Судья Пичугина О.А. дело № 33-7444/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Волгоград 6 июля 2023 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Станковой Е.А.,
судей Шиповской Т.А., Кудрявцевой А.Г.,
при секретаре Клинковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи гражданское дело № 2-97/2023 по иску Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тамбовской области к Казаченко М. А. о взыскании незаконно полученных сумм ежемесячной денежной выплаты.
по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тамбовской области
на решение Ольховского районного суда Волгоградской области от 19 апреля 2023 г., которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тамбовской области к Казаченко М. А. о взыскании незаконно полученных сумм ежемесячной денежной выплаты за период с 01.11.2016 года по 31.12.2022 года в размере 40874 руб. 82 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 08.11.2016 года по 27.01.2023 года в размере 9388 руб. 61 коп., процентов за пользование чужими денежными средствами до даты вынесения судом решения - отказать.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Шиповской Т.А., выслушав пояснения представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тамбовской области Кочкина Д.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
у с т а н о в и л а:
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тамбовской области (далее – ОСФР по Тамбовской области) обратилось в суд с иском к Казаченко М.А. о взыскании незаконно полученных сумм ежемесячной денежной выплаты.
В обоснование заявленных требований указало, что Казаченко М.А. с 31.10.2007 года являлась получателем ежемесячной денежной выплаты (далее по тексту - ЕДВ) на основании п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» по категории "граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом".
На основании заявления от 08.06.2011 года и решения о назначении ЕДВ от 09.06.2015 года № <...>, с 08.06.2011 года Казаченко М.А. была назначена и выплачивалась ЕДВ по категории 096 "граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом", в связи с тем, что она была зарегистрирована по адресу: <адрес>.
Ответчику было разъяснено об обстоятельствах, влияющих на изменение размера ЕДВ, а также об обстоятельствах, влекущих её прекращение, в том числе смены места жительства (регистрации).
Казаченко М.А. с 18.10.2016года зарегистрирована по адресу: <адрес>, о чем не сообщила пенсионному органу, в связи с чем ЕДВ продолжала выплачиваться по декабрь 2022 года. Однако, в связи со снятием с регистрационного учета на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом, ответчик утратила право на ЕДВ, в результате чего образовалась переплата ЕДВ.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истец просил взыскать с Казаченко М.А. незаконно полученные суммы ежемесячной денежной выплаты за период с 01.11.2016 года по 31.12.2022 года в размере 40 874 руб. 82 коп., проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 08.11.2016 года по 27.01.2023 года в размере 9 388 руб. 61 коп., а также проценты за пользование чужими денежными средствами до даты вынесения судом решения.
Суд постановил указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тамбовской области оспаривает законность и обоснованность постановленного по делу решения суда просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В заседание суда апелляционной инстанции Казаченко М.А. не явилась, об уважительных причинах неявки не сообщила, в связи с чем, на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в ее отсутствие.
Определением судьи Волгоградского областного суда от 16 июня 2023 года дело назначено к рассмотрению по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тамбовской области посредством видеоконференц-связи на базе Ленинского районного суда г. Тамбова.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях на нее, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта, постановленного в соответствии с нормами действующего законодательства, а также фактическими обстоятельствами дела.
В соответствии с п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения, в частности: заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подп. 3 ст. 1109 ГК РФ).
По смыслу положений подп. 3 ст. 1109 ГК РФ не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных денежных сумм.
Приведенные нормы ГК РФ о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан Российской Федерации выплат, предусмотренных Законом N 1244-1.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции, действующей на момент рассматриваемых правоотношений) к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие данного закона, относятся, в частности, граждане постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Статья 27.1 названного Закона предусматривает ежемесячную денежную выплату гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы. В соответствии с п. 7, 10 ч. 1 данной статьи право на такую выплату имеют граждане, указанные в п. 8 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона, а также дети и подростки в возрасте до 18 лет, постоянно проживающие в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 ноября 2004 г. N 294 был утвержден Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации (далее по тексту - Порядок от 30 ноября 2004 г. N 294), действовавший на момент назначения Казаченко М.А. ЕДВ и утративший силу в связи с изданием приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации N 25н, Министерства здравоохранения Российской Федерации N 22н от 23 января 2013 г. "О признании утратившими силу некоторых приказов Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации").
Пунктом 6 Порядка от 30 ноября 2004 г. N 294 было предусмотрено, что при осуществлении ежемесячной денежной выплаты территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации: разъясняет гражданам законодательство Российской Федерации; принимает заявление об установлении ежемесячной денежной выплаты со всеми необходимыми документами; дает оценку сведениям, содержащимся в документах, представленных гражданином для подтверждения права на ежемесячную денежную выплату, а также оценку правильности оформления этих документов; регистрирует граждан, имеющих право на ежемесячную денежную выплату, в системе индивидуального (персонифицированного) учета в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования"; проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи представленных документов; сличает подлинники представленных документов с их копиями, фиксирует выявленные расхождения; принимает решения о назначении ежемесячной денежной выплаты, распоряжения о перерасчете ее размера, а также решения об отказе в назначении (перерасчете) ежемесячной денежной выплаты на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных документов; производит начисление суммы ежемесячной денежной выплаты с учетом обстоятельств, влияющих на ее размер; производит зачет излишне выплаченных гражданину сумм ежемесячной денежной выплаты вследствие недобросовестности этого гражданина или счетной ошибки.
Согласно абз. 1 и 2 пункта 14 Порядка от 30 ноября 2004 г. N 294 ежемесячная денежная выплата назначается со дня обращения за ней, но не ранее возникновения права на указанную выплату. Днем обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления со всеми необходимыми документами.
Ежемесячная денежная выплата назначается на срок, в течение которого гражданин относится к категории лиц, имеющих право на ежемесячную денежную выплату, в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 16 Порядка от 30 ноября 2004 г. N 294).
В силу п. 38 Порядка от 30 ноября 2004 г. N 294 граждане, имеющие право на получение ежемесячной денежной выплаты, обязаны безотлагательно сообщать территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации об обстоятельствах, влияющих на изменение размера ежемесячной денежной выплаты, и иных обстоятельствах, влекущих прекращение ежемесячной денежной выплаты.
Аналогичные положения о моменте прекращения начисления ежемесячной денежной выплаты, об обязанности граждан, имеющих право на получение указанной выплаты, безотлагательно сообщать пенсионному органу об обстоятельствах, влекущих прекращение этой выплаты, о зачете излишне начисленных гражданину сумм ежемесячной денежной выплаты вследствие недобросовестности этого гражданина предусмотрены действующим в настоящее время Порядком осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.01.2015 N35н (подп. 2 п. 17 и п. 25, 26 названного порядка).
Таким образом, из анализа вышеприведенных норм следует, что право на ЕДВ, в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 13, п. 7, 10 ч. 1 ст. 27.1 Закона N 1244-1 имеют граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Такая выплата производится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, который разъясняет гражданам законодательство Российской Федерации, принимает заявление об установлении ежемесячной денежной выплаты со всеми необходимыми документами и дает оценку правильности оформления этих документов, проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи представленных документов, принимает решения о назначении ежемесячной денежной выплаты, распоряжения о перерасчете ее размера, а также решения об отказе в назначении (перерасчете) ежемесячной денежной выплаты на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных документов.
При этом основанием для прекращения ежемесячной денежной выплаты является наступление обстоятельств, вследствие которых гражданином утрачивается право на эту выплату. На гражданина возлагается обязанность безотлагательно сообщать территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации об обстоятельствах, влияющих на изменение размера ежемесячной денежной выплаты, и иных обстоятельствах, влекущих прекращение ежемесячной денежной выплаты.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Казаченко М.А. являлась получателем ЕДВ по категории "граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом".
На момент установления ЕДВ на основании представленных документов Казаченко М.А. была зарегистрирована и постоянно проживала по адресу: <адрес>, то есть на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
18.10.2016 года Казаченко М.А. снята с регистрационного учета по адресу: <адрес>, в связи с регистрацией по новому месту жительства по адресу: <адрес>.
<адрес> к территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом не относится.
29 ноября 2022 года решением отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тамбовской области выплаты ЕДВ Казаченко М.А. прекращены с 01.01.2023 года, в связи с утратой права (л.д.15).
Обращаясь в суд, ОСФР по Тамбовской области ссылалось на нарушение Казаченко М.А. своевременного сообщения информации об изменении места жительства (регистрации), что повлекло, по мнению истца, необоснованную переплату ЕДВ за период с 01 ноября 2016 года по 31 декабря 2022 года в размере 40874 рубля 82 копейки.
Разрешая спор о взыскании с Казаченко М.А. излишне полученной суммы ежемесячной денежной выплаты, суд первой инстанции со ссылкой на приведенные выше положения норм материального права, установив, что в действиях ответчика отсутствовала недобросовестность при получении спорных денежных сумм, пришел к выводу о необоснованности исковых требований.
С таким выводом, основанном на правильном применении норм материального права и фактических обстоятельствах по делу, судебная коллегия соглашается.
Юридически значимыми обстоятельствами по данному спору являлось установление следующего: имела ли место со стороны ответчика недобросовестность в получении в спорный период ежемесячной денежной выплаты, была ли Казаченко М.А. проинформирована пенсионным органом при подаче заявлений об установлении ЕДВ о конкретных обстоятельствах, влекущих прекращение выплаты ей ЕДВ, о которых она обязана своевременно сообщать пенсионному органу, в том числе о том, что территория Тамбовской области, так и других областей относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, и что при изменении места жительства и регистрации (выезд с территории с льготным социально-экономическим статусом) она обязана своевременно сообщать об этом пенсионному органу.
Поскольку добросовестность гражданина, получателя денежных средств, предоставляемых в качестве средств к существованию, презюмируется, то бремя доказывания недобросовестности ответчика, получавшей ЕДВ, лежит на истце, требующем возврата излишне выплаченных денежных средств.
При обращении ответчика в 2011 году в пенсионный орган за назначением ЕДВ, каких-либо разъяснений относительно обязанности сообщать какие-либо обстоятельства Казаченко М.А. не давалось, что следует из имеющегося в деле заявления (л.д.8).
Кроме того, как следует из решения пенсионного органа от 09.06.2011 года о назначении Казаченко М.А. ЕДВ, указанная выплата назначена ей пожизненно.
Формальное указание в заявлении от 08.06.2011 года о назначении ЕДВ об обязанности ответчика сообщать об обстоятельствах, влияющих на изменение размера ЕДВ, а также об обстоятельствах, влекущих её прекращение, не может свидетельствовать о недобросовестном поведении Казаченко М.А.
Так, в указанном заявлении ответчик указала, что просит назначить выплату в связи с проживанием в зоне ЧАЭС, указав место жительства: <адрес>. В поданном заявлении не имеется разъяснений относительно того, какие обстоятельства влекут прекращение выплаты (л.д. 8).
Исходя из того, что не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставляемые гражданину в качестве средств к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны или счетной ошибки, а как установлено со стороны ответчика не имеется недобросовестного поведения при получении сумм ЕДВ в спорный период, суд пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований ОСФР по Тамбовской области о взыскании с Казаченко М.А. полученных сумм ежемесячной денежной выплаты за период с 01.11.2016 года по 31.12.2022 года в размере 40874 рубля 82 копейки, а также производных требований о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда, основаны на неверном толковании закона, сводятся лишь к несогласию с выводами суда и субъективной оценке установленных обстоятельств, что не может рассматриваться в качестве достаточного основания для отмены обжалуемого решения суда.
При разрешении спора судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению. При этом, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтвержденным материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствие с требованиями процессуальных норм. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом также допущено не было.
При указанных обстоятельствах, оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда
о п р е д е л и л а:
решение Ольховского районного суда Волгоградской области от 19 апреля 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тамбовской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи