Дело № 2а-601/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Ломоносов 30 июня 2020 года
Ломоносовский районный суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Яковлевой М.В.,
при секретаре Спренгель У.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Рудник Максима Анатольевича к отделу по Петродворцовому району Санкт-Петербурга и Ломоносовскому району Ленинградской области Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области об оспаривании действий по отказу в регистрации по месту жительства, обязании повторно рассмотреть заявление и поставить на регистрационный учет,
УСТАНОВИЛ:
Рудник М.А. обратился в Ломоносовский районный суд Ленинградской области с административным исковым заявлением к отделу по Петродворцовому району Санкт-Петербурга и Ломоносовскому району Ленинградской области Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Санкт-Петербурга и Ленинградской области о признании незаконным действия административного ответчика по отказу в регистрации Рудник М.А., как супруга Дорофеевой Е.А., по адресу регистрации его жены в <адрес> в <адрес>; обязании административного ответчика повторно рассмотреть заявление о регистрации Рудник М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> <адрес> и поставить его на регистрационный учет, как супруга Дорофеевой Е.А., по адресу регистрации его жены в <адрес> в <адрес>; взыскать с ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области в пользу Рудник М.А. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей 00 копеек.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ обратился к ответчику с заявлением о регистрации по месту жительства по адресу: <адрес>, где зарегистрирована его супруга Дорофеева Е.А., однако получил отказ в регистрации по указанному адресу, с которым не согласился в связи с чем, обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.
В судебное заседание административный истец Рудник М.А. не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен судом надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, своего представителя в суд не направил, об отложении рассмотрения дела не просил.
Представитель административного ответчика отдела по Петродворцовому району Санкт-Петербурга и Ломоносовскому району Ленинградской области Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, заинтересованные лица - ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, местная администрация муниципального образования Лопухинское сельское поселение Ломоносовского района, Дорофеева Е.А., Денисова Н.А., Бурдеев К.Н., действующие также в интересах несовершеннолетней дочери Бурдеевой А.К. в судебное заседание также не явились, о месте и времени рассмотрения дела были извещены судом надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, об отложении рассмотрения дела не просили.
С учетом положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд нашел возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действий (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в отношении которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, законодатель предусмотрел, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица и реального нарушения при этом прав заявителя.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 67, частью 1 статьи 69, частью 1 статьи 70 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право в установленном порядке вселять в занимаемое жилое помещение иных лиц.
К членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
Наниматель с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, вправе вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, своих детей и родителей или с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, и наймодателя - других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов своей семьи. Наймодатель может запретить вселение граждан в качестве проживающих совместно с нанимателем членов его семьи в случае, если после их вселения общая площадь соответствующего жилого помещения на одного члена семьи составит менее учетной нормы. На вселение к родителям их несовершеннолетних детей не требуется согласие остальных членов семьи нанимателя и согласие наймодателя.
Из указанной нормы следует, что отказ наймодателя во вселении граждан в качестве членов семьи нанимателя не может быть произвольным; законодатель установил единственное основание для отказа в таком вселении, если после вселения граждан общая площадь соответствующего жилого помещения на одного члена семьи станет менее учетной нормы. При этом, запрет во вселении граждан в качестве членов семьи нанимателя является не обязанностью, а правом наймодателя.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 14 от 2 июля 2009 года «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» при вселении нанимателем в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, детей и родителей не имеет значения, что обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи составит менее учетной нормы. В то же время для вселения нанимателем в жилое помещение других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов его семьи нанимателем должно быть получено согласие в письменной форме не только членов своей семьи, но и наймодателя. Наймодатель вправе запретить вселение других граждан, если после их вселения общая площадь занимаемого жилого помещения на одного члена семьи составит менее учетной нормы. Отказ наймодателя в даче согласия на вселение других лиц в жилое помещение может быть оспорен в судебном порядке. Вместе с тем причины, по которым члены семьи нанимателя отказывают в даче согласия на вселение в жилое помещение других лиц, не имеют правового значения, а потому их отказ в таком согласии не может быть признан судом неправомерным.
Органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации являются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (статья 4 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»).
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 года № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции», с 5 апреля 2016 года федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции является Министерство внутренних дел Российской Федерации, вместо упраздненной Федеральной миграционной службы.
В силу положений статьи 6 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» гражданин Российской Федерации (за исключением случая, предусмотренного статьей 6.1 настоящего Закона), изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, непосредственно в орган регистрационного учета с заявлением по установленной форме.
Согласно пункту 2 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713, органами регистрационного учета в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне или закрытых административно-территориальных образованиях, являются территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации являются лица, предусмотренные перечнем, утвержденным указанным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713 (пункт 4 Правил регистрации), среди которых должностные лица органов местного самоуправления в области жилищных отношений, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями государственного и муниципального жилищного фонда (пункт 1 Перечня).
В силу пункта 16 Правил регистрации гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, и представить: документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту жительства; документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.
В случае отсутствия жилищно-эксплуатационных организаций при заселении жилых помещений, принадлежащих на праве собственности гражданам или юридическим лицам, указанные документы представляются этим гражданам или представителю юридического лица, на которого возложены обязанности по контролю за использованием жилых помещений.
Гражданин вправе не предъявлять документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (договор социального найма, договор найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, прошедшие государственную регистрацию договор или иной документ, выражающие содержание сделки с недвижимым имуществом, свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение либо иной документ), если сведения, содержащиеся в соответствующем документе, находятся в распоряжении государственных органов или органов местного самоуправления. В данном случае орган регистрационного учета самостоятельно запрашивает в государственных органах, органах местного самоуправления соответствующий документ (сведения, содержащиеся в нем), выписку из соответствующего реестра, иную информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации и производит регистрацию гражданина по месту жительства не позднее 8 рабочих дней со дня подачи им заявления о регистрации по месту жительства и документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании пункта 17 Правил регистрации лица, ответственные за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, а также граждане и юридические лица, предоставляющие для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, в 3-дневный срок со дня обращения граждан передают документы, указанные в пункте 16 настоящих Правил, вместе с адресными листками прибытия и формами статистического учета в органы регистрационного учета.
Из материалов дела следует, что в трех комнатной <адрес> в <адрес>, площадью 56,68 кв.м., зарегистрированы по месту жительства Денисова Наталья Александровна, её муж Бурдеев Константин Николаевич, несовершеннолетняя дочь Бурдеева Александра Константиновна, 2010 года рождения, а также сестра Дорофеева Елена Александровна. Указанное жилое помещение предоставлено по договору социального найма № от 9 февраля 2011 года, заключенным между наймодателем - местной администрацией муниципального образования Лопухинское сельское поселение и нанимателем - Денисовой Н.А., что подтверждается справкой о регистрации (форма 9) от 10 июля 2018 года (л.д. 26), что также следует из содержания позиции местной администрации (л.д. 38).
Сестра нанимателя указанного жилого помещения Денисовой Н.А. - Дорофеева Е.А. состоит в зарегистрированном браке с истцом Рудник М.А., о чем представлено свидетельство о заключении брака (л.д. 6).
Поскольку Рудник М.А. не является членом семьи Денисовой Н.А., как нанимателя указанного жилого помещения, и не признан в установленном законом порядке в качестве члена её семьи, то для регистрации по месту жительства в этом помещении по месту регистрации его супруги Дорофеевой Е.А., необходимо письменное согласие нанимателя Денисовой Н.А. и членов её семьи, а также наймодателя местной администрации муниципального образования Лопухинское сельское поселение. При этом с заявлением установленной формы о регистрации по месту жительства следовало обратиться к должностному лицу органа местного самоуправления (местной администрации муниципального образования Лопухинское сельское поселение), как ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета (территориальные органы МВД РФ) документов для регистрации по месту жительства.
Вместе с тем Рудник М.А. обратился ДД.ММ.ГГГГ с заявлением установленной формы о регистрации по месту жительства по адресу: <адрес>, не в орган местного самоуправления - местную администрацию муниципального образования Лопухинское сельское поселение, а непосредственно в территориальный орган регистрационного учета - отдел по Петродворцовому району Санкт-Петербурга и Ломоносовскому району Ленинградской области Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Санкт-Петербурга и Ленинградской области, указав в заявлении, что жилое помещение предоставлено его супругой Дорофеевой Е.А. на основании договора социального найма, которая также подписала заявление в качестве лица, предоставившего жилое помещение (л.д. 4).
Административный ответчик - отдел по Петродворцовому району Санкт-Петербурга и Ломоносовскому району Ленинградской области Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Санкт-Петербурга и Ленинградской области отказал в регистрации Рудник М.А. по месту жительства в указанном жилом помещении, ссылаясь на положения части 1 статьи 70 Жилищного кодекса Российской Федерации о том, что регистрация может быть осуществлена только с согласия наймодателя, о чем имеется разъяснения на обороте заявления Рудник М.А. выполненное старшим инспектором ФИО8 (л.д. 4 оборот).
Поскольку Рудник М.А. не представил письменного согласия нанимателя жилого помещения Денисовой Н.А. и членов её семьи, а также наймодателя местной администрации муниципального образования Лопухинское сельское поселение на вселение его в квартиру по месту регистрации его супруги Дорофеевой Е.А., не являющейся нанимателем этого жилого помещения, при этом обратился сразу в территориальный орган регистрационного учета, вместо должностного лица местной администрации муниципального образования Лопухинское сельское поселение, ответственного за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, то административный ответчик обоснованно отказал в регистрации административного истца по месту жительства в жилом помещении по адресу: <адрес>.
При таких обстоятельствах у суда не имеется правовых оснований для возложения на административного ответчика обязанности рассмотреть заявление Рудник М.А. о регистрации месту жительства и поставить его на регистрационный учет по указанному адресу.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения заявленных исковых требований не имеется.
Учитывая что требования о взыскании расходов по оплате государственной пошлины является производным от основного требования в удовлетворении которого административному истцу отказано, оснований для взыскания расходов по оплате государственной пошлины также не имеется.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Рудник Максима Анатольевича к отделу по Петродворцовому району Санкт-Петербурга и Ломоносовскому району Ленинградской области Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области об оспаривании действий по отказу в регистрации по месту жительства, обязании повторно рассмотреть заявление и поставить на регистрационный учет - отказать.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ломоносовский районный суд Ленинградской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 14 июля 2020 года.
Судья М.В. Яковлева