Дело № 2-5977/2023
УИД №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 ноября 2023 года <адрес>
Абаканский городской суд Республики Хакасия
в составе председательствующего судьи Канзычаковой Т.В.
при секретаре ФИО1
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Абаканского транспортного прокурора к акционерному обществу «Аэропорт Абакан» об обязании произвести определенные действия,
с участием помощника прокурора ФИО3, представителя ответчика ФИО4,
УСТАНОВИЛ:
Абаканский транспортный прокурор обратился в суд с иском к акционерному обществу «Аэропорт Абакан» (далее - АО «Аэропорт Абакан») произвести определенные действия. Требования мотивированы тем, что Абаканской транспортной прокуратурой проведена проверка в отношении АО «Аэропорт Абакан», в ходе которой установлено, что в нарушение требований Воздушного кодекса РФ, Порядка предоставления пассажирам из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности услуг в аэропортах и на воздушных судах, утвержденного приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ №, в аэропорту <адрес> отсутствует специальное подъемное устройство для обеспечения посадки и высадки на воздушное судно инвалидов-колясочников и иных маломобильных пассажиров, при этом используемый авиапредприятием ручной способ и «тележки кресельной ТВК-ММ» не может в полной мере обеспечить безопасную посадку на воздушное судно и высадку из него пассажиров, не способных передвигаться самостоятельно из числа инвалидов и других лиц с ограничениями в передвижении. Полагает, что в целях обеспечения безопасной посадки и высадки на воздушное судно инвалидов-колясочников и иных маломобильных пассажиров необходимо приобрести специальное подъемное устройство – амбулифт, что предусмотрено действующим законодательством РФ. Абаканский транспортный прокурор просит обязать АО «Аэропорт Абакан» устранить нарушения законодательства о правах лиц с ограниченными возможностями здоровья, путем обеспечения безопасной посадки на воздушное судно и высадки из него граждан с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, инвалидов - колясочников и иных маломобильных пассажиров с помощью специального подъемного устройства (амбулифта) в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора ФИО3, заявленные требования поддержала по основаниям и доводам, изложенным в исковом заявлении. Пояснила, что в ходе проведения проверки в части обслуживания граждан с ограниченными возможностями на обеспечение доступа, как к инфроструктуре, так и объектам, расположенным в зоне аэропорта Абакан, были выявлены нарушения в части отсутствия специальной техники для беспрепятственного доступа к воздушному судну, посадке и высадке для данной категории граждан, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ было вынесено представление АО «Аэропорт Абакан» об устранении нарушений. Однако до настоящего времени нарушения законодательства ответчиком не устранены, в связи с чем прокурор просит обязать АО «Аэропорт Абакан» обеспечить безопасную посадку на воздушное судно и высадку из него гражданам с ограниченными возможностями здоровья, в том числе инвалидов-колясочников и иных маломобильных пассажиров с помощью специального подъемного устройства.
Представитель ответчика ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснила, что ответчик согласен с тем, что у него имеется обязанность обеспечить посадку и высадку пассажира-инвалида на воздушное судно, но при этом обязательного требования по оснащению аэропорта амбулифтами нормативными документами не предусмотрено, то есть это может быть любое другое специальное подъемное устройство, обеспечивающее безопасную посадку и высадку на воздушное судно граждан с ограниченными возможностями здоровья. Также пояснила, что приобрести амбулифт у ответчика отсутствует финансовая возможность в связи с высокой его стоимостью. Согласно Уставу АО «Аэропорт Абакан» на совершение сделок общества, связанных с приобретением, отчуждением имущества свыше 5 000 000 руб. требуется согласие совета директоров общества, что потребует проведения корпоративных процедур. Совет директоров АО «Аэропорт Абакан» не согласовывал закупку специального оборудования для посадки и высадки из/в воздушное судно маломобильных граждан.
Представитель третьего лица Хакасской республиканской организации «Всероссийское общество инвалидов» в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени рассмотрения дела.
Суд, с учетом мнения сторон, в порядке ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие представителя третьего лица.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства в порядке ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № "О прокуратуре РФ" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Согласно статье 2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии с положениями статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения (независимо от их организационно-правовых форм), обеспечивают оборудование вокзалов, аэропортов и других объектов транспортной инфраструктуры специальными приспособлениями и устройствами в целях обеспечения условий инвалидам для их беспрепятственного пользования.
Согласно подпункту 4 пункта 7 статьи 106.1 Воздушного кодекса Российской Федерации в аэропорту пассажиру из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности оператором аэропорта, имеющим сертификат на осуществление аэропортовой деятельности по обеспечению обслуживания пассажиров, предоставляются без взимания дополнительной платы услуги обеспечения посадки на воздушное судно и высадки из него, в том числе с использованием специального подъемного устройства (амбулифта), не способного передвигаться самостоятельно пассажира из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности.
Согласно требованиям п.93 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузотправителей, грузополучателей», утвержденных приказом Минтранса России от 28.06.2007 №82, в аэропорту перевозчик или обслуживающая организация обеспечивает доставку пассажиров к месту стоянки воздушного судна и организацию их посадки в воздушное судно, а также обеспечение выхода пассажиров из воздушного судна, доставку пассажиров в здание аэровокзала.
Подпунктами 3, 5 пункта 13 Порядка предоставления пассажирам из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности услуг в аэропортах и на воздушных судах, утвержденного Приказом Минтранса России от 15 февраля 2016 года N 24, установлено, что по запросу о потребности в услугах, представленному пассажирам из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности при бронировании и заключении договора воздушной перевозки или при заключении договора о реализации туристского продукта, в аэропорту обслуживающей организацией оказываются без взимания дополнительной платы услуги: сопровождение и помощь при посадке на борт воздушного судна, в том числе при необходимости с использованием амбулифтов для пассажиров, не способных передвигаться самостоятельно; высадка пассажиров из воздушного судна с использованием кресел-колясок и (или) амбулифтов, осуществляемая после выхода иных пассажиров, включая сопровождение.
Сбор за предоставление специальных подъемных устройств (амбулифтов) входит в аэропортовые сборы (пункт 3.4.1 Приказа Минтранса России от 17 июля 2012 года N 241 "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации"), что согласно статье 106.1 Воздушного кодекса РФ предусматривает предоставление специального подъемного устройства (амбулифта) без дополнительной платы, и не свидетельствует о предоставлении данной услуги бесплатно.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, Абаканской транспортной прокуратурой проведен анализ исполнения АО «Аэропорт Абакан» обязанности по обеспечению посадки на воздушное судно и высадки из него пассажиров, не способных передвигаться самостоятельно из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности и выявлено, что в аэропорту г.Абакана отсутствует специальное подъемное устройство для обеспечения посадки и высадки на воздушное судно инвалидов-колясочников и иных маломобильных пассажиров. Обслуживание пассажиров указанной категории при высадке и посадке из/в воздушное судно производится ручным способом с помощью «Тележки кресельной ТВК – ММ» (регистрационное удостоверение на медицинское изделие №ФСР-2011/12534 от 21.06.2018), изготовленной в ООО «Научно-производственное предприятие «Микромонтаж-Мед». До и от воздушного судна доставка пассажиров осуществляется на микроавтобусе NEXT.
В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ Абаканской транспортной прокуратурой в адрес АО «Аэропорт Абакан» направлено представление об устранении нарушений требований законодательства об обеспечении доступной среды лицам с ограниченными возможностями и инвалидам, которое оставлено ответчиком без удовлетворения.
Критериями разработки и общие технические требования оборудования, применяемого для посадки в воздушное судно людей с ограниченными возможностями установлены «ГОСТ Р 58226-2018. Национальный стандарт Российской Федерации. Авиационная техника. Оборудование для посадки в воздушное судно людей с ограниченными возможностями. Общие технические требования и критерии разработки».
В п.4.1. ГОСТа Р 58226-2018 указано, что под оборудованием для посадки в воздушное судно лиц с ограниченными возможностями в рамках настоящего стандарта понимается оборудование, используемое как для посадки, так и для высадки пассажиров с ограниченными возможностями, пассажиров с ограниченной способностью к передвижению, недееспособных пассажиров.
Согласно п. 5.1.1. ГОСТа Р 58226-2018 оборудование для транспортировки должно быть оборудовано полностью закрытым поднимающимся кузовом-фургоном, способным безопасно поднимать максимальную допустимую номинальную нагрузку, определенную в 5.2.3, а также посадочными платформами, способными обеспечить подъем на высоту порога пассажирской двери воздушного судна того типа, для обслуживания которого предназначено транспортное средство.
Таким образом, действующим законодательством РФ в целях обеспечения безопасного перелета пассажиров данной категории (в том числе посадки и высадки) предусмотрено наличие конкретного технического средства (оборудования), его отсутствие является нарушением установленных законодательством правил.
Осуществление в АО «Аэропорт Абакан» высадки и посадки на воздушное судно ручным способом и с помощью «Тележки кресельной ТВК – ММ» в качестве альтернативного варианта погрузки маломобильных групп населения не свидетельствует о надлежащем обеспечении прав маломобильных пассажиров, поскольку данный способ посадки/высадки пассажира не равнозначен по техническим характеристикам специальному подъемному устройству, наличие которого является обязательным.
Отсутствие достаточного финансирования, на которое ссылается сторона ответчика, со стороны собственника имущества не может являться основанием для освобождения от выполнения обязательных норм и требований, установленных воздушным законодательством.
Ссылка стороны ответчика на то, что закупка дорогостоящего оборудования должна проводиться после согласования Совета директоров в соответствии с ст.18 Устава АО «Аэропорт Абакан», что потребует проведения корпоративных процедур, также не является обстоятельством освобождающим ответчика от выполнения обязательных норм и требований, установленных воздушным законодательством. Кроме того, суд учитывает тот факт, что предписание Абаканским транспортным прокурором было направлено в адрес ответчика ДД.ММ.ГГГГ. Данное предписание АО «Аэропорт Абакан» не обжаловало. В ответе от ДД.ММ.ГГГГ на полученное предписание прокурора генеральный директор АО «Аэропорт Абакан» указывает на то, что им необходимо согласие совета директоров Общества на закупку оборудования, что потребует проведения корпоративных процедур. Однако, как пояснил представитель ответчика, в настоящее время Совет директоров АО «Аэропорт Абакан» не согласовывал закупку специального оборудования для посадки и высадки из/в воздушное судно маломобильных граждан, что свидетельствует о злоупотреблении правом.
Обобщая представленные доказательства, установив совокупность всех юридически значимых обстоятельств по делу суд приходит к выводу о том, что ответчиком нарушены требования законодательства об обеспечении доступной среды лицам с ограниченными возможностями и инвалидам, следовательно, исковые требования Абаканского транспортного прокурора об обеспечении безопасной посадки на воздушное судно и высадки из него маломобильных граждан с помощью специального подъемного устройства подлежат удовлетворению.
С учетом требований истца, объема мероприятий, временных и финансовых затрат, социальной значимости исполнения решения суда, суд считает возможным установить срок для исполнения решения суда в течение одного года, со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь ст.193 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Обязать акционерное общество «Аэропорт Абакан» устранить нарушения законодательства о правах лиц с ограниченными возможностями здоровья, путем обеспечения безопасной посадки на воздушное судно и высадки из него граждан с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, инвалидов – колясочников и иных маломобильных пассажиров с помощью специального подъемного устройства в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Абаканский городской суд.
Председательствующий: Т.В. Канзычакова
Мотивированное решение изготовлено и подписано ДД.ММ.ГГГГ.