Решение от 27.11.2023 по делу № 2-1587/2023 от 12.10.2023

Дело № 2-1587/2023

УИД 56RS0033-01-2023-002194-83

Решение

Именем Российской Федерации

г. Орск                            27 ноября 2023 года

Советский районный суд г. Орска Оренбургской области

в составе председательствующего судьи Смирновой Н.В.,

при секретаре Цветковой Ж.В.,

с участием: представителя истца Цулая Т.А., представителей ответчиков: территориальной избирательной комисссии Советского района г. Орска - Ивановой Н.С., Кучинской Э.В., администрации г. Орска Еремеева Е.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Оренбургского областного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» к Министерству финансов РФ, Министерству финансов Оренбургской области, Администрации г. Орска и МУ Финансовое управление администрации г. Орска о компенсации вреда,

установил:

представитель Оренбургского областного отделения политической партии КПРФ обратился с вышеназванным иском. В обосновании требований указал, что решением Орского городского Совета депутатов от 21.06.2022 на 11.09.2022 были назначены дополнительные выборы депутатов Орского городского Совета депутатов Оренбургской области VI созыва по одномандатным избирательным округам №4, 14, 16, 19.

В июле 2022 года ООО ПП КПРФ выдвинуло кандидатов списком по указанным округам и представило необходимые документы для заверения списка кандидатов в организующую выборы избирательную комиссии Советского района г. Орска.

Решением территориальной избирательной комиссии Советского района города Орска Оренбургской области от 23.7.2022 отказано в заверении списка кандидатов в депутаты Орского городского Совета депутатов Оренбургской области VI созыва по одномандатным избирательным округам №4, 14, 16, 19 выдвинутых административным истцом при проведении дополнительных выборов депутатов Орского городского Совета депутатов Оренбургской области VI созыва.

Постановлением избирательной комиссии Оренбургской области от 29.07.2022 Оренбургскому областному отделению политической партии КПРФ отказано в удовлетворении жалобы об отмене решения нижестоящей комиссии.

Решением Советского районного суда г. Орска от 05.08.2022 в удовлетворении административного иска о признании незаконным и об отмене решений избирательных комиссий, отказано.

Апелляционным определением Оренбургского областного суда от 11.08.2022 и кассационным определением Шестого кассационного суда от 22.08.2022 решение Советского районного суда г. Орска от 05.08.2022 оставлено без изменений.

Определением судьи Верховного Суда РФ от 16.09.2022 было отказано в передаче дела в суд кассационной инстанции Верховного Суда РФ.

Истец обратился с жалобой в Конституционный Суд РФ, который 07.06.2023 принял постановление и признал п. 142 ст. 35 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации не соответствующим Конституции РФ, ее статьям 3 (часть 3), 13 (часть 3), 18,19 (части 1 и 2), 32 (часть 2), 55 (часть 3) и 130 (часть 2).

В пункте 3 резолютивной части Постановления Конституционного Суда РФ, установлено право истца по настоящему делу на применение в отношении него компенсаторных механизмов, чьи форма и размер в случае соответствующего обращения определяются Советским районным судом г. Орска Оренбургской области, рассмотревшим в первой инстанции дело с его участием.

С учетом репутационных рисков, невозможности ранее принять участие в прошедших выборах, лишении возможности кандидатам от партии избираться и быть избранными в Орский городской Совета депутатов, с учетом уточненных требований, истец просит суд взыскать с Министерства финансов РФ, Министерства финансов Оренбургской области, Администрации г. Орска и МУ «Финансовое управление администрации г. Орска» компенсацию в размере 1 000 000 руб. за счет средств федерального, областного и местного бюджетов соответственно, а также судебные расходы.

Представитель истца отказался от требований в части к ТИК Советского района г. Орска Оренбургской области.

Судом принят отказ от исковых требований в указанной части.

Определением суда от 16.11.2023 к участию в деле в соответствии со ст. 40 ГПК РФ привлечены Министерство финансов РФ, Министерство финансов по Оренбургской области, Администрация г. Орска Оренбургской области и МУ «Финансовой управление администрации г. Орска».

Представитель истца в судебном заседании поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в иске и письменных пояснениях. Дополнил, что ранее партию представляли в городском Совете два депутата С.О.В. и Г.В.И., которым прекратили полномочия по собственному желанию. Лишившись участия кандидатов от партии в выборах, в связи с отказом в заверении списка кандидатов в депутаты Орского городского Совета депутатов Оренбургской области VI созыва, партия претерпела падение рейтинга среди своих избирателей. Просит удовлетворить требования в полном объеме.

Представители территориальной избирательной комиссии Советского района г. Орска Кучинская Э.В и Иванова Н.С. просили отказать в удовлетворении иска, пояснив, что Конституционный Суд РФ в своем постановлении не признал действия комиссии незаконными. Истец ссылается на ст. 1069 ГК РФ, которая регламентирует права компенсации вследствие причинения вреда физическому лицу. Просили учесть, что представителем истца не представлено доказательств падения рейтинга партии, в связи не участием кандидатов партии в выборах.

Представитель администрации г.Орска Еремеев Е.Ю. исковые требования не признал. Суду пояснил, что незаконными действия территориальной комиссии не были признаны, напротив суд отказал в удовлетворении требований КПРФ. Верховный Суд РФ оставил данное решение без изменения. Конституционный Суд РФ признал Федеральный закон в части не соответствующим Конституции РФ, однако муниципальное образование и субъект РФ не принимал Закон. Территориальная комиссия действовала в рамках положений Федерального закона, действовавшего на период избирательной кампании.

Представители Министерства финансов РФ, Министерства финансов Оренбургской области и МУ «Финансовое управление администрации г. Орска» в судебное заседание не явились, извещены о рассмотрении дела надлежащим образом.

Министерство финансов Оренбургской области, Финансовое управление администрации г. Орска представили отзывы на исковое заявление, в которых просили отказать в удовлетворении иска, полагая, что не являются ненадлежащими ответчиками по делу.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Решением Орского городского Совета депутатов от 21.06.2022 «О назначении дополнительных выборов депутатов Орского городского Совета депутатов VI созыва» на 11 сентября 2022 года назначены дополнительные выборы депутатов Орского городского Совета депутатов Оренбургской области VI созыва по одномандатным избирательным округам №4, 14, 16, 19.

15.07.2022 Оренбургское отделение КПРФ уведомило избирательную комиссии об осуществлении 20.07.3022 выдвижения списка кандидатов в депутаты муниципального представительного органа по одномандатным избирательным округам № 4,14,16,19.

16.07.2022 избирательным объединением был представлен в ТИК Советского района г. Орска выдвинутый 14.07.2022 список кандидатов.

Решением территориальной избирательной комиссии Советского района г. Орска Оренбургской области от 23.07.2022 отказано в заверении списка кандидатов в депутаты Орского городского Совета депутатов Оренбургской области VI созыва по одномандатным избирательным округам №4, 14, 16, 19 выдвинутых административным истцом при проведении дополнительных выборов депутатов Орского городского Совета депутатов Оренбургской области VI созыва.

Постановлением избирательной комиссии Оренбургской области от 29.07.2022 Оренбургскому областному отделению политической партии КПРФ отказано в удовлетворении жалобы об отмене решения нижестоящей комиссии.

Решением Советского районного суда г. Орска от 05.08.2022 в удовлетворении административного иска о признании незаконным и об отмене решений избирательных комиссий, отказано, поскольку новая процедура повторного выдвижения списка кандидатов в депутаты не может быть начата ранее принятия избирательной комиссией решения об отказе в заверении первоначально представленного списка кандидатов в депутаты по указанным одномандатным округам, в связи с чем, в заверении представленного списка кандидатов было отказано по причине несоблюдения избирательным объединением требований к выдвижению кандидатов.

Апелляционным определением Оренбургского областного суда от 11.08.2022 и кассационным определением Шестого кассационного суда от 22.08.2022 решение Советского районного суда г. Орска от 05.08.2022 оставлено без изменений.

Определением судьи Верховного Суда РФ от 16.09.2022 было отказано в передаче дела в суд кассационной инстанции Верховного Суда РФ. При этом Верховным Судом РФ отклонены доводы Оренбургского отделения КПРФ о том, что административным ответчиком ТИК Советского района г. Орска допущено нарушение закона, напротив Верховный Суд РФ соглашается с позицией судебных инстанций, которые пришли к выводу о правомерности отказа ТИК Советского района г. Орска в заверении списка кандидатов в депутаты муниципального представительного органа, выдвинутых Оренбургским отделением КПРФ, в связи с несоблюдением требований к выдвижению кандидатов.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 07.06.2023 "По делу о проверке конституционности пункта 142 статьи 35 и Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с жалобой Оренбургского областного отделения политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», пункт 142 статьи 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 3 (часть 3), 13 (часть 3), 18, 19 (части 1 и 2), 32 (часть 2) и 55 (часть 3) и 130 (часть 2), в той мере, в какой он обязывает избирательную комиссии, организующую выборы, в какой он обязывает избирательную комиссии, организующую выборы, рассматривать ошибки (опечатки), допущенные в оформлении представленных в избирательную комиссию документов в отношении отдельных кандидатов, не позволяющих достоверно определить граждан, выдвинутых в соответствующих избирательных округах, в качестве нарушения установленного порядка выдвижения избирательным объединением списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации или представительные органы муниципальных образований     и отказывать в его заверении в случае, когда указанные ошибки (опечатки) не препятствуют установлению иных кандидатов, включенных в такой список.

Конституционный Суд Российской Федерации указал, что положения пункта 142 статьи 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" ни сами по себе, ни в нормативном единстве с иными правилами выдвижения кандидатов не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права и свободы заявителя в обозначенном аспекте, тем более что участие политической партии в выборах не исключает неоднократного проявления ею инициативы выдвижения кандидатов, списков кандидатов, если она укладывается в установленные законом электоральные сроки (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 13 апреля 2017 года N 11-П).

Действующего правового регулирования данное законоположение не предусматривает для суда, рассматривающего дело об отмене решения избирательной комиссии о регистрации кандидата в связи с представлением им в избирательную комиссию документов для уведомления о своем выдвижении и регистрации, содержащих неполные сведения о кандидате или не отвечающих требованиям закона к оформлению документов, необходимость учесть факт неизвещения (несвоевременного извещения) избирательной комиссией кандидата об этих нарушениях как обстоятельство, исключающее отмену решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, если эти нарушения должны были быть очевидны для избирательной комиссии при надлежащем исполнении ею своих обязанностей и не являются намеренным представлением кандидатом недостоверных сведений о себе.

Это свидетельствует о наличии конституционно значимого пробела в регулировании соответствующих отношений.

Согласно пункту 4.4 (абзац 4) данного Постановления, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что признание пункта 142 статьи 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" неконституционным не затрагивает результатов дополнительных выборов депутатов Орского городского Совета депутатов VI созыва, состоявшихся 11 сентября 2022 года, а потому не может служить основанием для пересмотра вынесенных в отношении Оренбургского областного отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" судебных решений, в связи с принятием которых оно обратилось с жалобой в Конституционный Суд Российской Федерации.

Согласно пункту 3 резолютивной части Постановления, Конституционный Суд Российской Федерации, указал, что заявитель по настоящему делу - Оренбургское областное отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" - имеет право на применение в отношении него компенсаторных механизмов, чьи форма и размер в случае соответствующего обращения определяются Советским районным судом города Орска Оренбургской области, рассмотревшим в первой инстанции дело с его участием.

В соответствии с пунктом 4 статьи 100 Федерального конституционного закона № 1-ФКЗ от 21 июля 1994 г. "О Конституционном Суде Российской Федерации", если пересмотр дела исходя из особенностей соответствующих правоотношений не может привести к восстановлению прав заявителя или лица, в интересах которого подана жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации вправе указать в постановлении, предусмотренном пунктом 1.1 или 2 части первой статьи 87 настоящего Федерального конституционного закона, на необходимость применения к таким заявителю или лицу компенсаторных механизмов. В этом случае форма и размер компенсации определяются судом, рассмотревшим в первой инстанции конкретное дело, в котором применен оспоренный в Конституционном Суде Российской Федерации нормативный акт.

Свои требования истец основывает на положениях ст. 1069 Гражданского кодекса РФ, указывая на то, что Оренбургское отделение КПРФ претерпела падение рейтинга среди своих избирателей по вине ТИК Советского района г. Орска.

Согласно ст. Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

В соответствии со ст. 1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В силу п.1 ст. 1064 Гражданского кодекса РФ, предусматривающей общие основания ответственности за причинение вреда, установлено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда (п.1 ст. 1064 Гражданского кодекса РФ).

Исходя из содержания указанных статей в их взаимосвязи, ответственность субъектов, перечисленных в ст. 1069 Гражданского кодекса РФ, наступает на общих основаниях, но при наличии указанных в ней специальных условий, выражающихся в причинении вреда противоправными действиями при осуществлении властно-административных полномочий.

Из изложенного следует, что для наступления ответственности за причинение вреда необходимо наличие состава правонарушения, включающего факт причинения вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинную связь между двумя первыми элементами и вину причинителя вреда.

В судебном заседании установлено и из материалов дела следует, что в действиях ответчиков, в частности ТИК Советского района г. Орска, не имелось нарушений Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Данное обстоятельство было проверено и установлено судьей Верховного Суда Российской Федерации в определении от 16.09.2022.

На момент вынесения решений комиссиями пункт 142 статья 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не был признан неконституционным.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно статье 57 Гражданского процессуального кодекса РФ, доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

Доводы представителя истца о том, что Оренбургское отделение КПРФ претерпела падение рейтинга у избирателей, в связи неучастием в дополнительных выборах депутатов Орского городского Совета депутатов VI созыва, суд считает несостоятельными, поскольку стороной истца доказательств этому не представлено. Равно как не представлено доказательств причинения имущественного ущерба, понесенных Оренбургским отделением КПРФ при организации выдвижения кандидатов в избирательной кампании, а также судебных расходов, понесенных в связи с рассмотрением административного дела, рассмотрением жалобы Конституционным Судом Российской Федерации.

Кроме того, суд также принимает во внимание добровольный отказ от заявленных требований истца к ТИК Советского района г. Орска.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Оренбургскому областному отделению политической партии КПРФ о компенсации вреда в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 04 ░░░░░░░ 2023 ░░░░

░░░░░        /░░░░░░░/                                  ░.░. ░░░░░░░░

2-1587/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Оренбургское областное Отделение политической партии КПРФ
Ответчики
МУ "Финансовое управление администрации города Орска"
Администрация г. Орска
Министерство финансов РФ
ТИК Советского района г. Орска
Министерство финансов по Оренбургаской области
Суд
Советский районный суд г. Орска Оренбургской области
Судья
Смирнова Наталья Владимировна
Дело на сайте суда
sovetsky.orb.sudrf.ru
12.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.10.2023Передача материалов судье
18.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.10.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.11.2023Судебное заседание
27.11.2023Судебное заседание
04.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее