Дело № 2-468/2024
УИД 29RS0025-01-2024-000808-21
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
пос. Октябрьский 22 октября 2024 года
Устьянский районный суд Архангельской области в составе председательствующего Заостровцевой И.А., при секретаре судебного заседания Абакумовой О.Н., с участием старшего помощника прокурора Устьянского района Летавиной А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Устьянского района в интересах Российской Федерации и Устьянского муниципального округа Архангельской области к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области и Ненецком автономном округе о прекращении права собственности на земельную долю, признании права муниципальной собственности на земельную долю,
установил:
прокурор Устьянского района Архангельской области в интересах Российской Федерации, Устьянского муниципального округа Архангельской области обратился в суд с исковым заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области и Ненецком автономном округе о прекращении права собственности на признанную невостребованной 1/656 земельную долю сельскохозяйственного назначения в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером ..., расположенный по адресу: ..., ТОО «...», признании за Устьянским муниципальным округом Архангельской области права муниципальной собственности на указанную земельную долю.
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой в ходе осуществления анализа состояния законности в сфере соблюдения земельного законодательства установлено, что на основании постановления главы администрации Устьянского района Архангельской области от 05.10.1994 ... Комитету по земельным ресурсам и землеустройству поручено выдать свидетельства на право коллективно-долевой собственности на землю без выдела в натуре членам товарищества с ограниченной ответственностью «...» согласно списочному составу (земельная доля составляет 5,7 га сельхозугодий, 116 балло-гектаров). В списке членов ТОО «...» указан ФИО1, который является правообладателем 1/656 земельной доли на земельный участок с кадастровым номером ..., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, местоположение: ..., ТОО «...», общей площадью ... кв.м., с разрешенным использованием: для сельскохозяйственного производства. ФИО1 умер ...г., наследственного дела к его имуществу в производстве нотариуса не имеется. Администрацией МО «Дмитриевское» составлен список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, в который включена земельная доля, принадлежащая ФИО1 Указанный список опубликован в муниципальном вестнике «Устьяны» от 15.11.2011 №11, а также в газете «Волна» от 23.11.2011 № 50/1. Информация о проведении 15.03.2012 общего собрания участников долевой собственности ТОО «...» для утверждения списка невостребованных долей была размещена в муниципальном вестнике «Устьяны» от 27.01.2012 ..., а также в газете «Волна» от 31.01.2012 № 4. Собрание участников долевой собственности ТОО «...» состоялось 15.03.2012. Никто из собственников земельных долей и их наследников с возражениями, заявлениями против признания принадлежащих им земельных долей невостребованными в орган местного самоуправления поселения, а также на общее собрание участников долевой собственности не обращался. Постановлением администрации МО «Дмитриевское» от 20.03.2012 ... на основании протокола общего собрания участников общей долевой собственности ТОО «...» утвержден список невостребованных земельных долей участников долевой собственности ТОО «...». В данный список включена земельная доля умершего ФИО1 Правообладатель земельной доли ФИО1 не распорядился ею, свое право на нее не зарегистрировал, следовательно, земельная доля может быть признана невостребованной. За земли сельскохозяйственного назначения, неоформленные надлежащим образом, не вносится плата (земельный налог, арендная плата), что отрицательно сказывается на пополнении бюджета, на должном исполнении полномочий органов муниципальной власти.
Старший помощник прокурора Устьянского района Летавина А.Ю. на судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, пояснила, что до настоящего времени администрация МО «Дмитриевское» а также после реорганизации органов местного самоуправления, администрация Устьянского муниципального округа Архангельской области правом по обращению в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на указанный земельный участок не воспользовались.
Администрация Устьянского муниципального округа надлежащим образом извещена о времени и месте судебного заседания, представитель просил рассмотреть дело без их участия, исковые требования поддерживает в полном объеме.
Ответчик МТУ Росимущества в Архангельской области и НАО надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, представителя для участия в судебном заседании не направил, возражений относительно исковых требований не предоставил.
По определению суда в соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено без участия неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Суд, заслушав ст. помощника прокурора Устьянского района, исследовав письменные доказательства и иные материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности.
Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. При этом права всех собственников защищаются равным образом (ст. 212 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
При этом земли сельскохозяйственного назначения обладают повышенной правовой защитой.
В соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» и № 708 от 04.09.1992 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса», принятых на основании Указа Президента Российской Федерации от 27.12.1991 № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», производилась реорганизация сельскохозяйственных предприятий и приватизация их земель, в рамках которой сельскохозяйственные угодья, закрепленные ранее за предприятиями, передавались в долевую собственность граждан. Колхозам и совхозам предписывалось до 01.01.1993 осуществить реорганизацию и привести свою организационно-правовую форму в соответствие с требованиями Закона РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности», а коллективам совхозов, колхозов и кооперативов, использующих землю на праве бессрочного пользования - до 01.03.1992 принять решение о переходе к частной, коллективно-договорной и другим формам собственности в соответствии с Земельным кодексом РСФСР. При этом члены реорганизуемых хозяйств наделялись земельными паями (долями), которые они могли получить путем выделения в натуре для организации частного крестьянского хозяйства или внесения в уставной капитал в создаваемое товарищество, акционерное общество или кооператив.
Указом Президента РФ от 02.03.1992 № 213 «О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан» право на бесплатную земельную долю получили лица, работающие в сельском хозяйстве, в том числе пенсионеры сельскохозяйственных предприятий (п. 1). В силу ст. 2 Указа Президента РФ от 27.12.1991 № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», основанием для возникновения права собственности на земельную долю для указанной категории лиц являлись решения по перераспределению земель, принимаемые органами местной администрации по представлению комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам. Данное обстоятельство было подтверждено п. 18 Постановления Правительства РФ от 01.02.1995 № 96 «О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев», в соответствии с которым право собственности на земельную долю возникало с момента принятия администрацией муниципального образования решения о передаче земли в общую собственность членов сельскохозяйственной организации.
Использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, согласно п. 5 ст. 79 ЗК РФ, регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». В соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона земельная доля, права на которую возникли при приватизации сельскохозяйственных угодий до принятия данного закона, то есть до 24.07.2002, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Статья 12.1 вышеназванного закона (с изменениями от 29.12.2010) предусматривает несколько способов признания земельной доли невостребованной. Невостребованной может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал ее в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд. При этом земельные доли, права на которые зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон № 122-ФЗ), не могут быть признаны невостребованными по приведенному основанию. Также может быть признана невостребованной земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Закона № 122-ФЗ решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» без выделения земельного участка в счет земельной доли такой участник долевой собственности по своему усмотрению вправе завещать свою земельную долю, отказаться от права собственности на земельную долю, внести ее в уставный (складочный) капитал сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок, находящийся в долевой собственности, или передать свою земельную долю в доверительное управление либо продать или подарить ее другому участнику долевой собственности, а также сельскохозяйственной организации или гражданину - члену крестьянского (фермерского) хозяйства, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности. Участник долевой собственности вправе распорядиться земельной долей по своему усмотрению иным образом только после выделения земельного участка в счет земельной доли.
Из материалов дела, в том числе из выписки из ЕГРН от 25.09.2024 следует, что ФИО1 является правообладателем 1/656 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок общей площадью ... кв.м. с кадастровым номером ... расположенный по адресу: ..., ТОО «...».
Установлено, что правообладатель земельной доли ФИО1 не передал земельную долю в аренду, не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд, выдела земельного участка не произвел, не зарегистрировал свои права на земельную долю, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним Управления Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу.
Процедура признания земельной доли невостребованной определена названной нормой (статьей 12.1) Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». В начале орган местного самоуправления по месту расположения земельного участка составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными; затем опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования. Общее собрание правомочно утвердить указанные Списки. Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в данные Списки, вправе представить письменные возражения либо заявить об этом на общем собрании, что является основанием для их исключения из числа невостребованных земельных долей. С момента утверждения Списка общим собранием участников долевой собственности, земельные доли признаются невостребованными. В случае, если общим собранием в течение четырех месяцев со дня опубликования Списка не принято решение по названному вопросу, орган местного самоуправления вправе самостоятельно утвердить такой Список и обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли.Как следует из исследованных судом материалов, указанная процедура администрацией МО «Дмитриевское» полностью соблюдена. Администрацией МО «Дмитриевское» составлен список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, в который включена земельная доля, принадлежащая ФИО1 Список лиц земельные доли, которых могут быть признаны невостребованными, опубликован администрацией МО «Дмитриевское» в муниципальном вестнике «Устьяны» № 11 от 15.11.2011, а также в газете «Волна» от 23.11.2011 № 50/1. Объявление о проведении 15.03.2012 общего собрания участников долевой собственности ТОО «...» для утверждения списка невостребованных земельных долей опубликовано администрацией МО «Дмитриевское» в муниципальном вестнике «Устьяны» от 27.01.2012 № 2 и газете «Волна» № 4 от 31.01.2012.
Общее собрание участников долевой собственности ТОО «...» по вопросу утверждения списка невостребованных земельных долей состоялось 15.03.2012, на нем был предложен список невостребованных земельных долей, принадлежащих 426 участникам долевой собственности.
Согласно протоколу общего собрания участников долевой собственности ТОО «...» от 15.03.2012 решение по вопросу повестки дня не принято, список невостребованных земельных долей не утвержден в связи с отсутствием кворума.
Никто с возражениями, заявлениями против признания принадлежащих им земельных долей невостребованными в орган местного самоуправления поселения, а также на общее собрание участников долевой собственности, не обращался, доказательства обратному в материалах дела отсутствуют и суду не предоставлены.
Постановлением от 20.03.2012 № 17 на основании протокола собрания участников долевой собственности ТОО «...» от 15.03.2012 и в соответствии со ст. 12.1, 14.1 ФЗ от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», ст. 10 Закона Архангельской области от 10.02.2010 №217-28-ОЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Архангельской области» утвержден список невостребованных земельных долей участников долевой собственности ТОО «...». В данный список включена также земельная доля, принадлежащая ФИО1 (...).
Согласно сведениям Устьянского территориального отдела агентства ЗАГС Архангельской области ФИО1 ...г. г.р., умер ...г. в ..., о чем ...г. составлена запись акта о смерти ....
В соответствии с ответами нотариуса нотариального округа Устьянского района Архангельской области наследственное дело о праве наследования имущества ФИО1 не открывалось.
Пунктом 1 статьи 1151 ГК РФ предусмотрено, что в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что наследство ФИО1 в виде 1/656 земельной доли общей площадью 5,7 га без выдела в натуре, земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование для сельскохозяйственного производства, с оценкой 116 балло-гектаров, в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером ... местоположение: ..., ТОО «...» является выморочным.
При этом собственником выморочного имущества в порядке наследования по закону согласно законодательству, действующему на дату открытия наследства, является Российская Федерация, интересы которой представляет Росимущество.
Выморочное имущество, за исключением жилых помещений, переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации (п. 2 ст. 1151 ГК РФ).
С 23.07.2013 в законную силу вступила новая редакция п. 2 ст. 1151 ГК РФ, согласно которой в порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа переходит следующее выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории: жилое помещение; земельный участок, а также расположенные на нем здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества; доля в праве общей долевой собственности на указанные в абзацах втором и третьем данного пункта объекты недвижимого имущества. Иное выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации.
В силу п. 3 ст. 1151 ГК РФ, порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность РФ, а также порядок передачи его в собственность субъектов РФ или в собственность муниципальных образований определяется законом.
На момент разрешения спора по существу такой закон на территории Российской Федерации не принят. Вместе с тем, орган, уполномоченный на принятие в собственность Российской Федерации выморочного имущества, нормами федерального законодательства определен.
В силу п. 1 ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из разъяснений, содержащихся в п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», следует, что на основании п. 3 ст. 1151 ГК РФ, а также ст. 4 Федерального закона от 26.11.2001 № 147-ФЗ «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации», впредь до принятия соответствующего закона, определяющего порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований, при рассмотрении судами дел о наследовании от имени Российской Федерации выступает Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в лице его территориальных органов, осуществляющее в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника федерального имущества, а также функцию по принятию и управлению выморочным имуществом (п. 5.35 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 № 432); от имени городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальных образований - их соответствующие органы в рамках компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из п. 4.1.4 Положения, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 18.03.2016 № 100, межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области и Ненецком автономном округе принимает в установленном порядке имущество, обращенное в собственность Российской Федерации, а также выморочное имущество, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации переходит в порядке наследования в собственность Российской Федерации.
Согласно п. 50 указанного выше постановления Пленума Верховного Суда РФ, выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в п. 1 ст. 1151 ГК РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.
Вместе с тем, Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не содержит запрета на признание за муниципальным образованием права собственности на земельный участок, образованный из земельных долей, перешедших по праву наследования к государству в качестве выморочного имущества, но оставшихся невостребованными государством.
Поскольку предметом спора выступает, в том числе, выморочное имущество в виде земельной доли, надлежащим ответчиком в отношении данной доли является МТУ Росимущества в Архангельской области и НАО.
МТУ Росимущества в Архангельской области и НАО при соблюдении органом местного самоуправления процедуры признания спорных земельных долей невостребованными по правилам ст. 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», не заявило права собственника на указанную земельную долю, свидетельства о праве на выморочное имущество не получило, не распорядилось им, следовательно, Российская Федерация не реализовала правомочия собственника в отношении спорного имущества.
Анализируя изложенные нормы права, суд приходит к выводу о том, что, согласно действующему законодательству, все функции по осуществлению работы с выморочным имуществом, в том числе с невостребованными земельными долями, возложены на Росимущество в лице его территориальных органов, к каковым так же относится ответчик - МТУ Росимущества в Архангельской области и НАО, поскольку указанное выморочное имущество, переходит в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации со дня открытия наследства, без акта принятия наследства, вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации, а свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается Российской Федерации, в лице Росимущества, без вынесения специального судебного решения о признании имущества выморочным.
Кроме того, суд считает, что привлечение прокурором Устьянского района, обращающегося в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах Российской Федерации и Устьянского муниципального округа, к участию в деле в качестве ответчика МТУ Росимущества в Архангельской области и НАО, его прав не нарушает, указанным решением на МТУ Росимущества в Архангельской области и НАО какая-либо обязанность не возлагается.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что земельная доля, предоставленная ФИО1 ... г.р., умершему ...г., обоснованно признана невостребованной.
На основании ст. 1 Закона Архангельской области от 23.09.2022 № 593-37-ОЗ «О преобразовании городского и сельских поселений Устьянского муниципального района Архангельской области путем их объединения и наделения вновь образованного муниципального образования статусом Устьянского муниципального округа Архангельской области» городское поселение "Октябрьское" и сельские поселения "Березницкое", "Бестужевское", "Дмитриевское", "Илезское", "Киземское", "Лихачевское", "Лойгинское", "Малодорское", "Орловское", "Плосское", "Ростовско-Минское", "Синицкое", "Череновское", "Шангальское" Устьянского муниципального района Архангельской области преобразованы путем их объединения и наделения вновь образованного муниципального образования статусом Устьянского муниципального округа Архангельской области.
В соответствии с решением Совета депутатов Устьянского муниципального округа Архангельской области № 17 от 21.12.2022 администрация Устьянского муниципального округа Архангельской области является правопреемником администрации сельского поселения «Дмитриевское» Устьянского района Архангельской области.
Имущество, находящееся в собственности сельского поселения «Дмитриевское», является собственностью администрации Устьянского муниципального округа Архангельской области (п. 4 решения).
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что предусмотренный Законом порядок придания земельным долям статуса невостребованных и формирования из них земельного массива администрацией МО «Дмитриевское», правопреемником которой является администрация Устьянского муниципального округа Архангельской области, соблюдён, и потому исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Устьянского района в интересах Российской Федерации и Устьянского муниципального округа Архангельской области удовлетворить.
Прекратить право собственности на признанную невостребованной 1/656 земельную долю общей площадью 5,7 га без выдела в натуре земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование для сельскохозяйственного производства, с оценкой 116 балло-гектаров, ранее принадлежащую ФИО1, умершему ...г., в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером ..., местоположение: ..., ТОО «...».
Признать за Устьянским муниципальным округом Архангельской области право муниципальной собственности на 1/656 земельную долю общей площадью 5,7 га без выдела в натуре, земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование для сельскохозяйственного производства, с оценкой 116 балло-гектаров, ранее принадлежащую ФИО1, умершему ...г., в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером ..., местоположение: ..., ТОО «...».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельском областном суде в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Устьянский районный суд Архангельской области.
Председательствующий Заостровцева И.А.
Решение в окончательной форме изготовлено 28 октября 2024 года.