Дело № 12-781/2018
Р Е Ш Е Н И Е
город Южно-Сахалинск 27 августа 2018 года
Судья Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области Абикова Ю.В., рассмотрев в порядке главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалобу Федерального казенного учреждения "Лечебное исправительное учреждение № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Сахалинской области" на постановление главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Сахалинской области ФИО № от 10 мая 2018 года о привлечении Федерального казенного учреждения "Лечебное исправительное учреждение № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Сахалинской области" к административной ответственности по части 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Сахалинской области ФИО № от 10 мая 2018 года за совершение правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Федеральное казенное учреждение "Лечебное исправительное учреждение № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Сахалинской области" подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 130 000 рублей.
Не согласившись с постановлением, защитником Учреждения подана жалоба, в которой он просит постановление отменить, ссылаясь на то, что Учреждение финансируется из средств федерального бюджета в соответствии с доведенной сметой расходов, финансирование поступает только на соответствующие статьи кодов бюджетной классификации. Учреждением принимаются меры по обеспечению работников средствами индивидуальной защиты, поскольку в 2017-2018 году Учреждение неоднократно обращалось в Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Сахалинской области и подведомственное ему учреждение с заявками на обеспечение и выделение необходимого финансирования для обеспечения работников котельной средствами индивидуальной защиты. Однако, до настоящего времени необходимое финансирование в Учреждение не поступило. В связи с чем полагает, что вина юридического лица отсутствует. Кроме того, указано на отсутствие в оспариваемом постановлении сведений о присутствующем лице при рассмотрении дела, сведений о надлежащем уведомлении юридического лица. Законным представителем в постановлении указан ФИО, тогда как он с 10 июля 2017 года не является сотрудником Учреждения.
В судебное заседание законный представитель не явился, о времени и месте слушания жалобы извещен надлежащим образом, об отложении рассмотрения жалобы не ходатайствовал, об уважительности причин не явки суду не сообщил.
В связи с чем, суд, руководствуясь частью 3 статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях полагает возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Защитник Лепп Я.А. доводы, изложенные в жалобе поддержал в полном объеме.
Прокурор Алишунин В.В. в судебном заседании против удовлетворения жалобы возражал.
Представитель Государственной инспекции труда в Сахалинской области в судебное заседание не явился.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, заслушав участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему.
Административная ответственность за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты, предусмотрена частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Согласно статье 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда; обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей.
Согласно статье 221 Трудового Кодекса Российской Федерации на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.
В соответствии со статьей 212 Трудового Кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
В соответствии со статьей 221 Трудового кодекса Российской Федерации на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия средства индивидуальной защиты в соответствии с типовыми нормами, утвержденными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Приказом Минтруда России от 9 декабря 2014 года N 997н "Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением" котельщик; машинист (кочегар) котельной; оператор котельной; оператор теплового пункта; кочегар технологических печей; аппаратчик нагрева теплоносителей должны быть обеспечены: костюмом для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий или костюмом для защиты от повышенных температур; перчатками с полимерным покрытием, перчатками для защиты от повышенных температур; щитком защитным лицевым или очками защитными, каской защитной, средствами индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующими; при работе в котельной, работающей на твердом или жидком топливе, дополнительно: фартуком из полимерных материалов с нагрудником (пункт 56).
Техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" указанные средства индивидуальной защиты отнесены ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику.
В ходе проведённой 25 апреля 2018 года Сахалинской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Сахалинской области проверки в котельной Федерального казенного учреждения "Лечебное исправительное учреждение № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Сахалинской области" установлено, что согласно штатному расписанию работу котельной должно обеспечивать 6 осужденных, фактически работают 5 человек - 4 машиниста котельной, 1 слесарь по ремонту котельного оборудования. Двое осужденных привлекаются к работам в котельной без официального трудоустройства.
В нарушение пункта 56 Типовых норм от 9 декабря 2014 года N 997н все машинисты не обеспечены костюмами для защиты от повышенных температур, щитками защитными лицевыми или очками защитными, касками защитными, фартуками из полимерных материалов с нагрудниками. Не в полном объеме осужденные обеспечены средствами индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующими, перчатками с полимерным покрытием, перчатками для защиты от повышенных температур.
По факту выявленных нарушений, 28 апреля 2018 года Сахалинским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Сахалинской области Богадельщиковым Д.В. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Федерального казенного учреждения "Лечебное исправительное учреждение № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Сахалинской области".
Должностное лицо Государственной инспекции по труду в Сахалинской области при рассмотрении дела пришло к выводу о том, что вина юридического лица в совершении указанного правонарушения полностью подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами.
Суд соглашается с указанными выводами, поскольку в ходе рассмотрения жалобы, данные выводы нашли свое объективное подтверждение.
Имеющиеся в материалах дела доказательства с точки зрения относимости, допустимости, достоверности соответствуют положениям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Должностным лицом доказательства оценены по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обстоятельства дела установлены верно.
Таким образом, Федеральное казенное учреждение "Лечебное исправительное учреждение № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Сахалинской области" обоснованно признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы об отсутствии финансирования не свидетельствует об отсутствии вины юридического лица в совершении вменяемого административного правонарушения и основанием для освобождения от административной ответственности не является, так как обязанность по обеспечению работника специальной одеждой, специальной обувью и средствами индивидуальной защиты возложена на работодателя.
В материалах дела, действительно, имеются документы, свидетельствующие о том, что в 2017-2018 году Учреждение обращалось в УФСИН Сахалинской области по вопросу выделения дополнительных финансовых средств для приобретения средств индивидуальной защиты.
Вместе с тем то обстоятельство, что соответствующее финансирование выделено не было, не лишало Учреждение возможности привлечь для выполнения требований трудового законодательства иные средства, в том числе полученные от приносящей доход деятельности учреждения.
Согласно Уставу Учреждение может осуществлять приносящую доход деятельность, виды которой перечислены в пункте 2.4 Устава.
Установленные в ходе производства по делу обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что Учреждением не были приняты достаточные и все зависящие от него меры для обеспечения безопасности и условий труда.
Недостаточное бюджетное финансирование не является основанием для освобождения от выполнения требований трудового законодательства. Допущенные нарушения могут повлечь негативные последствия, приводят к недопустимому риску для жизни и здоровья людей.
Таким образом, Учреждение обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной части 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно и объективно установлены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Так, в силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены: наличие события административного правонарушения, виновность должностного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
При производстве по делу нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы об отсутствии сведений в оспариваемом постановлении о лицах присутствующих при рассмотрении дела, отсутствие сведения о надлежащем уведомлении юридического лица, факт того, что законным представителем Учреждения на момент рассмотрения дела ФИО не являлся, не могут повлечь отмену оспариваемого постановления.
Согласно части 1 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Исходя из положений части 3 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, юридические лица извещаются по месту их нахождения, которое определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц.
Как следует из материалов дела, извещение о месте и времени рассмотрения дела – 10 мая 2018 года в 12 часов 30 минут было доставлено должностным лицом государственной инспекции труда по месту нахождения юридического лица нарочным, о чем свидетельствует подпись специалиста канцелярии Учреждения.
В соответствии с частью 3 статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Следовательно, при вынесении постановления по делу об административном правонарушении должностным лицом административного органа были созданы необходимые условия для обеспечения процессуальных гарантий прав лица, привлекаемого к административной ответственности, предусмотренных частью 3 статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При указанных обстоятельствах, указание в постановлении в качестве законного представителя ФИО, не указание фамилий участвующих в деле лиц, не могут являться основанием к отмене обжалуемого постановления, поскольку эти недостатки носят характер описки и могут быть исправлены в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание в виде штрафа назначено в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в пределах санкции части 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Назначенное наказание отвечает требованиям закона, является справедливым и снижению не подлежит.
При рассмотрении жалобы исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица установлено не было, в связи с чем оснований для применения положений частим 3.2, 3.3, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Таким образом, поскольку юридически значимые обстоятельства установлены правильно, нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного постановления не допущено, постановление является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
На основании пункта 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ № ░░ 10 ░░░ 2018 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ "░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ № 3 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░" ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 4 ░░░░░░ 5.27.1 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░