Дело № 2а-3507/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Березники 06 декабря 2018 года
Березниковский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Матлиной О.И.,
при секретаре судебного заседания Багаевой Л.О.,
с участием представителя административных ответчиков ФКУ Военный комиссариат ....., военный комиссариат ..... и ....., – Мельничук Л.С., действующей на основании доверенности от .....,
рассмотрев в открытом судебном заседании в ..... края административное дело по административному иску Проклова М.С. к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат .....», Военному комиссариату ..... и ....., призывной комиссии ..... и ..... об оспаривании действий (бездействий),
у с т а н о в и л:
Проклов М.С. обратился в суд с административным иском к Военному комиссариату ..... и ....., призывной комиссии ..... и ..... о признании незаконными действий в части не проведения диагностических исследований и не исполнения обязанности по запросу медицинских документов. Требования обоснованы тем, что Проклов М.С. состоит на воинском учете в военном комиссариате ..... и ...... ..... призывной комиссией по ..... и ..... Проклов М.С. был вызван для прохождения медицинского освидетельствования. Считает действия призывной комиссии незаконными, так как до проведения медицинской комиссии обязательные диагностические исследования проведены не были, медицинские документы запрошены не были, что является нарушением его (административного истца) прав, в связи с тем, что отсутствие диагностических исследований и медицинских документов может повлиять на результаты медицинской комиссии, определению верной категории годности.
На основании определения Березниковского городского суда в порядке подготовки административного дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено ФКУ «Военный комиссариат .....».
Административный истец Проклов М.С. в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель административных ответчиков ФКУ «Военный комиссариат .....», военного комиссариата ..... и ....., призывной комиссии ..... и ..... - Мельничук Л.С. в судебном заседании против удовлетворения иска возражала, представив письменные возражения.
Выслушав представителя административных ответчиков, исследовав материалы дела, обозрев личное дело призывника Проклова М.С., суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Судом установлено, что Проклов М.С. состоит на воинском учете в отделе военного комиссариата ..... и ..... с ......
..... Проклов М.С. в помещении военного комиссариата получил направления на лабораторные и диагностические исследования и на ..... Проклов М.С. был вызван в отдел военного комиссариата ..... и ..... для прохождения медицинского освидетельствования.
Положениями статьи 10 Федерального закона от ..... № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – ФЗ «О воинской обязанности и военной службе») установлено, что граждане обязаны состоять на воинском учете и явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место.
В соответствии с п. 4 ст. 26 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» порядок призыва граждан на военную службу определяется названным Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и другими нормативными правовыми актами.
Исходя из положений ч. 1 ст. 26 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
При призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности (п. 1 ст. 28 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).
На основании п. 5 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ..... №, призывники подлежат обязательному медицинскому освидетельствованию в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе.
Пунктом 13 Положения предусмотрено, что при призыве на военную службу организация обязательного медицинского освидетельствования призывника возлагается на призывную комиссию.
Согласно п. 14 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ..... №, до начала освидетельствования при призыве на военную службу граждане проходят в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения следующие обязательные диагностические исследования: флюорография (рентгенография) легких в 2 проекциях (если она не проводилась или если в медицинских документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних 6 месяцев) с обязательным представлением при освидетельствовании флюорограмм (рентгенограмм); общий (клинический) анализ крови; общий анализ мочи.
До начала освидетельствования при призыве на военную службу граждане проходят также следующие обязательные диагностические исследования: электрокардиография в покое; исследование крови на антитела к вирусу иммунодефицита человека, маркеры гепатита «В» и «С».
Пунктом 2 Приказа Министра обороны РФ №, Минздрава РФ № от ..... «Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан РФ к военной службе» предусмотрены следующие мероприятия: истребование из медицинских учреждений и других организаций медико-социальных сведений на призывников; проведение призывникам клинико-инструментальных исследований.
В соответствии с пунктом 4 указанного Приказа из медицинских учреждений истребуются медицинские карты амбулаторного больного, выписки из медицинских карт стационарного больного, рентгенограммы, протоколы специальных методов исследования и другие медицинские документы, характеризующие состояние здоровья призывников.
Ссылка административного истца на то, что выдача военным комиссариатом направлений для сдачи анализов является неотъемлемой частью медицинского освидетельствования, является несостоятельной, поскольку обязательные диагностические исследования, в том числе сдача анализов, при призыве на военную службу граждане проходят до начала освидетельствования.
Статьей 25 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» установлено, что призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.
Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии.
Как следует из материалов личного дела призывника Проклова М.С., последнему выдана повестка для явки в отдел военного комиссариата ..... и ..... ..... для прохождения медицинского освидетельствования.
При этом, согласно представленным административным ответчиком сведениям, должностными лицами отдела военного комиссариата ..... и ..... в установленный срок проведена работа по сбору сведений о гражданах, характеризующих состояние их здоровья, в том числе из психоневрологического, наркологического, противотуберкулезного, кожно-венерологического диспансеров, а также других медицинских организаций.
Доказательств тому, что вне сроков призыва административный истец был обязан явкой на медицинское освидетельствование, суду не представлено.
В соответствии с п. 7 ст. 28 «О воинской обязанности и военной службе» решение (заключение) призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия обжалуемого решения (вынесения обжалуемого заключения) или в суд. Жалоба гражданина на решение призывной комиссии должна быть рассмотрена в течение пяти рабочих дней со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации, а жалоба гражданина на заключение призывной комиссии - в течение одного месяца со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае обжалования гражданином решения (заключения) призывной комиссии выполнение этого решения (действие этого заключения) приостанавливается до вынесения решения призывной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации или вступления в законную силу решения суда.
..... в отношении Проклова М.С. было проведено медицинское освидетельствование.
Призывнику Проклову М.С. выдана под роспись повестка на ..... на ..... часов для прохождения призывной комиссии. Однако, в нарушение действующего законодательства, Проклов М.С. в указанные в повестке время и место не явился.
Судом установлено, что призывной комиссией в ..... году решение (заключение) в отношении Проклова М.С. не принималось, следовательно, и не обжаловалось административным истцом.
Учитывая, что нарушений прав и законных интересов административного истца действиями административных ответчиков не установлено, оснований для удовлетворения его требований не имеется.
Руководствуясь ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
р е ш и л:
административный иск Проклова М.С. к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат .....», Военному комиссариату ..... и ....., призывной комиссии ..... и ..... об оспаривании действий (бездействий), выразившихся в не проведении диагностических исследований, не исполнении обязанности по запросу медицинских документов, - оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Березниковский городской суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья (подпись) О.И.Матлина
Копия верна. Судья