Дело №а-62/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<адрес> 28 января 2019 года
Шатойский районный суд Чеченской Республики в составе:
председательствующего судьи Ибрагимова В.У.,
при секретаре судебного заседания Каплановой Т.И.,
с участием в судебном заседании помощника Шатойского межрайонного прокурора Мадаева С-М.Х.,рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело, по административному исковому заявлению заместителя Шатойского межрайонного прокурора в интересах неопределённого круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации Чайринского сельского поселения Шаройского муниципального района Чеченской Республики и обязании устранить выявленные нарушения закона путем размещения в сети «Интернет» актуальной информации о количестве субъектов малого и среднего предпринимательства и об их классификации по видам экономической деятельности; о числе замещенных рабочих мест в субъектах малого и среднего предпринимательства в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности; об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности; о финансово-экономическом состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства, а также информации о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд за 2017 год,
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель Шатойского межрайонного прокурора ЧР обратился в Шатойский районный суд Чеченской Республики с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации Чайринского сельского поселения Шаройского муниципального района выразившемся в непринятии мер для развития малого и среднего предпринимательства, незаконным и обязании устранить выявленные нарушения закона. В обоснование своих доводов заместитель прокурора указывает.
Шатойской межрайонной прокуратурой проведен анализ исполнения администрацией Чайринского сельского поселения Шаройского муниципального района требований законодательства, предусматривающего оказание информационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, в ходе которого выявлены нарушения, требующие принятия действенных мер по их устранению.
Так, п. 28 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления», определено, что создание условий для развития малого и среднего предпринимательства относится к вопросам местного значения сельского поселения.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 24.07.2007№-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Одной из основных целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
В силу ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 209-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.
Оказание информационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется органами местного самоуправления в виде создания муниципальных информационных систем, официальных сайтов информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сети «Интернет» и информационно-телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с ч. 2, 3 ст. 19 Федерального закона № 209-ФЗ, информационные системы, официальные сайты информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сети «Интернет» и информационно-телекоммуникационные сети создаются в целях обеспечения субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, информацией о количестве субъектов малого и среднего предпринимательства и об их классификации по видам экономической деятельности; о числе замещенных рабочих мест в субъектах малого и среднего предпринимательства в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности; об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности; о финансово-экономическом состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства; об организациях, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, условиях и о порядке оказания такими организациями поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, а также иной необходимой для развития субъектов малого и среднего предпринимательства информацией (экономической, правовой, статистической, производственно-технологической информацией, информацией в области маркетинга).
Информация, указанная в ч. 2 ст. 19 Федерального закона № 209-ФЗ, является общедоступной и размещается в сети «Интернет», в том числе на официальных сайтах органов местного самоуправления, наделенных отдельными полномочиями в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства в пределах их компетенции, и (или) созданных указанными органами официальных сайтах информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сети «Интернет».
Требования к информации, размещенной в сети «Интернет» в соответствии с частями 2 и 3 ст. 19 Федерального закона № 209-ФЗ, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 4 ст. 19 Федерального закона № 209-ФЗ).
Согласно пунктам 2 и 4 Требований к информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с частями 2 и 3 ст.19 Федерального закона № 209-ФЗ, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, информация должна быть круглосуточно доступна пользователям для получения, ознакомления и использования, а также для автоматической обработки информационными системами без взимания платы за ознакомление с информацией или иное ее использование и иных ограничений.
Информация подлежит обновлению в срок не более 3 рабочих дней со дня ее изменения.
Статьей 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее – Федеральный закон № 8-ФЗ) определено, что одним из принципов обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления является открытость и доступность такой информации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона № 8-ФЗ доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления может обеспечиваться, в том числе путем размещения соответствующей информации в сети «Интернет».
Органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация (ст. 10 Федерального закона № 8-ФЗ).
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 8-ФЗ, информация о деятельности органов местного самоуправления, размещаемая в сети «Интернет» должна содержать, в том числе информацию о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Вместе с тем Администрацией требования законодательства о развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, в части оказания информационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, не исполняются.
Изучением официального сайта Администрации установлено, что в сети «Интернет» не размещена актуальная информация о количестве субъектов малого и среднего предпринимательства и об их классификации по видам экономической деятельности; о числе замещенных рабочих мест в субъектах малого и среднего предпринимательства в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности; об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности; о финансово-экономическом состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства, а также информация о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд за 2017 год.
При этом в 2017 <адрес> заключеныдоговора (контракты) на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг на определенную сумму.
Ненадлежащее исполнение требований названного законодательства является прямым препятствием для развития бизнеса, а также выработки рекомендаций органам местного самоуправления при определении приоритетов в области развития малого и среднего предпринимательства.
На основании изложенного заместитель прокурора просит суд признать бездействие администрации Чайринского сельского поселения Шаройского муниципального района, выразившееся в непринятии мер для развития малого и среднего предпринимательства, незаконным, и обязать устранить указанные нарушения.
В судебном заседании помощник прокурора Мадаев С-М.Х. поддержал требования заместителя Шатойского межрайонного прокурора, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика – глава администрации Чайринского сельского поселения, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, однако представил в суд заявление, в котором указал, что административные исковые требования признает в полном объеме, просит дело рассмотреть без его участия.
На основании ч. 6 ст. 226 КАС РФ, суд находит возможным рассмотрение дела в отсутствие представителя административного ответчика.
Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд считает, что требования заместителя Шатойского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Правоотношения в исследуемой сфере регламентированы нормами Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ), Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» (далее Федеральный закон № 209-ФЗ), Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее – Федеральный закон № 8-ФЗ».
Пунктом 28 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ определено, что создание условий для развития малого и среднего предпринимательства относится к вопросам местного значения сельского поселения.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона №209-ФЗ, государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Одной из основных целей государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации является обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
В силу ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 209-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.
Оказание информационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется органами местного самоуправления в виде создания муниципальных информационных систем, официальных сайтов информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сети «Интернет» и информационно-телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с ч. 2, 3 ст. 19 Федерального закона № 209-ФЗ, информационные системы, официальные сайты информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сети «Интернет» и информационно-телекоммуникационные сети создаются в целях обеспечения субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, информацией о количестве субъектов малого и среднего предпринимательства и об их классификации по видам экономической деятельности; о числе замещенных рабочих мест в субъектах малого и среднего предпринимательства в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности; об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности; о финансово-экономическом состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства; об организациях, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, условиях и о порядке оказания такими организациями поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, а также иной необходимой для развития субъектов малого и среднего предпринимательства информацией (экономической, правовой, статистической, производственно-технологической информацией, информацией в области маркетинга).
Информация, указанная в ч. 2 ст. 19 Федерального закона № 209-ФЗ, является общедоступной и размещается в сети «Интернет», в том числе на официальных сайтах органов местного самоуправления, наделенных отдельными полномочиями в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства в пределах их компетенции, и (или) созданных указанными органами официальных сайтах информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сети «Интернет».
В соответствии с п.п. 2 и 4 Требований к информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с частями 2 и 3 ст.19 Федерального закона № 209-ФЗ, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, информация должна быть круглосуточно доступна пользователям для получения, ознакомления и использования, а также для автоматической обработки информационными системами без взимания платы за ознакомление с информацией или иное ее использование и иных ограничений. Информация подлежит обновлению в срок не более 3 рабочих дней со дня ее изменения.
Статьей 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» определено, что одним из принципов обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления является открытость и доступность такой информации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона № 8-ФЗ доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления может обеспечиваться, в том числе путем размещения соответствующей информации в сети «Интернет».
Согласно ст. 10 Федерального закона № 8-ФЗ, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 8-ФЗ, информация о деятельности органов местного самоуправления, размещаемая в сети «Интернет» должна содержать, в том числе информацию о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Вместе с тем Администрацией требования законодательства о развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, в части оказания информационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, не исполняются.
В судебном заседании установлено, что в нарушение вышеуказанных требований законодательства, администрацией Чайринского сельского поселения в сети «Интернет» не размещена актуальная информация о количестве субъектов малого и среднего предпринимательства и об их классификации по видам экономической деятельности; о числе замещенных рабочих мест в субъектах малого и среднего предпринимательства в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности; об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности; о финансово-экономическом состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства, а также информация о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд за 2017 год (что подтверждается справкой о проверке проведенной Шатойской межрайонной прокуратурой 27.11.2018г.).
Таким образом, бездействие администрации Чайринского сельского поселения в данной сфере правоотношений, а именно, не принятие мер для развития малого и среднего предпринимательства нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, так как, является препятствием для развития предпринимательства, а также выработки рекомендаций органам местного самоуправления при определении приоритетов в области развития малого и среднего предпринимательства.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела.
Доказательств опровергающих доводы административного искового заявления суду не представлено.
На основании ч. 4 ст. 218 КАС РФ, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
При вышеизложенных обстоятельствах суд считает, что административное исковое заявление заместителя Шатойского межрайонного прокурора обоснованно и подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш ИЛ :
Административное исковое заявление заместителя Шатойского межрайонного прокурора - удовлетворить.
Признать бездействие администрации Чайринского сельского поселения Шаройского муниципального района Чеченской Республики, выразившееся в непринятии мер для развития малого и среднего предпринимательства, незаконным.
Обязать администрацию Чайринского сельского поселения Шаройского муниципального района Чеченской Республики, в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу, устранить выявленные нарушения закона путем размещения в сети «Интернет» актуальной информации о количестве субъектов малого и среднего предпринимательства и об их классификации по видам экономической деятельности; о числе замещенных рабочих мест в субъектах малого и среднего предпринимательства в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности; об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности; о финансово-экономическом состоянии субъектов малого и среднего предпринимательства, а также информации о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд за 2017 год.
В течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, административному ответчику необходимо сообщить в суд и в Шатойскую межрайонную прокуратуру об исполнении данного решения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию Верховного Суда ЧР в течение месяца со дня его вынесения через Шатойский районный суд ЧР.
Председательствующий (подпись) В.У. Ибрагимов
Копия верна:
Судья В.У. Ибрагимов