ОПРЕДЕЛЕНИЕ
гор. Семенов 17 июня 2024 года
Судья Семеновского районного суда Нижегородской области Тимошин П.В., при подготовке к рассмотрению протокола № от 15.06.2024г. об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.3 КоАП РФ, составленным в отношении Решетов В.Н.,
УСТАНОВИЛ:
В отношении Решетов В.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р. составлен протокол № от 15.06.2024г. об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.3 КоАП РФ, который поступил в Семеновский районный суд Нижегородской области 17.06.2024г.
Согласно п. п. 3 и 5 ст. 29.1 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья должен выяснить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным Кодексом, правильно ли оформлены иные материалы и достаточно ли их для рассмотрения дела по существу, а также отсутствуют ли иные обстоятельства, препятствующие рассмотрению дела об административном правонарушении.
Ст.29.4.ч.1 п.4 КоАП РФ предусмотрено, что при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение в том числе и о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Санкция статьи 20.25 ч.1 КоАП РФ содержит наказание в виде административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный ареста на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до 50 часов.
КоАП РФ предусматривает сокращенные сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях, за совершение которых установлено административное наказание в виде административного ареста.
В силу ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
Кроме того, согласно ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.25 ч. 1 КоАП РФ, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным, поскольку за данное правонарушение одним из видов административного наказания является арест.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в Постановлении Пленума ВС РФ. N 5 24.03.2005 г "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", «дела об административных правонарушениях, влекущих наказание в виде административного ареста, согласно ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ должны рассматриваться в присутствии лица, в отношении которого ведется производство по такому делу».
При изложенных обстоятельствах на стадии подготовки к рассмотрению дела и рассмотрения по существу дела об административном правонарушении, за совершение которого предусмотрен в том числе административный арест, осуществляются в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела и только в присутствии лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.
Системный анализ указанных выше норм позволяет прийти к выводу, что судья в день получения протокола и других материалов дела об административном правонарушении, влекущем наказание в виде ареста, в случае неявки лица, привлекаемого к административной ответственности, на стадии подготовки к рассмотрению дела, вправе вернуть протокол об административном правонарушении и другие материалы дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, поскольку иное повлечет за собой невозможность рассмотрения дела об административном правонарушении, а также нарушение сроков рассмотрения данной категории дел, установленных КоАП РФ.
Отсутствие лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении в судебном заседании относится к иным обстоятельствам, влекущим невозможность рассмотрения дела об административном правонарушении, за совершение которого санкцией соответствующей статьи (части статьи) Особенной части КоАП РФ предусмотрено административное наказание в виде административного ареста.
Вышеизложенное согласуется с разъяснениями, содержащимися в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016), Постановление Верховного Суда РФ от 06.11.2015 N 60-АД15-3.
Сведений о том, что Решетов В.Н. относится к категории лиц, поименованных в ч.2 ст.3.9 КоАП РФ, свидетельствующих о невозможности применения к последнему санкции, в виде административного ареста, суду не представлено.
При указанных обстоятельствах, суд находит необходимым возвратить материал об административном правонарушении в отношении Решетов В.Н. в орган, составивший протокол, в связи с не предоставлением доказательств о невозможности применения к Решетов В.Н. административного ареста, как предусмотрено ст. 29.4 ч.1 п.4 КоАП РФ.
Кроме того, необходимо обратить внимание на то, что к Решетов В.Н., до принятия решения, применена мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде административного задержания с 10 час. 15 мин. 15.06.2024 в соответствии со ст.27.3 КоАП РФ, срок которого в силу ст.27.5 КоАП РФ не может превышать 48 часов. Вместе с тем, протокол № от 15.06.2024г. об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.3 КоАП РФ, в отношении Решетов В.Н., поступил в суд (судье) только 17.06.2024 непосредственно перед истечением срока административного задержания. При этом сведений о невозможности своевременно направить в суд указанный протокол с доставлением лица в отношении которого он составлен, учитывая что в Семеновском районном суде Нижегородской области судьями осуществляется дежурство, представленные материалы не содержат.
В соответствии с ч.1 ст.27.3 КоАП РФ административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 16 июня 2009 года N 9-П "По делу о проверке конституционности ряда положений статей 25.4, 27.1, 27.3, 27,5 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 1 статьи 1070 и абзаца 3 статьи 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан ФИО2, ФИО3 и ФИО1" - конкретизируя положения статьи 22 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 55 (часть 3) применительно к сфере административной ответственности, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает в качестве самой строгой меры наказания за наиболее серьезные административные правонарушения (в частности, за мелкое хулиганство - статья 20.1) административный арест, который заключается в изоляции нарушителя от общества на срок до пятнадцати суток, а за нарушения требований режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции - до тридцати суток; административный арест назначается судьей (статья 3.9). В целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении. В качестве мер обеспечения производства по делу об административных правонарушениях, связанных с временным принудительным ограничением свободы, данный Кодекс предусматривает доставление, административное задержание и привод (статья 27.1). Доставление и привод являются принудительным препровождением лица для составления протокола, совершения других процессуальных действий по делу об административном правонарушении (статьи 27.2 и 27.15). В исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения постановления по делу, применяется административное задержание, срок которого, как правило, не должен превышать трех часов (часть 1 статьи 27.3, часть 1 статьи 27.5). Вместе с тем по делам о нарушении режима Государственной границы Российской Федерации, о нарушении таможенных правил (часть 2 статьи 27.5), а также в отношении некоторых правонарушений, предусмотренных главой 20 "Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность" (включая мелкое хулиганство - статья 20.1), за которые может быть назначено наказание в виде административного ареста (часть 3 статьи 27.5), привлекаемое к ответственности лицо при наличии определенных законом оснований может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов, исчисляемый, по общему правилу, с момента доставления (часть 4 статьи 27.5). При этом задержанные лица содержатся в специальных помещениях, исключающих возможность их самовольного оставления (статья 27.6). Из названных положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в их системной связи следует, что административное задержание лица, в отношении которого ведется административное преследование, на срок до 48 часов представляет собой по сути лишение свободы, хотя и носящее кратковременный характер. Требования к законности этой меры - исходя из смысла статей 22 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации и подпункта "c" пункта 1 статьи 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод - не могут сводиться к соблюдению одних лишь формальных условий, предполагающих ее применение должностными лицами в рамках закона, в законных целях и в соответствии с задачами законодательства об административных правонарушениях. Административное задержание, предусмотренное частью 3 статьи 27.5 КоАП Российской Федерации, может считаться законным лишь в том случае, если оно осуществляется в целях, определяемых предписаниями Конституции Российской Федерации и Конвенции о защите прав человека и основных свобод, необходимо для их достижения и является соразмерным. Следовательно, такое административное задержание не может быть признано законным, если оно применялось должностным лицом хотя и в рамках установленных законом полномочий, но с нарушением указанных целей и критериев, при отсутствии достаточных оснований, произвольно или тем более сопровождалось злоупотреблением властью. По смыслу статей 17 (часть 3), 22 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, административное задержание на срок до 48 часов - с учетом его юридической природы как формы ограничения конституционного права на свободу - может быть признано законным и в случае последующего прекращения производства по делу об административном правонарушении, в том числе по таким основаниям, как отсутствие события административного правонарушения или отсутствие состава административного правонарушения (пункты 1 и 2 части 1 статьи 24.5 КоАП Российской Федерации), если должностное лицо или орган публичной власти действовали в условиях, когда были достаточные основания полагать, что применение данной принудительной меры необходимо.
Однако в данном случае в поступившем в суд протоколе и приложенных к нему материалов не содержится обоснованных аргументов о том, что какие имелись достаточные основания полагать, что применение в отношении Решетов В.Н. административного задержания, которому вменяется административное правонарушение предусмотренное ч.1 ст.19.3 КоАП РФ было необходимо.
При этом также следует учесть тот факт, что в представленной копии протокола (части протокола) № об административном задержании Решетов В.Н. от 15.06.2024 не содержится сведений о сроке административного задержания Решетов В.Н.
Руководствуясь ст.29.4 ч.1 п.4, 29.12 КоАП РФ, мировой судья,
О П Р Е Д Е Л И Л:
Протокол № от 15.06.2024г. об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.3 КоАП РФ, составленным в отношении Решетов В.Н. и приложенные к нему материалы, вернуть в Отдел МВД России по Семеновскому городскому округу для устранения указанных недостатков.
Судья подпись Тимошин П.В.
Копия верна. Судья Тимошин П.В.