УИД53RS0015-01-2023-001162-37
Решение
именем Российской Федерации
22января2024года п.Шимск
Солецкий районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Швалевой О.В.,
с участием заместителя прокурора Шимского района Новгородской области Родионовой Д.А.,
представителя ответчика Администрации Шимского муниципального района Новгородской области Рябовой Е.Г.,
заинтересованного лица Лукиновой Л.А.,
при секретаре Митрофановой Н.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шимского района Новгородской области в интересах Лукиновой Л.А. к Администрации Шимского муниципального района Новгородской области о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма,
установил:
Прокурор Шимского района Новгородской области обратился в суд с иском в интересах Лукиновой Л.А. к Администрации Шимского муниципального района Новгородской области о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Лукинова Л.А.,ДД.ММ.ГГГГгода рождения,на основании приказа Департамента образования и молодёжной политики Новгородкой области № 1163от01декабря2016года «О включении в список детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей,а также из числа детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей,которые подлежат обеспечению жилыми помещениями» включена в список детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей,и лиц из их числа,которые подлежат обеспечению жилым помещением,в связи с отсутствием в собственности либо на ином праве жилого помещения.31марта2019года Лукинова Л.А.достигла возраста18лет.27ноября2023года Лукинова Л.А.письменно обратилась в прокуратуру Шимского района Новгородской области с заявлением о принятии мер прокурорского реагирования в отношении Администрации Шимского муниципального района Новгородской области по вопросу предоставления ей жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей.В устном порядке обращалась в Администрацию Шимского муниципального района Новгородской области неоднократно,начиная с2021года.До настоящего времени требуемое жилое помещение Лукиновой Л.А.не предоставлено.
В судебном заседании заместитель прокурора Шимского района Новгородской области Родионова Д.А.заявленные исковые требования поддержала по доводам,изложенным в исковом заявлении,указав,что до настоящего времени истцу не предоставлено жилое помещение,проживание в жилом помещении,право пользования которым за нею сохранено,невозможно,исходя из площади жилого помещения и числа лиц,зарегистрированных в нем,также в связи с непригодностью жилого помещения для постоянного проживания,просила возложить на Администрацию Шимского муниципального района Новгородской области обязанность по обеспечению Лукиновой Л.А.жилым помещением по договору социального найма в срок до1августа2024года.
Заинтересованное лицо Лукинова Л.А.в судебном заседании поддержала заявленные прокурором требования,настаивала на их удовлетворении.
Представитель третьего лица,не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора,на стороне истца-Министерства образования Новгородской области в судебное заседание не явился,извещён о дате,времени и месте судебного разбирательства,просил суд рассмотреть гражданское дело в его отсутствие.
Представитель ответчика Администрации Шимского муниципального района Новгородской области Рябова Е.Г.в судебном заседании заявила о полном признании исковых требований прокурора в интересах Лукиновой Л.А.,указав на то,что Администрация готова исполнить судебное решение в срок до1августа2024года.Представитель Администрации Рябова Е.Г.указала на то,что правовые последствия признания заявленных исковых требований,принятия судом заявленного признания иска,предусмотренные ч.3ст.173ГПК РФ,ей разъяснены и понятны.
Изучив материалы гражданского дела,выслушав участвующих в деле лиц,суд приходит к следующему выводу.
Суд принимает заявленное представителем ответчика признание исковых требований истца,поскольку согласно ст.39Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признание иска ответчиком является его правом; не нарушает права,свободы и охраняемые законом интересы лиц,участвующих в деле,в том числе,ответчика,отвечает интересам Лукиновой Л.А,в интересах которой предъявлен иск; не противоречит требованиям действующего законодательства.Представитель ответчика действует на основании доверенности со всеми правами,предоставленными ответчику,в том числе с правом признания иска; представителю ответчика разъяснены судом и ему понятны последствия признания иска ответчиком и последствия принятия судом признания иска ответчиком,предусмотренные ч.3ст.173Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации; представителем ответчика признаны обстоятельства,на которых истцом основаны исковые требования.
В соответствии с ч.2ст.7Конституции Российской Федерации в Российской Федерации устанавливаются гарантии социальной защиты.
Частью3статьи40Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных,муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым,а малоимущим и иным указанным в законе гражданам,нуждающимся в жилище.
В силу п. «ж» ч.1ст.72Конституции Российской Федерации социальная защита,включая социальное обеспечение,находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч.1ст.109.1Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям,оставшимся без попечения родителей,лицам из числа детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей,по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом,регулирующим право детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей,на обеспечение жилыми помещениями,является Федеральный закон от21декабря1996года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей»,который определяет общие принципы,содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
А именно,в соответствии со статьей1указанного Федерального закона детьми-сиротами признаются лица в возрасте до18лет,у которых умерли оба или единственный родитель; детьми,оставшимися без попечения родителей,признаются лица в возрасте до18лет,которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав; лицами из числа детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей,признаются лица в возрасте от18до23лет,у которых,когда они находились в возрасте до18лет,умерли оба или единственный родитель,а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно пункту1статьи8Федерального закона № 159-ФЗ от21декабря1996года детям-сиротам и детям,оставшимся без попечения родителей,лицам из числа детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей,которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений,а также детям-сиротам и детям,оставшимся без попечения родителей,лицам из числа детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей,которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений,в случае,если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным,органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации,на территории которого находится место жительства указанных лиц,в порядке,установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации,однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам,указанным вабзаце первом настоящего пункта,по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста18лет,а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.В случаях,предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации,жилые помещения могут быть предоставлены лицам,указанным вабзаце первом настоящего пункта,по их заявлению в письменной форме ранее,чем по достижении ими возраста18лет.
По заявлению в письменной форме лиц,указанных вабзаце первом настоящего пункта и достигших возраста18лет,жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях,организациях социального обслуживания,медицинских организациях и иных организациях,создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей,а также по завершении получения профессионального образования,профессионального обучения,либо окончании прохождения военной службы по призыву,либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Аналогичные положения содержатся в Областном законе Новгородской области от05сентября2014года № 618-ОЗ «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей,лиц из числа детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей,а также усыновителей».
В силу требований статьи11указанного Областного закона право на однократное обеспечение по месту жительства на территории Новгородской области за исключением случаев,указанных вчасти5настоящей статьи,благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда (далее-жилое помещение) по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма,в соответствии с Федеральнымзаконом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей" и настоящим областным законом в порядке,установленном Правительством Новгородской области,имеют:дети-сироты и дети,оставшиеся без попечения родителей,лица из числа детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей,которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений; дети-сироты и дети,оставшиеся без попечения родителей,лица из числа детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей,которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений,в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным при наличии обстоятельств,указанных вчасти4статьи8Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей"; лица,достигшие возраста23лет,которые относились к категории детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей,лиц из числа детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей,и имели право на предоставление жилой площади в соответствии с настоящим областным законом до31декабря2012года включительно и своевременно не получившие жилое помещение.
При этом в силу ч.2ст.11указанного Областного закона детям-сиротам и детям,оставшимся без попечения родителей,жилое помещение предоставляется по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста18лет,а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Как следует из приведённых правовых норм,федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам,указанным в п.1ст.8Федерального закона №159-ФЗ от21декабря1996года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей".
К их числу относится,в частности,достижение лицом,относящимся к категории детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей,возраста18лет,а также окончание срока пребывания ребёнка в образовательной организации.
При этом,законодатель не определил срок,в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан,что не может толковаться иначе,как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.
Установленный региональным законодательством порядок предоставления детям-сиротам и детям,оставшимся без попечения родителей,специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объектов ежегодного финансирования (объем субвенций),выделяемого на цели обеспечения жильём указанной категории лиц.
Как установлено судом и следует из материалов дела,Лукинова Л.А..родиласьДД.ММ.ГГГГ,что подтверждается копией паспорта гражданина Российской Федерации.
На основании постановления Администрации Окуловского муниципального района №отДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетняя Лукинова Л.А. была помещена под надзор в государственное образовательное упреждение для детей сирот и детей,оставшихся без попечения родителей,<адрес>.<адрес>.За несовершеннолетней Лукиной Л.А.сохранено право поливания жилым помещением,расположенным в <адрес>.
Согласно акту проверки сохранности жилого помещения Администрации Окуловского муниципального района от17февраля2014года,жилое помещение,расположенное в <адрес>,находится в удовлетворительном состоянии.Аналогичный акт оформлен Администрацией Окуловского муниципального района4июля2016года.
Постановлением Администрации Шимского муниципального района отДД.ММ.ГГГГ № установлена опека над несовершеннолетней Лукиновой Л.А.,назначен опекун Е.С.А..
Мать Лукиновой Л.А Л.Т.А.лишена в отношении неё родительских прав,что подтверждается решением Окуловского районного суда <адрес> отДД.ММ.ГГГГ.В свидетельстве о рождении Лукиной Л.А.в графе «отец» сведения отсутствуют.
Из справки Администрации Окуловского муниципального района от16ноября2016года следует,что Лукинова Л.А.не использовала свое право на приобретение жилого помещения в собственность бесплатно в порядке приватизации в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования на территории Окуловского муниципального района.
В справке о регистрации в отношении жилого помещения,распложенного по адресу:в <адрес>,постоянно зарегистрированы Лукинова Л.А.,Л.Т.А.,Л.Р.С.и Л.Э.А..Жилая площадь квартиры указана29,9кв.м..
Согласно материалам дела на основании приказа Департамента образовании и молодёжной политики <адрес> №отДД.ММ.ГГГГ Лукинова Л.А. включена в список детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей,а также лиц из их числа детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей,которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в связи с тем,что общая площадь помещения,приходящаяся на одно лицо,проживающее в жилом помещении,менее учётной нормы площади жилого помещения
Лукинова Л.А.27ноября2023года обратилась в прокуратуру Шимского района Новгородской области с жалобой на действия Администрации Шимского муниципального района Новгородской области по вопросу обеспечения ее жилым помещением по договору социального найма.
Согласно имеющимся материалам дела у Лукиновой Л.А.не имеется в собственности жилых помещений и других объектов недвижимого имущества,участия в приватизации на территории места своего жительства Лукинова Л.А.также не принимала,зарегистрирована в муниципальной квартире по адресу:<адрес>.
Согласно сведениям о регистрации Лукинова Л.А.зарегистрирована по месту жительства по адресу:в <адрес>.Также в указанном жилом помещении зарегистрированы и иные лица:Л.Т.А.,Л.Р.С.и Л.Э.А..
При таких обстоятельствах у истца в силу положений ст.8Федерального закона № 159-ФЗ от21декабря1996года "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей" возникло право на обеспечение жилым помещением.
Поскольку Лукинова Л.А. не была обеспечена жилым помещением за истекший период с момента включения ее в список лиц,подлежащих обеспечению жилыми помещениями,начиная с2016года,27ноября2023года она обратилась в орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении ей жилого помещения посредством обращения в орган прокуратуры в результате бездействия Администрации Шимского муниципального района Новгородской области.
Однако,как установлено судом и не оспаривалось представителем ответчика,до настоящего времени истец не обеспечен жилым помещением и нуждается в нем.
При таких обстоятельствах,принимая во внимание,что истец достиг возраста восемнадцати лет,не имеет в настоящее время и не имел ранее на праве собственности жилого помещения,проживает в жилом помещении,общей площадью менее нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма,включён в список детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей,которые подлежат обеспечению жилыми помещениями,в связи с непригодностью для постоянного проживания жилого помещения,вместе с тем таким жилым помещением не обеспечен,суд находит,что имеется совокупность условий,обязательных для предоставления Лукиновой Л.А. жилого помещения,в связи с чем исковые требования прокурора в ее интересах являются законными,обоснованными и подлежат удовлетворению.
При этом суд принимает во внимание,что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей,лиц из числа детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей,на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (часть8Федерального закона от21декабря1996года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей»).
Согласно требованиям ст.22Областного закона Новгородской области от05сентября2014года № 618-ОЗ «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей,лиц из числа детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей,а также усыновителей» денежные средства на реализацию предусмотренных настоящим областным законом мер социальной поддержки детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей,лиц из числа детей сирот и детей,оставшихся без попечения родителей,лиц,потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя,находящихся на полном государственном обеспечении в областных государственных организациях,мер социальной поддержки (дополнительных мер социальной поддержки),установленныхстатьями7,19настоящего областного закона,предусматриваются в областном бюджете.
Реализация мер социальной поддержки детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей,а также лиц из числа детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей,предусмотренныхстатьей11настоящего областного закона,осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов,городского округа в соответствии с областнымзаконом от24.12.2013N431-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов,городского округа отдельными государственными полномочиями по обеспечению жильём детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей,а также лиц из числа детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей".
В связи с чем Администрация Шимского муниципального района Новгородской области является надлежащим ответчиком по делу.
Кроме того,суд принимает во внимание то обстоятельство,что закон не ставит обязанность по предоставлению жилья лицам,указанным в приведённых выше нормах федерального и регионального законодательства,в зависимость от наличия или отсутствия других граждан,обладающих аналогичным правом,а также от соблюдения порядка очерёдности лиц равной категории,а также то обстоятельство,что отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей,лиц из числа детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей,не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильём по договору найма специализированного жилого помещения.
Оснований для взыскания с ответчика судебных расходов не имеется,поскольку он освобождён от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями194-199,ч.3ст.173Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации,суд
решил:
Исковые требования прокурора Шимского района Новгородской области в интересах Лукиновой Л.А. к Администрации Шимского муниципального района Новгородской области об обязании совершить определённые действия удовлетворить.
Обязать Администрацию Шимского муниципального района Новгородской области в срок до1августа2024года предоставить Лукиновой Л.А., ДД.ММ.ГГГГгода рождения,уроженке <адрес>,благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы или принесения представления через Солецкий районный суд Новгородской области.
Разъяснить лицам,участвующим в деле,право на ознакомление с мотивированным решением,начиная с22января2024 года.
В окончательной форме решение принято22января2024года.
Председательствующий: О.В.Швалева