Дело №а-420/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> 19 ноября 2018 года
Вуктыльский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Сурганова О.В., при секретаре Кожевниковой Ю.В.,
с участием представителя административных истцов по доверенности старшего судебного пристава-исполнителя ОСП по <адрес> Мальцевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению Шуктомова Д. В. к отделу судебных приставов - исполнителей по городу Вуктылу и Управлению Федеральной службы судебных приставов России по <адрес> об отмене постановления от ДД.ММ.ГГГГ о временном ограничении на пользование должником специальным правом,
установил:
в Вуктыльский городской суд Республики Коми с административным исковым заявлением об отмене постановления отдела судебных приставов по <адрес> (далее ОСП по <адрес>) от ДД.ММ.ГГГГ о временном ограничении на пользование должником специальным правом, к отделу судебных приставов - исполнителей по городу Вуктылу обратился Шуктомов Д.В..
Свои административные исковые требования административный истец мотивировал тем, что в отношении него, как должника, ОСП по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство №-ИП. Основанием для возбуждения данного исполнительного производства является судебный приказ № от ДД.ММ.ГГГГ, выданный Пушкинским судебным участком <адрес> на предмет исполнения: алименты на содержание детей в размере <данные изъяты> доходов ежемесячно.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП по <адрес> Воробьевой Р.Р. по указанному вывшее исполнительному производству, вынесено постановление о временном ограничении на пользование должником специальным правом, в виде управа на управление транспортным средством.
Административный истец считает, что указанное постановление вынесено незаконно и необоснованно, поскольку с 2018 года его трудовая деятельность связана с управлением автомобилем и иного источника дохода он не имеет, в связи с чем, при введенном ограничении не может осуществлять трудовую деятельность, что лишает его права на труд и ограничивает возможность погашать задолженность по алиментам.
Определением Вуктыльского городского суда Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ для участия в деле в качестве административного соответчика привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов России по <адрес>
Административный истец в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания судом извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие, на административном иске настаивал.
Представитель административных ответчиков ОСП по <адрес> и УФССП России по <адрес> в судебном заседании исковые требования административного истца не признал.
Заинтересованное лицо Ш.Ю. о времени и месте судебного заседания судом извещена, не просила отложить рассмотрение административного иска, об уважительных причинах неявки, суд не известила.
Суд, заслушав представителя ОСП по <адрес> и УФССП России по <адрес> и исследовав материалы административного дела и исполнительного производства 23903/15/11010-ИП в отношении должника Шуктомова Д.В. и взыскателя Н.Ю., приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что на основании Приказа № 327 от 02 октября 2013 года Федеральной службы судебных приставов и приложению к данному приказу УФССП по Республике Коми является территориальным органом Федеральной службы судебных приставов, действующим на территории Республики Коми.
В соответствии с п. 1.5 приложения к вышеуказанному приказу территориальный орган осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои структурные подразделения.
На основании вышеизложенного, в судебном заседании установлено, что ОСП по <адрес> является структурным подразделением УФССП России по <адрес>.
Из п.1.1 должностного регламента судебного пристава исполнителя отдела судебных приставов по <адрес> Федеральной службы судебных приставов по <адрес>, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ, следует, что настоящий должностной регламент регулирует порядок осуществления федеральным гражданским служащим ФССП профессиональной служебной деятельности.
Согласно п.3.1 вышеуказанного должностного регламента основные обязанности судебного пристава - исполнителя предусмотрены ст.ст.15,18 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах».
В соответствии с п.3.4.12,п.3.4.13, п.3.4.15 должностного регламента, утвержденного 24 апреля 2017 года, судебный пристав-исполнитель обязан: принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; предоставлять сторонам исполнительного производства или их представителям знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать копии, рассматривать заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносить соответствующие постановления, разъяснять сроки и порядок их обжалования.
В судебном заседании установлено, что в соответствии с заявлением взыскателя Н.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ о принятии к принудительному исполнению судебного приказа и на основании судебного приказа мирового судьи Пушкинского судебного участка <адрес>, № от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с Шуктомова Д.В. в пользу Н.Ю. алиментов на содержание несовершеннолетней дочери А.Д., ДД.ММ.ГГГГ г.р. в размере <данные изъяты> части заработка и иных видов дохода судебным приставом - исполнителем ОСП по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении должника Шуктомова Д.В..
Из указанного заявления взыскателя следует, что последним известным место работы должника является <данные изъяты> <адрес>.
Согласно телефонограммы от ДД.ММ.ГГГГ должник Шуктомов Д.В. места работы не имеет.
В соответствии с постановлением ОСП по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации обращено взыскание на денежные средства должника Шуктомова Д.В., поскольку задолженность должника по алиментам составляет <данные изъяты> рублей.
ДД.ММ.ГГГГ взыскатель Н.Ю. обращается в ОСП по <адрес> с заявлением об объявлении должника Н.Ю. в розыск.
ДД.ММ.ГГГГ судебный пристав - исполнитель ОСП по <адрес> выносит постановление № об исполнительном розыске должника гражданина Шуктомова Д.В..
Согласно справки исх. № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> Шуктомов Д.В. работал в данной организации в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справки исх.№ от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> Шуктомов Д.В. работал в данной организации в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ.
Из постановления от ДД.ММ.ГГГГ ОСП по <адрес> о расчете задолженности по алиментам следует, что задолженность Шуктомова Д.В. по алиментам на ДД.ММ.ГГГГ составляла <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ взыскатель Ш.Ю. (Ш) Н.Ю. обратилась в ОСП по <адрес> с заявлением по ограничению права должника на управление транспортными средствами, поскольку его долг по алиментам составляет около <данные изъяты> и должник, по имеющимся сведениям осуществляет трудовую деятельность в качестве <данные изъяты>
февраля 2016 года Шуктомов Д.В. обратился в ОСП по <адрес> с заявлением о предоставлении материалов, необходимых для перечисления алиментов в бухгалтерию <данные изъяты>
Согласно справки исх.№ от ДД.ММ.ГГГГ 000 <данные изъяты> Шуктомов Д.В. уволен с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с постановлением от ДД.ММ.ГГГГ о расчете задолженности по алиментам ОСП по <адрес>, задолженность Шуктомова Д.В. по алиментам составляла на ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>
На основании постановления о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ОСП по <адрес> выезд Шуктомова Д.В. из Российской Федерации ограничен.
Из телефонограммы от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Шуктомов Д.В. работает в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно обращения Ш.Ю. (Ш) Н.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ взыскатель обратилась в ОСП по <адрес> с просьбой рассмотреть вопрос об ограничении действия права Шуктомова Д.В. на управление транспортными средствами.
Из справки от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> следует, что остаток задолженности Шуктомова Д.В. по алиментам составляет <данные изъяты>
Согласно справки от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> Шуктомов Д.В. работает с
в должности <данные изъяты>.
Согласно справки от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> Шуктомов Д.В. работает с
в должности <данные изъяты>.
В соответствии с приказом ПМ 38-у от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> Шуктомов Д.В. уволен с ДД.ММ.ГГГГ.
Из приказа (распоряжения) о приеме работника на работу ПМ 121-П от ДД.ММ.ГГГГ Шуктомов Д.В. принят на работу в <данные изъяты> качестве <данные изъяты> по основному месту работы, на полную занятость.
сентября 2018 года судебным приставом-исполнителем ОСП по <адрес> вынесено постановление о временном ограничении на пользование должником специальным правом, согласно которого должник Шуктомов Д.В. ограничен в пользовании специальным правом в виде управления транспортным средством.
На основании имеющихся в исполнительном производстве 23903/15\11010-ИП: телефонограммы от ДД.ММ.ГГГГ, заявления Шуктомова Д.В. от ДД.ММ.ГГГГ, справки от ДД.ММ.ГГГГ ООО <данные изъяты> суд приходит к выводу о наличии у Шуктомова Д.В. на дату временного ограничения на пользование специальным правом, информации о возбуждении в отношении него исполнительного производства.
В соответствии с телефонограммой от ДД.ММ.ГГГГ Шуктомов Д.В. ознакомлен с тем, что в отношении него вынесено постановление о временном ограничении на пользование должником специальным правом.
На основании ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В совокупности требований ч.9 ст.226,ст.227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности следующих условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) должностных лиц нормативным правовым актам; нарушение прав свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействия) судебного пристава - исполнителя не могут быть признаны незаконными.
В силу ст.2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «Об исполнительном производстве» (далее Федерального закона № 229 «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Согласно ст.4 Федерального закона № 229 «Об исполнительном производстве» исполнительное производство осуществляется на принципах: 1) законности; 2)
своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения;
В соответствии со ст.5 Федерального закона № 229 «Об исполнительном
производстве» и ст.1 Федерального закона «О судебных приставах» принудительное исполнение судебных актов, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, возлагается на судебных приставов - исполнителей.
Статьей 14 Федерального закона № 229 «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что решения по вопросам исполнительного производства, принимаемым судебным приставом - исполнителем оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов.
В соответствии со ст.48 Федерального закона № 229 «Об исполнительном
производстве» лицами, участвующими в исполнительном производстве, являются: 1)
взыскатель и должник.
В силу я.1 ст.50 Федерального закона № 229 «Об исполнительном производстве» стороны исполнительного производства вправе знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии, представлять документальные материалы, заявлять ходатайства, участвовать в совершении исполнительных действий давать устные и письменные объяснения в процессе совершения исполнительных действий, приводить свои доводы по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства, возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в исполнительном производстве, заявлять отводы, обжаловать постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие), а также имеют иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.
Из п.З ч.2. ст.52 Федерального закона № 229 «Об исполнительном производстве» следует, что о замене стороны исполнительного производства правоприемником судебный пристав-исполнитель выносит постановление, которое утверждается старшим судебным приставом или его заместителем, копия которого не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется взыскателю и должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшему исполнительный документ.
Согласно ст.53 Федерального закона № 229 «Об исполнительном производстве» гражданин участвует в исполнительном производстве лично или через представителей.
В силу ст.61.4 Федерального закона № 229 «Об исполнительном производстве» заявления и ходатайства лиц, участвующих в исполнительном производстве, могут быть поданы на любой стадии исполнительного производства (п.1). Заявления, ходатайства рассматриваются должностными лицами службы судебных приставов в соответствии с их полномочиями, предусмотренными настоящим Федеральным законом (п.2): если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должностное лицо службы судебных приставов рассматривает заявление, ходатайство в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления, ходатайства и по результатам рассмотрения выносит постановление об удовлетворении полностью или частично, либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства (п.5). Копия постановления об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется заявителю, должнику, взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
В силу п.15.1 чЛ ст.64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» судебный пристав - исполнитель вправе устанавливать временные ограничения на пользование должником специальным правом, предоставленным ему в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании ч.1 ст.64 федерального закона № 229 «Об исполнительном производстве» исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом- исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебные пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия: 2) запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц организаций и органов..; 12) рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве; 15) устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации; 15.1) устанавливать временные ограничения на пользование должником специальным правом, предоставленным ему в соответствии с законодательством Российской Федерации; 17) совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
Перечень исполнительных действий, приведенных в указанной норме, не является исчерпывающим, и судебный пристав-исполнитель вправе совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов, если они соответствуют задачам и принципам исполнительного производства, не нарушают защищаемые федеральным законом права должника и иных лиц. К числу таких действий относиться установление временного ограничения на пользование должником специальным правом.
В силу ч.5 ст.64 Федерального закона № 229 «Об исполнительном производстве» исполнительные действия, указанные в п.п.15, 15.1 ч.1 настоящей статьи, совершаются
судебным приставом-исполнителем при наличии информации об извещении должника в порядке, предусмотренном гл.4 настоящего Федерального закона, о возбуждении в отношении его исполнительного производства и при уклонении должника от добровольного исполнения требований исполнительного документа, за исключением случаев объявления должника в розыск.
Из ч.2 ст.67.1 Федерального закона № 229 «Об исполнительном производстве» следует, что при неисполнении должником-гражданином или должником, являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный для добровольного исполнения срок без уважительных причин, содержащихся в исполнительном документе требований о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца, имущественного ущерба, и (или) морального вреда, причиненных преступлением, требований неимущественного характера, связанных с воспитанием детей, а также требований о взыскании административного штрафа, назначенного за нарушение порядка пользования специальным правом, судебный пристав- исполнитель вправе по заявлению взыскателя или собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении на пользование должником специальным правом.
В соответствии с п.1 ч.4 ст.67.1 Федерального закона № 229 «Об исполнительном производстве», временное ограничение на пользование должником специальным правом не может применяться в случае: если установление такого ограничения лишает должника основного законного источника средств к существованию; если пользование транспортного средства является для должника и проживающих с ним членов его семьи единственным средством для обеспечения их жизнедеятельности с учетом ограничений транспортной доступности места постоянного проживания; если должник является лицом, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью; если сумма задолженности по исполнительному документу не превышает 10 000 рублей; если должнику предоставлена отсрочка или рассрочка исполнения требований исполнительного документа.
Согласно со ст.12 Федерального закона № 118 «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель: принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; предоставляет сторонам исполнительного производства или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии; рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайств, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования; объявляет розыск по исполнительному документу имущества должника (ч.1).
На основании н.1 ст. 13 Федерального закона № 118 «О судебных приставах» судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
С учетом вышеперечисленных норм закона суд считает, что ст.218 и ст.360 КАС РФ, чЛ ст. 121 Федерального закона № 229 «Об исполнительном производстве» предоставляют гражданину, организации, иным лицам право оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) если они полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) нормативно правовым актам - на должностные лица службы судебных приставов, принявших оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Для определения наличия у должника основного законного источника средств к существованию, необходимо исходить из доказанности им факта официального трудоустройства, а также получения должником большего дохода от деятельности, связанной с управлением транспортным средством, по сравнению с иными видами дохода.
В соответствии с рекомендациями, данными в Письме Федеральной службы судебных приставов России от 28 апреля 2016 г. № 000 10/16/37567-СВС «О некоторых вопросах применения к должникам ограничения специального права» ограничения специального права не допускается в случае, если оно лишает должника основного законного источника средств к существованию.
В качестве основного источника средств к существованию может выступать любой доход, который является существенным в сравнении с доходом, полученным от иной деятельности. При этом, документами, подтверждающими законность источника средств к существованию в Российской Федерации могут выступать: справка о доходах, декларация по налогам на доходы физических лиц с отметкой налогового органа, справка с места работы, трудовая книжка, справка о доходах лица, на иждивении которого находится заявитель, либо иной документ, подтверждающий получение доходов от не запрещенной законом деятельности.
Разрешая заявленные административные исковые требования, суд, руководствуясь ст. 84 Кодека РФ об административных правонарушениях, учитывает, что к административному исковому заявлению не были приложены безусловные доказательства того, что основным источником средств к существованию административного истца, является деятельность, связанная с управлением транспортными средствами, не были представлены данные доказательства и при рассмотрении дела в судебном заседании. При этом, в административном иске не было также указано место работы административного истца и занимаемая должность, что лишало суд возможности проверить, связанна ли данная деятельность с управлением транспортными средствами. В связи с изложенным, суд, исходит из того, что в материалах дела не нашли подтверждения доводы административного истца, о том, что использование транспортного средства, при осуществлении трудовой деятельности является основным законным источником средств к существованию, за счет которого возможно погашение задолженности по алиментам.
На основании изложенного, суд считает, что при рассмотрении административного иска Шуктомова Д.В. установлено наличие у судебного пристава - исполнителя предусмотренных законом оснований для временного ограничения на пользование должником специальным правом, и то, что порядок вынесения оспариваемого постановления судебным приставом - исполнителем был соблюден, а доказательств, наличия обстоятельств, препятствующих совершению таких исполнительных действий административным истцом не представлено, что дает основание для вывода об отказе административному истцу в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 244, 298 ч.З КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административных исковых требований Шуктомова Д. В. к отделу судебных приставов исполнителей по городу Вуктылу Управления Федеральной службы судебных приставов - исполнителей России по <адрес> и Управлению Федеральной службы судебных приставов России по <адрес> об отмене постановления от ДД.ММ.ГГГГ о временном ограничении на пользование должником специальным правом, отказать.
На решение могут быть поданы апелляционные жалоба или представление в Судебную Коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Коми в течение месяца через Вуктыльский городской суд.
Судья: О.В. Сурганов