Решение по делу № 33-1696/2021 от 03.03.2021

Председательствующий: Шаульский А.А. Дело № 33-1696/2021

2-228/2020

55RS0023-01-2020-000324-89

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе

председательствующего Масленкиной С.Ю.

судей Беспятовой Н.Н., Панкратовой Е.А.

при секретаре Ким М.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Омске 29 марта 2021 года

дело по апелляционной жалобе администрации Нижнеомского муниципального района Омской области на решение Нижнеомского районного суда Омской области от 31 декабря 2020 года, которым исковые требования Достоваловой Л.А. удовлетворены частично, с администрации С. сельского поселения Нижнеомского муниципального района Омской области в пользу истца взысканы доплата к трудовой пенсии за период с мая 2016 года по сентябрь 2020 года включительно, в сумме 268867 рублей 47 копеек и расходы по оплате государственной пошлины в сумме 5 889 рублей.

Заслушав доклад судьи Беспятовой Н.Н., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Достовалова Л.А. обратилась в суд с иском к администрации Ситниковского сельского поселения Нижнеомского муниципального района Омской области о взыскании муниципальной пенсии за 2017-2020 годы с учетом индексации.

В обоснование требований указала, что до января 2017 года она являлась получателем доплаты к муниципальной пенсии на основании Совета Ситниковского сельского поселения от 22 декабря 2010 года №15. Однако, выплата доплаты за выслугу лет была прекращена на основании решения Совета Ситниковского сельского поселения № 18 от 29 апреля 2016 года «Об отмене Положения о порядке установления, выплаты, и перерасчета пенсии за выслугу лет в администрации Ситниковского сельского поселения Нижнеомского муниципального района Омской области, утвержденного решением Совета Ситниковского сельского поселения от 22 декабря 2010 года №15».

Уточнив исковые требования, просила взыскать с ответчика в её пользу денежные средства в размере 334337,17 руб. - задолженность по доплате к пенсии за период с мая 2016 года по декабрь 2020 года, 49 614 руб. - потери от инфляции, расходы по оплате государственной пошлины в размере 6555,41 руб. и 300 руб., почтовые расходы в размере 461 руб., транспортные расходы в размере 1822 руб., а также проценты в порядке статьи 395 Гражданского кодекса РФ.

В судебном заседании представитель истца Достовалов С.Г. поддержал заявленные требования. Дополнительно указал, что к данным правоотношениям неприменимы нормы о сроках исковой давности.

Представитель администрации С. сельского поселения Нижнеомского муниципального района Омской области Саляева Н.А. в судебном заседании с заявленными требованиями о взыскании задолженности по доплате к пенсии в размере 211497,99 руб. согласилась. В остальной части требования истца просила оставить без удовлетворения. Пояснила, что доплата к пенсии истца может быть начислена и выплачена исходя из размера страховой пенсии по старости, с учетом срока исковой давности.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель администрации Нижнеомского муниципального района Омской области Саляева Н.А. просит изменить решение, удовлетворить требования истца с учетом применения трехлетнего срока исковой давности. Указывает, что вина ответчика в не начислении и не выплате пенсии за выслугу лет Достоваловой Л.А., отсутствует. Истцу своевременно было направлено уведомление об отмене выплаты пенсии за выслугу лет, которое она получила в июле 2017 года.

В возражениях на апелляционную жалобу истец Достовалова Л.А. просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Изучив материалы гражданского дела, выслушав объяснения представителя ответчика Саляевой Н.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, пояснения представителя истца Достовалова С.Г., полагавшего постановленное решение законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований для апелляционного вмешательства.

В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в соответствии с положениями статьи 330 Гражданского процессуального кодекса РФ основанием для отмены (изменения) судебного постановления, судом первой инстанции не допущено.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39), относит к компетенции законодателя установление государственных пенсий (часть 2 статьи 39).

Социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления, согласно статье 72 (пункты «ж», «з», «н» части 1) Конституции Российской Федерации, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В пункте 12 части 1 статьи 11 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрено, что муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При этом в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 24 Федерального закона о муниципальной службе).

Устанавливая взаимосвязь муниципальной и государственной гражданской службы, федеральное законодательство определило, что такая взаимосвязь обеспечивается соотносительностью основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу (статья 5 Федерального закона о муниципальной службе, статья 7 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации»).

Из приведенных нормативных положений следует, что пенсия за выслугу лет государственным гражданским служащим и пенсионное обеспечение за выслугу лет муниципальным служащим являются государственным пенсионным обеспечением, при назначении которых обязательным условием является наличие определенного стажа работы, в данном случае - в муниципальном образовании. Эти выплаты осуществляются одновременно с выплатой страховой части трудовой пенсии. Тем самым юридическая природа пенсии за выслугу лет для государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации и пенсионного обеспечения за выслугу лет муниципальных служащих одинаковая, а именно эти пенсии являются выплатами по государственному пенсионному обеспечению.

При этом условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим (пункт 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»), размер государственной пенсии муниципального служащего (часть 2 статьи 24 Федерального закона о муниципальной службе), дополнительные гарантии муниципальным служащим (часть 3 статьи 23 Федерального закона о муниципальной службе) обеспечиваются за счет средств местных бюджетов на основании законов, иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления.

Из материалов дела следует, что Достовалова Л.А. с <...> осуществляла трудовую деятельность (проходила муниципальную службу) в администрации Ситниковского сельского поселения Нижнеомского муниципального района Омской области, в том числе с <...> она занимала должность заместителя главы Ситниковской сельской администрации, а <...> уволена в связи с уходом на пенсию.

В период осуществления указанной трудовой деятельности Достоваловой Л.А. с <...> назначена трудовая пенсия по старости.

Постановлением Администрации Нижнеомского муниципального района Омской области от <...> Достоваловой Л.А., имеющей стаж муниципальной службы 30 лет, с <...> установлена ежемесячная доплата, составляющая суммарно с учетом государственной пенсии по старости 75 % месячного денежного содержания.

Постановлением Администрации Нижнеомского муниципального района Омской области от <...> № <...>-п доплата прекращена на основании заявления Достоваловой Л.А.

Распоряжением Г. С. сельского поселения от <...> № <...>Достоваловой Л.А. установлена пенсия за выслугу лет в размере установленного законом фиксированного размера страховой части трудовой пенсии по старости с января 2011 года.

Основанием для установления истцу названной выплаты послужило утверждение решением Совета Ситниковского сельского поселения № <...> от <...> Положения о порядке установления, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет в администрации Ситниковского сельского поселения Нижнеомского муниципального района Омской области.

<...> в связи с поступившим протестом прокуратуры Нижнеомского района Омской области от <...> Советом Ситниковского сельского поселения было принято решение № <...> об отмене указанного выше Положения, на основании чего выплата муниципальной пенсии Достоваловой Л.А. была прекращена с <...>.

Не согласившись с указанным решением ответчика, Достовалова Л.А. обратилась в суд с настоящим иском, просила взыскать в ее пользу муниципальную пенсию за период с мая 2016 года по декабрь 2020 года.

В период рассмотрения настоящего спора решением Омского областного суда от 16 ноября 2020 года (дело № 3а-223/2020) было удовлетворено административное исковое заявление Достоваловой Л.А. к Совету Ситниковского сельского поселения Нижнеомского муниципального района Омской области: признано не действующим со дня принятия решение Совета Ситниковского сельского поселения Нижнеомского муниципального района Омской области от 29 апреля 2016 года № 18 «Об отмене Положения о порядке установления, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет в администрации Ситниковского сельского поселения Нижнеомского муниципального района Омской области, утвержденное решением Совета Ситниковского сельского поселения от 22 декабря 2010 года № 15».

Указанное решение Омского областного суда вступило в законную силу <...>.

Разрешая заявленные истцом в рамках настоящего спора требования, суд первой инстанции руководствуясь положениями действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, принимая во внимание представленные сторонами доказательства а также решение Омского областного суда от <...>, которое имеет преюдициальное значение для разрешения настоящего спора, пришел к обоснованному выводу о том, что нарушенные права Достоваловой Л.А. на соответствующее пенсионное обеспечение подлежат восстановлению за весь период невыплаты ей муниципальной пенсии, вне пределов срока исковой давности.

С указанными выводами судебная коллегия соглашается, исходя из следующего.

Условия и порядок пенсионного обеспечения за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих и муниципальных служащих определены Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).

Так, в соответствии со статьей 7 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на момент назначения истцу пенсии за выслугу лет) федеральные государственные гражданские служащие при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 15 лет и при замещении должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с федеральной государственной гражданской службы, в том числе по собственному желанию в связи с выходом на государственную пенсию.

В соответствии с пунктами 2, 4 статьи 7 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» (в ранее действовавшей редакции – в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях»), и выплачивается одновременно с ней; условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов определяются актами органов местного самоуправления в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, в рамках действующего правового регулирования полномочия по реализации гарантий государственного пенсионного обеспечения муниципальных служащих муниципальных образований субъектов РФ возложены федеральным законодателем на сами органы местного самоуправления, которые самостоятельно устанавливают такой порядок за счет собственных бюджетных средств, предусматривая различные виды социальных гарантий муниципальным служащим (ежемесячная доплата к трудовой пенсии, пенсия за выслугу лет и другие).

Как уже было указано выше, условия назначении пенсии за выслугу лет в Ситниковском сельском поселении Нижнеомского муниципального района Омской области были урегулированы Положением о порядке установления, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет в Ситниковском сельском поселении Нижнеомского муниципального района Омской области, утвержденном решением Совета Ситниковского сельского поселения Нижнеомского муниципального района Омской области от 22 декабря 2010 года № 15.

При этом из пункта 2 Положения следует, что лица, замещавшие должности муниципальной службы, имеют право на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую к трудовой пенсии по старости, при наличии стажа муниципальной службы не менее 15 лет и замещения должности муниципальной службы не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением с муниципальной службы (при увольнении не ранее 6 августа 1996 года).

В соответствии с пунктом 3 Положения пенсия за выслугу лет устанавливается в таком размере, чтобы сумма страховой части трудовой пенсии по старости либо трудовой пенсии по инвалидности, установленных в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и пенсии за выслугу лет составляла 45 процентов денежного содержания муниципального служащего. Размер пенсии за выслугу лет увеличивается на 3 процента за каждый полный год стажа муниципальной службы свыше 15 лет. При этом общая сумма указанной части трудовой пенсии по старости либо трудовой пенсии по инвалидности и пенсии за выслугу лет не может превышать 75 процентов денежного содержания муниципального служащего, определенного в соответствии с пунктом 4 настоящего Положения.

В то же время, по правилам пункта 6 Положения размер пенсии за выслугу лет не может быть ниже установленного пунктом 2 статьи 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях» фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости.

В соответствии с указанным Положением Достоваловой Л.А. выплачивалась пенсия за выслугу лет с января 2011 года в размере установленного законом фиксированного размера страховой части трудовой пенсии по старости, выплата которой прекращена с <...> на основании решения Совета Ситниковского сельского поселения Нижнеомского муниципального района Омской области № 18 от 29 апреля 2016 года об отмене указанного выше Положения.

Между тем, поскольку указанное решение Совета С. сельского поселения Нижнеомского муниципального района Омской области № 18 от 29 апреля 2016 года решением Омского областного суда от 16 ноября 2020 года было признано недействующим со дня его принятия, районный суд пришел к правильному выводу о том, что право Достоваловой Л.А. на указанную выплату фактически восстановлено, в связи с чем в ее пользу с ответчика подлежит взысканию муниципальная пенсия в размере фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости за период с мая 2016 года по сентябрь 2020 года включительно, не усмотрев правовых оснований для удовлетворения заявления ответчика о применении последствий пропуска срока исковой давности.

Определяя размер денежных средств, подлежащих взысканию в пользу истца, суд первой инстанции обоснованно исходил из установленного размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом ежегодной индексации на индекс роста потребительских цен за предыдущий год (с <...> – 4 558,93 руб., с <...> – 4 805,11 руб., с <...> – 4 982,90 руб., с <...> – 5 334,19 руб., с <...> – 5 686,25 руб.) и периода фактической невыплаты истцу соответствующей доплаты.

Доводов о несогласии с данным расчетом ответчиком суду апелляционной инстанции не заявлено. Суду апелляционной инстанции представитель ответчика пояснила, что возражений относительно правильности расчета размера подлежащих взысканию денежных средств у ответчика не имеется.

При этом, районным судом обоснованно не принято во внимание, представленное ответчиком решение Совета сельского поселения Нижнеомского муниципального района Омской области № 6 от 24 февраля 2015 года, установившее размер фиксированной выплаты в размере 2 562 рубля, поскольку указанное решение представительным органом не выносилось, Совет сельского поселения не собирался, документ был составлен главой администрации Ситниковского сельского поселения, не был обнародован. Указанные обстоятельства стороной ответчика не оспаривались.

В апелляционной жалобе ответчик в целом наличие у Достоваловой Л.А. права на получение названной выше выплаты в рамках ее пенсионного обеспечения как муниципального служащего в связи с изложенными выше обстоятельствами также не оспаривает, однако, вновь приводит доводы о необходимости удовлетворения требований истца с учетом применения трехлетнего срока исковой давности, то есть лишь за период с июля 2017 года по сентябрь 2020 года.

В силу статьи 196 Гражданского кодекса РФ общий срок исковой давности составляет три года.

Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса РФ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 199 Гражданского кодекса РФ, исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Пунктом 2 статьи 23 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ установлено, что начисленные суммы трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости), выплата которых была приостановлена органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, и которые не были востребованы пенсионером своевременно, выплачиваются ему за прошедшее время, но не более чем за три года, предшествующие моменту обращения за получением начисленной трудовой пенсии. Трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости), не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.

При этом органы местного самоуправления, наделенные правом дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, т.е. устанавливающие порядок, размер выплат, осуществляющие финансирование указанных выплат, с учетом характера возникших взаимоотношений, имеют функции, являются органами, осуществляющими пенсионное обеспечение муниципальных служащих (пункт 16 Обзора судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2016 года, исходя из системного анализа пункта 5 статьи 1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

Вопреки указанным выше доводам жалобы, права на взыскание с ответчика в свою пользу спорной выплаты за период с мая 2016 года и до момента признания Омским областным судом 16 ноября 2020 года (вступило в силу 25 декабря 2020 года) незаконным решения Совета Ситниковского сельского поселения Нижнеомского муниципального района Омской области № 18 от 29 апреля 2016 года об отмене Положения, на основании которого истцу была назначена пенсия за выслугу лет, у Достоваловой Л.А. однозначно не имелось.

Такое право возникло у нее лишь с момента признания судом незаконным спорного нормативного правового акта (вступления названного решения суда в законную силу), следовательно, именно с указанного момента и необходимо исчислять срок исковой давности – <...>.

Поскольку до указанной даты Положение о порядке установления, выплаты и перерасчета пенсии за выслугу лет в Ситниковском сельском поселении Нижнеомского муниципального района Омской области, утвержденное решением Совета Ситниковского сельского поселения Нижнеомского муниципального района Омской области № 15 от 22 декабря 2010 года, не действовало, было фактически отменено, Достовалова Л.А. не имела возможности претендовать на взыскание с ответчика спорной выплаты.

При таких обстоятельствах, установленный законом трехлетний срок для обращения в суд за восстановлением нарушенного права на пенсионное обеспечение, в том числе за период с мая 2016 года до июля 2017 года, Достоваловой Л.А. не пропущен.

С учетом изложенного, приведенные в апелляционной жалобе доводы ответчика об отсутствии вины администрации Ситниковского сельского поселения в не начислении и не выплате пенсии за выслугу лет Достоваловой Л.А. отсутствует, основанием для отменены или изменения постановленного решения не является.

Более того, как следует из решения Омского областного суда от 16 ноября 2020 года федеральное и региональное законодательство не предусматривают недостаточность средств местного бюджета или отсутствие источников дохода местного бюджета в качестве основания отмены доплаты к пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы.

Признание утратившим силу решения, которым утверждено Положение, касающееся пенсии за выслугу лет муниципальных служащих сельского поселения, при отсутствии иной регламентации порядка осуществления доплаты к пенсии приводит к произвольному отказу от установления механизма реализации, гарантированного законодательством права на доплату к пенсии, что противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Ограниченность бюджета сельского поселения не может являться основанием для не компенсируемого в иной форме отмены действия муниципального правового акта, которым определены порядок обращения, назначения и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должность муниципальной службы в органах местного самоуправления сельского поселения, являющейся установленной в соответствии с законодательством социальной гарантией.

Таким образом, отмена таких ежемесячных выплат в любом случае не может быть расценена как распорядительные действия органа местного самоуправления в рамках предоставленной ему Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» свободы установления либо отмены дополнительного социального обеспечения, поскольку самостоятельность местного самоуправления и местного бюджета не является абсолютной, органы местного самоуправления обязаны принимать муниципальные нормативные правовые акты, которые не должны противоречить федеральным законам, законам субъектов Российской Федерации.

Иных доводов, которые могли бы являться основанием для отмены постановленного решения, апелляционная жалоба не содержит.

В остальной части решение сторонами не обжалуется, поэтому по правилам статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ проверке судом апелляционной инстанции не подлежит.

На основании изложенного, поскольку нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного акта, допущено не было, решение суда следует признать законным, оснований к его отмене по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Нижнеомского районного суда Омской области от 31 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-1696/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Достовалова Любовь Александровна
Ответчики
администрация Ситниковского сельского поселения
Другие
Совет Ситниковского сельского поселения Нижнеомского муниципального района Омской области
Достовалов Сергей Геннадьевич
ГУ УПФР по Калачинскому району Омской области (межрайонное)
Суд
Омский областной суд
Судья
Беспятова Наталья Николаевна
Дело на странице суда
oblsud.oms.sudrf.ru
03.03.2021Передача дела судье
22.03.2021Судебное заседание
29.03.2021Судебное заседание
05.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.04.2021Передано в экспедицию
29.03.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее