Решение по делу № 2-245/2014 от 01.01.2014

дело № 2-245/13

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Зея                             23 января 2014 года

Зейский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Охотской Е.В.,

при секретаре Ткачевой Т.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Воронковой ОА, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Воронковой АИ и Акуловича КВ, Воронкова ИА к администрации Зейского района Амурской области о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации и включении в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации,

                      установил:

Воронкова О.А., Воронкова А.И., Акулович К.В., Воронков И.А. на момент возникновения чрезвычайной ситуации на территории Зейского района в июле-августе 2013 года постоянно проживали в жилом помещении по адресу: <адрес>.

Воронкова О.А., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Воронковой А.И., Акуловича К.В., и Воронков И.А. обратились в суд с иском к администрации Зейского района Амурской области, просят признать их и несовершеннолетних Воронкову А.И. и Акуловича К.В. пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации – наводнения, произошедшего на территории Зейского района в 2013 году и включить в списки граждан, пострадавших в результате указанной чрезвычайной ситуации, на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи за частично утраченное имущество.

Данное требование истцы в исковом заявлении мотивируют тем, что являются нанимателями жилого помещения по адресу: <адрес>. В результате чрезвычайной ситуации - наводнения на территории Зейского района в июле-августе 2013 года дом, в котором они проживают, был подтоплен грунтовыми водами, появилась вода в подполье, от пропитки стен водой произошла просадка грунта и фундамента дома, образовался грибок на стенах, пришел в негодность урожай.

В судебное заседание истцы, извещенные о месте и времени судебного заседания, не явились, о причинах неявки суд не уведомили.

Представитель ответчика администрации Зейского района в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в свое отсутствие. Из представленного отзыва следует, что ответчик возражает против заявленных требований, указывает, что доказательств причинения ущерба их имуществу вследствие затопления истцами не представлено, с заявлениями на получение помощи как пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации они не обращались.

Представитель третьего лица министерства социальной защиты населения Амурской области в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в свое отсутствие. Согласно представленному отзыву, третье лицо считает требования необоснованными, поскольку истцами не представлено доказательств повреждения в результате чрезвычайной ситуации принадлежащего им имущества, причинной связи повреждений с чрезвычайной ситуацией, кроме того, не подтвержден факт проживания в жилом помещении по <адрес> Акуловича К.В., опека над которым установлена 08 октября 2013 года, по месту пребывания по указанному адресу он зарегистрирован с 26 августа 2013 года.

Представители третьих лиц администрации Хвойненского сельсовета Зейского района, министерства финансов Амурской области, министерства пожарной безопасности и гражданской защиты Амурской области и правительства Амурской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.

В силу ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело при указанной явке.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Заявление в защиту законных интересов недееспособного или несовершеннолетнего гражданина в этих случаях может быть подано независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представителя.

Воронкова О.А. обратилась в суд с иском к администрации Зейского района в защиту прав несовершеннолетней дочери Воронковой А.И., <Дата обезличена> года рождения, и несовершеннолетнего опекаемого Акуловича К.В., <Дата обезличена> года рождения <данные изъяты>.

При таких обстоятельствах обращение с данным иском в суд Воронковой О.А. в интересах Воронковой А.И. и Акуловича К.В. законно и обоснованно.

В соответствии со ст. 45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Распоряжением губернатора Амурской области от 23 июля 2013 года №123-р на территории Амурской области введён режим чрезвычайной ситуации в результате подтопления значительного числа населенных пунктов.

Распоряжением исполняющего обязанности главы Зейского района от 20 июля 2013 года № 347-р на территории Зейского района введён режим чрезвычайной ситуации в связи с затоплением автомобильной дороги в районе с. Ивановка.

Кроме того, факт чрезвычайной ситуации природного характера на территории Зейского района Амурской области, сложившейся в результате ливневых дождей и увеличением сброса воды через водосливную часть плотины Зейской ГЭС из Зейского водохранилища в июле-августе 2013 года, является общеизвестным и в силу ч. 1 ст. 61 ГПК РФ в доказывании не нуждается.

Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 этой статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

По смыслу этого закона право на компенсацию ущерба имеют граждане, вред имуществу которых причинён вследствие чрезвычайных ситуаций, в том числе природного характера.

В целях реализации ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», в соответствии со статьей 25 этого Федерального закона и статьей 81 Бюджетного кодекса РФ постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 года № 750 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий и постановлением Правительства Амурской области от 26 мая 2009 года № 214 утвержден Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Амурской области.

    В соответствии с положениями указанных Правил и Порядка предусмотрено оказание гражданам единовременной материальной и финансовой помощи за счет средств федерального и областного бюджетов в связи с частичной или полной утратой имущества.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 9 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 года № 750, бюджетные ассигнования из резервного фонда Правительства РФ выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение оказания гражданам единовременной материальной помощи (из расчета до 10000 рублей на человека, но не более 50000 рублей на семью); оказания гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (из расчета за частично утраченное имущество - 50000 рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100000 рублей на человека).

На основании пункта 6 Порядка использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Амурской области, утвержденного постановлением Правительства Амурской области от 26 мая 2009 года № 214, предусматривается выделение ассигнований из резервного фонда для выплаты пострадавшим гражданам при оказании единовременной материальной помощи 10000 рублей на человека (но не более 50000 рублей на семью); при оказании гражданам финансовой помощи за частично утраченное имущество 50000 рублей на семью, за полностью утраченное имущество - 100000 рублей на семью.

Порядок оформления документов и выделения пострадавшим материальной помощи определяется методическими рекомендациями по оказанию единовременной материальной помощи и финансовой помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июле-августе 2013 года на территории Амурской области, утверждёнными протоколом заседания оперативного штаба комиссии при Правительстве Амурской области по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 23 августа 2013 года № 21 (в редакции от 26 сентября 2013 года).

В соответствии с этими методическими рекомендациями единовременная материальная помощь оказывается гражданам, постоянно проживающим в жилом помещении, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации.

Финансовая помощь за (полностью или частично) утраченное имущество оказывается гражданам, постоянно проживающим в жилом помещении (жилом доме), пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, при условии, что такой дом (жилой дом), земельный участок с расположенным на нём жилым домом подтоплены (затоплены) водой в результате чрезвычайной ситуации.

При этом полная утрата имущества фиксируется, если жилой дом (жилое помещение) подтоплены водой в результате чрезвычайной ситуации при подъёме воды выше уровня пола помещения (первого этажа здания) с повреждением находящегося в нём имущества граждан, в иных случаях, при соблюдении условий этого пункта утрата имущества признается частичной.

В настоящее время действует Указ Президента РФ от 31 августа 2013 года № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области», в силу подпункта «б» пункта 2 которого Правительству Российской Федерации до 10 сентября 2013 года поручено принять решение о выплате за счёт средств федерального бюджета каждому гражданину, признанному пострадавшим в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающему в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, единовременной материальной помощи в размере 10000 рублей (без ограничения по количеству членов семьи) и компенсации в размере 100000 рублей за утрату имущества первой необходимости, в случае если это имущество было утрачено полностью или частично.

Постановлением Правительства Амурской области от 13 сентября 2013 года № 423, принятым во исполнение п. 6 Указа Президента РФ от 31 августа 2013 года № 693, утверждён Порядок выплаты гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле - августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета, согласно которому под пострадавшими гражданами понимаются граждане, постоянно проживающие на период чрезвычайной ситуации в жилых помещениях, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Амурской области в июле-августе 2013 года.

    В соответствии с п. 2 указанного Порядка выплата помощи производится государственными казенными учреждениями Амурской области - управлениями социальной защиты населения по городскому округу и (или) муниципальному району области гражданам, включенным в: а) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации на получение единовременной материальной помощи за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации; б) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории Амурской области, на оказание единовременной материальной помощи за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации; в) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации на получение финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации; г) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории Амурской области, на оказание финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.

Таким образом, обязательными условиями признания гражданина пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации является утрата имущества (частичная или полная) вследствие подтопления жилого дома и постоянное проживание в этом жилом помещении.

Как следует из материалов дела, основанием для обращения истца в суд явилось причинение ущерба жилому помещению, в котором она постоянно проживает, в результате его подтопления в июле-августе 2013 года.

В судебном заседании установлено, что Воронкова О.А., Воронков И.А., Воронкова А.И., Акулович К.В. зарегистрированы и постоянно проживают в жилом помещении по адресу: <адрес>, в том числе проживали в нем на момент возникновения чрезвычайной ситуации на территории Зейского района в июле-августе 2013 года. Данный факт подтверждается сведениями, представленными отделением УФМС в г. Зее и администрацией <адрес> сельсовета Зейского района.

Вопреки доводам третьего лица - министерства социальной защиты населения Амурской области, регистрация Акуловича К.В. по месту пребывания 26 августа 2013 года и установление над ним опеки Воронковой О.А. 08 октября 2013 года не свидетельствуют о том, что несовершеннолетний Акулович К.В. не проживал по указанному адресу на момент возникновения чрезвычайной ситуации. <данные изъяты> Согласно справке <адрес> сельсовета Зейского района от 16 января 2014 года № 10, Акулович К.В. проживал на июль-август 2013 года по <адрес>. Кроме того, он включен в договор найма жилого помещения № 224/1 от 01 января 2013 года как член семьи нанимателя Воронкова И.А.

Как следует из материалов дела, указанное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, находится в собственности муниципального образования – <адрес> сельсовета и передано Воронкову И.А., членами семьи которого являются Воронкова О.А., Волронкова А.И., Акулович К.В., на условиях социального найма (договор социального найма от 01 января 2013 года №224/1).

Из искового заявления следует, что в результате чрезвычайной ситуации - наводнения на территории Зейского района в июле-августе 2013 года дом, в котором проживают истцы, был подтоплен грунтовыми водами, появилась вода в подполье, от пропитки стен водой произошла просадка грунта и фундамента дома, образовался грибок на стенах, пришел в негодность урожай.

Согласно акту обследования от 21 января 2014 года при осмотре специалистами межведомственной комиссии жилого помещения - дома, расположенного по адресу: <адрес>, установлены сырость на стенах подполья и плесень. Данный акт подписан Воронковой О.А.

Каких-либо доказательств повреждения жилого дома и иного принадлежащего им имущества истцами не представлено.

Оценив исследованные доказательства, суд приходит к выводу, что доказательства, объективно подтверждающие наличие повреждений жилого помещения, в котором проживают истцы, не имеется. Сырость в подполье и плесень в нем не свидетельствуют о повреждении жилого помещения и о том, что сырость и плесень явились результатом подтопления жилого помещения в результате рассматриваемой чрезвычайной ситуации. Разрушений конструктивных элементов жилого помещения не установлено.

Кроме того, в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

    На основании ст. 211 ГК РФ риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.

    Из приведенных правовых норм следует, что собственник вправе владеть и распоряжаться принадлежащим ему имуществом по своему усмотрению, совершать в отношении данного имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, при этом он несет ответственность по содержанию принадлежащего ему имущества и риску случайной гибели или случайного повреждения имущества.

В судебном заседании установлено, что жилое помещение по <адрес> находится в собственности <адрес> сельсовета Зейского района Амурской области, истцы проживают в нем на условиях социального найма.

Доказательств повреждения и утраты иного имущества, принадлежащего им, истцами не представлено.

Указанные обстоятельства в совокупности свидетельствуют о том, что основания для признания Воронковой О.А., Воронковой А.И., Акуловича К.В., Воронкова И.А. пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, включения их в списки граждан, имеющих право на получение единовременной материальной и финансовой помощи за частично утраченное имущество, отсутствуют.

При таких обстоятельствах суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований отказать.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Воронковой ОА, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Воронковой АИ и Акуловича КВ, Воронкова ИА к администрации Зейского района Амурской области о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации и включении в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, отказать.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд Амурской области в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                              Е.В. Охотская

Мотивированное решение составлено 24 января 2014 года

Судья                              Е.В. Охотская

2-245/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Воронкова О.А.
Воронков И.А.
Ответчики
Администрация Зейского района
Другие
Министерство социальной защиты населения Амурской области
Министерство Финансов
Администрация Хвойненского сельсовета
Министерство пожарной безопасности и гражданской защиты Амурской области
Правительство Амурской области
Суд
Зейский районный суд Амурской области
Дело на странице суда
zeiskiy.amr.sudrf.ru
01.01.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.01.2014Передача материалов судье
01.01.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.01.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.01.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.01.2014Судебное заседание
24.01.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.03.2014Дело сдано в канцелярию
03.03.2014Дело оформлено
08.10.2014Дело передано в архив
23.01.2014
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее