дело № 2-4035/2023 дело № 33-12243/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«6» декабря 2023 года судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего: Станковой Е.А.,
судей: Марчукова А.В., Колгановой В.М.,
при секретаре: Якуниной А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кожевникова А. С. к комитету жилищной и социальной политики администрации Волгограда об оспаривании решения об отказе в предоставлении мер социальной поддержки, возложении обязанности по предоставлению субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,
по апелляционной жалобе комитета жилищной и социальной политики администрации г. Волгограда (в лице представителя по доверенности Романовой Е. Е.)
на решение Центрального районного суда г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ, которым:
вышеуказанные исковые требования Кожевникова А. С. были удовлетворены частично;
признано незаконным решение комитета жилищной и социальной политики администрации Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Кожевникову А. С. в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;
на комитет жилищной и социальной политики администрации г. Волгограда возложена обязанность в течение 1 месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу рассмотреть вопрос о предоставлении Кожевникову А. С. субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, исходя из наличия или отсутствия уважительных причин образования задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Марчукова А.В., выслушав представителя комитета жилищной и социальной политики администрации г. Волгограда по доверенности Плаксунову К.С., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Кожевников А.С. обратился с иском к комитету жилищной и социальной политики администрации г. Волгограда об оспаривании решения об отказе в предоставлении мер социальной поддержки, возложении обязанности по предоставлению субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В обоснование заявленных требований истец указал, что на основании договора социального найма является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ через МФЦ истец обратился в адрес ответчика с заявлением о назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В письме комитета жилищной и социальной политики администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № <...> истцу было сообщено об отказе в назначении субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг в связи с наличием у него задолженности по оплате.
Истец утверждал, что отказ ответчика является незаконным, поскольку в ДД.ММ.ГГГГ г. он обращался в адрес ООО «УК <адрес>», ПАО «Волгоградэнергосбыт», комитет жилищной и социальной политики администрации <адрес> с заявлением о предоставлении рассрочки, указав, что ввиду тяжелого материального положения, пенсии в размере <.......>, а также удержании денежных средств в счет уплаты задолженности по подложным договорам займа, что подтверждается справкой по уголовному делу, не имеет возможности своевременно вносить плату за жилищно-коммунальные услуги.
На основании изложенного, истец просил признать незаконным решение комитета жилищной и социальной политики администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, возложить на ответчика обязанность по назначению субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе комитет жилищной и социальной политики администрации <адрес> (в лице представителя по доверенности Романовой Е.Е.) оспаривает законность и обоснованность решения суда и просит его отменить, как постановленное с нарушением норм материального права и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Утверждает, что в рамках рассмотрения заявления истца было принято законное решение в связи с наличием сведений о задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, что также подтверждается вступившим в законную силу судебным актом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическим обстоятельствами дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 159 ЖК РФ, субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам ч. 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
Из ч. 2 ст.159 ЖК РФ следует, что право на субсидии имеют граждане - пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, члены жилищных кооперативов, собственники жилых помещений.
Субсидии не предоставляются гражданам при наличии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем три последних года. Информацию о наличии у граждан такой задолженности орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченное им учреждение получает из системы (ч. 5 ст. 159 ЖК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» утверждены Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В соответствии с п. 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. № 761, субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
Согласно Перечню видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утвержденному постановлением Правительства РФ от 20 августа 2003 г. № 512 (п.п. «е» п. 1), при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе доходы от реализации транспортных средств.
Из п. 32 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. № 761 следует, что совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина для предоставления субсидии определяется за 6 календарных месяцев. Отсчет указанного 6-месячного периода начинается за 6 месяцев до месяца подачи заявления о предоставлении субсидии.
Постановлением администрации г. Волгограда от 8 сентября 2015 г. № 1284 был утвержден административный регламент предоставления государственной услуги «Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам, проживающим на территории г. Волгограда, в соответствии с которым, комитету жилищной и социальной политики администрации г. Волгограда поручено осуществление предоставления указанной государственной услуги в соответствии с Регламентом.
Согласно п. 1.2. указанного Регламента, заявителями на получение государственной услуги являются граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане (если это предусмотрено международными договорами Российской Федерации), чьи расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, либо их уполномоченные представители. При этом для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
Право на получение субсидии имеют: пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде, наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде, члены жилищных и жилищно-строительных кооперативов, собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома).
С 1 января 2022 г. субсидии не предоставляются гражданам при наличии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем за три последних года.
Согласно п. 47 постановления Пленума от 27 июня 2017 г. № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, по общему правилу, предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению (ч. 5 ст. 159 ЖК РФ).
В связи с этим суду при разрешении споров, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, необходимо выяснять причины образования этой задолженности, период ее образования, а также какие меры предприняты гражданином по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и (или) заключены ли соглашения о порядке погашения этой задолженности. Эти обстоятельства должны быть отражены в судебном решении.
При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (невыплата заработной платы в срок, тяжелое материальное положение нанимателя (собственника) и дееспособных членов его семьи в связи с утратой ими работы и невозможностью трудоустройства, несмотря на предпринимаемые ими меры; болезнь, нахождение на стационарном лечении нанимателя (собственника) и (или) членов его семьи; наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей и др.) в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.
По смыслу положений ст. 159 ЖК РФ, Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», постановления администрации г. Волгограда от 8 сентября 2015 г. № 1284 «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги «Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам, проживающим на территории Волгограда», разъяснений, содержащихся в п. 47 постановления Пленума от 27 июня 2017 г. № 22, само по себе наличие у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не может служить безусловным основанием для приостановления предоставления мер социальной поддержки или для отказа в их предоставлении.
Принятию решения уполномоченным органом по вопросу предоставления гражданину субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг должно предшествовать установление причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг уполномоченным органом не может быть отказано в предоставлении мер социальной поддержки гражданину.
В случае возникновения спора между гражданином и уполномоченным органом по вопросам предоставления субсидии, ее размера, об отказе в предоставлении, о приостановлении, возобновлении или прекращении предоставления субсидии, уполномоченный орган обязан представить доказательства, свидетельствующие о правомерности его действий по отношению к гражданину при реализации им права на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Как следует из материалов дела, на основании договора социального найма, Кожевников А.С. является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ через МФЦ истец обратился в адрес ответчика с заявлением о назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В рамках поданного истцом заявления, решением комитета жилищной и социальной политики администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Кожевникову А.С. было отказано в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с п. 2.12 административного регламента предоставления государственной услуги «Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам, проживающим на территории Волгограда», утвержденного постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № <...> (в связи с наличием задолженности по оплате коммунальных услуг).
Судебным приказом мирового судьи судебного участка № <...> Ворошиловского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ с Кожевникова А.С. была взыскана задолженность по оплате за пользование (наем) жилого помещения за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <.......>.
ДД.ММ.ГГГГ Кожевниковым А.С. были поданы возражения относительно исполнения о судебного приказа мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно представленной в материалы дела справке по уголовному делу № <...>, указанное уголовное дело было возбуждено ДД.ММ.ГГГГ по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 159 УК РФ. Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ неизвестное лицо, находясь в неустановленном месте, действуя от имени Кожевникова А.С., путем обмана, завладело денежными средствами в сумме <.......>, принадлежащих Кожевникову А.С.; ДД.ММ.ГГГГ неизвестное лицо, находясь в неустановленном месте, действуя от имени Кожевникова А.С., путем обмана, завладело денежными средствами в сумме <.......> рублей, принадлежащих Кожевникову А.С., тем самым причинив последнему значительный материальный ущерб.
В ДД.ММ.ГГГГ г. истец обращался в адрес ООО «УК <адрес>», ПАО «Волгоградэнергосбыт», комитет жилищной и социальной политики администрации <адрес> с заявлением о предоставлении рассрочки, указав, что ввиду тяжелого материального положения, пенсии в размере <.......> а также удержании денежных средств в счет уплаты задолженности по подложным договорам займа, что подтверждается справкой по уголовному делу, не имеет возможности своевременно вносить плату за жилищно-коммунальные услуги.
ДД.ММ.ГГГГ Кожевников А.С. обратился в адрес ООО «УК <адрес>» и ПАО «Волгоградэнергосбыт» с заявлением о заключении соглашения о рассрочке уплаты образовавшейся задолженности.
Однако истцу в заключении соглашения о рассрочке было отказано, с указанием на неприемлемость предложенных условий.
На данные обстоятельства истец ссылался при обращении в суд с настоящим исковым заявлением и при рассмотрении дела в суде первой инстанции.
Как указано в п. 5 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № <...> (2023), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ, принятию решения уполномоченного органа об отказе в предоставлении гражданину субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг должно предшествовать установление причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Как указано ранее, в силу п. 47 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2017 г. № 22, при разрешении споров, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, суду необходимо выяснять причины образования этой задолженности, период ее образования, а также какие меры предприняты гражданином по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и (или) заключены ли соглашения о порядке погашения этой задолженности.
При наличии уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, несмотря на предпринимаемые ими меры, в предоставлении мер социальной поддержки не может быть отказано.
Таким образом, действующее правовое регулирование отношений по предоставлению гражданам компенсации на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, определяющее механизм реализации гражданами права на получение такой выплаты, не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом, который обязан проверить все предусмотренные нормативными положениями условия, необходимые для принятия решения о предоставлении компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в частности, до принятия такого решения проверить поступившую к нему информацию о наличии задолженности, установить, соответствует ли информация о наличии у гражданина задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг действительному положению дел, и, если такая задолженность имеет место, установить причины ее возникновения.
Принятие решения уполномоченным органом об отказе в предоставлении гражданину такой меры социальной поддержки как компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, допускается только в случае, если уполномоченным органом будет выяснено, что отсутствуют уважительные причины образования задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или имеет место невыполнение гражданином условий соглашения по погашению этой задолженности. При возникновении спора между получателем компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и уполномоченным органом по вопросу о наличии у получателя этой меры социальной поддержки задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и причинах ее возникновения правомерность действий по отказу в предоставлении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг получателю этой меры социальной поддержки должен доказать уполномоченный орган.
При наличии уважительных причин образования (непогашения) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг уполномоченный орган не вправе отказать гражданину в предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Удовлетворяя частично заявленные истцом требования, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что при решении вопроса о назначении Кожевникову А.С. субсидии по его заявлению от ДД.ММ.ГГГГ комитет жилищной и социальной политики администрации <адрес> не учел требования ст. 159 ЖК РФ и Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № <...> и не рассмотрел вопрос о наличии уважительных причин образования у истца задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, влияющих на назначение ежемесячной денежной выплаты (субсидии) на компенсацию части расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг.
Как установлено судом, задолженность у истца образовалась вследствие удержания у него значительной части пенсии в счет погашения взысканной по решению суда задолженности. При этом, с учетом фактически оставшейся у него части пенсии, истец предпринимал необходимые меры по погашению образовавшейся задолженности.
Кроме того, хищение у истца значительной суммы денежных средств, свидетельствует об отсутствии у него реальной возможности по оплате коммунальных платежей в полном объеме.
Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии у истца уважительных причин возникновения задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также о его тяжелом материальном положении.
В этой связи, суд обоснованно признал незаконным решение комитета жилищной и социальной политики администрации г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Кожевникову А.С. в предоставлении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, возложив на ответчика обязанность в течение 1 месяца со дня вступления решения в законную силу рассмотреть вопрос о предоставлении истцу субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, исходя из наличия или отсутствия уважительных причин образования задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, так как сами причины образования у истца задолженности, ответчиком не устанавливались.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.
Доводы апелляционной жалобы о законности решения об отказе в предоставлении истцу субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, со ссылкой на наличие сведений о задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, являются несостоятельными и основанными на неверном токовании норм материального права.
Как правильно установил суд первой инстанции, отказ в предоставлении мер социальной поддержки обусловлен только наличием у истца задолженности по оплате.
Однако причины образования такой задолженности, ответчиком не устанавливались, что свидетельствует о формальном подходе при рассмотрении заявления истца.
Иных доводов, свидетельствующих о незаконности оспариваемого решения, в апелляционной жалобе не указано.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску Кожевникова А. С. к комитету жилищной и социальной политики администрации Волгограда об оспаривании решения об отказе в предоставлении мер социальной поддержки, возложении обязанности по предоставлению субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг оставить без изменения, апелляционную жалобу комитета жилищной и социальной политики администрации г. Волгограда (в лице представителя по доверенности Романовой Е. Е.) оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: