Решение по делу № 2-6422/2022 от 14.07.2022

№ 2-6422/2022

УИД 24RS0056-01-2022-005623-31

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 сентября 2022 года г. Красноярск

Центральный районный суд г. Красноярска в составе председательствующего судьи Алеевой М.С., при секретаре Верясове И.А., с участием помощника прокурора Ленинского района г.Красноярска Байковой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г.Красноярска в интересах Спринджук Э.А. к Министерству здравоохранения Красноярского края о взыскании компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Ленинского района г.Красноярска в интересах Спринджук Э.А. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Красноярского края о возложении обязанности, взыскании компенсации морального вреда, мотивировав свои требования тем, что Спринджук Э.А. состоит на диспансерном учете в КГАУЗ «Красноярская межрайонная больница № 5» с диагнозом: диагноз. В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 80 от 30.07.1994 года «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами изделиями медицинского назначения» Спринджук Э.А. имеет право на лекарственное обеспечение на льготных условиях. Согласно назначений лечащего врача Спринджук Э.А. показана терапия лекарственным препаратом «наименование». 26.04.2022 года лечащим врачом КГАУЗ «Красноярская межрайонная больница №5» Спринджук Э.А. выписан льготный рецепт 04-22 № номер на лекарственный препарат «наименование». Между тем, до настоящего времени льготные рецепты находятся на отложенном обеспечении ввиду отсутствия лекарственного препарата в аптечном учреждении. Бездействие Министерства здравоохранения Красноярского края противоречит действующему законодательству, влечет существенное нарушение прав Спринджук Э.А. на бесплатную медицинскую помощь. Более того, непредоставление последнему лекарственного препарата в рекомендованных дозировках влечет нарушение его права на охрану здоровья и получение медицинской помощи бесплатно, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации недопустимо. В связи с необеспечением необходимым лекарственным средством, отсутствием необходимого лекарственного препарата Спринджук Э.А. испытывает физические и нравственные страдания, в связи с чем, ему причинен моральный вред, который он оценивает в 5 000 руб. Просил обязать Министерство здравоохранения Красноярского края обеспечить Спринджук Э.А. лекарственным препаратом «наименование» в соответствии с льготным рецептом, выданным КГБУЗ «Красноярская городская поликлиника № 5», взыскать с Министерства здравоохранения Красноярского края в пользу Спринджук Э.А. компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб. Решение суда в части возложения обязанности по обеспечению лекарственным препаратом обратить к немедленному исполнению.

Определением Центрального районного суда г.Красноярска от 08.09.2022 года производство по делу в части требований о возложении обязанности по обеспечению Спринджук Э.А. лекарственным препаратом прекращено в связи с отказом от иска.

Помощник прокурора Ленинского района г.Красноярска Байкова М.В. в судебном заседании требования о компенсации морального вреда поддержала.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения Красноярского края в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, представил письменные возражения на исковое заявление, просил рассмотреть в его отсутствие.

В судебное заседание истец Спринджук Э.А., представители третьего лица КГБУЗ «Красноярская городская поликлиника № 5» не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещены своевременно, надлежащим образом, об уважительности причин неявки суд не уведомили.

В судебное заседание представитель третьего лица АО «Губернские аптеки» не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен своевременно, надлежащим образом, представил письменные возражения на исковое заявление, просил рассмотреть в его отсутствие.

В силу ч.5 ст.167 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав мнение прокурора, исследовав представленные суду доказательства, суд приходит к следующему.

Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 21.11.2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Согласно п.5 ч.1 ст.29 Федерального закона №323-ФЗ организация охраны здоровья осуществляется, в том числе путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что Спринджук Э.А. состоит на диспансерном учете в КГАУЗ «Красноярская межрайонная больница № 5» с диагнозом: диагноз.

26.04.2022 года лечащим врачом КГАУЗ «Красноярская межрайонная больница №5» Спринджук Э.А. выписан льготный рецепт 04-22 № номер на лекарственный препарат «наименование».

27.04.2022 года Спринджук Э.А. обратился с указанным рецептом в АО «Губернские аптеки», поскольку препарата в наличии не было, сотрудник поставила рецепт на отсроченное обслуживание с 27.04.2022 года, однако до настоящего времени препарат «наименование» по указанному рецепту не предоставлен.

На момент обращения истца с заявленными требованиями в суд выписанный лечащим врачом рецепт находится на отложенном обеспечении ввиду отсутствия лекарственного препарата в аптечном учреждении.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден перечень групп населения и категории заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Заболевание, имеющееся у Спринджук Э.А., включено в указанный перечень, соответственно он имеет право на льготное обеспечение лекарственными препаратами, в том числе на обеспечение препаратом «наименование».

При таких обстоятельствах, факт необеспечения истца Спринджук Э.А. лекарственным препаратом в судебном заседании нашел свое подтверждение. Ответчиком это обстоятельство также подтверждено.

Вместе с тем, поскольку на момент рассмотрения дела Спринджук Э.А. в полной мере обеспечен лекарственным препаратом, на основании заявления представителя процессуального истца и материального истца производство в отношении данного требования определением суда от 08.09.2022 года прекращено в связи с отказом от иска в этой части.

Разрешая требования о взыскании компенсации морального вреда, суд приходит к следующему.

Жизнь и здоровье, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом (ч.1 ст.150 ГК РФ).

Нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (ст.12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения (ч.2 ст.150 ГК РФ).

В соответствии со ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

В силу положений ст.1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда, в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Разрешая требования о взыскании денежной компенсации морального вреда, суд, проанализировав представленные в материалы дела доказательства, исходя из конкретных обстоятельств причинения вреда, основываясь на требованиях разумности и справедливости, приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований Спринджук Э.А. о компенсации морального вреда, связанного с необеспечением его необходимым для поддержания здоровья лекарственным препаратом.

При этом доводы стороны ответчика об отсутствии вины Министерства здравоохранения Красноярского края в задержке выдачи лекарственного препарата не могут в данном случае являться основанием для отказа истцу в компенсации морального вреда.

Так, согласно материалам дела льготный рецепт 04-22 № номер, выписанный 26.04.2022 года, в установленный 10-дневный срок погашен не был.

В соответствии с п.3.25 положения о Министерстве здравоохранения Красноярского края, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 07.08.2008 года № 31-п, к компетенции Министерства отнесена организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, в том числе на льготных условиях или бесплатно, в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Порядок расходования средств краевого бюджета, предназначенных для обеспечения отдельных категорий граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 года №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", и средств краевого бюджета, предназначенных для обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или инвалидности» утвержден Постановлением Совета администрации Красноярского края от 06.02.2007 года № 24-п.

В соответствии с п.2 порядка Министерство здравоохранения Красноярского края расходует денежные средства путем расчетов с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими в установленном законодательством порядке фармацевтическую деятельность (далее - фармацевтические организации), на основании государственных контрактов, заключенных по результатам закупок товаров, работ, услуг, проведенных агентством государственного заказа Красноярского края; предоставления медицинским организациям, являющимся краевыми государственными учреждениями (далее - учреждения), субсидий на иные цели для обеспечения отдельных категорий граждан (далее - льготополучатели) лекарственными препаратами (далее - препараты) и медицинскими изделиями (далее - изделия) по рецептам врачей бесплатно или со скидкой 50% их стоимости, а также обеспечения граждан (далее - льготополучатели) препаратами и специализированными продуктами лечебного питания (далее - питание) для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или инвалидности (далее - орфанные заболевания); предоставления аптечным организациям субсидий в целях возмещения недополученных доходов, возникающих в связи с оказанием услуг по обеспечению льготополучателей препаратами и изделиями по рецептам врачей бесплатно или со скидкой 50% их стоимости, а также по обеспечению льготополучателей препаратами и питанием для лечения орфанных заболеваний в соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Положениями п.11 Правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденных Приказом Минздрава России от 24.11.2021 года №1093н, предусмотрено, что отпуск лекарственных препаратов осуществляется в течение указанного в рецепте срока его действия при обращении лица к субъекту розничной торговли. В случае отсутствия у субъекта розничной торговли лекарственного препарата, указанного в рецепте, при обращении лица к субъекту розничной торговли рецепт принимается на обслуживание в следующие сроки (далее - отсроченное обслуживание): рецепт с пометкой «statim» (немедленно) обслуживается в течение одного рабочего дня со дня обращения лица к субъекту розничной торговли; рецепт с пометкой «cito» (срочно) обслуживается в течение двух рабочих дней со дня обращения лица к субъекту розничной торговли; рецепт на лекарственный препарат, входящий в минимальный ассортимент лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи <8>, обслуживается в течение пяти рабочих дней со дня обращения лица к субъекту розничной торговли; рецепт на лекарственный препарат, входящий в минимальный ассортимент лекарственных препаратов для медицинского применения, отпускаемый бесплатно или со скидкой, обслуживается в течение двух рабочих дней со дня обращения лица к субъекту розничной торговли; рецепт на лекарственный препарат, не входящий в минимальный ассортимент лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи, обслуживается в течение десяти рабочих дней со дня обращения лица к субъекту розничной торговли; рецепт на лекарственный препарат, не входящий в минимальный ассортимент лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи, отпускаемый бесплатно или со скидкой, обслуживается в течение семи рабочих дней со дня обращения лица к субъекту розничной торговли; рецепты на лекарственные препараты, назначаемые по решению врачебной комиссии, обслуживаются в течение десяти рабочих дней со дня обращения лица к субъекту розничной торговли. Запрещается отпускать лекарственные препараты по рецептам с истекшим сроком действия, за исключением случая, когда срок действия рецепта истек в период нахождения его на отсроченном обслуживании. Отпуск лекарственного препарата по находящемуся на отсроченном обслуживании рецепту с истекшим сроком действия осуществляется без его переоформления в течение 90 дней со дня истечения срока действия такого рецепта.

Таким образом, бездействие Министерства здравоохранения Красноярского края противоречит действующему законодательству, влечет существенное нарушение прав Спринджук Э.А. на бесплатную медицинскую помощь. Более того, непредставление Спринджук Э.А. лекарственного препарата в рекомендованных дозировках влечет нарушение его права на охрану здоровья и получение медицинской помощи бесплатно, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации недопустимо.

Ответчик является органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции лекарственное обеспечение, а также контроль в сфере лекарственного обеспечения, следовательно, выступает гарантом реализации конституционных прав граждан на поручение медицинской помощи и лекарственных препаратов для медицинского применения.

Принимая во внимание, что бездействием ответчика было нарушено нематериальное благо истца – его здоровье, поскольку неполучение своевременно лекарственного препарата лишило его возможности принимать его ежедневно в необходимом количестве по назначению врачебной комиссии с целью поддержания низкой активности заболевания, руководствуясь принципами разумности и справедливости, принимая во внимание характер и степень вины ответчика, состояние здоровья истца, суд определяет размер компенсации 2 000 руб.

Руководствуясь ст.ст.194 -198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Ленинского района г.Красноярска в интересах Спринджук Э.А. к Министерству здравоохранения Красноярского края о взыскании компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства здравоохранения Красноярского края (ОГРН: 1082468040357, Дата присвоения ОГРН: 21.08.2008, ИНН: 2466212607, КПП: 246601001) в пользу Спринджук Э.А. в счет компенсации морального вреда 2 000 руб.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Центральный районный суд г.Красноярска.

Председательствующий: подпись М.С.Алеева

Копия верна:

Судья                       М.С.Алеева

Мотивированное решение изготовлено 08.09.2022 года

2-6422/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Спринджук Эдуард Александрович
Прокурор Ленинского района г.Красноярска
Ответчики
Министерство Здравоохранения Красноярского края
Другие
КГАУЗ "Красноярская больница №5"
АО "Губернские аптеки"
Суд
Центральный районный суд г. Красноярск
Судья
Алеева Мария Сергеевна
Дело на странице суда
centr.krk.sudrf.ru
14.07.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.07.2022Передача материалов судье
18.07.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.07.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.09.2022Судебное заседание
08.09.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.09.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее