Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Ялта Республики, Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым послужили основаниями для проведения уполномоченными органами надзорных мероприятий, принятия мер реагирования.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что сохранение пятиэтажного объекта незавершенного строительства в его фактическом состоянии невозможно.

Вместе с тем, допущенные застройщиком Вакуловым А.А. нарушения градостроительных, строительных, противопожарных норм и правил, по мнению суда, не могут являться безусловным основанием для удовлетворения требования о сносе спорного объекта полностью, поскольку подлежащим оценке обстоятельством является соответствие выбранного истцом способа защиты допущенному ответчиком нарушению.

При разрешении спора суд учитывает, что снос объекта самовольного строительства является крайней мерой гражданско-правовой ответственности, а устранение последствий нарушений должно быть соразмерно самому нарушению, не создавать дисбаланса между публичным и частным интересом, приводящего к нарушению устойчивости хозяйственного оборота и причинению несоразмерных убытков.

В связи с изложенным, принимая во внимание заключение судебной экспертизы, суд приходит к выводу о необходимости приведения спорного объекта капитального строительства в соответствие с требованиями, предъявляемыми к строительству, путем возложения на ответчика обязанности демонтировать часть конструкций, а именно, пятиэтажную пристройку со стороны жилого дома с кадастровым номером №<номер>, в соответствии с проектом выполнения таких работ, разработанным специализированной организацией, что приведет к устранению допущенных нарушений градостроительных и противопожарных норм и правил, устранит угрозу жизни и здоровью граждан.

Тогда как полный снос объекта незавершенного строительства в значительной степени нарушит баланс интересов сторон, в связи с чем заявленные требования подлежат частичному удовлетворению.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

Предусмотренные законом сроки добровольного исполнения в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве» (ч. 12 ст. 30) составляют 5 дней.

В соответствии с п. 4 ст. 222 ГК РФ срок для сноса самовольной постройки устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не может составлять менее чем три месяца и более чем двенадцать месяцев, срок для приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не может составлять менее чем шесть месяцев и более чем три года.

По мнению суда, с учетом необходимости разработки специализированной организацией проекта работ по демонтажу части конструкций объекта капитального строительства, выполнения таких работ, возможно установить срок для добровольного исполнения решения суда шесть месяцев, что свидетельствует об исполнимости решения суда, соответствует характеру допущенного нарушения, а также отвечает целям и задачам правосудия.

С учетом изложенного, в интересах законности суд считает необходимым указать срок добровольного исполнения решения суда в указанной части в течении шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Администрации города Ялта Республики Крым к Вакулову Александру Алексеевичу о сносе самовольного строения – удовлетворить частично.

Обязать Вакулова Александра Алексеевича демонтировать часть конструкций объекта незавершенного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №<номер>, а именно, пятиэтажную пристройку со стороны жилого дома с кадастровым номером №<номер>, в соответствии с проектом выполнения таких работ, разработанным специализированной организацией, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с Вакулова Александра Алексеевича государственную пошлину в доход местного бюджета муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.

Судья                                        О.И. Кулешова

Решение суда изготовлено

в окончательной форме 14 февраля 2023 г.

2-103/2023 (2-373/2022; 2-3061/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация города Ялта Республики Крым
Ответчики
Вакулов Александр Алексеевич
Другие
Ардашева Оксана Николаевна
Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым
Голубцова Виктория Андреевна
Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым
Плахотник Наталья Валентиновна
Суд
Ялтинский городской суд Республики Крым
Судья
Кулешова Оксана Игоревна
Дело на сайте суда
yalta.krm.sudrf.ru
25.06.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.06.2021Передача материалов судье
01.07.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.07.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
21.09.2021Предварительное судебное заседание
27.10.2021Судебное заседание
28.09.2022Производство по делу возобновлено
28.09.2022Судебное заседание
23.11.2022Судебное заседание
25.11.2022Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
14.12.2022Судебное заседание
07.02.2023Судебное заседание
14.02.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.02.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее