Дело № 2а-2929/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 декабря 2019 года г. Севастополь
Ленинский районный суд г. Севастополя в составе
председательствующего судьи Степановой Ю.С.,
при секретаре Цукановой Д.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Каримуллина Ф.Ф. к судебному приставу-исполнителю ОСП по Ленинскому району УФССП России по Севастополю Заботиной А.В. , ОСП по Ленинскому району УФССП России по Севастополю, УФССП России по Севастополю об оспаривании постановления судебного-пристава-исполнителя,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Каримуллин Ф.Ф. обратился в суд с вышеуказанным административным иском, указав в обоснование своих требований, что 05.11.2019 года за №№ судебным приставом –исполнителем Заботиной А.В. вынесено постановление о взыскании с него исполнительского сбора, которой было получено им нарочно 07.11.2019 года. В постановлении указано, что должником не исполнен исполнительный документ, а также не указана сумма с которой был посчитан исполнительский сбор. Считает, что само постановление было вынесено не территориальности, так как в г. Севастополе он не проживает, не зарегистрирован, и имущества не имеет., а пристав ОСП по Ленинскому району наделен полномочиями совершить исполнительные действия только по территории Ленинского района г. Севастополя. Считает, что возможно пристав вынесла постановление на основании других постановлений от 11.10.2019 №№ о расчете задолженности по алиментам и от 21.10.2019 №№ о внесении изменений в ранее вынесенное постановление, где ошибочно насчитана задолженность в размере <данные изъяты> руб. Судебным приставом систематически выносятся постановления о неверном расчете задолженности, которая у него отсутствует, данные постановления обжалованы истцом и не вступили в законную силу. Таким образом постановление от 05.11.2019 г. № № судебного –пристава исполнителя Заботиной А.В. о взыскании исполнительского сбора просит признать незаконным и отменить.
Административный истец Кариммулин Ф.Ф. в судебном заседании административный иск поддержал, просил его удовлетворить.
Административный ответчик и Представитель административного ответчика ОСП по Ленинскому району УФССП России по г. Севастополю – Заботина А.В., действующая на основании доверенности от 21.02.2019 года, просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель административного ответчика УФССП России по г. Севастополю в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Заинтересованное лицо Джемалдинова Ю.Н. в судебное заседание не явился, извещена надлежащим образом.
Суд, с учетом мнения участников процесса, полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий ( бездействия ) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия ( бездействие ) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. ст. 218, 360 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий постановления, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В соответствии с положениями ч.1 ст.121 Федерального закона "Об исполнительном производстве" постановления судебного пристава -исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Частью 9 ст. 226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п. п. 1 и 2 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п. п. 3, 4 ч. 9, 10 ст. 226 КАС РФ - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).
В силу ст.2 Федерального закона N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно ст.63 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом -исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона N 118-ФЗ от 21 июля 1997 года "О судебных приставах" обязанностью судебного пристава-исполнителя является принятие всех мер по своевременному, полному и правильному исполнению принятых к производству исполнительных документов. В процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В силу ч. 1 ст. 105 Закона об исполнительном производстве в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Статьей 112 Закона об исполнительном производстве определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3).
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П указано, что исполнительский сбор не является правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительный действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов, а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложении на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Аналогичная позиция изложена и в п. 78 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства".
Для взыскания исполнительского сбора необходима совокупность двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения и наличие вины должника в таком неисполнении.
Судом установлено, что на основании исполнительного листа, выданного Гагаринским районным судом г. Севастополя 05.09.2017 года по гражданскому делу по иску Джемалдиновой Ю.Н. к Каримуллину Ф.Ф. об установлении отцовства и взыскании алиментов, 28.08.2018 г. судебным приставом исполнителем ОСП по Ленинскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по г. Севастополю вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства.
30.04.2018 г. судебным приставом исполнителем ОСП по Нахимовскому району УФССП России по Севастополю вынесено постановление о расчете задолженности по алиментам, предметом которого является взыскание алиментов с 01.04.2018г. в размере № заработка. На момент взыскания задолженности 01.04.2018 задолженность составляет № С учетом погашения задолженности итого подлежит взысканию №
11.10.2019г. судебным приставом –исполнителем ОСП по Ленинскому району УФССП по Севастополю УФССП России по Севастополю вынесено постановление о расчете задолженности по алиментам, и определена задолженность по алиментам по состоянию на 01.10.2019г. в размере 75 893,09 руб.
21.10.2019 г. судебным приставом –исполнителем ОСП по Ленинскому району УФССП по Севастополю вынесено постановление о внесении изменений в ранее вынесенное постановление, согласно которого установлено, что 11.10.2019 судебным приставом вынесено постановление №№, в расчете допущена описка в установочной части. Постановлением внесены изменения в расчет задолженности тот 11.09.2019 №№ «Задолженность с 01.05.2018 по 30.09.2019 составляет <данные изъяты> руб, сумма оплаты за период 01.05.20109 по 31.05.2019 указана как <данные изъяты> руб., в установочной и постановочной части «Общая задолженность на 01.10.2019 составляет <данные изъяты>
05.11.2019 года судебным приставом исполнителем ОСП по Ленинскому району УФССП по г. Севастополю Заботиной А.В. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора, поскольку исполнительный документ должником Каримуллиным Ф.Ф. в установленный для добровольного исполнения срок не исполнен. Взыскано в должника Каримуллина исполнительский сбор в размере <данные изъяты>.
Административным истцом Каримуллиным Ф.Ф. подана жалоба руководителю УФССП по Севастополю на постановление пристава-исполнителя Заботиной А.В. от 11.10.20119 №<данные изъяты> о расчете задолженности и от 21.10.2019 №<данные изъяты> о внесении изменений в ранее вынесенное постановление и бездействие начальника ОСП по Ленинскому району.
19.11.2019г. Заместителем начальника-отдела – заместителем старшего судебного пристава ОСП по Ленинскому району УФССП по Севастополю Хижняк Р.Э. вынесено постановление об отказе в удовлетворении жалобы.
02.12.2019 г. судебным приставом – исполнителем ОСП по Ленинскому району УФССП по Севастополю Заботиной А.В. вынесено постановление о расчете задолженности, которым отменено постановление о расчет задолженности от 11.10.2019 №№. Определено должнику Каримуллину Ф.Ф. задолженность по алиментам по состоянию на 01.12.2019г. в размере № руб.
Постановление от 05.11.2019 г № о взыскании исполнительского сбора судебным приставом не отменено.
Таким образом, судом установлены основания для признания постановления судебного пристава-исполнителя незаконным и нарушение прав и законных интересов должника.
В соответствии с ч. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о признании постановления от 05.11.2019г. №№ о взыскании исполнительского сбора незаконным, и подлежащим отмене.
Руководствуясь ст.ст. 175-189 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Кариммулина Ф.Ф. удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по Ленинскому району УФССП по Севастополю Заботиной А.В. от 05.11.2019г. №№ о взыскании исполнительского сбора незаконным.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд г. Севастополя в течении месяца со дня составлении решения суда в окончательной форме.
Мотивированный текст решения изготовлен 13.12.2019 г.
Судья Ю.С. Степанова