№__ Дело № 2а-243/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Интинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Румянцевой И.М.,
при секретаре Каминской Н.А.,
с участием представителя административного истца Усковой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Инте Республики Коми 11 февраля 2020 года дело по административному исковому заявлению ГУ РО Фонда социального страхования РФ по Республике Коми в лице филиала № 1 к судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов по гор. Инте Венжик Ю. Н., Отделу судебных приставов по городу Инте, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по гор. Инте от 23.12.2019 об обращении взыскания на страховую выплату и приостановлении исполнительных производств №__ от 28.11.2019 и №__ от 28.11.2019,
УСТАНОВИЛ:
Представитель ГУ РО Фонда социального страхования РФ по Республике Коми в лице филиала № 1 обратился в суд с административным иском к судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов по г. Инте Венжик Ю. Н., Отделу судебных приставов по городу Инте, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по г. Инте от 23.12.2019 об обращении взыскания на страховые выплаты и приостановлении исполнительных производств №__ от 28.11.2019 и №__ от 28.11.2019. В обоснование своих требований указал, что 10.01.2020 поступило для исполнения постановление судебного пристава-исполнителя от 23.12.2019 об обращении взыскания на ежемесячные страховые выплаты. Согласно указанному постановлению на Региональное отделение Фонда возложена обязанность производить удержание алиментов на содержание детей: ФИО1 в размере <....> доли доходов ежемесячно со страховой выплаты и ФИО2 в размере <....> доли ежемесячно со страховой выплаты, назначенной ФИО5 в связи с несчастным случаем на производстве. С постановлением они не согласны. Удержание алиментов из страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием не производится. Региональное отделение Фонда производит ФИО5 страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в виде ежемесячных страховых выплат. Закон № 125-ФЗ обязывает страховщика осуществлять обеспечение по страхованию в полном объеме без каких-либо изъятий и исключений. В ч. 1 ст. 101 Закона № 229-ФЗ законодатель четко разграничил выплаты, на которые не может быть обращено взыскание, указав при этом в ч. 2 настоящей статьи исключения из данного правила в случае исполнения требований по алиментным обязательствам в отношении несовершеннолетних детей, где страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию не поименовано. Как указал Верховный Суд РФ взыскание может быть обращено только на страховую пенсию по старости, страховую пенсию по инвалидности (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), а также накопительную пенсию, срочную пенсионную выплату и пособия по временной нетрудоспособности. Необходимо также отметить, что доходы, указанные в п. 1 и п. 9 ч. 1 ст. 101 Закона № 229-ФЗ имеют разную правовую природу, в первом случае они вытекают из гражданско-правовых отношений, во втором – из трудовых. Региональное отделение Фонда не является причинителем вреда ФИО5 и осуществляет страховое обеспечение должника в силу закона. В случае возмещения вреда застрахованному в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом РФ, в части, превышающей обеспечение по обязательному социальному страхованию, алименты удерживаются с суммы, полученной сверх страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Представитель административного истца – Ускова Н.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в административном исковом заявлении, суду пояснила, что постановление судебного пристава-исполнителя от 23.12.2019 ими получено 09.01.2020.
Административные ответчики - судебный пристав-исполнитель Отдела судебных приставов по г. Инте Венжик Ю.Н., Отдел судебных приставов по городу Инте, Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми, заинтересованные лица – ФИО5, ФИО6 о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Начальник Отдела судебных приставов по г. Инте ФИО3 представила в суд возражения, в которых административный иск не признала и указала, что согласно ст. 8 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ ежемесячные страховые выплаты, назначенные лицу в связи с несчастным случаем на производстве либо профессиональным заболеванием, входят в объем возмещения вреда, причиненного здоровью, и являются компенсацией утраченного заработка или иного дохода застрахованного лица. Следовательно, алименты на несовершеннолетних детей подлежат удержанию из ежемесячных страховых выплат, назначенных лицу в связи с несчастным случаем на производстве либо профессиональным заболеванием, в заявлении просила рассмотреть дело без участия представителя Отдела судебных приставов по г. Инте и принять решение на усмотрение суда.
Суд находит возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, обозрев материалы исполнительного производства №__, суд приходит к следующему.
В силу ст. 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон от 02.10.2007) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 02.10.2007 принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
В силу абзаца 1 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" (далее – Федеральный закон от 21.07.1997) в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве", судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 02.10.2007 решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, главным судебным приставом Российской Федерации, главным судебным приставом субъекта (главным судебным приставом субъектов) Российской Федерации, старшим судебным приставом и их заместителями (далее также - должностное лицо службы судебных приставов) со дня направления (предъявления) исполнительного документа к исполнению, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов. Постановление судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов подлежит исполнению в срок, указанный в постановлении, и может быть обжаловано в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов или оспорено в суде. Вышестоящее должностное лицо службы судебных приставов вправе отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов.Из материалов дела следует, что постановлением судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по г. Инте Венжик Ю.Н. от 28.11.2019 возбуждено исполнительное производство №__ в отношении должника ФИО5 о взыскании в пользу ФИО6 алиментов в размере <....> части всех видов заработка и (или) иного дохода ежемесячно на содержание ребенка ФИО1, __.__.__ года рождения, на основании исполнительного листа серии №__ от 12.11.2019, выданного Центральным судебным участком гор. Инты по делу №__.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по г. Инте Венжик Ю.Н. от 28.11.2019 возбуждено исполнительное производство №__ в отношении должника ФИО5 о взыскании в пользу ФИО6 алиментов в размере <....> части всех видов заработка и (или) иного дохода ежемесячно на содержание ребенка ФИО2, __.__.__ года рождения, на основании исполнительного листа серии №__ от 05.11.2019, выданного Интинским городским судом по делу №__.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по г. Инта ФИО4 от 01.12.2019 объединены исполнительные производства от 28.11.2019 №__ и от 28.11.2019 №__ в сводное исполнительное производство, присвоен №__.
13.12.2019 судебным приставом-исполнителем Отдела судебных приставов по г. Инте Венжик Ю.Н. в рамках сводного исполнительного производства №__ вынесено постановление об обращении взыскания на доход должника ФИО5 - заработную плату, направлении указанного постановления для производства удержаний в <....>
23.12.2019 судебным приставом-исполнителем Отдела судебных приставов по г. Инте Венжик Ю.Н. в рамках сводного исполнительного производства №__ вынесено постановление об обращении взыскания на доход должника ФИО5 в виде страховых выплат в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, направлении указанного постановления для производства удержаний в ГУ РО Фонда социального страхования РФ по Республике Коми филиал №1.
Согласно ст. 82 Семейного кодекса РФ виды заработка и (или) иного дохода, которые получают родители в рублях и (или) в иностранной валюте и из которых производится удержание алиментов, взыскиваемых на несовершеннолетних детей в соответствии со статьей 81 настоящего Кодекса, определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 18.07.1996 № 841 утвержден Перечень видов заработной платы и иного дохода, из которых производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей.
В связи с принятием Федерального закона от 02.10.2007 Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 № 517 пункт 2 указанного Перечня дополнен подпунктом "м", согласно которому удержание алиментов производится с сумм, выплачиваемых в возмещение вреда, причиненного здоровью.
Аналогичные положения содержатся в ст. 101 Федерального закона от 02.10.2007.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" одним из видов социального страхового риска является утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон от 24.07.1998) обеспечение по страхованию - это страховое возмещение вреда, причиненного в результате наступления страхового случая жизни и здоровью застрахованного, в виде денежных сумм, выплачиваемых либо компенсируемых страховщиком застрахованному или лицам, имеющим на это право в соответствии с данным Федеральным законом.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 24.07.1998 обеспечение по страхованию осуществляется, в том числе в виде страховых выплат, в число которых входят ежемесячные страховые выплаты застрахованному.
Таким образом, ежемесячные страховые выплаты, назначенные лицу, в связи с несчастным случаем на производстве либо профессиональным заболеванием, входят в объем возмещения вреда, причиненного здоровью, и являются компенсацией утраченного заработка или иного дохода застрахованного лица.
Следовательно, алименты на несовершеннолетних детей подлежат удержанию из ежемесячных страховых выплат, назначенных лицу, в связи с несчастным случаем на производстве либо профессиональным заболеванием.
На основании п. 3 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно ст. 122 Федерального закона от 02.10.2007 жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).
На основании п. 8 ст. 219 КАС РФ и п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Административным истцом представлена суду копия конверта, согласно которому Отдел судебных приставов по г. Инте направил ГУ РО ФСС РФ по РК филиал № 1 заказное письмо, письмо вручено адресату 09.01.2020.
Поскольку административным истцом копия постановления от 23.12.2019 получена 09.01.2020, административное исковое заявление написано и подписано административным истцом 13.01.2020 и отправлено по почте, в Интинский городской суд административное исковое заявление поступило 17.01.2020, то суд находит, что административным истцом срок обращения в суд пропущен по уважительной причине.
С учетом вышеизложенного, постановление судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по г. Инте Венжик Ю.Н. от 23.12.2019 является законным и обоснованным, в связи с чем требования административного истца подлежит отклонению.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать ГУ РО Фонда социального страхования РФ по Республике Коми в лице филиала № 1 в удовлетворении требований к судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов по г. Инте Венжик Ю. Н., Отделу судебных приставов по городу Инте, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по г. Инте от 23.12.2019 об обращении взыскания на страховые выплаты и приостановлении исполнительных производств №__ от 28.11.2019 и №__ от 28.11.2019.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Интинский городской суд Республики Коми в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Вступившие в законную силу судебные постановления могут быть обжалованы в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: ВОХ № 1413, ул. Садовая, 26, Санкт-Петербург, 190900) в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления, через суд первой инстанции.
Мотивированное решение изготовлено 18.02.2020.
Судья И.М. Румянцева