РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 декабря 2023 года <адрес>
Центральный районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Каримова Д.С.,
при секретаре судебного заседания ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № года по иску исполняющего обязанности прокурора <адрес>, действующего в интересах ФИО1 к администрации г.о.Тольятти об обеспечении беспрепятственного доступа,
УСТАНОВИЛ:
Исполняющий обязанности прокурора <адрес> обратился с вышеуказанным иском в Центральный районный суд <адрес> к администрации г.о.Тольятти об обеспечении беспрепятственного доступа, указав, что прокуратурой <адрес> проведена проверка по вопросам соблюдения органом местного самоуправления законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации.
В ходе проверки прокуратурой установлено, что ФИО1, в лице опекуна ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ обращалась в администрацию г.о. Тольятти с заявлением об оборудовании подъезда № многоквартирного <адрес> внутренним и наружным пандусами. Согласно индивидуальным программам реабилитации инвалидов, ФИО1 нуждается в техническом средстве реабилитации — кресле-коляске.
Муниципальной комиссией проведено обследование общедомового имущества и жилого помещения инвалида ФИО1, расположенного по адресу: <адрес>. В результате обследования комиссией вынесено заключение № от ДД.ММ.ГГГГ о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирных домах, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида.
До настоящего времени беспрепятственный доступ инвалида ФИО1 к жилому помещению и общему имуществу в указанных многоквартирных домах не обеспечен.
Согласно государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства управление указанными многоквартирным домом осуществляет ООО «УК Восточная» (ИНН 6324109961).
На основании вышеизложенного, с учетом уточнений, истец просит обязать администрацию г.о. Тольятти в течении 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить беспрепятственный доступ ФИО1 к жилому помещению, расположенному по адресу: <адрес>, путем проведения работ по оборудованию пандуса (подъемного механизма) в соответствии с требованиями, предусмотренными разделом III Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов».
Представитель истца помощник прокурора ФИО4 в судебном заседании уточнил свои требования, увеличив срок до 12 месяцев, на остальной части исковых требований настаивал в полном объеме.
ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена.
Представитель ответчика администрации г.о.Тольятти ФИО5, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, суду представила отзыв на исковое заявление, из которого следует, что в г.о. Тольятти определен порядок оборудования подъездов многоквартирных домов пандусами, предусматривающий привлечения денежных средств собственников помещений в таких многоквартирных домах.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» (далее - Постановление №) и приказом министерства социально-демографической и семейной политики <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отдельных вопросах реализации постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» в администрации городского округа Тольятти создана комиссия по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального и частного жилищных фондов, в целях их приспособления с учетом потребной инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов (постановление администрации г.о.Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ №-п/1).
В соответствии с п. 1.11 Порядка предоставления дополнительным мер социальной поддержки, утвержденного постановлением мэрии городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ №-п/1, финансовое обеспечение оборудования подъездов многоквартирных домов пандусами осуществляется в соответствии с постановлением мэрии городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ N 2254-п/1 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям - производителям товаров, работ, услуг в целях возмещения затрат на капитальный ремонт многоквартирных домов городского округа Тольятти" (далее - Порядок предоставления субсидий).
Пунктом 2 указанного Постановления установлено расходное обязательство городского округа Тольятти на возмещение затрат на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов городского округа Тольятти. Исполнение расходного обязательства городского округа Тольятти, указанного в п. 2 настоящего Постановления, осуществляется за счет средств бюджета городского округа Тольятти в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных Департаменту городского хозяйства администрации городского округа Тольятти (п.3).
Согласно п. 1.2 Порядка предоставления субсидий субсидии предоставляются в целях возмещения затрат, связанных с оказанием услуг и (или) выполнением работ по капитальному ремонту многоквартирных домов городского округа Тольятти, в том числе затрат на проведение проверки достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта многоквартирных домов, в рамках реализации мероприятий, предусмотренных муниципальной программой "Капитальный ремонт многоквартирных домов городского округа Тольятти на 2019 - 2023 годы", утвержденной постановлением администрации городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ N2036-п/1 (далее - Программа).
Целью Программы является осуществление капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов городского округа Тольятти для повышения комфортности городской среды и безопасности проживания граждан.
Для достижения поставленной цели Программам предусматривает решение задачи по формированию беспрепятственного доступа инвалидов-колясочников в многоквартирных домах.
Реализация Программы осуществляется за счет средств областного бюджета, бюджета городского округа Тольятти и внебюджетных средств (средств собственников помещений в МКД).
Размер софинансирования определяется в процентном отношении к стоимости работ по капитальному ремонту общего имущества МКД. Объем по источникам финансирования распределяется следующим образом: для выполнения мероприятий задачи 3 и задачи 4: средства бюджета городского округа Тольятти - не более 99,9%, внебюджетные средства - не менее 0,1% (раздел 5 Программы)
Финансовое обеспечение реализации мероприятий Программы осуществляется в пределах объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных главному распорядителю бюджетных средств - департаменту городского хозяйства на реализацию программных мероприятий на соответствующий финансовый год, в соответствии с Решением Думы городского округа Тольятти о бюджете на предстоящий год и плановые периоды.
В 2023 году на мероприятия муниципальной программы утверждено финансирование в размере 10 894 тыс. руб., в том числе по решению Думы городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ № выделено дополнительное финансирование на реализацию мероприятий муниципальной программы в 2023 году в размере 5000 тыс. руб.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 44 и части 1 статьи 46 Жилищного кодекса РФ, работы по оборудованию подъезда многоквартирного дома пандусом или подъемным механизмом могут быть выполнены при условии технической возможности, согласия собственников жилых помещений многоквартирного дома на оборудование подъезда пандусом или подъемным механизмом, принятия их в состав общего имущества дома с оформлением протокола общего собрания собственников (с указанием размера софинансирования).
В соответствии п.2.7 Порядка предоставления субсидий протоколы общего собрания собственников МКД о согласии на оборудование МКД пандусами и принятии их в состав общего имущества предоставляются управляющими организациями в составе заявочного пакета документов.
По мере поступления заявочных пакетов документов от управляющих организаций (ТСЖ, ТСН), обслуживающих многоквартирные дома, на получение субсидий на оборудование подъездов пандусами и подъемными механизмами администрацией городского округа Тольятти формируется предварительный перечень получателей субсидий на текущий год и плановый период.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, в лице опекуна ФИО6, обратилась в Муниципальную комиссией по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов администрации г.о.Тольятти. По результатам рассмотрения настоящего заявления Муниципальной комиссией было вынесено заключение о возможности приспособления жилого помещения и общего имущества в многоквартирном <адрес>, подъезд 5 в части оборудования подъезда пандусом и подъемным механизмом в рамах реализации муниципальной программы «Капитальный ремонт многоквартирных домов городского округа Тольятти на 2019-2023 годы», утвержденной постановлением администрации городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ №-п/1.
От управляющей организации ООО «УК Восточная» поступила заявка для подготовки проектной документации на оборудование подъезда МКД пандусом и подъемным механизмом по адресу: <адрес>172 (ФИО1), ДД.ММ.ГГГГ между администрацией городского округа Тольятти и ООО «УК Восточная» заключен договор (соглашение) №-дг/2.1 о предоставлении субсидии из бюджета г.о.Тольятти в соответствии с пунктами 3 и 7 статьи 78, пунктами 2 и 4 ст.78.1 Бюджетного Кодекса РФ.
После выполнения проектных работ и определения сметной стоимости работ по оборудованию подъезда пандусами и подъемными механизмами собственниками помещений будет приниматься решение об установке пандуса и подъемного механизма в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации
Об оборудовании подъездов многоквартирных домов должно выполнятся в порядке очерёдности, не нарушая социальные права и гарантии впереди стоящих в списке инвалидов-колясочников и в пределах денежных средств, предусмотренных в бюджете городского округа Тольятти.
Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, представитель ответчика просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель третьего лица ООО «УК Восточная» не явился, извещен.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения лиц участвующих в деле, суд считает иск обоснованным и подлежащим частичному удовлетворению.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Судебная защита прокурором интересов неопределенного круга лиц является одной из форм осуществления надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, исполнения законов, действующих на территории Российской Федерации в целях пресечения любых фактов нарушения законности.
На основании ч. 3 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор в силу действующего процессуального законодательства Российской Федерации вправе обратиться с заявлением в суд, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Согласно ст. 2 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В силу п.п. 1, 3 абз. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.
Согласно п. 5.1 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах.
В соответствии с п. 2 ст. 12 Жилищного кодекса Российской Федерации установление требований к жилым помещениям, их содержанию, содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, а также порядка обеспечения условий их доступности для инвалидов относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений.
Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению и приспособлению общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ч. 3 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Для инвадидов-колясочников беспрепятственный доступ подразумевает наличие пандуса, отвечающего установленным техническим требованиям (свод правил СП 59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», СНиП 35-01-2001, утвержденный приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №/пр) или иного подъемного устройства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 649 "О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов" утверждены Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с п. 2 Правил № доступность для инвалида жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.
В соответствии с п. 6 Правил № обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, осуществляется муниципальными комиссиями по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, создаваемыми органами местного самоуправления. Указанное обследование проводится в соответствии с планом мероприятий, утвержденным органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования.
По результатам обследования оформляется акт обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида (п. 12 Правил №).
Согласно п. 14 Правил №, перечень мероприятий может включать в себя:
а) минимальный перечень мероприятий, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований в соответствии с утвержденными в установленном порядке государственными и муниципальными программами, направленными на обеспечение социальной поддержки инвалидов. В результате проведения таких мероприятий жилое помещение инвалида должно быть приведено в соответствие с требованиями, предусмотренными разделом IV настоящих Правил;
б) оптимальный перечень мероприятий, финансирование которых может осуществляться за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований в соответствии с утвержденными в установленном порядке государственными и муниципальными программами, направленными на обеспечение социальной поддержки инвалидов. В результате проведения таких мероприятий общее имущество многоквартирного дома, в котором проживает инвалид, должно быть приведено в соответствие с требованиями, предусмотренными разделом III настоящих Правил;
в) максимальный перечень мероприятий, которые выполняются по специальному заказу инвалида или членов семьи инвалида за счет их средств или средств иных источников финансирования, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Разделом III установлены требования к доступности жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме для инвалида.
Результатом работы комиссии является заключение о возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида или заключение об отсутствии такой возможности (п. 18 Правил №).
Согласно п. 22 Правил №, для принятия решения о включении мероприятий в план мероприятий заключение, предусмотренное пунктом 19 настоящих Правил, в течение 10 дней со дня его вынесения направляется федеральной комиссией в уполномоченный федеральный орган, региональной комиссией - в уполномоченный орган, муниципальной комиссией - главе муниципального образования по месту нахождения жилого помещения инвалида.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Из вышеприведенных правовых норм следует, что инвалиду должна быть обеспечена возможность беспрепятственного пользования жилым помещением, а также доступа в жилой дом, в котором он проживает, и возможность пользования общим имуществом жилого дома, в котором он проживает, исходя из потребностей самого инвалида, с учетом особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью, и наличия технической возможности для приспособления мест общего пользования многоквартирного дома под потребности инвалида.
Судом установлено и следует из письменных материалов дела, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ установлена 1 группа инвалидности по общему заболеванию бессрочно, что подтверждается справкой МСЭ-2019 № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно индивидуальным программам реабилитации или абилитации инвалида инвалидность ФИО1. связана с расстройством функции опорно-двигательного аппарата, сопряженным с необходимостью использования вспомогательных средств передвижения - в кресле-коляске.
ФИО1 зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>.
Согласно государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства управление указанными многоквартирными домами осуществляет ООО «УК Восточная».
ДД.ММ.ГГГГ от ФИО1 в лице опекуна ФИО6 поступило заявление в муниципальную комиссию по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов о проведении обследования жилого помещения и общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, на предмет приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности.
Муниципальной комиссией вынесено заключение № от ДД.ММ.ГГГГ о возможности приспособления жилого помещения и общего имущества в многоквартирном <адрес>, подъезд 5, в части оборудования подъезда пандусом и подъемным механизмом.
При рассмотрении дела установлено, что доступность жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме, где зарегистрирована и проживает ФИО1 с учетом ее потребностей как инвалида, не обеспечена, входная группа и тамбур в подъезде не соответствуют требованиям к доступности жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме для инвалида, содержащимся в Правилах обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном <адрес>, пандусы либо подъемные механизмы отсутствуют, что не оспаривалось ответчиком при рассмотрении дела.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 689-0-0 "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы муниципального образования - городского округа "<адрес>" <адрес> на нарушение конституционных прав и свобод положениями статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти (статьи 12, 130 - 133 Конституции Российской Федерации) в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации. Финансирование деятельности органов местного самоуправления, иных уполномоченных субъектов, реализующих публичную обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов, осуществляется за счет средств местных бюджетов. В случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов муниципальные образования вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации финансовой помощи целевого характера, а также привлекать средства из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что Администрация г.о. Тольятти является надлежащим исполнителем обязанности по приспособлению подъезда жилого дома по адресу: <адрес>, с учетом потребностей инвалидов, путем проведения работ по оборудованию пандуса (подъемного механизма).
При этом, в настоящее время работы по обеспечению доступности жилых помещений с учетом потребностей инвалидов надлежащим образом не организованы и не проведены, доказательств обратного суду не представлено.
Доводы ответчика о том, что оборудование подъездов многоквартирных домов должно выполняться в порядке очередности и в пределах денежных средств, предусмотренных в бюджете г.о. Тольятти, суд находит несостоятельными.
Статья 7 Конституции Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление в Российской Федерации является формой осуществления народом своей власти, обеспечивающей в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
В рамках реформы федеративных отношений и местного самоуправления разграничены расходные обязательства между всеми уровнями публичной власти в Российской Федерации и на их основе закреплены на постоянной основе стабильные доходные источники за федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами. При этом при определении перечня доходов, в том числе налоговых доходов, подлежащих зачислению в местные бюджеты, учитывались такие принципы как равномерность размещения их доходной базы по территории региона, степень их мобильности, взаимосвязь с уровнем благосостояния (доходами и собственностью) населения, проживающего на данной территории.
В случае недостаточности средств местного бюджета бюджетным законодательством Российской Федерации предусмотрено оказание финансовой помощи местным бюджетам из федерального и регионального бюджетов, в том числе путем предоставления местным бюджетам межбюджетных трансфертов, например, в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований из регионального бюджета; субсидий из федерального и (или) региональных бюджетов в целях софинансирования расходов органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.
Таким образом, Администрация как орган местного самоуправления должна обеспечить за счет средств местного бюджета, а в случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов – с использованием финансовой поддержки из вышестоящих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации либо иных источников финансирования, не запрещенных законодательством, осуществление мероприятий по приспособлению общего имущества многоквартирного дома, в котором проживает ФИО1, с учетом ее потребностей как инвалида, и обеспечения условий их доступности для инвалидов.
Также суд находит несостоятельными доводы представителя ответчика администрации г.о. Тольятти о том, что в отношении общего имущества собственников многоквартирного дома Администрация не имеет права проводить какие-либо мероприятия, не отнесенные к ее полномочиям, поскольку частью 4.1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ (введена Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 462-ФЗ) предусмотрено, что приспособление общего имущества в многоквартирном доме для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме согласно требованиям, указанным в части 3 статьи 15 настоящего Кодекса, допускается без решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в случае, если такое приспособление осуществляется без привлечения денежных средств указанных собственников. В данном случае прокурором, предъявившим настоящий иск, правомерно поставлен вопрос о приспособлении общего имущества в многоквартирных домах для обеспечения беспрепятственного доступа ФИО1 к ее жилому помещению без привлечения денежных средств собственников помещений в многоквартирном доме, за счет бюджетных средств.
Таким образом, суд считает заявленные требования к администрации г.о. Тольятти законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч.2 ст. 206 ГПК РФ, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Суд считает, что срок 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, в течение которого ответчик должен обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов к жилому помещению, является достаточным для исполнения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать администрацию г.о.Тольятти в течении 12-ти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить беспрепятственный доступ ФИО1 к жилому помещению, расположенному по адресу: <адрес>, путем проведения работ по оборудованию пандуса (подъемного механизма) в соответствии с требованиями, предусмотренными разделом III Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Д.С.Каримов
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий Д.С.Каримов