Копия
Дело № 2-350/2020
32RS0008-01-2020-000416-19
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Дятьково 10 июня 2020 года
Дятьковский городской суд Брянской области в составе
председательствующего судьи Румянцевой Н.А.
при секретаре Беляевой Т.Н.
с участием истца Шеманина В.С.
представителя ответчика Супроненко Т.В.
старшего помощника прокурора г. Дятьково Рубанова М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шеманина В.С. к Бытошской поселковой администрации о компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Шеманин В.С. обратился с вышеуказанным иском к ответчику, ссылаясь на то, что с ДД.ММ.ГГГГ работал водителем в Бытошской поселковой администрации. ДД.ММ.ГГГГ он был уволен в связи с прогулом на основании <данные изъяты>.
Однако данный дисциплинарный проступок он не совершал: ДД.ММ.ГГГГ в связи с исполнением трудовых обязанностей он занимался поиском запасных частей к автомобилю.
Расчет им был получен ДД.ММ.ГГГГ, трудовая книжка – ДД.ММ.ГГГГ посредством почтовой связи.
Полагая увольнение незаконным, истец просил суд восстановить его на работе в должности водителя Бытошской поселковой администрации.
Взыскать с Бытошской поселковой администрации в его пользу средний заработок в размере 10 974 рублей 76 копеек.
Ссылаясь на то, что после подачи иска в суд ДД.ММ.ГГГГ работодатель добровольно восстановил его на работе, оплатив в полном объеме вынужденный прогул, истец уточнил исковые требования, просил взыскать компенсацию морального вреда, причиненного незаконными действиями работодателя, в размере 50 000 рублей.
Истец в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель ответчика иск не признал, ссылаясь на отсутствие нарушения прав истца со стороны работодателя, недоказанность причинения действиями работодателя морального вреда истцу. Вместе с тем, не отрицал наличие нарушений процедуры увольнения.
Заслушав объяснения сторон, старшего помощника прокурора г. Дятьково, полагавшего исковые требования подлежащими удовлетворению, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу ст. 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания, предусмотренные названной правовой нормой. К дисциплинарным взысканиям, в частности, относится увольнение работника по основаниям, предусмотренным пунктом 6 части первой статьи 81 ТК РФ.
Согласно пп. «а» п. 6 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей: прогула, то есть отсутствия на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня (смены), независимо от его (ее) продолжительности, а также в случае отсутствия на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня (смены).
Порядок и сроки применения дисциплинарных взысканий установлены статьей 193 ТК РФ, в соответствии с которой до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт.
Непредоставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.
Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.
Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись, то составляется соответствующий акт.
В силу ст. 84.1 ТК РФ прекращение трудового договора оформляется приказом (распоряжением) работодателя.
С приказом (распоряжением) работодателя о прекращении трудового договора работник должен быть ознакомлен под роспись. По требованию работника работодатель обязан выдать ему надлежащим образом заверенную копию указанного приказа (распоряжения). В случае, когда приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора невозможно довести до сведения работника или работник отказывается ознакомиться с ним под роспись, на приказе (распоряжении) производится соответствующая запись.
В день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку или предоставить сведения о трудовой деятельности (статья 66.1 настоящего Кодекса) у данного работодателя и произвести с ним расчет в соответствии со статьей 140 настоящего Кодекса. По письменному заявлению работника работодатель также обязан выдать ему заверенные надлежащим образом копии документов, связанных с работой.
В случае, если в день прекращения трудового договора выдать работнику трудовую книжку или предоставить сведения о трудовой деятельности у данного работодателя невозможно в связи с отсутствием работника либо его отказом от их получения, работодатель обязан направить работнику уведомление о необходимости явиться за трудовой книжкой либо дать согласие на отправление ее по почте или направить работнику по почте заказным письмом с уведомлением сведения о трудовой деятельности за период работы у данного работодателя на бумажном носителе, заверенные надлежащим образом. Со дня направления указанных уведомления или письма работодатель освобождается от ответственности за задержку выдачи трудовой книжки или предоставления сведений о трудовой деятельности у данного работодателя. Работодатель также не несет ответственности за задержку выдачи трудовой книжки или за задержку предоставления сведений о трудовой деятельности у данного работодателя в случаях несовпадения последнего дня работы с днем оформления прекращения трудовых отношений при увольнении работника по основанию, предусмотренному подпунктом "а" пункта 6 части первой статьи 81 или пунктом 4 части первой статьи 83 настоящего Кодекса, и при увольнении женщины, срок действия трудового договора с которой был продлен до окончания беременности или до окончания отпуска по беременности и родам в соответствии с частью второй статьи 261 настоящего Кодекса. По письменному обращению работника, не получившего трудовой книжки после увольнения, работодатель обязан выдать ее не позднее трех рабочих дней со дня обращения работника, а в случае, если в соответствии с настоящим Кодексом, иным федеральным законом на работника не ведется трудовая книжка, по обращению работника (в письменной форме или направленному в порядке, установленном работодателем, по адресу электронной почты работодателя), не получившего сведений о трудовой деятельности у данного работодателя после увольнения, работодатель обязан выдать их не позднее трех рабочих дней со дня обращения работника способом, указанным в его обращении (на бумажном носителе, заверенные надлежащим образом, или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (при ее наличии у работодателя).
Как разъяснено в п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» при рассмотрении дела о восстановлении на работе лица, трудовой договор с которым расторгнут по инициативе работодателя, обязанность доказать наличие законного основания увольнения и соблюдение установленного порядка увольнения возлагается на работодателя.
Установлено, что распоряжением Бытошской поселковой администрации от ДД.ММ.ГГГГ №-рк Шеманин В.С. принят на работу в должности водителя.
В соответствии с актом №, составленным врио главы администрации Петранцовым Е.И., и.о. директора МУП «ВКЖКХ» Пинашиным В.С., депутатом поселкового Совета Костиным Ю.В., ДД.ММ.ГГГГ в период с 13-30 до 17-45 Шеманин В.С. отсутствовал на рабочем месте.
Распоряжением Бытошской поселковой администрации №-рк ДД.ММ.ГГГГ Шеманин В.С. уволен за прогул в соответствии с пп. «а» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Основанием для увольнения послужили акты от ДД.ММ.ГГГГ: № об отсутствии на рабочем месте; № об отказе работника от дачи объяснений.
Однако до применения дисциплинарного взыскания в виде увольнения работодателем в порядке, предусмотренном ст. 193 ТК РФ, от работника не были затребованы письменные объяснения относительно причин отсутствия на рабочем месте.
Представленный в судебное заседание акт об отказе работника от дачи объяснений составлен не по истечении двух дней со дня истребования соответствующих объяснений, а в день прогула - ДД.ММ.ГГГГ, в то время как Шеманин В.С., согласно акту №, до 17-45, то есть до конца рабочего дня, отсутствовал на рабочем месте. На следующий день – ДД.ММ.ГГГГ истец был уволен.
Таким образом, Шеманин В.С. был лишен возможности дать объяснения по вопросу своего отсутствия на рабочем месте, что является грубым нарушением процедуры применения дисциплинарного взыскания.
Распоряжение об увольнении в установленном порядке работнику объявлено не было.
Соответствующая отметка в нем отсутствует. Доказательств обратного не представлено.
Как пояснил в ходе судебного заседания Шеманин В.С., расчет с ним работодателем произведен ДД.ММ.ГГГГ, трудовую книжку он получил посредством почтовой связи ДД.ММ.ГГГГ.
Доказательств того, что в день прекращения трудового договора работодатель выдал работнику трудовую книжку, а также произвел с ним расчет, ответчиком суду также не представлено.
Распоряжением Бытошской поселковой администрации от ДД.ММ.ГГГГ №-рк отменено распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ №-рк о прекращении трудового договора с Шеманиным В.С. К исполнению трудовых обязанностей работник допущен с ДД.ММ.ГГГГ.
На основании платежного поручения № от ДД.ММ.ГГГГ работодателем выплачена заработная плата за март 2020 года.
Распоряжением Бытошской поселковой администрации от ДД.ММ.ГГГГ №-К Шеманин В.С. уволен в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 77 ТК РФ по соглашению сторон.
В тот же день работодателем произведен расчет в полном объеме, что не отрицалось в ходе судебного заседания истцом.
Согласно ч. 9 ст. 394 ТК РФ в случаях увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконного перевода на другую работу суд может по требованию работника вынести решение о взыскании в пользу работника денежной компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями. Размер этой компенсации определяется судом.
В силу ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Согласно разъяснениями, данными в п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», в соответствии с частью четвертой статьи 3 и частью девятой статьи 394 Кодекса суд вправе удовлетворить требование лица, подвергшегося дискриминации в сфере труда, а также требование работника, уволенного без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконно переведенного на другую работу, о компенсации морального вреда.
Учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).
В соответствии со статьей 237 Кодекса компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Поскольку в ходе судебного заседания нашел подтверждение факт нарушения работодателем установленного порядка увольнения Шеманина В.С., суд приходит к выводу о наличии основания для удовлетворения требований о компенсации морального вреда. Определяя размер компенсации морального вреда, суд принимает во внимание конкретные обстоятельстве дела, объем и характер причиненных работнику нравственных страданий, степень вины работодателя, и, с учетом требования разумности и справедливости, дальнейшего поведения работодателя, добровольно предпринявшего все меры к восстановлению нарушенных трудовых прав работника, полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 237, 394 ТК РФ, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Шеманина В.С. к Бытошской поселковой администрации о компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать с Бытошской поселковой администрации в пользу Шеманина В.С. компенсацию морального вреда в размере 5 000 (пяти тысяч) рублей.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Брянский областной суд через Дятьковский городской суд.
Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий <данные изъяты>/ Н.А. Румянцева
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> |