№ 2-400/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Красноярск 29 мая 2023 года
Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Шатровой Р.В.,
при секретаре Корж В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска к Исаевой А7, Смирновой А8, Смирнову А9 о признании права собственности на жилое помещение отсутствующим, исключении сведений из ЕГРН,
УСТАНОВИЛ:
ДМИЗО администрации г.Красноярска обратился в суд с иском к Исаевой М.Ю., Смирновой А.С., Смирнову Д.В. о признании отсутвующим их право собственности на Х в Х, исключении из ЕГРН сведений об указанном объекте с кадастровым номером У. Требования мотивированы тем, что ДМИЗО Х 19 февраля 2013 года был заключен договор У на передачу Х в Х в собственность граждан Исаевой М.Ю., Смирновой А.С., Смирнову Д.В. 27 мая 2013 года произошел пожар, в результате которого жилой дом сгорел. Документы на регистрацию права собственности были сданы в регистрационный орган лишь в 2019 году, то есть в период, когда объект уже отсутствовал. В настоящее время администрацией Кировского района в г. Красноярске на основании договора социального найма Исаевой М.Ю. и членам ее семьи – Смирновой А.С., Смирнову Д.В. предоставлена Х в Х. С учетом фактического отсутствия Х в Х, а также с целью сохранения прав граждан впоследующем на приватизацию жилых помещений право собственности Исаевой М.Ю., Смирновой А.С., Смирнова Д.В. подлежит признанию отсутствующим. Кроме того, наличие в ЕГРН записи о праве собственности на объект, который фактически отсутствует, накладывает на муниципальное образование определенные ограничения, обусловленные распространением на этот объект правового режима, установленного действующим законодательством для недвижимого имущества, документальное нахождение на земельном участке объекта недвижимого имущества ограничивает возможность реализации органом местного самоуправления имеющихся у него правомочий и создает необоснованные предпосылки по распоряжению земельным участком в пользу Исаевой М.Ю., Смирновой А.С., Смирнова Д.В.
15 апреля 2022 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной службы государтсвенной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю.
19 августа 2022 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена МИФНС № 24 по Красноярскому краю.
15 марта 2023 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена МИФНС № 27 по Красноярскому краю (до реоганизации ИФНС по Октябрьскому району г. Красноярска).
В судебном заседании представитель истца ДМИЗО администрации г.Красноярска Аксаментов Д.М. на удовлетворении исковых требований настаивал, ссыдаясь на то обстоятельство, что на момент регистрации права собственности ответчиков объект отсутствовал; в случае признания права собственности ответчиков на квартиру отсутствущим они будут не лишены возможности участвовать в приватизации занимаемого ими в настоящее время на основании договора социального найма жилого помещения.
В судебном заседании ответчики Исаева М.Ю., Смирнова А.С., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Смирнова Д.В., против удовлетворения исковых требований не возражали, дополнительно пояснили, что договор приватизации квартиры они подписывали, но в регистрационный орган его не сдавали, поскольку непосредственно после подписания договора на передачу жилого помещения в собственность квартира сгорела, о том, что истцом в 2019 году были сданы документы в регистрирующий орган, им ничего известно не были.
В судебное заседание представитель третьего лица Управления Федеральной службы государтсвенной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю не явился, о месте и времени судебного заседания извещен, направил в адрес суда письменные пояснения по делу, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебное заседание представитель третьего лица МИФНС № 24 по Красноярскому краю не явился, о месте и времени судебного заседания извещен, ходатайство об отложении разбирательства по делу в адрес суда не направил.
В судебное заседание представитель третьего лица МИФНС № 27 по Красноярскому краю не явился, о месте и времени судебного заседания извещен, направил в адрес суда ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
При указанных обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав представителя истца ДМИЗО администрации г.Красноярска Аксаментова Д.М., ответчиков Исаеву М.Ю., Смирнову А.С., действующую в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего Смирнова Д.В., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Согласно п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Согласно п. 1 ст. 17 указанного Федерального закона основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе: договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
В пункте 52 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении споров, связанных с защитой права собственности и иных вещных прав» (далее - Постановление N 10/22) разъяснено, что зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
Согласно части 4 пункта 52 Постановления № 10/22 в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Судом установлено, что 19 февраля 2013 года между муниципальным образованием г. Красноярск в лице ДМИЗО администрации г.Красноярска и Исаевой М.Ю., Смирновой А.С., действующей от своего имени и от имени несовершеннолетнего Смирнова Д.В. 2011 года рождения, заключен договор на передачу жилого помещения в собственность граждан, в соответствии с которым Исаевой М.Ю., Смирновой А.С., Смирнову Д.В. передана в собственность безвозмездно Х в Х, общей площадью 33,70 кв.м. В соответствии с п. 4 договора право собственности на жилое помещение по вышеуказанному адрес возникает у граждан с момента государственной регистрации права в ЕГРН.
27 мая 2013 года многоквартирный Х в Х уничтожен в результате пожара, что подтверждается актом о пожаре, заключением ОАО «Научно-технический прогресс».
Из материалов дела следует, что на момент уничтожения объекта право собственности Исаевой М.Ю., Смирновой А.С., Смирнова Д.В. на квартиру зарегистрировано не было – документы на государственную регистрацию права собственности ими в регистрирующий орган не предоставлялись.
В рамках проведения работ по регистрации перехода права муниципальной собственности на основании договоров передачи жилых помещений в собственность физических лиц в феврале 2019 года МКУ города Красноярска «Центр недвижимости» предоставлены документы в Управление Федеральной службы государственно регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, на основании которых 14 февраля 2019 года произведена государственная регистрация права собственности Исаевой М.Ю., Смирновой А.С., Смирнова Д.В. на Х в Х с кадастровым номером У (общая долевая собственность, 1/3 доля за каждым).
В настоящее время на основании договора социального найма жилого помещения от 25 марта 2020 года Исаевой М.Ю. и членам ее семьи – Смирновой А.С. (дочери), Смирнову Д.В. (внуку) предоставлена в пользование Х в Х.
Рассматривая спор по существу, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для признания отсутствующим права собственности ответчиков на Х в Х, исключении из ЕГРН сведений об указанном объекте недвижимости.
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Согласно ч. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.
По смыслу указанных положений гражданского законодательства, право собственности может быть зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости лишь в отношении тех вещей, которые, обладая признаками недвижимости, способны выступать в гражданском обороте в качестве отдельных объектов гражданских прав.
Согласно абзацу 4 пункта 52 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29 апреля 2010 года в случаях, когда запись в Едином государственном реестре недвижимости нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Учитывая, что право собственности на жилое помещение возникает у граждан с момента государственной регистрации права в ЕГРН, договор на передачу жилого помещения в собственность граждан был передан на регистрацию в феврале 2019 года, то есть в тот момент, когда объект недвижимости уже прекратил свое существование, то фактическое отсутствие объекта с кадастровым номером У как такового на момент регистрации права собственности Исаевой М.Ю., Смирновой А.С., Смирнова Д.В. на него в соответствии с пунктом 52 указанного выше Постановления Пленумов является основанием для удовлетворения иска о признании отсутствующим права собственности на объект как на недвижимость. При этом сам факт регистрации права собственности ответчиков на такое имущество нарушает права истца как органа, уполномоченного на распоряжение земельными участками, поскольку значительно ограничивает возможность реализации последним имеющихся у него правомочий.
С учетом изложенного, также подлежит удовлетворению требование ДМИЗО администрации г.Красноярска об исключении из ЕГРН сведений о квартире с кадастровым номером У.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска к Исаевой А10, Смирновой А11, Смирнову А12 о признании права собственности на жилое помещение отсутствующим, исключении сведений из ЕГРН удовлетворить.
Признать отсутствующим право общей долевой собственности Исаевой А13, Смирновой А14, Смирнова А15 на квартиру с кадастровым номером У, расположенную по адресу: Х.
Исключить из ЕГРН сведения о квартире с кадастровым номером У, расположенной по адресу: Х.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Красноярска в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий
Мотивированное решение изготовлено 29 июня 2023 года.