Решение по делу № 2а-3370/2016 от 08.12.2016

дело № 2а-3370/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«26» декабря 2016 года

Ленинский районный суд г. Костромы в составе

председательствующего судьи     Семеновой Т.В.,

при секретаре             Николаевой О.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Администрации Костромской области к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Костромской области, судебному приставу-исполнителю МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области об освобождении от исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Администрации Костромской области обратилась в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Костромской области, судебному приставу-исполнителю МОСП по ОВИП УФССП по Костромской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора, указав, что решением Свердловского районного суда г.Костромы от 13.02.2015г. был удовлетворен иск Шарьинского межрайонного прокурора об обязанности администрации Костромской области предоставить Я.С.Е. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда по нормам предоставления площади жилого помещения на территории г. Шарья Костромской области. Судебным приставом-исполнителем МОСП по ОВИП УФССП по Костромской области Конновой К.Е. 29.04.2016г. возбуждено исполнительное производство -ИП, согласно которому администрации установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа. В администрацию указанное постановление поступило 06.05.2016г. Судебному приставу-исполнителю 11.05.2016г. направлено уведомление о невозможности исполнения в пятидневный срок требования, содержащегося в исполнительном документе. Постановлением судебного пристава-исполнителя от 19.05.2016г. с администрации взыскан исполнительский сбор. Правовым управлением администрации Костромской области 10.05.2016г. в адрес Департамента строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области направлено письмо № 586/2-ПУ о необходимости проведения действий по приобретению жилого помещения для Я.С.Е. dd/mm/yy. Я.С.Е. было дано согласие на предоставление ему жилого помещения, расположенного по адресу: .... Распоряжением администрации Костромской области от dd/mm/yy. -ра, Я.С.Е. предоставлено указанное жилое помещение. Таким образом, административным истцом были совершены в пределах полномочий все возможные действия, подтверждающие намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке в течение установленного судебным приставом-исполнителем срока. Согласно платежному поручению от 08.11.2016г. № 1561 исполнительский сбор, наложенный на Администрацию Костромской области постановлением от 19.05.2016г. в размере 50 000 рублей, уплачен 08.11.2016г. Учитывая отсутствие виновных действий (бездействия) по исполнению решений суда, а также его фактическое исполнение, Администрация Костромской области в порядке ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» просит освободить от уплаты наложенного судебным приставом-исполнителем исполнительского сбора.

В судебном заседании представитель административного истца Администрации Костромской области Сельнихин А.Ю. административный иск поддержал по доводам, изложенным в заявлении.

Представитель административного ответчика- Управления Федеральной службы судебных приставов по Костромской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Об уважительности причин своей неявки суду не сообщил.

Ответчик – судебный пристав-исполнитель МОСП по ОВИН УФССП по Костромской области Коннова К.Е. в судебное заседание также не явилась. Ходатайствовала о рассмотрении дела без ее участия, в удовлетворении заявленных требований просила отказать.

Представитель заинтересованного лица - Департамента по труду и социальной защите населения Костромской области Евдокимова С.В. в суд на рассмотрение дела не явилась, ходатайствовала о проведении судебного заседания в её отсутствии. Заявленные исковые требования считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Представители заинтересованных лиц – Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области, Департамента строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области в суд не явились, о времени и месте рассмотрения дела были надлежащим образом извещены.

Выслушав доводы представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении указанного срока, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 г. №13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

Согласно п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ).

По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

При рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора подлежат выяснению вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства (Определение Верховного Суда РФ от 17.11.2015 г. № 50-КГ15-20).

Как следует из материалов дела, решением Свердловского районного суда г. Костромы от 13.02.2015г. на Администрацию Костромской области возложена обязанность предоставить Я.С.Е. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения специализированного жилищного фонда по нормам предоставления площади жилого помещения на территории г. Шарья Костромской области.

29.04.2015г. постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ОВИП УФССП России по Костромской области в отношении Администрации Костромской области было возбуждено исполнительное производство -ИП. Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований. Данное постановление получено Администрацией Костромской области 06.05.2016г.

10.05.2016г. правовым управлением Администрации Костромской области в адрес руководителя Департамента строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области направлено письмо №586/2-ПУ о необходимости проведения действий по приобретению жилого помещения для Я.С.Е.

11.05.2016 г. Администрация Костромской области направила в адрес судебного пристава-исполнителя уведомление о невозможности исполнить требования исполнительного документа и предоставить благоустроенное жилое помещение в 5-ти дневный срок.

Постановлением судебного пристава МОСП по ОВИП УФССП по Костромской области от 19.05.2016г. с Администрации Костромской области взыскан исполнительский сбор 50 000 руб., который согласно платежному поручению от 08.11.2016г. № 1561 уплачен.

Распоряжением администрации Костромской области -ра от dd/mm/yy. Я.С.Е. предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: ....

dd/mm/yy. Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области заключил с Я.С.Е. договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц их числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по условиям которого наймодатель передал нанимателю за плату во владение и пользование указанное жилое помещение.

Статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определено, что предоставление жилых помещений осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 ст. 6 Закона Костромской области от 19.12.2005 г. №348-ЗКО «О государственном обеспечении и дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Костромской области» порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Костромской области по вопросам обеспечения жилыми помещениями лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, определяется администрацией Костромской области.

Постановлением администрации Костромской области от 29.12.2009 г. №438-а утвержден Порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Костромской области по вопросам предоставления жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договору найма специализированного жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Порядок взаимодействия).

В соответствии с п. 1 Порядка взаимодействия настоящий порядок регулирует взаимодействие исполнительных органов государственной власти Костромской области по вопросам предоставления жилых помещений жилищного фонда Костромской области по договору найма специализированного жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Пунктом 2 Порядка взаимодействия на департамент строительства, архитектуры и градостроительства Костромской области возложены функции по приобретению жилых помещений или участию в долевом строительстве многоквартирных домов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществлению государственной регистрации договоров долевого участия в строительстве многоквартирных домов, осуществлению совместно с департаментом имущественных и земельных отношений Костромской области регистрации права собственности Костромской области на приобретенные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилые помещения.

Согласно п. 3 Порядка взаимодействия Департамент имущественных и земельных отношений Костромской области:

в течение трех рабочих дней после получения свидетельства о государственной регистрации права собственности Костромской области на приобретенные жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - жилые помещения), вносит соответствующие сведения в Реестр государственного имущества Костромской области;

в течение пяти рабочих дней со дня внесения сведений в реестр государственного имущества Костромской области направляет информацию о жилых помещениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области

Функции по работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по осмотру жилых помещений, получению согласия на предоставление им конкретного жилого помещения осуществляет департамент по труду и социальной защите населения Костромской области (пункт 4 Порядка взаимодействия)

После получения письменного согласия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, готовит совместно с Департаментом имущественных и земельных отношений Костромской области проект распоряжения администрации Костромской области о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд Костромской области и предоставлении жилых помещений по договору найма специализированного жилого помещения (далее - распоряжение о предоставлении жилого помещения), обеспечивает его согласование в соответствии с Регламентом администрации Костромской области, утвержденным постановлением губернатора Костромской области от 05.12.2012 г. №277 «О Регламенте администрации Костромской области».

В соответствии с п. 5 Порядка взаимодействия департамент имущественных и земельных отношений Костромской области на основании распоряжения о предоставлении жилого помещения заключает с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, договор найма специализированного жилого помещения в срок, установленный в распоряжении о предоставлении жилого помещения.

Принимая во внимание, что финансирование предоставления жилого помещения Я.С.Е. должно производиться за счет средств бюджета Костромской области, исполнение требования исполнительного документа возможно на основании муниципального контракта на приобретение жилого помещения специализированного жилого фонда, заключение которого требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков.

Контрактная система закупок, а также ограниченность бюджетного финансирования предопределяют наличие объективных причин и отсутствие вины должника в неисполнении решения суда в установленный для добровольного исполнения срок.

Анализ совокупности доказательств, имеющихся в материалах дела, позволяет суду сделать вывод о том, что Администрацией Костромской области были совершены в пределах полномочий все возможные действия, подтверждающие намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке. Однако, в течение установленного пятидневного срока реальное исполнение решения суда о предоставлении жилого помещения было невозможно вследствие обстоятельств, которые с учетом специфики данного дела могут рассматриваться в качестве события, тождественного непреодолимой силе.

На основании изложенного, суд считает необходимым освободить Администрацию Костромской области от уплаты исполнительского сбора.

Руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 19.05.2016░. ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ -░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░                 ░░░░░░░░ ░.░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░: dd/mm/yy.

2а-3370/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
администрация Колстромской области
Ответчики
СПИ Коннова К.Е.
Управление ФССП России по КО
Другие
Департамент по труду и соц. защите
лепартамент УИЗО КО
департамент строительтсва
Суд
Ленинский районный суд г. Кострома
Дело на сайте суда
leninsky.kst.sudrf.ru
08.12.2016[Адм.] Регистрация административного искового заявления
08.12.2016[Адм.] Передача материалов судье
09.12.2016[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
09.12.2016[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.12.2016[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.12.2016[Адм.] Судебное заседание
09.01.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.01.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее