Дело № 12-511/2022
УИД 25RS0010-01-2022-004245-79
РЕШЕНИЕ
25 августа 2022 года г. Находка Приморского края
ул. Школьная, 22
Судья Находкинского городского суда Приморского края Фёдорова О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО «Дальинвест» Шер А.Г. на постановление административной комиссии Находкинского городского округа от 14.06.2022 года № 311 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.21 Закона Приморского края от 05.03.2007 года № 44-КЗ «Об административных правонарушениях в Приморском крае», в отношении ООО «Дальинвест»,
установил:
постановлением административной комиссии Находкинского городского округа от 14.06.2022 № 311 ООО «Дальинвест» привлечено к административной ответственности по ст. 7.21 Закона Приморского края от 05.03.2007 года № 44-КЗ «Об административных правонарушениях в Приморском крае» с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 80 000 рублей.
Генеральным директором ООО «Дальинвест» подана жалоба, в которой ставится вопрос об отмене постановления в связи допущенными нарушениями при проведении проверочных мероприятий без уведомления юридического лица. Также указано, что на земельном участке в настоящее время ведется строительство, поэтому имеющиеся строительные материалы мусором не являются. Просил постановление административной комиссии от 14.06.2022 № 311 в отношении ООО «Дальинвест» отменить, производство по делу прекратить. При отсутствии оснований для прекращения дела заменить назначенное наказание на предупреждение или признать совершенное правонарушение малозначительным.
Представитель административного органа – председатель административной комиссии Находкинского городского округа ФИО1 в судебном заседании просил в удовлетворении жалобы отказать. Пояснил, что по результатам мониторинга территории на предмет выявления собственников заброшенных зданий и территорий, выявлены нарушения при содержании земельного участка, в связи с чем владелец привлечен к административной ответственности. Против изменения наказания на предупреждение не возражал.
Судья, выслушав участников судебного заседания, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.
На основании ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.
Административным правонарушением, предусмотренным ст. 7.21 Закона Приморского края от 05.03.2007 года № 44-КЗ «Об административных правонарушениях в Приморском крае», признаётся нарушение иных норм и правил в сфере благоустройства, установленных муниципальными нормативными правовыми актами, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Согласно материалам дела главным специалистом 1 разряда отдела экологии и природопользования администрации Находкинского городского округа по результатам обследования выявлен факт ненадлежащего содержания земельного участка, расположенного в водоохраной зоне, примерно в 230 метрах по направлению на юго-запад от <.........> <.........> <.........>, о чем составлен акт от 13.05.2022.
02.06.2022 в отношении ООО «Дальинвест» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.21 Закона Приморского края «Об административных правонарушениях в Приморском крае».
14.06.2022 административной комиссией Находкинского городского округа вынесено постановление № 311, согласно которого ООО «Дальинвест» привлечено к административной ответственности, за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 7.21 Закона Приморского края «Об административных правонарушениях в Приморском крае».
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее по тексту – постановление № 336) установлены особенности осуществления муниципального контроля, к организации и осуществлению которого применяются положения Федерального закона от 31 июля 2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон № 248-ФЗ) и Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее по тексту – Федеральный закон № 294-ФЗ), а также за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.
Согласно ст. 2 Федерального закона № 294-ФЗ муниципальный контроль - деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения, а также на организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности (вида муниципального контроля) устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами;
Мероприятие по контролю - действия должностного лица или должностных лиц органа государственного контроля (надзора) либо органа муниципального контроля и привлекаемых в случае необходимости в установленном настоящим Федеральным законом порядке к проведению проверок экспертов, экспертных организаций по рассмотрению документов юридического лица, индивидуального предпринимателя и иной информации об их деятельности, по осмотру и обследованию используемых указанными лицами при осуществлении деятельности производственных объектов и перевозимых указанными лицами грузов, по отбору образцов продукции, объектов окружающей среды, объектов производственной среды, по проведению их исследований, испытаний, плановых (рейдовых) осмотров, обследований особо охраняемых природных территорий, лесных участков, охотничьих угодий, земельных участков, акваторий водоемов, районов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, транспортных средств (судов и иных плавучих средств, находящихся на внутренних водных путях и в акваториях портов, во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне Российской Федерации, автомобильного и городского наземного электрического транспорта, самоходных машин и других видов техники, подвижного состава железнодорожного транспорта, воздушных судов) в процессе их эксплуатации, а также по проведению экспертиз и расследований, направленных на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами, с фактами причинения вреда.
Виды контрольно-надзорных мероприятий и основания для их проведения определены статьями 56, 57 Федерального закона № 248-ФЗ. При этом, Федеральным законом № 294-ФЗ определены виды и основания проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, а также порядок проведения плановых и внеплановых проверок.
Согласно п. 1 постановления № 336, в 2022 году не проводятся плановые (надзорные) мероприятия, плановые проверки при осуществлении муниципального контроля. Пунктом 3 постановления № 336 определены случаи проведения внеплановых проверок.
На основании пункта 10 постановления № 336 допускается проведение контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, профилактических мероприятий, включая, включая объявление предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований в установленных случаях.
В соответствии с п. 9 постановления № 336, в случае выявления признаков административного правонарушения, состав которого включает в себя нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых отнесена к предмету видов контроля, к организации и осуществлению которых применяются положения Федерального закона № 248-ФЗ, должностные лица контрольного (надзорного) органа вправе принять меры по привлечению виновных лиц к административной ответственности только на основании результатов проведения контрольного (надзорного) мероприятия с взаимодействием с контролируемым лицом.
Согласно ст. 56 Федерального закона № 248-ФЗ взаимодействие с контролируемым лицом осуществляется при проведении следующих контрольных (надзорных) мероприятий: контрольная закупка; мониторинговая закупка; выборочный контроль; инспекционный визит; рейдовый осмотр; документарная проверка; выездная проверка.
Указанное положение распространяется на выявление признаков любых нарушений обязательных требований, в отношении которых при подтверждении достоверности и достаточности сведений контрольный (надзорный) орган вправе выдать предписание или принять меры по привлечению к административной ответственности.
В соответствии с письмом Министерства экономического развития Российской Федерации от 24.03.2022 № Д24и-8436 «О разъяснении особенностей организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в 2022 году» оценка достаточности данных для решения вопроса о привлечении к административной ответственности может быть осуществлена только по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия, в ходе которого допускается взаимодействие с контролируемым лицом. Таким образом, возбуждение должностными лицами контрольных (надзорных) органов дел об административных правонарушениях без проведения соответствующих мероприятий не допускается.
Согласно материалам дела об административном правонарушении 13.05.2022 главным специалистом 1 разряда отдела экологии и природопользования администрации Находкинского городского округа без взаимодействия с юридическим лицом проведено обследование земельного участка, расположенного примерно в 230 метрах по направлению на юго-запад от <.........>. По результатам осмотра составлен акт осмотра.
При этом, контрольное (надзорное) мероприятие, в ходе которого допускается взаимодействие с контролируемым лицом, по результатам которого в 2022 г. возможно рассмотрение вопроса о привлечении юридического лица к административной ответственности не проводилось.
Положениями статьи 26.2 КоАП РФ предусмотрено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Частью 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
На основании изложенного, акт осмотра от 13.05.2022, которым зафиксирован факт ненадлежащего содержания земельного участка не является допустимым доказательством, совершения ООО «Дальинвест» административного правонарушения при рассмотрении вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении и вынесении постановления. При этом иные доказательства совершения юридическим лицом административного правонарушения в материалах дела отсутствуют.
Указанные нарушения требований КоАП РФ являются существенными. Учитывая положения пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ, названные нарушения не могут быть восполнены при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении.
Следовательно, при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При указанных обстоятельствах, поскольку при рассмотрении данного дела административной комиссией Находкинского городского округа были допущены существенные процессуальные нарушения, не позволившие выполнить требования, предусмотренные статьями 26.11, 24.1 КоАП РФ, предусматривающие всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела, оспариваемое постановление подлежит отмене, а производство по делу прекращению, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Руководствуясь ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление административной комиссии Находкинского городского округа от 14.06.2022 года № 311 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.21 Закона Приморского края от 05.03.2007 года № 44-КЗ «Об административных правонарушениях в Приморском крае», в отношении ООО «Дальинвест» отменить, производство по делу прекратить.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Находкинский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья О.А. Фёдорова