УИД 16RS0№-33
Дело №2-235/2024
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
пгт. Балтаси 23.04.2024
Балтасинский районный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Хазиевой Э.И.,
при секретаре Шамсутдиновой М.Ш.,
с участием:
истца Афанасьева Г.Н.,
третьего лица Афанасьевой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению
Афанасьева Геннадия Николаевича к Балтасинскому районному исполнительному комитету Республики Татарстан о признании права собственности на земельный участок и жилой дом в порядке наследования,
установил:
Афанасьев Г.Н. обратился в суд с иском к Балтасинскому районному исполнительному комитету Республики Татарстан о признании права собственности на земельный участок и жилой дом в порядке наследования. В обоснование требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ умерла его мать ФИО1 и после ее смерти открылось наследство. Истец является наследником по закону. Наследственное имущество состоит из земельного участка и жилого дома, расположенных по адресу: <адрес>. Указанный земельный участок был предоставлен его матери на основании государственного акта на право собственности на землю. При жизни умершей данное имущество не прошло регистрацию права. Поэтому истец просит признать за ним право собственности на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 3687 кв.м, и жилой дом с кадастровым номером №, площадью 35,1 кв.м, расположенные по вышеуказанному адресу.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал.
Представитель ответчика, третьи лица – ФИО6, ФИО7, исполнительный комитет Малолызинского сельского поселения Балтасинского муниципального района РТ надлежаще извещены о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явились.
Третье лицо ФИО3 в удовлетворении иска не возражает.
Суд, выслушав истца, третьего лица, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
Согласно п. 1 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В силу абз. 1 ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
На основании п. 1 ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
Согласно ч. 2 ст. 1152 ГК РФ принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
В соответствии с ч. 1 ст. 1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
На основании ч. 2 ст. 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ в пункте 36 постановления от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу. В целях подтверждения фактического принятия наследства (пункт 2 статьи 1153 ГК РФ) наследником могут быть представлены, в частности, справка о проживании совместно с наследодателем, квитанция об уплате налога, о внесении платы за жилое помещение и коммунальные услуги, сберегательная книжка на имя наследодателя, паспорт транспортного средства, принадлежавшего наследодателю, договор подряда на проведение ремонтных работ и т.п. документы.
На основании п. 9.1 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В случае, если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой земельный участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 49 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, строительства гаража для собственных нужд или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на указанный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен указанный земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется, в том числе, на основании выдаваемой органом местного самоуправления выписки из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на указанный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства).
Пунктом 1 ст. 263 ГК РФ предусмотрено, что собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п. 2 ст. 260 ГК РФ).
Согласно подпункту 2 п. 1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В силу ч. 2 ст. 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
Пункт 1 ст. 222 ГК РФ предусматривает, что самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:
если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;
если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;
если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан (п. 3 ст. 222 ГК РФ).
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 26, 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства. Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. Учитывая, что самовольная постройка не является имуществом, принадлежащим наследодателю на законных основаниях, она не может быть включена в наследственную массу. Вместе с тем это обстоятельство не лишает наследников, принявших наследство, права требовать признания за ними права собственности на самовольную постройку.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в д. Верхняя <адрес> Республики Татарстан умерла ФИО1 и после ее смерти открылось наследство.
Согласно наследственному делу №, наследником, обратившимся с заявлением о принятии наследства после смерти ФИО1, является его сын Афанасьев Г.Н. От ФИО7 и ФИО3 имеются заявления об отказе от наследства.
Умершая ФИО3 по день смерти проживала по адресу: <адрес>, вместе с ней по указанному адресу проживал и в настоящее время проживает ее сын Афанасьев Г.Н.
Учитывая данные обстоятельства, суд находит, что истец совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства после смерти матери.
Наследственное имущество состоит из земельного участка и жилого дома, расположенных по адресу: <адрес>.
Данный земельный участок, площадью 0,40 га, был предоставлен ФИО1 на основании постановления Малолызинского сельского Совета за № от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается государственным актом № РТ-12-07-1180.
Согласно выписке из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 принадлежал на праве собственности земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью 3687 кв.м, расположенный по вышеуказанному адресу.
В материалах инвентаризации земельных участков н.п. В-<адрес> Республики Татарстан от 1997 года имеется декларация о факте использования спорного земельного участка, поданная ФИО1, в которой указан номер госакта №, земельный участок предоставлен для введения личного подсобного хозяйства, площадь земельного участка указана 0,40 га, после проведения инвентаризации площадь составила 0,3688 кв.м.
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером №, площадью 3686,65 кв.м, расположен по адресу: <адрес>, д. Верхняя Ушма, <адрес>, сведения о собственнике отсутствуют, при этом в графе «особые отметки» правообладателем указана Афанасьев Геннадий Николаевич.
Из совокупности вышеперечисленных доказательств суд приходит к выводу, спорный земельный участок был предоставлен ФИО1, которая владела на праве собственности земельным участком, однако при жизни не зарегистрировала право собственности в установленном законом порядке. Государственный акт является в соответствии с вышеуказанными нормами права документом, дающим основание для регистрации права собственности на земельный участок.
Кроме того, на указанном земельном участке находится жилой дом.
Согласно техническому паспорту, составленному по состоянию на декабрь 1993, ФИО1 указана как собственник жилого дома, площадью 35,1 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, д. Верхняя Ушма, <адрес>. Указанный жилой дом возведен без разрешительных документов. Год постройки указан 1965 год.
На основании выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом, расположенный по вышеуказанному адресу, имеет кадастровый №, площадь 35,1 кв.м. Сведения о собственнике отсутствуют, при этом в графе «особые отметки» правообладателем указана Афанасьев Геннадий Николаевич.
Органы технической инвентаризации ранее осуществляли полномочия по регистрации прав на жилые дома, однако в отсутствие самих регистрационного удостоверения и (или) справки сельсовета, подтверждающих право собственности ФИО1, правовых оснований считать данный жилой дом, принадлежащим указанному лицу, на основании только технического паспорта, содержащего лишь описание жилого дома и относящихся к нему надворных построек, суд не находит.
Других правоустанавливающих документов на спорный жилой дом не имеется.
При таких данных суд считает, что данный жилой дом имеет признаки самовольной постройки.
Истцом в суд представлено экспертное заключение ООО «Референс-Эксперт» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому вышеназванный жилой дом соответствует строительным, градостроительным, противопожарным и санитарным нормам и правилам.
Таким образом, несмотря на то, что жилой дом был построен без разрешения на строительство, оно не нарушает права и интересы граждан, жизни и здоровью людей не угрожает, жилой дом пригоден для проживания.
Со стороны других детей наследодателя правопритязаний в отношении указанного наследственного имущества не имеется.
При таких данных суд приходит к выводу, что истец является наследником наследодателя, фактически принял наследство после матери и поэтому суд приходит к выводу, что имеются законные основания для признания за истцом права собственности на вышеназванные земельный участок и жилой дом в порядке наследования.
Руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ,
решил:
исковые требования удовлетворить.
Признать за Афанасьевым Геннадием Николаевичем (паспорт серии № №) право собственности на земельный участок с кадастровым номером №, площадью 3686,65 кв.м, и жилой дом с кадастровым номером №, площадью 35,1 кв.м, расположенные по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Балтасинский районный суд Республики Татарстан.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.