Судья Пшеничная Т.С.
Дело № 2-1590/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Дело № 11-9728/2020
24 сентября 2020 года г.Челябинск
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Загвоздиной Л.Ю.,
судей Мокроусовой Л.Н., Жуковой Н.А.,
при секретаре судебного заседания Татаринцевой А.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ильиной Ольги Александровны к Управлению социальной защиты населения администрации Калининского района г.Челябинска о признании решения недействительным, возложении обязанностей,
по апелляционной жалобе Ильиной Ольги Александровны на решение Калининского районного суда г.Челябинска от 29 июня 2020 года.
Заслушав доклад судьи Мокроусовой Л.Н. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, пояснения представителя истца ФИО16 действующего по доверенности, который также является третьим лицом по делу, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика Управления социальной защиты населения администрации Калининского района г.Челябинска - ФИО18 действующей по доверенности, и представителя третьего лица Государственного учреждения – Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - ФИО17 действующей по доверенности, возражавших относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ильина О.А. обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения администрации Калининского района г.Челябинска (далее - Калининское УСЗН администрации г.Челябинска) с требованиями о восстановлении срока на обжалование решения № 5 от 15 апреля 2019 года об отказе в назначении государственного пособия; признании решения ответчика № 5 от 15 апреля 2019 года недействительным, возложении обязанности выплатить ей ежемесячное пособие по уходу за ребенком ФИО8 ФИО1. до достижения ей 18 месяцев.
В обоснование заявленных исковых требований указала, что 05 апреля 2019 года обратилась в Калининское УСЗН администрации г.Челябинска с заявлением о назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком ФИО9 ФИО2., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, приложив решение территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации об отказе в выплате пособия по месту её работы, в ООО «Компания Антари». Однако, решением ответчика №5 от 15 апреля 2019 года в назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком ей было отказано, со ссылкой на то, что она и её супруг Ильин С.Е. работают. С решением не согласна, поскольку возможность получения пособия по месту работы ею не может быть осуществлена в силу названного решения Фонда социального страхования Российской Федерации. Пособие по месту работы супруга – Ильина С.Е. не может быть получено, в связи с тем, что он является <данные изъяты> и <данные изъяты> ООО «БосТон», где заработная плата ему не начисляется и не выплачивается с момента создания данной организации.
Определением суда первой инстанции от 16 марта 2020 года к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены ФИО19, ООО «БосТон».
В судебное заседание суда первой инстанции истец Ильина О.А. не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца Ильиной О.А. – ФИО21 действующий на основании доверенности, также являющийся третьим лицом по делу, заявленные исковые требования поддержал по доводам, изложнным в исковом заявлении.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель ответчика Калининского УСЗН администрации г.Челябинска ФИО20 действующая на основании доверенности, против удовлетворения заявленных требований возражала по доводам, изложенным в письменных возражениях.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель третьего лица Государственного учреждения – Челябинское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации ФИО22 действующая на основании доверенности, указала на право истца получения пособия по месту работы.
В судебное заседание суда первой инстанции представители третьих лиц Министерства социальных отношений по Челябинской области, ООО «Компания Антари», ООО «БосТон» не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Суд первой инстанции принял решение, которым в удовлетворении исковых требований Ильиной О.А. отказал.
В апелляционной жалобе истец Ильина О.А. просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования. В обоснование доводов апелляционной жалобы приводит доводы, аналогичные доводам искового заявления. Полагает, что судом первой инстанции не дана оценка первоначальному обращению истца к работодателю с заявлением о получении пособия в минимально предусмотренной законом сумме. Считает, что указание в оспариваемом решении на право Ильина С.Е. на получение пособия противоречит нормами права, поскольку право на получение пособия имеет лишь лицо, фактически осуществляющее уход за ребенком. Кроме того, указывает, что на момент вынесения оспариваемого решения ответчиком она и её супруг не состояли в фактических трудовых отношениях с какой-либо организацией. Следовательно, она имела право на получение пособия по уходу за ребенком ФИО10 ФИО3., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, до достижения ей возраста полутора лет.
Истец, представители третьих лиц Министерства социальных отношений Челябинской области, ООО «Компания Антари», ООО «БосТон» не приняли участия в суде апелляционной инстанции, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о рассмотрении дела заблаговременно размещена на официальном сайте Челябинского областного суда в сети Интернет. В связи с чем, на основании части 2.1 статьи 113, статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность принятого решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно нормам Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные пособия и иные гарантии социальной защиты (ч. 2 ст. 7). Материнство и детство, семья находятся под защитой государства, забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (ч. ч. 1, 2 ст. 38).
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 19 мая 1995 года №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» установлены виды государственных пособий, в том числе ежемесячное пособие по уходу за ребенком. Порядок назначения и выплаты пособия на ребенка устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 13 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют: матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком. Размер, порядок назначения, индексации и выплаты пособия на ребенка, включая условия и периодичность его выплаты (не реже одного раза в квартал), в том числе с применением критериев нуждаемости, устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (ст. 16 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»).
Согласно ст. 14 названного Федерального закона, лицам, указанным в абзацах втором - пятом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В силу третьего абзаца ст. 15 указанного Федерального закона, ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40 процентов среднего заработка, на который начисляются страховые взносы на обязательно социальное страхование в случае временной нетрудоспособности и в связи с материнством, - лицам, указанным в абзаце втором части первой статьи 13 настоящего Федерального закона. При этом, минимальным размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком не может быть менее размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, выплачиваемого лицам, указанным в абзацах шестом - восьмом части первой статьи 13 настоящего Федерального закона.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 декабря 2009 года № 1012н утвержден Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, в том числе ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Ильина О.А. и ФИО23 состоят в зарегистрированном браке, что подтверждается свидетельством о заключении брака (л.д. 24 том 1).
ДД.ММ.ГГГГ года у истца Ильиной О.А. и ФИО24 родилась дочь ФИО11, что подтверждается справкой о рождении №241 и свидетельством о рождении (л.д. 32, 53 том 1).
На момент рождения ребенка Ильина О.А. состояла в трудовых отношениях с ООО «Компания Антари», ФИО25. – с ООО «Бостон» (л.д. 69, 78 том 1).
С целью получения ежемесячного пособия по уходу за ребенком, 28 апреля 2018 года Ильина О.А. обратилась в ООО «Компания Антари» с соответствующим заявлением, решение по обращению Ильиной О.А. работодателем принято не было.
Между тем, 17 сентября 2018 года Государственным учреждением – Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации принято решение №2773 с/с, в котором указано не принимать к зачету расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, произведенные ООО «Компания Антари» с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением в сумме 63 620 рублей 50 копеек, в том числе произведенные в апреле 2018 года в размере 63 620 рублей 50 копеек; произвести корректировку суммы расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством путем отражения суммы непринятых к зачету расходов в сумме 63 620 рублей 50 копеек в бухгалтерском учете и отчетности за период с 01 января 2018 года по 30 сентября 2018 года; доплатить страховые взносы в сумме непринятых к зачету расходов в счет уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 63 620 рублей 50 копеек (л.д. 17-18 том 1). Данное решение истцом не обжаловано в предусмотренном законом порядке.
Кроме того, по результатам рассмотрения акта камеральной проверки от 14 августа 2018 года правильности произведенных расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством страхователя ООО «Компания Антари» решением о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения от 17 сентября 2018 года №2773 с/с Государственным учреждением – Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации принято решение частично выделить средства на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения в размере 5 582 рубля 37 копеек, отказать в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения в размере 63 620 рублей 50 копеек, в связи с тем, что страхователем произведены расходы на выплату страхового обеспечения с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (л.д. 11-16 том 1).
Как следует из указанного выше решения, согласно акту камеральной проверки от 14 августа 2018 года не приняты к зачету расходы, произведенные страхователем с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию в общей сумме 63 620 рублей 50 копеек, начисленные Ильиной О.А., в том числе: пособие по беременности и родам в сумме 40 751 рубль 50 копеек, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности в размере 705 рублей 11 копеек, пособие при рождении ребенка в размере 19 272 рубля 95 копеек, ежемесячное пособие по уходу за ребенком в размере 2 890 рублей 94 копейки.
Камеральной проверкой правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством выявлены факты недобросовестности страхователя, указывающие на создание искусственной ситуации для получения денежных средств на выплату пособий за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, поскольку имеются факты, свидетельствующие о фиктивном характере приема на работу Ильиной О.А. и получении материальной выгоды за счет средств обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 63 620 рублей 50 копеек.
Ильина О.А. принята в ООО «Компания Антари» с 01 июля 2017 года на основное место работы в качестве <данные изъяты> за 152 дня до наступления страхового случая (отпуска по беременности и родам, начавшегося 30 ноября 2017 года), при этом с даты приема фактически к работе не приступила, находилась в отпуске без сохранения заработной платы, после ухода работника в отпуск по беременности и родам, в отпуск по уходу за ребенком ставка остается вакантной.
Также в решении от 14 августа 2018 года отмечено, что вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии производственной необходимости в приеме Ильиной О.А. на работу, дают основания полагать, что целью вышеуказанных действий являлось формальное создание условий трудовых отношений для получения денежных средств за счет территориального органа Фонда социального страхования на выплату пособия по беременности и родам, единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, пособия при рождении ребенка, пособия по уходу за ребенком до полутора лет.
22 ноября 2018 года по результатам рассмотрения акта проверки от 15 октября 2018 года правильности произведенных расходов на выплату страхового обеспечения Государственным учреждением – Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации принято решение №3518 с/с об отказе в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения, в сумме 14 454 рубля 70 копеек в связи с тем, что страхователем произведены расходы на выплату страхового обеспечения с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а именно в связи с выявлением фактов недобросовестности страхователя, указывающих на создание искусственной ситуации для получения денежных средств на выплату пособий за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, наличием фактов свидетельствующих о фиктивном характере приема на работу Ильиной О.А. и получении материальной выгоды за счет средств обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в виде выплаты пособий (л.д. 19-23 том 1).
05 апреля 2019 года Ильина О.А. обратилась в Калининское УСЗН администрации г.Челябинска с заявлением о назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком – дочерью ФИО12 ФИО4., ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 9 том 1).
15 апреля 2019 года Калининским УСЗН администрации г.Челябинска по результатам рассмотрения заявления Ильиной О.А. принято решение №5 об отказе в назначении соответствующего пособия в связи с отсутствием у заявителя права на его получение через органы социальной защиты населения, поскольку родители ребенка – ФИО13 ФИО5., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Ильина О.А. и её супруг ФИО26 трудоустроены, соответственно, имеют право на назначение и выплату пособия по месту работы (л.д. 6 том 1).
Разрешая спор по существу и отказывая Ильиной О.А. в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что на момент рождения ФИО14 ФИО6., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Ильина О.А., ФИО27 были официально трудоустроены, само по себе наличие решений Государственного учреждения – Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 17 сентября 2018 года и от 22 ноября 2018 года об отказе в выделении ООО «Компания Антари» денежных средств на осуществление (возмещение) расходов на выплату страхового обеспечения Ильиной О.А., в силу положений Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», а также п.49 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, не освобождают работодателя истца от обязанности по выплате ей соответствующего пособия.
Судебная коллегия соглашается с приведенными в решении суда выводами, поскольку они основаны на правильном применении норм действующего законодательства.
В силу ч. 1, ч. 6 ст. 13 Федерального закона от 29 декабря 2006 года №255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи).
Для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованное лицо представляет заявление о назначении указанного пособия, свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка, за которым осуществляется уход, и его копию.
Страхователь осуществляет выплату пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованному лицу в порядке, установленном для выплаты застрахованным лицам заработной платы (иных выплат, вознаграждения).
В соответствии с частью 4 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2006 года №255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" застрахованным лицам, указанным в части 3 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также иным категориям застрахованных лиц в случае прекращения деятельности страхователем на день обращения застрахованного лица за пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком, либо в случае отсутствия возможности их выплаты страхователем в связи с недостаточностью денежных средств на его счетах в кредитных организациях и применением очередности списания денежных средств со счета, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации, либо в случае отсутствия возможности установления местонахождения страхователя и его имущества, на которое может быть обращено взыскание, при наличии вступившего в законную силу решения суда об установлении факта невыплаты таким страхователем пособий застрахованному лицу, либо в случае, если на день обращения застрахованного лица за указанными пособиями в отношении страхователя проводятся процедуры, применяемые в деле о банкротстве страхователя, назначение и выплата указанных пособий, за исключением пособия по временной нетрудоспособности, выплачиваемого за счет средств страхователя в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, осуществляются территориальным органом страховщика.
Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющих детей утверждены Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации №1012н от 23 декабря 2009 года (далее – Порядок).
Согласно п. 27 Порядка, право на единовременное пособие при рождении ребенка имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее.
Пункт 29 Порядка указывает, что в случае, если оба родителя либо лицо, их заменяющее, не работают (не служат) либо обучаются по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, образовательных организациях дополнительного профессионального образования и научных организациях, единовременное пособие при рождении ребенка назначается и выплачивается органом социальной защиты населения по месту жительства (месту пребывания, месту фактического проживания) одного из родителей, либо лица, его заменяющего.
В случае если один из родителей работает, а другой не работает, единовременное пособие при рождении назначается и выплачивается по месту работы родителя (п. 27 Порядка).
Согласно ст. 17.2 Федерального закона от 19 мая 1995 года №81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается, если обращение за ними последовало не позднее шести месяцев со дня достижения ребенком возраста полутора лет.
При этом, ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается за весь период, в течение которого лицо, осуществляющее уход за ребенком, имело право на выплату указанного пособия, в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации на соответствующий период.
В соответствии с пунктом 45 Порядка ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается и выплачивается матерям либо отцам, другим родственникам, опекунам, фактически осуществляющим уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, по месту работы, службы.
В связи с чем, довод апелляционной жалобы о том, что действующим законодательством установлено право матери ребенка на получение государственного пособия по уходу за ребенком и через органы социальной защиты и через работодателя, независимо от её трудоустройства, не может быть принят судебной коллегией во внимание, так как основан на неверном толковании норм права.
Тот факт, что пособие заявлено в минимальном размере не имеет правового значения для разрешения настоящего спора.
Ссылка истца в апелляционной жалобе на положения ст.13 Федерального закона от 19 мая 1995 года №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», в обоснование ошибочности указания суда на наличие права у ФИО28 на получение пособия по уходу за ребенком не состоятельна, поскольку в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие фактическое осуществление ухода за ребенком ФИО15 ФИО7., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, именно матерью - Ильиной О.А.
Судебная коллегия находит несостоятельными доводы апелляционной жалобы истца Ильиной О.А. о том, что на момент вынесения решения УСЗН администрации Калининского района г.Челябинска от 15 апреля 2019 года ни Ильина О.А, ни ее супруг ФИО29 не состояли в трудовых отношениях с какой-либо организацией, поскольку данное обстоятельство опровергается, представленными в материалы дела копиями трудовых книжек истца и третьего лица ФИО30. (л.д. 2-14 том 2).
В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, и сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции и не могут повлечь его отмену. Оснований к переоценке установленных судом доказательств не имеется, поскольку выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона не противоречат, нарушений норм процессуального права судом также не допущено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.
Руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Калининского районного суда г.Челябинска от 29 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ильиной Ольги Александровны – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: