Дело № 88- 33178/2022
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
17 января 2023 года город Москва
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Блошенко М.В.,
судей: Величко М.Б., Белоусовой В.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № по кассационной жалобе ФИО1
на решение Никулинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ,
заслушав доклад судьи ФИО9, объяснения ФИО1, ФИО5, заключение прокурора ФИО6, полагавшего судебные акты подлежащими отмене,
установила:
ФИО10 обратился в суд с иском к ФИО1, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО2, о признании утратившими право пользования жилым помещением, выселении.
ФИО1, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО2, обратилась в суд с встречным иском к ФИО10 о признании права пользования жилым помещением на определенный срок, ссылаясь на нарушение своих прав и прав своего несовершеннолетнего ребенка.
Судом первой инстанции принято решение от ДД.ММ.ГГГГ, которым иск ФИО10 удовлетворен, в удовлетворении встречного иска ФИО1, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО2, отказано
Судом апелляционной инстанции принято апелляционное определение от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено: решение Никулинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ – оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика ФИО1, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО2 – без удовлетворения.
Кассатор просит отменить решение Никулинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Участники процесса о месте и времени судебного заседания заблаговременно извещены надлежащим образом, руководствуясь статьями 113, 117, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции пришел к выводу о возможности рассмотрения дела при установленной явке.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены при рассмотрении настоящего дела.
Из материалов дела следует, что спорное жилое помещение представляет собой квартиру, площадью 177,7 кв.м., расположенную по адресу <адрес>, собственником которой на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ является ФИО10
ФИО1 и несовершеннолетняя ФИО2 зарегистрированы по месту жительства по данному адресу ДД.ММ.ГГГГ по просьбе отца ФИО10 - ФИО7, с которым ФИО1 состояла в браке и который является отцом несовершеннолетней ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
ФИО7 скончался ДД.ММ.ГГГГ.
На момент регистрации ФИО1 и несовершеннолетней ФИО2 в данном жилом помещении отец несовершеннолетней ФИО2 – ФИО7 собственником названной квартиры не являлся.
ФИО10 приобрел право собственности на квартиру на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ФИО8
Разрешая иск суды, руководствуясь положениями ст. 209, 288, 304 ГК РФ, ст. 30, 31, 35 ЖК РФ, исходили из того, что ФИО1 и несовершеннолетняя ФИО2 бывшими членами семьи собственника жилого помещения ФИО10 не являются; совместно с собственником жилого помещения не проживали; общее хозяйство не вели; взаимной поддержки друг другу не оказывали; зарегистрированы в квартире по просьбе отца истца, который в настоящее время скончался; соглашение о продолжении пользования жилым помещением между сторонами не достигнуто; законных оснований для продолжения занятия данного жилого помещения не имеется; объективные основания для сохранения права пользования жилым помещением до совершеннолетия несовершеннолетней ФИО2 отсутствуют.
Наличие родственных отношений между несовершеннолетней ФИО2 и ФИО10 (сестра и брат по отцу) само по себе не свидетельствует о том, что они являются членами одной семьи.
Квалифицируя спорные правоотношения суды исходили из того, что данное жилое помещение предоставлялось для проживания на условиях безвозмездного пользования. Поэтому пришли к выводу о том, то право ссудодателя отказаться во всякое время от договора безвозмездного пользования, заключенного без указания срока, прямо предусмотрено законом (ст. 699 ГК РФ).
Однако выводы судов сделаны с нарушением норм материального и процессуального права, без учета обстоятельств, имеющих значение для дела.
Собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения (статья 304 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены данным кодексом.
Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
В силу ч. 2 ст. 31 ЖК РФ члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность.
В соответствии с частью 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия", при рассмотрении дел, вытекающих из жилищных правоотношений, судам необходимо учитывать, что Конституция Российской Федерации предоставила каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации, право свободно передвигаться, выбирать место жительства, а также гарантировала право на жилище.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации регулирование прав на жилое помещение должно осуществляться на основе баланса прав и охраняемых законом интересов всех участников соответствующих правоотношений; в тех случаях, когда имущественные права на спорную вещь имеют другие, помимо собственника, лица, этим лицам также должна быть гарантирована государственная защита их прав; признание приоритета прав собственника жилого помещения либо проживающих в этом помещении иных лиц, как и обеспечение взаимного учета их интересов, зависит от установления и исследования фактических обстоятельств конкретного спора, то есть не исключается необходимость учета особенностей конкретных жизненных ситуаций при разрешении соответствующих гражданских дел (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 6-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 13-П и определение этого же суда от ДД.ММ.ГГГГ N 455-О).
Часть 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации провозглашает, что материнство и детство, а также семья находятся под защитой государства.
Согласно