Дело № 2а-195/2021 УИД 76RS0017-01-2020-001766-15 |
Мотивированное решение изготовлено в полном объеме 30 июня 2021 года |
г. Ярославль 07 мая 2021 года
Ярославский районный суд Ярославской области в составе:
председательствующего судьи Патрунова С.Н.,
при секретаре Данчук М.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административный иск Соколовой Ирины Анатольевны, Лодышкина Сергея Александровича к Администрации ЯМР, Администрации Кузнечихинского сельского поселения ЯМР о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,
установил:
24.11.2016 в администрацию Кузнечихинского сельского поселения ЯМР поступили 2 аналогичных заявления Соколовой Ирины Анатольевны - о предварительном согласовании предоставления земельных участков по адресу: <адрес>, площадью 36 кв.м. в аренду для строительства гаража (л.д.13, 14).
02.12.2016 Администрацией Кузнечихинского сельского поселения изданы Постановления №1417 и №1418 (л.д.41-42, 55-56), которыми согласовано предоставление указанных участков в территориальной зоне Ж1 «Многоэтажная жилая застройка этажностью до 5 этажей» с разрешенным использованием «гаражи», утверждены схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории (л.д. 43, 57), решено обеспечить выполнение кадастровых работ, необходимых для образования участков. 17.11.2017 подготовлены межевые планы участков (л.д. 44-52, 58-66).
19.12.2017, согласно выпискам из ЕГРН (л.д.99-103, 109-113), на кадастровый учет поставлены земельные участки с кадастровыми номерами № (далее по тексту – ЗУ:2000), № (далее по тексту – ЗУ:2001), каждый из которых имеет общую площадь 36 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – гаражи, для размещения индивидуальных гаражей, расположен по адресу: <адрес>.
24.11.2016 в администрацию Кузнечихинского сельского поселения ЯМР Лодышкина Сергея Александровича о предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу: <адрес>, площадью 48 кв.м. в аренду для строительства гаража (л.д.12).
02.12.2016 Администрацией Кузнечихинского сельского поселения издано Постановление №1416 (л.д.26-27), которым согласовано предоставление указанного участка в территориальной зоне Ж1 «Многоэтажная жилая застройка этажностью до 5 этажей» с разрешенным использованием «гаражи», утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (л.д.28), решено обеспечить выполнение кадастровых работ, необходимых для образования участка. 27.12.2016 подготовлен межевой план участка (л.д. 29-38).
11.01.2017, согласно выписке из ЕГРН (л.д.104-108), на кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 48 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – гаражи, для размещения индивидуальных гаражей, расположенный по адресу: <адрес> (далее по тексту – ЗУ:1859).
Соколова Ирина Анатольевна, Лодышкин Сергей Александрович обратились в суд с административным иском к Администрации ЯМР, Администрации Кузнечихинского сельского поселения ЯМР, в котором, с учетом уточнения требований (л.д. 161-163) просили:
- признать незаконным бездействие ответчика по не предоставлению в аренду ЗУ:2000, ЗУ:2001 - Соколовой И.А., ЗУ:1859 – Лодышкину С.А.,
- обязать ответчика предоставить указанные земельные участки истцам в аренду.
В обоснование иска (л.д. 4-5, 161-163) указано, что в нарушение ст. 39.18 ЗК РФ ЗУ:2000, ЗУ:2001, ЗУ:1859 истцам в аренду не предоставлены. В ответах Администрации ЯМР и Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области указано, что при подготовке аукционов в отношении указанных участков выяснилось, что они в соответствии с Правилами землепользования и застройки Кузнечихинского сельского поселения ЯМР расположены в территориальной зоне Ж1 «Многоэтажная жилая застройка этажностью до 5 этажей», в основных видах разрешенного использования которой такой вид разрешенного использования как «гаражи» не предусмотрен. Однако на дату обращения истцов с заявлениями в администрацию Кузнечихинского сельского поселения ЯМР такой вид разрешенного использования как «гаражи» был предусмотрен во вспомогательных видах разрешенного использования земельных участков для указанной территориальной зоны. На заседании градостроительной комиссии ЯМР 18.01.2018 также было принято решение о внесении изменений в Правила землепользования и застройки Кузнечихинского сельского поселения ЯМР в части изменения территориальной зоны Ж1, где находятся ЗУ:2000, ЗУ:2001, ЗУ:1859, на территориальную зону П-2 «Территория размещения коммунальных и складских объектов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, объектов оптовой торговли», где в числе видов разрешенного использования будет предусмотрено размещение гаражей. 30.04.2020 в Правила землепользования и застройки Кузнечихинского сельского поселения ЯМР внесены изменения, согласно которым в территориальных зонах Ж1 и П2 вообще не предусмотрено размещение гаражей, предназначенных для хранения автотранспортных средств для личных, семейных и иных нужд. Территориальная зона П2 предусматривает среди основных видов разрешенного использования только служебные гаражи. Ответчиком затягивается решение вопроса по заявлениям истцов.
В судебном заседании административный истец Соколова И.А., представитель всех истцов по доверенности Сивцов О.В. заявленные требования поддержали по указанным основаниям. Пояснил, что ответчиками не выполнен комплекс действий по предоставлению указанных участков истцам. Аукцион не проводился.
Представитель административного ответчика - Администрации ЯМР, заинтересованного лица – КУМИ Администрации ЯМР по доверенностям Потапова И.В. против удовлетворения заявления возражала. Пояснила, что Администрация Кузнечихинского сельского поселения ЯМР при передаче полномочий в сфере предоставления земельных участков в Администрацию ЯМР были переданы документы только в отношении ЗУ:1859, в отношении ЗУ:2000, ЗУ:2001 какие-либо документы переданы не были. Предоставление указанных участков в аренду возможно только путем проведения аукциона, однако, с заявлениями о проведении аукциона истцы в Администрацию ЯМР не обращались. Кроме того все участки находятся в территориальной зоне Ж1, в которой видами разрешенного использования размещение индивидуальных гаражей не было предусмотрено. В настоящее время это зона Ж1 «Среднеэтажная жилая застройка», в которой размещение индивидуальных гаражей также не предусмотрено, что исключает возможность проведения аукциона.
В судебное заседание не явились: административный истец Лодышкин С.А.; административный ответчик – Администрация Кузнечихинского сельского поселения ЯМР; заинтересованное лицо – Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области. Извещались надлежаще. Дело рассмотрено в их отсутствие.
Администрацией Кузнечихинского сельского поселения ЯМР представлен ответ, согласно которому документов по формированию и предоставлению ЗУ:1859, ЗУ:2000, ЗУ:2001 не имеется, полномочия по распоряжению земельными участками с 01.01.2017 переданы Администрации ЯМР.
Заслушав участников процесса, явившихся в судебное заседание, исследовав и оценив письменные материалы дела, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
С доводами стороны истца о необходимости применения к сложившимся правоотношениям положений ст. 39.18 ЗК РФ суд не соглашается. Указанная статья, как в ней указано, регламентирует предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, в то время как истцы просили согласовать предоставление земельных участков для строительства гаражей.
Применению подлежат ст. 39.6, ст. 39.11 ЗК РФ.
На момент обращения истцов в Администрацию Кузнечихинского сельского поселения ЯМР с заявлениями о предварительном согласовании предоставления земельных участков п. 1 ст. 39.6 ЗК РФ предусматривал, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. В рассматриваемом деле п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ не применим, в связи с чем ЗУ:1859, ЗУ:2000, ЗУ:2001 могли быть предоставлены только путем проведения аукциона в порядке, установленном ст. 39.11-39.12 ЗК РФ.
Пунктом 4 ст. 39.11 ЗК РФ предусмотрено, что проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица. В этом случае образование земельного участка и подготовка аукциона осуществляются в следующем порядке:
1) подготовка заинтересованными в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка…
2) обращение заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка. При этом в данном заявлении указывается цель использования земельного участка;
3) проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса и подпунктами 5 - 9, 13 - 19 пункта 8 настоящей статьи, принятие и направление им заявителю в срок не более двух месяцев со дня поступления заявления об утверждении схемы расположения земельного участка решения о ее утверждении с приложением этой схемы или решения об отказе в ее утверждении при наличии хотя бы одного из указанных оснований…
4) обеспечение заинтересованным лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта схемой расположения земельного участка;
5) осуществление на основании заявления заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица государственного кадастрового учета земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на земельный участок, образование которого осуществляется на основании схемы расположения земельного участка, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) обращение заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением о проведении аукциона с указанием кадастрового номера такого земельного участка. В данном заявлении должна быть указана цель использования земельного участка;
7) обращение уполномоченного органа с заявлением о государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на земельный участок, образованный в соответствии с проектом межевания территории или с утвержденной в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта схемой расположения земельного участка, за исключением случаев, если земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, и случаев, если земельный участок не может быть предметом аукциона в соответствии с подпунктами 1, 5 - 19 пункта 8 настоящей статьи;
8) получение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, если наличие таких условий является обязательным условием для проведения аукциона, за исключением случаев, если земельный участок не может быть предметом аукциона в соответствии с подпунктами 1, 5 - 19 пункта 8 настоящей статьи;
9) проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи, и принятие им в срок не более чем два месяца со дня поступления соответствующего заявления решения о проведении аукциона либо решения об отказе в проведении аукциона при наличии хотя бы одного из указанных оснований.
Из материалов дела следует, что требования пп. 1-5 п. 4 ст. 39.11 ЗК РФ вплоть до постановки ЗУ:1859, ЗУ:2000, ЗУ:2001 на кадастровый учет были выполнены, однако, с заявлениями о проведении аукциона с указанием кадастровых номеров земельных участков (что возможно только после их постановки на кадастровый учет) в Администрацию ЯМР истцы не обратились. Все участки поставлены на кадастровый учет после 01.01.2017, то есть после того, как полномочия по предоставлению земельных участок были переданы органу местного самоуправления муниципального района (пп. б п. 1 ст. 2 Федерального закона от 03.07.2016 N 334-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"). Таким образом, истцы могли обратиться с заявлениями о проведении аукциона только в Администрацию ЯМР, однако, этого не сделали.
Доводы истцов о том, что аукционы должны были проводиться на основании заявлений истцов о предварительном согласовании предоставления земельных участков (л.д. 12-14) судом не принимаются. Из п. 5 ст. 39.11 ЗК РФ следует, что заявление об утверждении схемы расположения земельного участка и заявление о проведении аукциона являются различными заявлениями (в соответствии с п. 5 ст. 39.11 ЗК РФ заявление об утверждении схемы расположения земельного участка, заявление о проведении аукциона подаются или направляются в уполномоченный орган заявителем по его выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"). В данных заявлениях не указанны кадастровые номера участков.
Соответственно, у ответчиков не возникло обязанности вынести решение о проведении аукциона или решение об отказе в проведении аукциона. Права истцов не нарушены, так как ответчиками не допущено незаконного бездействия.
Более того, ЗУ:1859, ЗУ:2000, ЗУ:2001 в принципе не могли быть предметами аукционов в силу пп. 5 п. 8 ст. 39.11 ЗК РФ, согласно которому «земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если: 5) в отношении земельного участка не установлено разрешенное использование или разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования земельного участка, указанным в заявлении о проведении аукциона».
В соответствии с ч. 6 ст. 30 ГрК РФ в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются: 1) виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно п. 7-9 ст. 1 ГрК РФ территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты; правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений; градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения.
В соответствии с п. 4 ст. 85 ЗК РФ земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования … Реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.
Истцы ранее обращались с заявлениями о предварительно согласовании предоставления им участков для строительства гаражей, однако, такая цель использования земельных участков не соответствовала виду разрешенного использования ЗУ:1859, ЗУ:2000, ЗУ:2001, что в силу пп. 5 п. 8 ст. 39.11 ЗК РФ исключало возможность проведения аукциона.
Так, из материалов дела усматривается, что на момент обращения истцов с заявлениями о предварительном согласовании предоставления земельных участков, на момент издания Администрацией Кузнечихинского сельского поселения ЯМР постановлений о согласовании их предоставления, на момент постановки указанных участков на кадастровый учет ЗУ:1859, ЗУ:2000, ЗУ:2001 в соответствии Правилами землепользования и застройки Кузнечихинского сельского поселения ЯМР (в редакции решения муниципального совета Кузнечихинского сельского поселения №22 от 17.06.2016) (л.д. 15, 21-24, 119-121) находились в территориальной зоне Ж1 «Многоэтажная жилая застройка этажностью до 5 этажей», в которой основные, условно разрешенные виды разрешенного использования земельных участков не предусматривали возможность размещения индивидуальных гаражей. Возможность размещения гаражей, автостоянок, предназначенных для хранения автотранспортных средств для личных, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности была предусмотрена только во вспомогательных видах разрешенного использования земельных участков.
Решением Муниципального совета Кузнечихинского сельского поселения ЯМР №39 от 30.04.2020 (л.д. 77) в Правила землепользования и застройки Кузнечихинского сельского поселения ЯМР внесены изменения: ЗУ:1859, ЗУ:2000, ЗУ:2001 остались в территориальной зоне Ж1, однако, зона Ж1 стала именоваться «Среднеэтажная жилая застройка». Размещение индивидуальных гаражей в указанной территориальной зоне действующими Правилами землепользования и застройки Кузнечихинского сельского поселения ЯМР не предусмотрено ни в основных, ни в условно-разрешенных видах использования земельных участков; вспомогательные виды разрешенного использования не предусмотрены.
Доводы истцов о том, что на момент подачи заявлений о предварительном согласовании предоставления земельных участков возможность размещения гаражей, автостоянок, предназначенных для хранения автотранспортных средств для личных, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности была предусмотрена во вспомогательных видах разрешенного использования судом не принимаются. В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. Таким образом, вспомогательный вид разрешенного использования не может быть установлен без установления основного или условно-разрешенного вида разрешенного использования земельного участка. В любом случае в настоящее время Правила землепользования и застройки Кузнечихинского сельского поселения ЯМР не предусматривают возможность размещения индивидуальных гаражей в территориальной зоне Ж1 ни в качестве основного, ни в качестве условно-разрешенного, ни в качестве вспомогательного вида разрешенного использования земельного участка.
Доводы истцов о принятии решения на заседании градостроительной комиссии ЯМР о внесении изменений в Правила землепользования и застройки Кузнечихинского сельского поселения ЯМР в части изменения территориальной зоны Ж1, где находятся ЗУ:2000, ЗУ:2001, ЗУ:1859, на территориальную зону П-2 «территория размещения коммунальных и складских объектов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, объектов оптовой торговли», где в числе видов разрешенного использования будет предусмотрено размещение гаражей, судом не принимаются, так как указанное решение не реализовано: изменения не внесены. Суд исходит из редакций Правил землепользования и застройки Кузнечихинского сельского поселения ЯМР, действовавших с момента обращения истцов с заявлениями в Администрацию Кузнечихинского сельского поселения ЯМР и по настоящее время.
Суд учитывает, что после внесения изменений в Правила землепользования и застройки Кузнечихинского сельского поселения ЯМР истцы вправе обратиться в Администрацию ЯМР с заявлениями о проведении аукциона в отношении ЗУ:1859, ЗУ:2000, ЗУ:2001, которое должно быть рассмотрено в порядке ст. 39.11 ЗК РФ, и в случае несогласия с вынесенным решением - обжаловать его. Однако, в настоящее время права истцов не нарушены в связи с чем иск удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 174- 178, 217 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного иска Соколовой Ирины Анатольевны, Лодышкина Сергея Александровича к Администрации ЯМР, Администрации Кузнечихинского сельского поселения ЯМР о признании незаконным бездействия, возложении обязанности отказать.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ярославский районный суд Ярославской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Патрунов С.Н.