24RS0002-01-2019-005534-08
2-4468/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 декабря 2019 года г. Ачинск Красноярского края,
ул. Назарова, 28-Б
Ачинский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Большевых Е.В.,
с участием представителя истца ст. помощника Ачинского городского прокурора Коняшкиной Л.А.
при секретаре Шлушните С.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ачинского городского прокурора в интересах Карпенко А. А. куправлению социальной защиты населения администрации <адрес> о признании незаконным решения о прекращении предоставления мер социальной поддержки и понуждении к возобновлению предоставления мер социальной поддержки,
УСТАНОВИЛ:
Ачинский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах Карпенко А.А. к управлению социальной защиты населения администрации <адрес> (далее – УСЗН администрации <адрес>, Управление) о признании незаконным решения по прекращению предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, обязании возобновить предоставление мер социальной поддержки.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой проведена проверка по факту нарушения социальных прав инвалида в части принятия решения о прекращении предоставления мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг. Проверкой установлено, что Карпенко А.А. является инвали<адрес> группы по общему заболеванию и в соответствии со ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» ей назначены меры социальной поддержки. В связи с образовавшейся задолженностью за коммунальные услуги, предоставление Карпенко А.А. мер социальной поддержки прекращено с ДД.ММ.ГГГГ. Принятое ответчиком решение о прекращении предоставления мер социальной поддержки в отношении Карпенко А.А. является незаконным и ущемляет её права. В связи с чем, просит признать незаконным решение УСЗН администрации <адрес> о прекращении с ДД.ММ.ГГГГ предоставления мер социальной поддержки Карпенко А.А., предусмотренных абз. 13 и 14 ст. 17 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», назначенных последней, как лицу, являющемуся инвалидом, обязать УСЗН администрации <адрес> возобновить Карпенко А.А. предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных абз. 13 и 14 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 2-3).
В судебном заседании представитель истца Ачинского городского прокурора Коняшкина Л.А. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по аналогичным основаниям. Указала, что просит возобновить предоставление Карпенко А.А. мер социальной поддержки, назначенных ей именно как инвалиду.
Истец Карпенко А.А. будучи надлежащим образом извещенный о слушании дела судебным извещением (л.д. 42), в суд не явилась, дело просила рассмотреть в её отсутствие (л.д. 5).
Представитель ответчика УСЗН администрации <адрес>, извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом (л.д. 41), не явился, представил отзыв на исковое заявление (л.д. 25-29). В соответствии с доводами письменного отзыва, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения не только в ЖК РФ, но и в ст. 17 Федерального закона № 181-ФЗ в части предоставления мер социальной поддержки на оплату ЖКУ в виде компенсации расходов, а не скидки для инвалидов, как было ранее. Частью 5 ст. 159, ч. 3 ст. 160 ЖК РФ определено, что субсидии или компенсации расходов предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и ЖКУ или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению, что говорит о том, что граждане не могут претендовать на получение субсидии и компенсации, если они имеют задолженность по оплате данных услуги не заключили и (или) не выполняют соглашения по погашению такой задолженности. Следовательно, наличие задолженности по оплате жилья и (или) ЖКУ может явиться основанием как для отказа в предоставлении субсидии или компенсации, так и приостановления перечисления данных выплат, а впоследствии и прекращения их предоставления. Из смысла ст. 1, <адрес> № следует, что субсидии – денежные средства, предоставляемые в качестве помощи для оплаты жилья и ЖКУ отдельным категориям граждан, при этом, имеющие целевое назначение (уменьшение фактических затрат граждан по оплате) и включающие в себя полную или частичную предварительную оплату (до установления срока внесения платы) жилого помещения и ЖКУ. Меры социальной поддержки по оплате ЖКУ в соответствии со ст. 20.1, <адрес> № предоставляются: в форме денежных выплат через кредитное учреждение либо отделение федеральной почтовой связи (по выбору заявителя); ежемесячно до установленного ст. 155 ЖК РФ срока внесения платы, то есть до 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцем; при отсутствии задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и выполнении гражданами соглашений по ее погашению. Пунктом 1 ст. 20.<адрес> № предусматривается предоставление гражданам мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и ЖКУ при отсутствии у них задолженности по оплате этих услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.подпунктом «в» пункта 9 статьи <адрес> № предусмотрено, что орган местного самоуправления принимает решение о прекращении предоставления мер социальной поддержки, указанных в ст. 2-10.1 в случае непогашения задолженности по оплате жилого помещения и (или) ЖКУ или несогласования срока погашения задолженности в течение 1 месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины образования задолженности) – с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки. Приостановление предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки является этапом, предшествующим принятию решения о прекращении или возобновлении предоставления данных мер. Карпенко А.А. является инвали<адрес> группы, зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, квартал 4, <адрес> Б, <адрес>. На основании сведений ООО «<адрес> жилищно-коммунальный сервис» о наличии задолженности на ДД.ММ.ГГГГ по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, превышающей сумму оплаты услуг за 2 месяца в жилом помещении, предоставление мер социальной поддержки Карпенко А.А. с ДД.ММ.ГГГГ приостановлено, а с ДД.ММ.ГГГГ прекращено. Считает решение УСЗН администрации <адрес> законным и обоснованным. Просит отказать в удовлетворении исковых требований и рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Представитель третьего лица Министерства социальной политики <адрес>, уведомленный о слушании дела надлежащим образом (л.д. 42), в суд не явился, заявлений и возражений не представил.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дело, суд полагает исковые требования Ачинского городского прокурора в интересах Карпенко А.А. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые федеральным законам противоречить не могут.
Одной из мер социальной поддержки граждан при оплате жилых помещений и коммунальных услуг является предоставление им субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
К мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относятся предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (статьи 159, 160 Жилищного кодекса Российской Федерации), иные формы социальной поддержки (освобождение от оплаты за жилое помещение и/или коммунальных услуг).
Категории лиц, которым предоставляются меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, порядок и условия предоставления этих мер, способы и источники их финансирования устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами субъектов Российской Федерации.
Правовые гарантии социальной защиты инвалидов в Российской Федерации устанавливает Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Социальная поддержка указанной категории граждан предусматривает осуществление системы мер, включающей в том числе компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (п. 13 ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
Согласно п. 13 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, засодержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Согласно п. 14 указанной нормы инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В соответствии со ст. 28.2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг Российской Федерацией переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу п.1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 13-2804 (здесь и ниже приводится в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого решения) меры социальной поддержки граждан по оплате жилья и коммунальных услуг, установленные в соответствии со статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", полномочия по предоставлению которых переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, предоставляются в форме субсидий, каковыми согласно ст. 1 Закона признаются средства, предоставляемые в качестве помощи для оплаты жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, и (или) средства, предоставляемые гражданам в качестве помощи для оплаты жилья и коммунальных услуг с учетом их доходов.
Как установлено по делу, Карпенко А.А. является инвали<адрес> группы, что подтверждается справкой МСЭ-2006 № об установлении инвалидности по общему заболеванию (л.д. 10, 12-13).
На основании договора о безвозмездной передаче жилья в собственность от ДД.ММ.ГГГГ Карпенко А.А. и Карпенко С.А. являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, квартал 4, <адрес> Б, <адрес> (л.д. 8).
Истец Карпенко А.А. зарегистрирована и проживает в данном жилом помещении (л.д. 6-7).
ДД.ММ.ГГГГ Карпенко А.А. обратилась в УСЗН администрации <адрес> с заявлением о назначении ей мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (л.д. 9).
Протоколом от 01.12.2006Карпенко А.А. назначены меры социальной поддержки в видесубсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг, получаемых по адресу: <адрес>, квартал 4, <адрес>Б, <адрес> (л.д. 11).
Протоколами от ДД.ММ.ГГГГ Карпенко А.А. назначены меры социальной поддержки в виде субсидии на оплату жилищных услуг, отопления, холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, капитального ремонта, вывоза твердых бытовых отходов, электроэнергии с ДД.ММ.ГГГГ пожизненно (л.д. 14-16).
На основании протокола от 17.07.2017Карпенко А.А. с ДД.ММ.ГГГГ было приостановлено предоставление мер социальной поддержки в связи с наличием задолженности по оплате ЖКУ (л.д. 17-18) о чем в адрес истца УСЗН администрации <адрес> было направлено уведомление, с предложением погасить образовавшуюся задолженность либо заключить соглашение о реструктуризации долга и представить в Управление соответствующие документы в течение месяца (л.д. 19).
На основании протоколов закрытия отДД.ММ.ГГГГ предоставление мер социальной поддержки истцу с ДД.ММ.ГГГГ было прекращено в связи имеющейся задолженностью по оплатежилищно-коммунальных услуги не предоставлением соглашения о реструктуризации долга (л.д. 20-21).
Условия приостановления и прекращения предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, предусмотренных ст. <адрес> №, установлены ст. 20.1 указанного Закона, согласно п. 3 которого предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки приостанавливается при наличии у получателя субсидий и дополнительных мер социальной поддержки задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг за два и более месяца либо невыполненииим условий соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг для выяснения причин возникновения (непогашения) задолженности, но не более чем на один месяц, и в силу п. 4 указанной нормы прекращается в случае непогашения задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или невыполнения условий соглашения по погашению задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины ее образования).
Согласно пп. «в» п. 9 ст. 23 указанного Закона орган местного самоуправления принимает решение о прекращении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, указанных в ст.ст. 2-10.1 настоящего Закона, в случае непогашения задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины образования задолженности) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки.
Вместе с тем, в соответствии с п. 4 ст. 20.<адрес> «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» действие настоящего пункта, предусматривающего условия принятия органом местного самоуправления решения о прекращении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, не распространяется на инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Таким образом, на момент принятия оспариваемого решения, законодательный орган <адрес> исключил право на принятие органами местного самоуправления <адрес> решений о прекращении предоставления мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг в отношении инвалидов, получающих указанные меры в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 7-2934, вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ ст. 20.<адрес> «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» изложена в новой редакции, из нее исключено положение о том, что прекращение предоставления мер социальной поддержки не распространяется на инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным Законом от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Как установлено пунктом 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Положение <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 7-2934, вступившего в силу с ДД.ММ.ГГГГ не предусматривают возможность распространения его действия на отношения, возникшие до введения его в действие.
Из вышеуказанного следует, что к спорным правоотношениям применяется законодательство, действующее на момент принятия оспариваемого решения.
Таким образом, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, то есть дату принятии УСЗН администрации <адрес> решения о прекращении мер социальной поддержки на оплату жилищно – коммунальных услуг Карпенко А.А., в силу действующих на тот период норм закона, правовых оснований не имелось.
Данное обстоятельство не исключает в дальнейшем принятие ответчиком решения в соответствии с актуальными положениями <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 7-2934.
Следовательно, наличие по адресу: <адрес>, квартал 4, <адрес>Б, <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ задолженности по оплате жилищных услуг не могло являться основанием для прекращения предоставления Карпенко А.А., как инвалиду мер социальной поддержки в виде компенсации расходов по оплате жилищно – коммунальных услуг.
Возражая против удовлетворения заявленных требований, представитель ответчика ссылался на то, что право органов местного самоуправления на принятие решения о прекращении предоставления мер социальной поддержки при наличии задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг предусмотрено пп. «в» п. 9 ст. <адрес> №, который не был оспорен в Верховном Суде Российской Федерации.
С указанными доводами ответчика суд согласиться не может, поскольку из правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-АПГ15-24 следует, что Федеральным законом № 181-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» возможности лишения инвалида права на предусмотренные законом меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг при образовании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не предусмотрено, само предоставление инвалиду указанных мер социальной поддержки по смыслу Федерального закона № 181-ФЗ в зависимости от исполнения им обязанностей по оплате жилищно-коммунальных услуг не состоит.
Необоснованной суд признает и ссылку представителя ответчика на недопустимость ставить в неравное положение инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом № 181-ФЗ, по отношению к аналогичной категории инвалидов, являющихся получателями мер социальной поддержки в силу иных правовых оснований, поскольку невозможность принятия органом местного самоуправления решения о прекращении предоставления мер социальной поддержки лицам, которым указанные меры назначены в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», вытекает из прямого указания на то закона, кроме того, вопрос об оценке прав на получение мер социальной поддержки иных категорий граждан предметом настоящего судебного разбирательства не является.
Иные доводы представителя ответчика, приведенные в возражениях на исковое заявление и направленные на толкование норм права, регулирующих условия и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг, незаконность оспариваемого истцом решения не опровергают и при установленных судом обстоятельствах не могут быть приняты во внимание в качестве оснований к отказу в удовлетворении заявленных требований.
Таким образом, установленные по делу обстоятельства, свидетельствуют о том, что оспариваемое решение УСЗН администрации <адрес> о прекращении с ДД.ММ.ГГГГ предоставления Карпенко А.А. мер социальной поддержки, назначенных ей в соответствии с положениями п. 13 ст. 17 Федерального закона № 181-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» является незаконным, в связи с чем, суд считает необходимым заявленные требования Ачинского городского прокурора, действующего в интересах Карпенко А.А. удовлетворить.
Из материалов дела следует, что учредителем УСЗН администрации <адрес> принято решение о ликвидации юридического лица, создании ликвидационной комиссии, что подтверждается копией постановления от ДД.ММ.ГГГГ №-п, копией листа записи ЕГРН (л.д. 30-34).
Как следует из пунктов 1 и 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам; юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.
Согласно пункту 4 статьи 62 Гражданского кодекса РФ с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. Ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов.
Как следствие, суд полагает необходимым обязать УСЗН администрации <адрес> в лице ликвидационной комиссии возобновить Карпенко А.А. предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных абз. 13 и 14 ст. 17 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», назначенных ей как лицу, являющемуся инвалидом с ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Ачинского городского прокурора в интересах Карпенко А. А. удовлетворить.
Признать незаконным решение управления социальной защиты населения администрации <адрес> о прекращении с ДД.ММ.ГГГГ предоставление мер социальной поддержки Карпенко А. А., предусмотренных абз. 13 и 14 ст. 17 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», назначенных последней как лицу, являющемуся инвалидом.
Обязать управление социальной защиты населения администрации <адрес> в лице ликвидационной комиссии возобновить Карпенко А. А. предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных абз. 13 и 14 ст. 17 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», назначенных ей как лицу, являющемуся инвалидом с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.
Судья Е.В. Большевых
Мотивированное решение изготовлено 23.12.2019г.