Дело №2-3472/15
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 октября 2015 года Дмитровский городской суд Московской области в составе судьи Нагдасёва М.Г. при секретаре судебного заседания Ларионовой Г.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Елизарова Б.С. к Инспекции ФНС России по г.Дмитров Московской области о признании решения незаконным, обязании восстановить запись о регистрации юридического лица,
У С Т А Н О В И Л :
Административный истец обратился в суд с иском к Инспекции ФНС России по г.Дмитров Московской области, с учётом уточнения требований, просит о признании незаконными решения Инспекции ФНС России по г.Дмитров Московской области № от ДД.ММ.ГГГГ о предстоящем исключении Гаражно-строительного кооператива «Фрезер» и от ДД.ММ.ГГГГ об исключении Гаражно-строительного кооператива «Фрезер» из Единого государственного реестра юридических лиц как фактически прекратившего деятельность, обязании восстановить в Едином государственном реестре юридических лиц запись о действующем юридическом лице Гаражно-строительном кооперативе «Фрезер» (ИНН № ОГРН №). В обоснование иска ссылается на то, что является членом ГСК «Фрезер»; ДД.ММ.ГГГГ ответчиком вынесено решение о предстоящем исключении Гаражно-строительного кооператива «Фрезер», ДД.ММ.ГГГГ – об исключении ГСК «Фрезер» из Единого государственного реестра юридических лиц как фактически прекратившего деятельность; основанием для исключения явилось отсутствие в течение двенадцати месяцев движения по банковским счетам и непредставление в течение указанного периода бухгалтерской отчётности, однако данные обстоятельства не свидетельствуют о фактическом прекращении деятельности кооператива, поскольку он является некоммерческой организацией, не имеющей извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, его деятельность направлена на содействие его членам в решении общих социально-хозяйственных задач на территории кооператива, основным источником формирования имущества кооператива являются поступления от его членов, в связи с чем данные решения истец считает незаконными, вынесенными в нарушение п.2 ст.21.1 Федерального закона №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и нарушающими его права, поскольку ГСК «Фрезер» свою уставную деятельность фактически не прекращал.
В судебном заседании представитель административного истца требования поддержал, а также пояснил, что из положений Федерального закона №129-ФЗ от 08 августа 2001 года не следует, что наличие совокупности признаков недействующего юридического лица императивно влечет исключение отвечающего им юридического лица из ЕГРЮЛ, нормы ст. 21.1 данного закона направлены на исключение из реестра юридических лиц, фактически прекративших свою деятельность, ответчиком же в нарушениест.56 ГПК РФ доказательств прекращения деятельности ГСК «Фрезер» не представлены; обязанность по сдаче отчетности некоммерческих организаций возникла в 2013 году и на момент принятия ответчиком решения об исключении ГСК «Фрезер», такой обязанности у кооператива не было; в публикации не содержится сведений о том, куда заинтересованные лица и кредиторы должны направлять соответствующую информацию об оспаривании решения налогового органа; опубликование решения о прекращении деятельности ГСК «Фрезер» произведено с нарушением Федерального закона №129-ФЗ от 08 августа 2001 года; решение не было доведено до руководства кооператива и каких-либо действий для оповещения руководства ответчиком предприняты не были; ГСК «Фрезер» действительно не осуществлял операций хотя бы по одному банковскому счету, так как не имел банковских счетов, и в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представлял документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, однако наличие этих условий само по себе не является безусловным основанием для принятия указанного решения, они должны оцениваться в совокупности, с учётом особенностей правового положения юридического лица и фактических обстоятельств; установленный п.8 ст.22 Федерального закона №129-ФЗ от 08 августа 2001 года срок обжалования исключения юридического лица из ЕГРЮЛ, истцом не пропущен, поскольку об исключении ГСК «Фрезер» из ЕГРЮЛ он узнал при получении выписки в отношении данной организации, датированной 03 марта 2015 года.
Представитель административного ответчика – Инспекции ФНС России по г.Дмитров Московской области в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, в котором в удовлетворении иска возражал, ссылаясь на то, что на основании п.1,2 ст. 21.1 Федерального закона №129-ФЗ от 08 августа 2001 года Инспекцией ФНС России по г.Дмитров Московской области вынесено решение о предстоящем исключении юридического лица ГСК «Фрезер» из единого государственного реестра юридических лиц; информация о принятии решения опубликована в «Вестнике государственной регистрации» части 2 №39(397) от 03 октября 2012 года; обязанности каким-либо иным способом информировать заинтересованных лиц о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ на ФНС не возложено; заявления, указанные в п. 3 ст. 21.1 Федерального закона №129-ФЗ от 08 августа 2001 года в налоговый орган ГСК «Фрезер» не направлялись; ГСК «Фрезер», проявляя должную осмотрительность, достоверно зная о том, что оно на протяжении двенадцати месяцев подряд не осуществляет операции по банковскому счёту и не представляет налоговые декларации, имело возможность отслеживать такую информацию о себе как на официальных сайтах ФНС и журнала «Вестник государственной регистрации», так и путём обращения к соответствующим сведениям в ЕГРЮЛ; ответчиком заявлено о пропуске установленного п.8 ст.22 Федерального закона №129-ФЗ от 08 августа 2001 года срока обжалования исключения юридического лица из ЕГРЮЛ.
Суд, выслушав представителя административного истца, исследовав представленные доказательства, находит административный иск подлежащим удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что Гаражно-строительный кооператив «Фрезер» зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ Исполкомом Дмитровского горсовета Московской области, о чем в реестре имеется запись №, место нахождения юридического лица: <адрес>», ИНН №, ОГРН № (л.д.68-69).
Административный истец Елизаров Б.С. является членом Гаражно-строительного кооператива «Фрезер», ему на праве собственности принадлежит земельный участок и расположенный на нём гараж, по адресу: <адрес> (л.д.80-87).
ДД.ММ.ГГГГ Инспекцией Федеральной налоговой службы по г.Дмитрову Московской области принято решение № о предстоящем исключении ГСК «Фрезер» в соответствии с п.2 ст.21.1 Федерального закона от 08 августа 2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» на основании справок № и № от ДД.ММ.ГГГГ о непредставлении гаражно-строительным кооперативом «Фрезер» в течение двенадцати месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и отсутствии открытых банковских счетах (л.д.70-72).
Сведения о принятии решения № от ДД.ММ.ГГГГ о предстоящем исключении ГСК «Фрезер» опубликованы в «Вестнике государственной регистрации» часть 2 №39(397) от 03 октября 2012 (л.д.77).
ДД.ММ.ГГГГ Инспекцией Федеральной налоговой службы по г.Дмитрову Московской области принято решение об исключении ГСК «Фрезер» из Единого государственного реестра юридических лиц как фактически прекратившего деятельность, поскольку каких-либо заявлений от юридического лица, кредитора либо иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением ГСК «Фрезер» из единого государственного реестра юридических лиц в адрес ответчика не поступило (л.д.66-69).
Административный истец, заявляя настоящие требования, ссылается на то, что данными решениями были нарушены его права, как члена кооператива, поскольку деятельность ГСК «Фрезер» фактически не прекращена, а наличие совокупности признаков недействующего юридического лица императивно не влечет исключение отвечающего им юридического лица из ЕГРЮЛ, также решение о предстоящем исключении кооператива опубликовано с нарушением требований, установленных Федеральным законом №129-ФЗ от 08 августа 2001 года.
Согласно ст. 21.1 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом (пункт 1); ппри наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - решение о предстоящем исключении) (пункт 2); решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления (пункт 3); заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке (пункт 4).
В соответствии с п.1, 5 Приказа ФНС России от 16 июня 2006 года № САЭ-3-09/355@ «Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации» сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ и предназначенные для публикации, а также иные сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации, публикуются в журнале "Вестник государственной регистрации"; сведения о принятых решениях о предстоящем исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ в журнал «Вестник государственной регистрации» представляют налоговые органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц (регистрирующие органы).
Согласно п. 3.1 Методических рекомендаций по организации работы регистрирующих (налоговых) органов по реализации положений Федерального закона от 02 июля 2005 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и в статью 49 ГК РФ» (письмо ФНС РФ от 09 августа 2005 года № ЧД-6-09/668@ в редакции от 24 сентября 2007 года) регистрирующий (налоговый) орган не позднее дня, следующего за днем принятия Решения, направляет сведения об указанном Решении в печатный орган, публикующий сведения о государственной регистрации юридических лиц - журнал «Вестник государственной регистрации». Перечень направляемых для публикации сведений приведен в приложении №3 к настоящим Методическим рекомендациям. Для соблюдения трехдневного срока публикации Решений регистрирующий (налоговый) орган не позднее 12 часов пятницы направляет сведения о Решении в редакцию журнала «Вестник государственной регистрации». Указанные сведения публикуются в номере журнала «Вестник государственной регистрации», выходящем в среду следующей недели.
В данном случае судом установлено, что размещённые Инспекцией ФНС по г.Дмитрову по Московской области сведения о принятии решения № от ДД.ММ.ГГГГ о предстоящем исключении ГСК «Фрезер», опубликованные в «Вестнике государственной регистрации» часть 2 №39(397) от 03 октября 2012 года, не соответствуют требованиям, установленным п.3 ст.21.1 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», поскольку не содержат информацию о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
Таким образом, административным ответчиком нарушены требования закона при размещении вышеуказанных сведений, что повлекло за собой нарушение прав и законных интересов административного истца.
Суд принимает во внимание, что положения статьи 21.1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08 августа 2001 года №129-ФЗ, предоставляющие право регистрирующему органу, которым в соответствии с Постановлением Правительства России от 30 сентября 2004 года № 506 является соответствующее региональное подразделение Федеральной налоговый службы России, исключить недействующее юридическое лицо из Единого государственного реестра юридических лиц, не предполагают сами по себе такое исключение по одним лишь формальным признакам, имеющиеся в распоряжении налогового органа документы должны безусловно подтверждать прекращение деятельности юридическим лицом.
Суд также учитывает, что отсутствие открытых счетов в банках у ГСК, как некоммерческой организации, не является достаточным основанием для безусловного вывода о наличии одного из признаков недействующего юридического лица, так как из Устава ГСК следует, что кооператив является некоммерческой организацией, созданной для удовлетворения потребностей граждан - членов кооператива в строительстве и/или приобретении гаражей за счет собственных средств и не ставит своей целью извлечение прибыли.
В силу пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ "О некоммерческих организациях" открытие счета в банке не является для некоммерческой организации обязательным, в связи с чем исключение гаражного кооператива из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа не может быть произведено лишь по наличию формальных признаков, включая отсутствие банковских операций по расчетному счету.
Из материалов дела следует, что в момент принятия налоговым органом решения об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ и до настоящего времени ГСК фактически осуществлял и осуществляет свою деятельность в качестве юридического лица. В подтверждение данному обстоятельству в материалы дела представлены документами по энергоснабжению, заключенные ГСК «Фрезер» с поставщиком электроэнергии, а также документы об отводе кооперативу земельного участка.
При указанных обстоятельствах, у административного ответчика отсутствовали предусмотренные пунктом 1 статьи 21.1 Федерального закона от 08 августа 2001 года №129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" достаточные основания для оформления справок о непредставлении документов отчетности и об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.
Суд также учитывает, что административный ответчик, с учётом принятия решения в отношении некоммерческой организации, не лишён был возможности в установленном законом порядке провести проверку деятельности ГСК «Фрезер», однако своим правом не воспользовался.
В части доводов представителя административного ответчика о пропуске административным истцом срока обращения в суд, то они в качестве основания для удовлетворения иска не принимаются, так как каких-либо доказательств наличия у административного истца информации об оспариваемом решении до указанного им срока в суд не представлено и судом не установлено, с учётом нарушения административным ответчиком порядка опубликования вышеуказанных сведений.
При таких обстоятельствах, суд находит заявленные требования обоснованными, в связи с чем следует признать незаконными решения Инспекции ФНС России по г.Дмитров Московской области № от ДД.ММ.ГГГГ о предстоящем исключении Гаражно-строительного кооператива «Фрезер» и от ДД.ММ.ГГГГ об исключении Гаражно-строительного кооператива «Фрезер» из Единого государственного реестра юридических лиц как фактически прекратившего деятельность, а также обязать Инспекцию ФНС России по г.Дмитров Московской области восстановить в Едином государственном реестре юридических лиц запись о действующем юридическом лице Гаражно-строительном кооперативе «Фрезер» (ИНН № ОГРН №).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.8,12 ГК РФ, ст.21.1 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», ст.ст.59,62,175-180 КАС РФ,
Р Е Ш И Л :
Иск Елизарова Б.С. – удовлетворить.
Признать незаконными решения Инспекции ФНС России по г.Дмитров Московской области № от ДД.ММ.ГГГГ о предстоящем исключении Гаражно-строительного кооператива «Фрезер» и от ДД.ММ.ГГГГ об исключении Гаражно-строительного кооператива «Фрезер» из Единого государственного реестра юридических лиц как фактически прекратившего деятельность.
Обязать Инспекцию ФНС России по г.Дмитров Московской области восстановить в Едином государственном реестре юридических лиц запись о действующем юридическом лице Гаражно-строительном кооперативе «Фрезер» (ИНН №, ОГРН №).
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Дмитровский городской суд в течение месяца.
Судья
Дмитровского городского суда М.Г. Нагдасёв