Решение по делу № 2-767/2024 от 21.05.2024

УИД 58RS0017-01-2024-001331-91

№ 2-767/2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Кузнецк Пензенской области 9 июля 2024 года

Кузнецкий районный суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи Афанасьевой Н.В.,

при секретаре Сабитовой Е.В.,

с участием прокурора Медведевой М.В., представителя истца Трапезникова В.И. Зубаревой Г.И., действующей по доверенности, представителя ответчика администрации города Кузнецка Пензенской области Весновской Т.Н., действующей по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Трапезникова В.И. к администрации города Кузнецка Пензенской области о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Трапезников В.И. обратился в суд с иском к администрации города Кузнецка Пензенской области о предоставлении жилого помещения, указав, что 10.12.2019 на основании договора купли-продажи он приобрел в собственность целую квартиру с кадастровым , находящуюся по адресу: <адрес>, общей площадью 37,3 кв.м., расположенную на 1 этаже многоквартирного жилого дома. Право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости 16 декабря 2019 года. Вместе с ним в квартире зарегистрирован его сын Трапезников А.В.. Постановлением администрации города Кузнецка Пензенской области от 21.03.2016 за «О признании дома аварийным и подлежащим сносу» многоквартирный дом по улице <адрес> был признан аварийным и подлежащим сносу не позднее 2032 года. Постановлением администрации города Кузнецка Пензенской области от 16.09.2022 за «О внесении изменений в постановление администрации города Кузнецка Пензенской области от 21 марта 2016 года «О признании дома аварийным и подлежащим сносу» срок сноса был установлен не позднее 31.12.2024. Данный многоквартирный дом включен в муниципальную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории города Кузнецка, в 2019-2025 годах», утвержденную постановлением администрации города Кузнецка от 21 марта 2019 года . Постановлением от 14.02.2024 за «Об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения, расположенного в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес> уведомила об изъятии квартиры, собственником которой является он (истец).

Он уведомил администрацию города о том, что выбирает способ переселения путем предоставления в собственность другого благоустроенного жилого помещения взамен жилого помещения, признанного аварийным и непригодным для проживания. 17.04.2024 администрация города Кузнецка Пензенской области направила в его адрес письмо за исх. , согласно которому ему было сообщено со ссылкой на п. 8.2 ст. 32 ЖК РФ, что поскольку он приобрел квартиру после признания дома аварийным, то он имеет право только на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение и предоставила проект соглашения об изъятии объекта недвижимости для муниципальных нужд. Согласно данному соглашению администрация города Кузнецка изымает у него квартиру с возмещением ему 553000 руб. 25.04.2024 истец повторно направил в адрес администрации города Кузнецка Пензенской области уведомление о том, что он выбирает способ переселения путем предоставления в собственность другого благоустроенного жилого помещения взамен жилого помещения, признанного аварийным и непригодным для проживания и просит решить данный вопрос. Письмом за исх. от 17.05.2024 администрация города Кузнецка Пензенской области продублировала данный ему ранее ответ, указав, что он имеет право только на компенсацию и, рекомендовав ему разрешить спор в судебном порядке. Полагает, что указанные обстоятельства в своей совокупности свидетельствуют о не достижении между ним и ответчиком соглашения относительно условий изъятия у него жилого помещения и предоставления другого жилого помещения взамен изымаемого.

Поскольку многоквартирный жилой дом, в котором расположено спорное жилое помещение, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилого фонда, и он приобрел данную квартиру до вступления в силу Федерального закона от 27.12.2019 № 473-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда», то он имеет право выбора способа обеспечения путем предоставления в собственность другого благоустроенного жилого помещения взамен помещения, признанного аварийным и непригодным для проживания. Право собственности на спорное жилое помещение у него возникло с момента государственной регистрации- с 16.12.2019, т.е. до введения в действие ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ, при этом Федеральный закон от 27.12.2019 № 473-ФЗ не содержит положений о распространении нового правового регулирования на отношения, возникшие из договоров, заключенных до его вступления в силу – до 28.12.2019, в связи с чем указанная правовая норма, как не имеющая обратной силы, не может применяться к настоящему жилищному спору.

Поскольку администрация города Кузнецка Пензенской области оспаривает право истца на получение другого жилого помещения взамен изымаемого, он вынужден обратиться в суд с данным иском. Другого жилого помещения он не имеет, а проживать в спорной квартире невозможно, так как в ней отсутствуют освещение и газоснабжение, что подтверждается прилагаемыми лицевыми счетами. Расселение жильцов аварийного дома уже началось, до окончания срока расселения осталось несколько месяцев.

Ссылаясь на положения ст. ст.11, 223 Гражданского кодекса РФ, ст. 32 Жилищного кодекса РФ, Федерального закона от 27.12.2019 № 473-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда», просит возложить на администрацию города Кузнецка Пензенской области обязанность предоставить Трапезникову В.И. в собственность равнозначное благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 37,3 кв.м., находящееся в черте города Кузнецка Пензенской области, отвечающее санитарно-техническим нормам взамен изымаемого жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, и прекратить право собственности Трапезникова В.И. на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 37,3 кв.м., расположенное на 1 этаже многоквартирного жилого дома после предоставления администрацией города Кузнецк Пензенской области в собственность Трапезникова В.И. другого благоустроенного жилого помещения.

В судебное заседание истец Трапезников В.И. не явился, извещен.

Представитель истца Зубарева Г.И., действующая по доверенности, иск поддержала и просила удовлетворить по изложенным в нем доводам.

Представитель ответчика администрации города Кузнецка Пензенской области Весновская Т.Н., действующая по доверенности, иск не признала, просила в его удовлетворении отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях на иск. Из письменных возражений ответчика следует, что многоквартирный дом по адресу: <адрес> признан аварийным и непригодным для проживания. Согласно разъяснениям, изложенным в п. 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ» в силу части 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств. В соответствии с ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ установлено, что граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном ч. 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 настоящей статьи в отношении таких граждан не применяются. Поскольку пункт 3 статьи 2 Федерального закона № 185-ФЗ от 21.07.2007 «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (ред. от 14.03.2022) (переселение граждан из аварийного жилищного фонда) – ссылается на статью 32 ЖК РФ, которая в настоящее время изменена, и может применяться лишь с учетом новых положений частей 8.1 и 8.2 статьи 32 ЖК РФ и не может им противоречить. Таким образом, в настоящее время граждане, на которых распространяется ограничение, установленное частью 8.2 ст. 32 ЖК РФ, не имеют права выбора между предоставлением им другого равнозначного жилого помещения и возмещением, а им может быть предоставлено лишь возмещение за изымаемое жилое помещение, рассчитанное с учетом ограничений, установленных частью 8.2 статьи 32 ЖК РФ.

Также согласно письму Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстроя России) от 17.04.2020 № 15026-МЕ/06, Федеральный закон от 27.12.2019 №473-ФЗ «о внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда» не содержит особенностей применения нормы части 8.2 статьи 32 ЖК РФ в зависимости от даты возникновения права собственности на изымаемое жилое помещение, поскольку под ее действие подпадают все случаи перехода права собственности после признания многоквартирного дома аварийным. При изъятии жилого помещения (заключения с конкретным собственником соглашения об изъятии), осуществляемом после 28 декабря 2019 года (дата вступления в силу Федерального закона № 473-ФЗ), размер возмещения за изымаемое жилое помещение определяется в соответствии с частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса РФ с учетом положений части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса РФ. Согласно указанному письму, правовая позиция Минстроя России заключается в том, что положения части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса РФ распространяются на собственников помещений, которые приобрели жилые помещения в признанном аварийным многоквартирном доме до 28 декабря 2019 года, но не успели заключить до этой даты соглашения об изъятии или договоры мены. Учитывая тот факт, что истец приобрел право собственности на указанное жилое помещение после признания дома аварийным, на основании договора купли-продажи от 10.12.2019, право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости 16.12.2019, ему было направлено уведомление от 14.02.2024 и проект соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд от 17.04.2022 (соглашение) Пунктом 1.3 Соглашения предусмотрено, что жилое помещение изымается с учетом доли общего имущества в многоквартирном доме. Размер возмещения определен на основании Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» с учетом положений п.7 ст.32 ЖК РФ. Оценка выполнена ООО «Центр Бизнес-планирование», полис страховой ответственности юридического лица при осуществлении оценочной деятельности от 13.12.2021. Оценщик ФИО1 имеет свидетельство о членстве в саморегулируемой организации оценщиков от 22.09.2014 и квалификационный аттестат в области оценочной деятельности от 28.07.2021. На момент введенной в действие 28.12.2019 части 8.2 ст. 32 ЖК РФ между истцом и ответчиком не было заключено соглашение о предоставлении ему в собственность жилого помещения взамен аварийного, и он не был внесен в соответствующий список, прилагаемый к региональной и муниципальной адресной программе по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Соглашение направлено после введенной в действие 28.12.2019 ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ. До введения в действие п. 8.2 ст. 32 ЖК РФ ответчик в адрес администрации о предоставлении ему в собственность жилого помещения взамен аварийного не обращался. Соглашение между администрацией города Кузнецка и ответчиком о предоставлении ему жилого помещения взамен аварийного ранее не заключалось. В соответствии с ч. 9 ст. 32 ЖК РФ, если собственник жилого помещения не заключал в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда.

Третье лицо Трапезников А.В. в суд не явился, извещен, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, с иском согласен.

Суд, выслушав представителей сторон, прокурора, полагавшей иск подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2). Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища (ст. 40). Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55).

В соответствии с Жилищным кодексом Российской федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению (ч. 1 ст. 1).

Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан (ч. 2 ст. 1).

Жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают: 1) из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему; 2) из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; 4) в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом (ч. 1 ст. 10).

В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания (ч. 4 ст. 15).

Жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника (ч. 1). Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством (ч. 4). Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное (ч. 6). По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (ч. 8). Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями при условии, что на дату признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции у них отсутствуют иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, находящиеся в их собственности либо занимаемые на условиях социального найма или по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования (ч. 8.1). Граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 настоящей статьи в отношении таких граждан не применяются (ч. 8.2). Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (ч. 9). Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи (ч. 10) (ст. 32).

Судом установлено, что Трапезникову В.И. на праве собственности принадлежит квартира с кадастровым общей площадью 37,3 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>. Право собственности истца на указанную квартиру возникло на основании договора купли-продажи от 10.12.2019 и зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости 16.12.2019. Указанные обстоятельства подтверждаются: выписками из ЕГРН от 15.05.2024, от 16.12.2019, копией договора купли-продажи от 10.12.2019.

В указанной квартире вместе с истцом Трапезниковым В.И. зарегистрирован Трапезников А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения согласно отметок о регистрации по месту жительства в паспортах указанных граждан РФ.

Постановлением администрации города Кузнецка Пензенской области от 21.03.2016 многоквартирный дом по <адрес>, в котором расположено принадлежащее истцу жилое помещение, признан аварийным и подлежащим сносу не позднее 2032 года в связи с физическим износом в процессе его эксплуатации. Также п. 3 данного постановления установлен срок расселения граждан, проживающих в данном многоквартирном доме не позднее 2032 года. Постановлением администрации города Кузнецка Пензенской области от 16.09.2022 в вышеуказанное постановление были внесены изменения, постановлено признать указанный многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом в процессе его эксплуатации на основании заключения об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом аварийным и подлежащим сносу от 2.03.2016 (п. 1); осуществить снос многоквартирного дома не позднее 31.12.2024 при наличии средств в бюджете города Кузнецка Пензенской области и соглашений об условиях предоставления жилого помещения гражданам, переселяемым из аварийного жилого фонда, с собственниками квартир (п. 2); установить срок расселения граждан, проживающих в многоквартирном доме не позднее 31.12.2024 при соблюдении условий, предусмотренных пунктом 2 настоящего постановления, и в соответствии с действующим законодательством.

Постановлением администрации города Кузнецка Пензенской области от 14.02.2024 принято решение об изъятии для муниципальных нужд жилого помещения - квартиры (согласно перечню изымаемого жилого помещения - приложения к постановлению) общей площадью 37,3 кв.м. с кадастровым , расположенной в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>, признанном аварийным и подлежащим сносу.

Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, включен в адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории города Кузнецка Пензенской области в 2019-2025 годах», утвержденную постановлением администрации города Кузнецка Пензенской области от 21.03.2019. Срок реализации программы в отношении указанного многоквартирного дома установлен до 31.12.2024.

Отчетом об оценки рыночной стоимости , составленным ООО «Центр Бизнес-планирования» 5.04.2024 определена рыночная стоимость вышеуказанной квартиры истца в размере 553000 руб.

17.04.2024 администрацией города Кузнецка Пензенской области Трапезникову В.И. направлен для подписания проект соглашения от 17.04.2024 об изъятии указанного выше объекта недвижимости – квартиры принадлежащей истцу, для муниципальных нужд, пунктом 2.1 которого истцу ответчиком предложена денежная сумма, определенная согласно указанной выше отчету ООО «Центр Бизнес - планирование» в размере 553000 руб. в возмещение за изымаемое жилое помещение.

Данный проект соглашения собственником жилого помещения – истцом по делу не подписан.

В ответ на указанный проект соглашения 7.05.2024 Трапезников В.И. направил в администрацию города Кузнецка Пензенской области заявление, из которого следует, что он выбрал способ переселения путем предоставления в собственность другого благоустроенного жилого помещения взамен изымаемого у него жилого помещения, признанного аварийным и непригодным для проживания.

17.05.2024 письмом за исх. в адрес Трапезникова В.И. администрацией города Кузнецка Пензенской области ему отказано в предоставлении в собственность другого благоустроенного жилого помещения взамен изымаемого у него жилого помещения, признанного аварийным и непригодным для проживания, с указанием на то, что право собственности на квартиру по адресу: <адрес> возникло у истца после признания дома аварийным, в связи с чем в силу п. 8.2 ст. 32 ЖК РФ он имеет право лишь на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, и предложено в течение 3-х месяцев после предоставления ему проекта соглашения об изъятии объекта недвижимости для муниципальных нужд принять решение по данному вопросу.

Истец Трапезников В.И. в обоснование иска указывает о наличии у него права на получение в собственность другого жилого помещения взамен изымаемого ввиду признания многоквартирного жилого дома, в котором расположено принадлежащее ему спорное жилое помещение, аварийным и подлежащим сносу, и отказе ответчиком в реализации такого права истца путем предложения подписания истцом соглашения об изъятии квартиры для муниципальных нужд с выплатой компенсации.

Данные доводы истца нашли свое объективное подтверждение в ходе рассмотрения судом настоящего спора по существу.

Так, Федеральный закон № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (ст. 1).

В п. 3 ст. 2 этого закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст. ст. 32, 86, чч. 2 и 3 ст. 88 ЖК РФ.

По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в данном доме путем выкупа.

Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).

Вместе с тем, согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.

При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.

Из содержания положений статьи 32 ЖК РФ и разъяснений, содержащихся в пунктах 20, 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.

Федеральным законом от 27 декабря 2019 года № 473-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда" (далее - Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. № 473-ФЗ) статья 32 Жилищного кодекса Российской Федерации дополнена частью 8.2, согласно которой граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном частью 7 названной статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 данной статьи в отношении таких граждан не применяются.

Приведенная правовая норма вступила в силу со дня официального опубликования указанного федерального закона, то есть с 28.12.2019.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, преобразование отношений в той или иной сфере жизнедеятельности не может осуществляться вопреки нашедшему отражение в статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации общему (основному) принципу действия закона во времени, который имеет целью обеспечение правовой определенности и стабильности законодательного регулирования в России как правовом государстве (статья 1, часть 1 Конституции Российской Федерации) и означает, что действие закона распространяется на отношения, права и обязанности, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, возникшие до введения соответствующих норм в действие, то есть придать закону обратную силу (ретроактивность), либо, напротив, допустить в определенных случаях возможность применения утративших силу норм (ультраактивность).

При этом осуществляемое законодателем правовое регулирование - в силу конституционных принципов правового государства, верховенства закона и юридического равенства - должно отвечать требованиям определенности, ясности и непротиворечивости, а механизм его действия должен быть понятен субъектам соответствующих правоотношений из содержания конкретного нормативного положения или системы находящихся в очевидной взаимосвязи нормативных положений, поскольку конституционное равноправие может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования правовой нормы всеми правоприменителями (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 27 ноября 2008 г. № 11-П, от 27 июня 2013 г. № 15-П, от 23 декабря 2013 г. № 29-П, от 22 апреля 2014 г. № 12-П и др.).

Таким образом, общим принципом действия норм жилищного права во времени законодателем определен принцип прямого действия во времени.

В соответствии с частью 1 статьи 6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», часть 1 статьи 6 ЖК РФ закрепляет общеправовой принцип действия законодательства во времени: акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.

Постановлением администрации г. Кузнецка Пензенской области от 21.03.2019 многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, включен в адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, расположенного на территории города Кузнецка Пензенской области в 2019 - 2025 годах».

Включение жилых помещений в адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями ч. 8 ст. 32 ЖК РФ.

Право собственности на спорное жилое помещение у Трапезникова В.И. возникло 16.12.2019, т.е. до введения в действие части 8.2 статьи 32 ЖК РФ, при этом Федеральный закон от 27 декабря 2019 года № 473-ФЗ не содержит положений о распространении нового правового регулирования (части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации) на отношения, возникшие из договоров, заключенных до его вступления в силу, то есть до 28 декабря 2019 года, в связи с чем указанная правовая норма, как не имеющая обратной силы, не может применяться к настоящему жилищному спору.

Принимая во внимание принцип прямого действия норм жилищного права во времени и отсутствие в указанном выше нормативном акте оговорки о его обратной силе, и поскольку многоквартирный жилой дом, в котором расположено спорное жилое помещение, признан аварийным и подлежащим сносу, право на получение истцом возмещения за изымаемое имущество должно реализовываться по правилам, установленным ч. 7 ст. 32 ЖК РФ, без учета ограничений, установленных ч. 8.2. ст. 32 ЖК РФ, поскольку, действуя добросовестно в условиях правовой определенности, Трапезников В.И. как собственник жилого помещения вправе рассчитывать на защиту своих прав с учетом действующего на момент приобретения квартиры законодательства.

При этом Трапезников В.И. выбрал способ обеспечения его права путем предоставления в собственность другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности взамен изымаемого у него жилого помещения, признанного аварийным и непригодным для проживания, о чем уведомил ответчика заявлением от 7.05.2024.

Ответчик, как во внесудебном порядке, так и при рассмотрении настоящего спора по существу, указывал на отсутствие у истца права выбора способа обеспечения своих жилищных прав, и на наличие у него права только на выкуп жилого помещения, что свидетельствует о нарушении прав истца, которое подлежит судебной защите.

При таких обстоятельствах, оценив представленные доказательства, исходя из того, что право на жилище является конституционным правом, непосредственно действующим на территории Российской Федерации, и никто не может быть лишен жилища произвольно, многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в котором находится квартира, принадлежащая истцу, признан непригодным для проживания и подлежащим сносу, включен в программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, состояние его конструкций угрожает жизни и здоровью граждан по причине аварийного состояния, вопрос о предоставлении жилого помещения истцу в порядке ст. 89 ЖК РФ, не разрешен до настоящего времени, суд приходит к выводу о том, что истец подлежит обеспечению равнозначным жилым помещением взамен изымаемого, в связи с чем исковые требования Трапезникова В.И. подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Трапезникова В.И. удовлетворить.

Обязать администрацию города Кузнецка Пензенской области (ИНН 5803001681) предоставить Трапезникову В.И. (СНИЛС ) взамен изымаемого жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, равнозначное благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 37,3 кв.м., находящееся в черте города Кузнецка Пензенской области, отвечающее санитарно-техническим нормам, в собственность.

Прекратить право собственности Трапезникова В.И. на жилое помещение – квартиру с кадастровым , расположенную по адресу: <адрес>, после предоставления жилого помещения взамен изымаемого.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Кузнецкий районный суд Пензенской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме – 12.07.2024.

Судья:

2-767/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Трапезников Валерий Игоревич
Ответчики
Администрация города Кузнецка Пензенской области
Другие
Трапезников Алексей Валерьевич
Зубарева Галина Ивановна
Суд
Кузнецкий районный суд Пензенской области
Судья
Афанасьева Н.В.
Дело на сайте суда
kuznetsky.pnz.sudrf.ru
21.05.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.05.2024Передача материалов судье
24.05.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.06.2024Подготовка дела (собеседование)
06.06.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.07.2024Судебное заседание
12.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.09.2024Дело оформлено
25.09.2024Дело передано в архив
09.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее