Решение по делу № 33-502/2024 (33-4930/2023;) от 14.12.2023

ВЕРХОВНЫЙ СУД УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Судья Дергачева Н.В.          УИД 18RS0002-01-2023-001263-37

Апел.производство: № 33-502/2024

1-я инстанция: № 2-2474/2023

                         

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ    ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 января 2024 года     г. Ижевск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Дубовцева Д.Н.,

судей Нургалиева Э.В., Пашкиной О.А.,

при секретаре судебного заседания Кельдиватовой Ю.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ижевске Удмуртской Республики гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Удмуртской Республики на решение Первомайского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 31 июля 2023 года, которым исковые требования Прокурора Устиновского района г. Ижевска в интересах ККВ к Министерству здравоохранения Удмуртской Республики о возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом – удовлетворены.

На Министерство здравоохранения Удмуртской Республики (ИНН 1831044979) возложена обязанность обеспечить ККВ (паспорт ) лекарственным препаратом «Селексипаг» (торговое наименование Апбрави) 200 мкг в необходимом объеме на постоянной основе до достижения дозы принимаемого ККВ препарата 3200 мкг (1600 мкг 2 раза в сутки) в соответствии с решением врачебной комиссии БУЗ УР «Республиканский клинико-диагностический центр МЗ УР» от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из истории болезни ФГБУ «Национальный медицинский и исследовательский центр кардиологии Минздрава РФ» от ДД.ММ.ГГГГ.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Нургалиева Э.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

прокурор Устиновского района г. Ижевска, действующий в интересах несовершеннолетней ККВ, обратился в суд с иском о возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом. В иске указано, что по обращению ККВ прокуратурой проведена проверка о нарушении действующего законодательства по вопросу бесплатного обеспечения гражданина лекарственными средствами по рецептам врачей. В ходе проверки установлено, что ККВ поставлен диагноз, включенный в Перечень редких (орфанных) заболеваний - идиопатическая легочная гипертензия (ИЛАГ, код по МКБ-10 L27.0) По решению врачебной комиссии БУЗ УР «ГКБ М3 УР» (протокол от ДД.ММ.ГГГГ) ККВ назначен лекарственный препарат «Риоцигуат» пожизненно. Вместе с тем, при организации закупок лекарственных препаратов комиссией Минздрава Удмуртской Республики не учтена дозировка (схема лечения) назначенного истцу лекарственного препарата, назначенной ФГБУ Национальный медицинский исследовательский центр кардиологии Минздрава РФ и БУЗ УР «Республиканский клинико-диагностический центр М3 УР», в результате чего пациентка, страдающая заболеванием, включенным в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, обеспечивается лекарственным препаратом «Селексипаг», назначенным ей по жизненным показаниям, несвоевременно, не в полном объеме и недостаточном количестве.

Просит обязать Министерство здравоохранения Удмуртской Республики обеспечить ККВ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, страдающую редким (орфанным) заболеванием - <данные изъяты>, лекарственными препаратами «Селексипаг» и «Риоцигуат» в достаточном количестве на постоянной основе в соответствии с выпиской из Истории болезни ФГБУ Национальный медицинский исследовательский центр кардиологии Минздрава РФ от ДД.ММ.ГГГГ и протоколом врачебной комиссии БУЗ УР «Республиканский клинико-диагностический центр М3 УР» от ДД.ММ.ГГГГ: «Риоцигуат» 2,5 мг: по 1 таб. 3 раза в сутки; «Селексипаг» 200 мкг: по 1 таб. 2 раза в день во время приема пищи с последующей еженедельной титрацией в соответствии с алгоритмом до достижения дозы 1600 мкг 2 раза в сутки — 3200 мкг в сутки (данная терапия является жизненно необходимой, отмене и замене не подлежит). Просит обратить решение суда к немедленному исполнению, поскольку промедление в исполнении исполнения решения суда может привести к невосполнимому ущербу здоровью (жизни) ребенка.

Определением суда от 31.05.2023 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечено Министерство финансов Удмуртской Республики.

Определением суда от 31.07.2023 прекращено производство по делу в части требований прокурора Устиновского района г. Ижевска в интересах ККВ к Министерству здравоохранения Удмуртской Республики о возложении обязанности обеспечить лекарственным препаратом «Риоцигуат» 2,5 мг в достаточном количестве на постоянной основе: по 1 таб. 3 раза в сутки – в связи с отказом от иска в данной части.

В судебном заседании помощник прокурора Устиновского района г. Ижевска Ураськина Т.В., материальный истец ККВ исковые требования поддержали по доводам, изложенным в исковом заявлении относительно препарата «Селексипаг». Дополнительно истец пояснила, что ей назначен препарат «Селексипаг», прием которого нужно довести до количества 3200 мкг/сутки путем титрации (т.е. постепенного повышения дозировки путем приема препарата дозировкой 200 мкг, которым она не обеспечена). Сейчас обеспечена указанным препаратом только с дозировкой 800 мкг и не может выйти на назначенный объем дозировки. Также пояснила, что если заканчивается препарат, состояние здоровья ухудшается, появляется тошнота, тело начинает ломить.

Представитель ответчика Хворенков М.Ю., действующий по доверенности, исковые требования не признал. Пояснил, что поставщик предоставлял препарат только по 800 мкг. Немедленное исполнение невозможно в связи с длительным процессом закупок.

Согласно ранее представленному письменному отзыву представителя ответчика Министерства здравоохранения УР указано, что Министерство обеспечивало ККВ лекарственными препаратами в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» до момента предъявления прокурором Устиновского района искового заявления в Первомайский районный суд г. Ижевска. Факт обеспечения истца лекарственными препаратами подтверждается картой льготника. Данное обстоятельство подтверждает факт исполнения возложенных на Министерство обязательств. Лекарственный препарат МНН Селексипаг является импортным препаратом, зарегистрированным на территории Российской Федерации. Согласно п. 6 ч. 5 ст. 48 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным п. 4 ст. 2 Федерального закона от 04.06.2018 № 127-ФЗ «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств», в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом. Из п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 № 1289 «Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусматривает обязательное соблюдение нескольких условий участниками закупки, в том числе предоставлении сертификатов на лекарственные препараты. Отклонение заявки участников происходит в том числе по вышеуказанным причинам. Закупка лекарственных препаратов осуществляется Министерством в соответствии с потребностью у граждан, финансовыми возможностями и в соответствии с положениями действующего законодательства. Ставить вопрос об обеспечении Министерством ККВ лекарственными препаратами, возможно после выделения финансовых средств на эти цели. Выйти за пределы установленных полномочий Министерство не вправе. Закупка медицинских изделий для обеспечения ККВ за счет средств, предусмотренных на иные цели региональным бюджетом, может быть расценена как нецелевое расходование средств. Для закупки лекарственных препаратов Министерству необходимо соблюдать сроки и процедуры, установленные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Министерством было направлено письмо в адрес Министерства финансов Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ с просьбой об увеличении лимитов бюджетных ассигнований на сумму 462,2 млн. руб. Министерство финансов Удмуртской Республики в ответном письме от ДД.ММ.ГГГГ запросило финансово-экономическое обоснование. Такое обоснование было предоставлено письмом Министерства от ДД.ММ.ГГГГ . Таким образом, Министерство не имеет намерений уклониться от возложенных на себя обязанностей. В настоящее время ККВ обеспечена лекарственными препаратами. Тем не менее, закупка лекарственных препаратов на будущий период времени является затруднительной в связи с недостатком финансирования и отсутствием участников при осуществлении закупки. Министерство требования в части его немедленного исполнения считает незаконным и неисполнимым ввиду наличия обстоятельств, связанных с необходимостью изыскания денежных средств и проведения закупочных процедур в соответствии с действующим законодательством.

В порядке ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц - Министерства финансов УР, БУЗ УР «ГКБ №6 МЗ УР» извещенных о дне и времени судебного заседания надлежащим образом.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе ответчик Министерство здравоохранения Удмуртской Республики просит решение суда отменить полностью и принять по делу новое решение.

При этом ссылается на следующие обстоятельства.

Министерство обеспечивало Кручинкину К.В. лекарственными препаратами в соответствии с протоколом заседания врачебной комиссии БУЗ УР «РКДЦ МЗ УР» от 06.06.2022 №147 до момента предъявления прокурором Устиновского района искового заявления (с ДД.ММ.ГГГГ). В настоящее время ККВ продолжает обеспечиваться лекарственными препаратами в полном объёме. Факт исполнения Министерством возложенных на него обязательство обеспечению ККВ лекарственными препаратами подтверждается картой льготника.

Оспариваемое решение суда вынесено на основании протокола заседания врачебной комиссии БУЗ УР «РКДЦ МЗ УР» от ДД.ММ.ГГГГ . Определена схема лечения – «200 мкг 2 раза в сутки с увеличением на 200 мкг на прием каждую неделю до максимально переносимой дозы или 1600 мкг 2 раза в сутки».

Однако из-за недобросовестного отношения ККВ к назначенному лечению, были допущены перерывы в принятии лекарственного препарата, о чем стало известно только в ходе рассмотрения настоящего дела.

ККВ не придерживалась курса лечения, установленного врачебной комиссией, что отражено в судебном решении (со слов ККВ, в декабре 2022 года она выходила на дозу потребляемого лекарственного препарата в день 1400 мкг, хотя согласно подсчетам Министерства, ККВ еще в начале ноября 2022 года должна была выйти на максимальный объём суточного потребления (1600 мкг 2 раза в сутки).

Министерство в отсутствии объективной информации о состоянии лечения ККВ, придерживалось протокола заседания врачебной комиссии и на этом строило план лекарственного обеспечения льготополучателя.

Таким образом у Министерства и его подведомственного учреждения в связи с недобросовестностью льготополучателя лекарственного препарата отсутствовала информация о текущем курсе лечения, состоянии ее здоровья, необходимости корректировки лекарственного препарата лицу в необходимом объёме, в связи с необходимостью проведения закупочных мероприятий согласно Федеральному закону от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Суд неправильно определил объемы лекарственных препаратов, необходимых ККВ Министерство добросовестно исполняло свои обязанности по лекарственному обеспечению ККВ еще до подачи искового заявления в суд первой инстанции.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Прокурора Устиновского района г. Ижевска выражает несогласие с содержащимися в них доводами.

В соответствии со ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) дело по апелляционной жалобе рассмотрено в отсутствие ККВ, представителей Министерства здравоохранения Удмуртской Республики, Министерства финансов Удмуртской Республики, БУЗ УР «ГБ МЗ УР», надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

На основании ч.1 ст.327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судебной коллегией в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на неё. Изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Как следует из материалов дела, ККВ поставлен диагноз, включенный в Перечень редких (орфанных) заболеваний - идиопатическая легочная гипертензия (ИЛАГ, код по МКБ-10 L27.0) (Постановление Правительства РФ от 26.04.2012 № 403 «О порядке ведения Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, и его регионального сегмента»).

Согласно справки МСЭ-2022 ККВ ДД.ММ.ГГГГ повторно установлена инвалидность второй группы по общему заболеванию на срок до ДД.ММ.ГГГГ.

По решению врачебной комиссии БУЗ УР «ГКБ М3 УР» (протокол от ДД.ММ.ГГГГ) ККВ назначен лекарственный препарат «Риоцигуат» пожизненно.

В соответствии с выпиской из истории болезни ККВ ФГБУ Национальный медицинский исследовательский центр кардиологии Минздрава РФ от ДД.ММ.ГГГГ с учетом состояния и факторов неблагоприятного прогноза по жизненным показателям Истцу необходим прием двухкомпонентной     ЛАГ-специфической терапии риоцигуатом по 2,5 мг 3 раза в сутки и селексипагом в начальной дозе по 200 мкг. 2 раза в сутки с дальнейшей еженедельной титрацией. Определена терапия, которая является жизненно необходимой, не подлежащей замене и отмене, состоящая из приема следующих препаратов:

- «Риоцигуат» 2,5 мг: по 1 таб. 3 раза в сутки (данная терапия является жизненно необходимой, отмене и замене не подлежит);

- «Селексипаг» 200 мкг: по 1 таб. 2 раза в день во время приема пищи с последующей еженедельной титрацией в соответствии с алгоритмом до достижения дозы 1600 мкг 2 раза в сутки - 3200 мкг в сутки (данная терапия является жизненно необходимой, отмене и замене не подлежит).

Протоколом заседания врачебной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ БУЗ УР «Республиканский клинико-диагностический центр М3 УР» рекомендовано продолжить патогенетическую ЛАГ-специфическую терапию с приемом «Риоцигуат» по 2,5 мг 3 раза в день. Кроме того, к лечению добавлен «Селексипаг» по 200 мкг 2 раза в сутки с увеличением на 200 мкг на прием каждую неделю до максимально переносимой дозы или 1600 мкг 2 раза в сутки - 3200 мкг в сутки.

В ходе прокурорской проверки по обращению ККВ о нарушении действующего законодательства по вопросу бесплатного обеспечения гражданина лекарственными средствами по рецептам врачей, установлено, что несмотря на поступление лекарственного препарата в Республику ДД.ММ.ГГГГ, ККВ была обеспечена им только ДД.ММ.ГГГГ после обращения в Территориальный орган Росздравнадзора по Удмуртской Республике. По факту несвоевременного лекарственного обеспечения ККВ, страдающей заболеванием, включенным в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности Территориальным органом Росздравнадзора по Удмуртской Республике в адрес Ответчика направлено Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от ДД.ММ.ГГГГ -ПР.

ДД.ММ.ГГГГ истец повторно обратился в Территориальный орган Росздравнадзора по Удмуртской Республике с указанием на то, что «на сегодняшний день» находится «почти 3 недели без Селексипага, а выходила уже на дозировку 1400 мкг в сутки».

В соответствии с письмом Минздрава Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении информации по предостережению -пр» - ККВ ДД.ММ.ГГГГ обеспечена лекарственным препаратом «Селексипаг 200 мкг » в количестве 4 упаковок.

С учетом рекомендаций врачей 4-х упаковок лекарственного препарата «Селексипаг 200 мкг » достаточно на 3 месяца лечения, то есть до ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно письму Минздрава Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении ККВ», направленному в адрес Территориального органа, «потребность в лекарственном препарате «Селексипаг» для лечения ККВ рассчитана в соответствии с протоколом ВК БУЗ УР «ГКБ М3 УР» от ДД.ММ.ГГГГ - по 200 мкг 2 раза в сутки и составляет 62 таблетки, на год 730 таблеток (5,2 упаковки)».

В этом же письме Минздрава Удмуртской Республики указано, что, по предписанию Территориального органа Росздравнадзора по Удмуртской Республике необходимая дозировка для ККВ составляет 800 мкг 2 раза в сутки. В ноябре-декабре 2022 года аукцион на поставку указанного препарата объявлялся трижды, каждый раз признан несостоявшимся по причине отсутствия участников. Заявка на закупку препарата МНН Селексипаг 200 мкг в количестве 6 упаковок для обеспечения ККВ в 2023 году направлена в управление по организации государственных закупок ДД.ММ.ГГГГ; закуплен лекарственный препарат МНН Селексипаг 200 мг в количестве 14 упаковок. 7 упаковок поставлено на склад ГУП УР «Фармация» и получены ККВ ДД.ММ.ГГГГ. Учитывая схему применения, данного количества достаточно для применения в течение 26 дней - по ДД.ММ.ГГГГ. Заявка на подготовку документации и размещение закупки на МНН Селексипаг направлена Министерством в РЦЗ ДД.ММ.ГГГГ (после контроля Министерства финансов Удмуртской Республики и размещения в ЕИС плана-графика), планируется опубликование закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме. В случае, если торги состоятся, ближайшая возможная дата заключения государственного контракта - ДД.ММ.ГГГГ.

Разрешая спор, суд руководствовался Конституцией Российской Федерации, Всеобщей декларацией прав человека, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ), Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Удмуртской Республики на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов, (утв. Постановлением Правительства Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ ).

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку ККВ страдает редким (орфанным) заболеванием, приводящим к сокращению продолжительности жизни, а полномочия по обеспечению необходимыми лекарственными препаратами таких лиц, в силу закона, возложено на исполнительный орган субъекта РФ, в данном случае на Министерство здравоохранения Удмуртской Республики, постольку требования истца ККВ об обеспечении необходимым по жизненным показаниям лекарственным препаратом «Селексипаг» (торговое наименование Апбрави) за счет средств бюджета Удмуртской Республики подлежат удовлетворению. Поскольку необеспечение ККВ лекарственным препаратом «Селексипаг» (торговое наименование Апбрави), назначенным по жизненным показаниям, создает угрозу ее жизни и здоровью, суд счел необходимым обратить решение суда к немедленному исполнению.

Судебная коллегия в пределах доводов апелляционной жалобы с такими выводами соглашается, считая их правильными.

В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).

Согласно статье 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ).

Статьей 29 указанного закона определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323- ФЗ).

Согласно статье 44 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ (Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ), редкими (орфанными) заболеваниями являются заболевания, которые имеют распространенность не более 10 случаев заболевания на 100 тысяч населения.

Перечень редких (орфанных) заболеваний формируется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании статистических данных и размещается на его официальном сайте в сети "Интернет".

Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, из числа заболеваний, указанных в части 2 настоящей статьи, утверждается Правительством Российской Федерации.

В целях обеспечения граждан, страдающих заболеваниями, включенными в перечень, утвержденный в соответствии с частью 3 настоящей статьи, лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания осуществляется ведение Федерального регистра лиц, страдающих жизнеугрожающими и хроническими прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, приводящими к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности.

Из материалов дела следует, что ККВ поставлен диагноз, включенный в Перечень редких (орфанных) заболеваний - идиопатическая легочная гипертензия (ИЛАГ, код по МКБ-10 L27.0).

Согласно справки МСЭ-2022 ККВ ДД.ММ.ГГГГ повторно установлена инвалидность второй группы по общему заболеванию на срок до ДД.ММ.ГГГГ.

К основным принципам охраны здоровья граждан относится также и принцип социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья (статья 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ). Указанный принцип в соответствии со статьей 8 названного федерального закона обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.

Статьей 4.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды, дети-инвалиды, а в набор социальных услуг включено обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов (подпункты 8, 9 статьи 6.1, подпункт 1 части 1 статьи 6.2. закона № 178- ФЗ).

Пунктом 2 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ определено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесена: организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.

В соответствии с частью 9 статьи 83 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ, обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или его инвалидности осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 года №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения». В Приложении №1 к этому постановлению в графе «Группы населения» представлены категории населения, которым гарантировано право на получение бесплатных лекарственных средств, и категорий заболеваний. В том числе в Перечне №1 указаны инвалиды I группы, неработающие инвалиды II группы, дети-инвалиды в возрасте до 18 лет, а в графе «Перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения» - все лекарственные средства.

В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 81 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечни лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 80 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежит оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям.

Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30.12.2020 года №661 утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Удмуртской Республики на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов, которой предусмотрено, что за счет средств бюджетных ассигнований бюджета Удмуртской Республики осуществляется, в частности, обеспечение граждан зарегистрированными на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни.

Согласно п. 1 Положения о Министерстве здравоохранения Удмуртской Республики (далее - Положение), утвержденного Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 20 декабря 2017 года №540 Министерство здравоохранения Удмуртской Республики (далее - министерство) является исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Подпунктом 4 пункта 9 Раздела II Положения определены полномочия Министерства по организации обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

На основании части 1 статьи 48 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" врачебная комиссия состоит из врачей и возглавляется руководителем медицинской организации или одним из его заместителей.

Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебнодиагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента (часть 2 статьи 48 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ).

Приказом Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2012 г. N 502н утвержден Порядок создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации (далее - Порядок).

К числу функций врачебной комиссии согласно подпункту 4.12. 4.13 названного Порядка отнесено принятие решения о назначении лекарственных препаратов в случаях и в порядке, которые установлены нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок назначения и выписывания лекарственных препаратов, включая наркотические лекарственные препараты и психотропные лекарственные препараты, а также лекарственных препаратов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

Согласно приведенным нормативным положениям, регулирующим порядок и условия деятельности врачебных комиссий, решение, в том числе о назначении лекарственных препаратов, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, принимается врачебной комиссией коллегиально.

Из смысла статей 15 и 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" следует, что организация обеспечения лиц, больных редкими (орфанными) заболеваниями лекарственными препаратами по перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ, входит перечень полномочий, которые Российская Федерация передает субъектам РФ. При этом средствами на осуществление этих полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета.

Как следует из письма Министерства здравоохранения РФ от 08.07.2013г. №21-6/10/2-4878, Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ не предполагает установление каких-либо ограничительных перечней лекарственных препаратов для обеспечения больных, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями, а отказ в предоставлении лекарственных препаратов указанным лицам не допускается.

В случае установления в определенном законом порядке необходимости обеспечения для лечения указанных больных соответствующими лекарственными препаратами, указанные больные имеют право на обеспечение такими лекарствами. Иное означало бы снижение уровня государственных гарантий охраны здоровья граждан, особенно в этом нуждающихся в силу самого характера заболевания.

Обеспечение инвалидов лекарственными препаратами, не входящими в соответствующий стандарт медицинской помощи, осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации по медицинским показаниям при наличии решения врачебной комиссии о назначении таким инвалидам лекарственных препаратов, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 10.09.2018 N 57-КГ18-13).

Поскольку истец ККВ страдает редким (орфанным) заболеванием, приводящим к сокращению продолжительности жизни и по жизненным показаниям ей назначен лекарственный препарат «Селексипаг» (протокол заседания врачебной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ БУЗ УР «Республиканский клинико-диагностический центр МЗ УР») не входящий в стандарт оказания медицинской помощи и внесенный в список жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ -р, то суд обоснованно удовлетворил исковые требования ККВ и возложил на Министерство здравоохранения Удмуртской Республики обязанность по обеспечению ее данным лекарственным препаратом.

Доводы жалобы о том, что необеспечение ККВ необходимым количеством лекарственного препарата «Селексипаг» было связано с тем, что в связи с недобросовестностью ККВ были допущены перерывы в принятии лекарственного препарата, являются необоснованными, поскольку соответствующими материалами дела недобросовестность материального истца не подтверждена.

Кроме того, сам ответчик указывает, что Министерство здравоохранения Удмуртской Республики придерживалось протокола заседания врачебной комиссии и на этом строило план лекарственного обеспечения ККВ, в соответствии с которым была определена схема лечения препаратом «Селексипаг» – «200 мкг 2 раза в сутки с увеличением на 200 мкг на прием каждую неделю до максимально переносимой дозы или 1600 мкг 2 раза в сутки».

По подсчетам Министерства, ККВ еще в начале ноября 2022 года должна была выйти на максимальный объём суточного потребления (1600 мкг 2 раза в сутки). Соответственно, с начала ноября 2022 года с выходом на максимальный объём суточного потребления в размере 1600 мкг 2 раза в сутки, закупка препаратом «Селексипаг» и обеспечение им ККВ должна была производиться также исходя из указанного объёма.

Однако, как указывает ответчик, ККВ допустила перерывы в принятии лекарственного препарата и, как следствие, принимала его в меньших объемах.

Следуя вышеуказанной логике ответчика и учитывая меньший потребляемый истцом объем препарата, должны были быть его излишки. Однако, как следует из материалов дела, а в частности материалов проверки ТО Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Удмуртской Республике, ККВ не была обеспечена препаратом «Селексипаг» даже в том объёме, который был ей необходим исходя из потребляемой ею дозы, которая была меньше дозы, предусмотренной протоколом заседания врачебной комиссии.

Соглашаясь с решением суда в части обращения его к немедленному исполнению, судебная коллегия учитывает, что истец в иске заявила такую просьбу перед судом, учитывает характер и тяжесть заболевания ККВ, что промедление исполнения решения суда может привести к ухудшению состояния ее здоровья, во избежание усугубления негативных последствий заболевания. Необеспечение ККВ лекарственным препаратом «Селексипаг», назначенным по жизненным показаниям, создает угрозу ее жизни и здоровью.

При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда в части обращения к немедленному исполнению коллегия не усматривает.

Предусмотренных статьей 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции судебная коллегия не находит.

При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене не усматривается.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Первомайского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики от 31 июля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 16 февраля 2024 года.

Председательствующий                 Д.Н. Дубовцев

Судьи                              О.А. Пашкина

Э.В. Нургалиев

33-502/2024 (33-4930/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Кручинкина К.В.
Прокурор Устиновского района г. Ижевска
Ответчики
Министерство Здравоохранения УР
Другие
Министерство финансов УР
БУЗ УР ГКБ №6 МЗ УР
Суд
Верховный Суд Удмуртской Республики
Дело на сайте суда
vs.udm.sudrf.ru
19.12.2023Передача дела судье
29.01.2024Судебное заседание
16.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.02.2024Передано в экспедицию
29.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее