Решение по делу № 12-233/2021 от 18.10.2021

УИД: 68RS0002-01-2021-003000-43

Дело № 12-233/2021

РЕШЕНИЕ

28 октября 2021 года                                   г. Тамбов

Судья Советского районного суда г. Тамбова Морозов А.В.

рассмотрев жалобу ООО «СТИНЭК» на постановление от 31 августа 2021 года государственного инспектора, специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Тамбовской области Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении предусмотренном частью 9 стать 8.2 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением от 31 августа 2021 года государственного инспектора, специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Тамбовской области Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора о назначении административного наказания ООО «СТИНЭК» было привлечено к административной ответственности предусмотренной частью 9 статьи 8.2 КоАП РФ и на него было наложено наказание в виде административного штрафа в размере 275000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением ООО «СТИНЭК» обратилось в суд с жалобой, в которой просили его отменить, производство по делу прекратить, в связи с тем, что деятельность ООО «СТИНЭК» не связана со сбором, накоплением, транспортировкой, обработкой, утилизацией, обезвреживанием и размещением отходов, а потому в действиях ООО «СТИНЭК» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 8.2 КоАП РФ.

Представитель ООО «СТИНЭК»в судебное заседание не явился, о месте и времени его рассмотрения извещены надлежаще, причина неявки не известна.

Представитель Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора в судебное заседание не явился, в суд поступило ходатайство об отложении дела в связи с нахождением должностного лица, вынесшего постановление в очередном оплачиваемом отпуске с 25.10.2021 по 29.10.2021. Определением судьи от 28.10.2021 в удовлетворении ходатайства было отказано.

Изучив письменные материалы дела, судья приходит к следующему выводу.

Как следует из материалов дела, в отношения ООО «СТИНЭК» государственным инспектором, специалистом-экспертом отдела государственного экологического надзора по Тамбовской области Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора 26 августа 2021 года был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 9 статьи 8.2 КоАП РФ, согласно которому в ходе проверки было установлено, что ООО «СТИНЭК» не осуществлено отнесение отходов, образующихся в процессе деятельности, к соответствующему классу опасности, также не составлены паспорта отходов, что является нарушением пунктов 1 и 3 статьи 14 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

За данное правонарушение Комарова постановлением государственного инспектора, специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Тамбовской области Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора от 31 августа 2021 года была привлечена к административной ответственности предусмотренной частью 9 статьи 8.2 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.

Однако с данным выводом должностного лица Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора судья согласиться не может.

Согласно статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Установление виновности предполагает доказывание не только вины субъекты, но и его непосредственной причастности к совершению действий, то есть объективной стороны деяния (необходимо доказать, что именно данное лицо совершило административное правонарушение). Выяснение указанного вопроса имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения лица к административной ответственности.

В соответствии со статьями 26.2 и 26.11 КоАП РФ судья, в производстве которого находиться дело об административном правонарушении, устанавливает наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, на основании доказательств, оценка которых должна основываться на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом (ч.1 ст.1.6 КоАП РФ).

Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ изложенной в абз.2 п.4 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.).

В соответствии с требованиями части 2 статьи 28.2. КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

В протоколе об административном правонарушении от 26.08.2021 государственного инспектора, специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Тамбовской области Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора, не указано время и место совершения административного правонарушения ООО «СТИНЭК», имеется лишь указание на не осуществление отнесения отходов, образующихся в процессе деятельности и не составление паспорта отходов. Данные недостатки по мнению судьи являются существенными.

Должностным лицом Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора данные обстоятельства, при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении ООО «СТИНЭК» выявлены не были, кроме того, в нарушение требований пункта 4 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ о необходимости всестороннего полного и объективного исследования обстоятельств дела, в обжалуемом постановлении также не указаны время и место совершения административного правонарушения, то есть обстоятельства, установление которых обязательно при рассмотрении дела.

Кроме того частью 9 статьи 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение обязанности по отнесению отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I - IV классов опасности и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с п.13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» - при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.

Частью 4 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Отношения, связанные с обращением с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую, регулируются Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 89-ФЗ отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с указанным Федеральным законом; под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Положениями Федерального закона № 89-ФЗ установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.

Согласно статье 11 Федерального закона № 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, помимо прочего, соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.

В силу пункта 1 статьи 19 Федерального закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.

Исходя из положений указанных норм, обязанность по отнесению отходов производства и потребления I - V классов опасности к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения или составлению паспортов отходов I - IV классов опасности, возложена на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, эксплуатирующих предприятия, здания, строения, сооружения и иные объекты в связи с обращением с отходами, а также осуществляющих деятельность в области обращения с отходами (деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов).

Из приложенных к материалам дела документов не следует, что ООО «СТИНЭК» осуществляет деятельность в области обращения с отходами, в процессе деятельности образуются отходы и относится к числу субъектов, на которых Федеральным законом № 89-ФЗ возложены обязанности, неисполнение которых охватывается диспозицией части 9 статьи 8.2 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания (п.4 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ).

С учетом изложенного, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ судья приходит к выводу об отмене обжалуемого постановления от 31 августа 2021 года и возвращении дела должностному лицу Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях на новое рассмотрение, поскольку при рассмотрении дела было допущено существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных статьями Кодекса РФ об административных правонарушениях, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и срок привлечения к ответственности не истек.

При новом рассмотрении дела должностному лицу Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора следует учесть изложенное, установить все юридически значимые обстоятельства по делу, дать оценку всем доводам и в соответствии с требованиями законодательства принять по делу законное и обоснованное постановление.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья,

Р Е Ш И Л:

Постановление от 31 августа 2021 года государственного инспектора, специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Тамбовской области Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора о назначении административного наказания в отношении ООО «СТИНЭК» по делу об административном правонарушении предусмотренном частью 9 стать 8.2 КоАП РФ отменить и дело направить на новое рассмотрение должностному лицу Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора, уполномоченному рассматривать дела об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано Тамбовский областной суд через Советский районный суд г.Тамбова в течение 10 суток.

Судья          А.В. Морозов

12-233/2021

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с возвращением на новое рассмотрение
Ответчики
ООО "СТИНЭК"
Суд
Советский районный суд г. Тамбова Тамбовской области
Судья
Морозов А.В.
Статьи

8.2

Дело на странице суда
sud25.tmb.sudrf.ru
18.10.2021Материалы переданы в производство судье
28.10.2021Судебное заседание
28.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее