Судья Габитова Р.Ш. дело № 33а-988/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Йошкар-Ола 6 июня 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Петровой О.А.,
судей Медведевой И.А. и Халиулина А.Д.,
при секретаре Демаковой В.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по апелляционной жалобе Габараева Д.К. на решение Советского районного суда Республики Марий Эл от 15 марта 2019 года, которым оставлено без удовлетворения административное исковое заявление Габараева Д. К. к администрации Куженерского муниципального района, первому заместителю главы администрации Куженерского муниципального района Иванову М.Г. о признании незаконными уведомлений от <дата> о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Халиулина А.Д., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Габараев Д.К. обратился в Советский районный суд Республики Марий Эл с административным иском к администрации Куженерского муниципального района о признании незаконным уведомления <№> от <дата> о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке.
В обоснование заявленного требования указал, что ему принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером <№>, расположенный по адресу: <адрес> 26 октября 2018 года он подал в администрацию Куженерского муниципального района уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке, по результатам рассмотрения которого получил уведомление <№> от <дата> о несоответствии параметров, указанных в уведомлении, предельным параметрам разрешенного строительства объекта капитального строительства, поскольку данный земельный участок находится вне границы территории населенного пункта <...>, что противоречит Генеральному плану и Правилам землепользования и застройки <...>. Ссылаясь на то, что земельный участок с кадастровым номером <№> относится к землям населенных пунктов, то есть предназначен для застройки и развития населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, полагает выданное административным ответчиком уведомление незаконным, так как оно ограничивает его право на возведение жилого дома на указанном земельном участке.
Советским районным судом Республики Марий Эл также приняты к производству административные иски Габараева Д.К. к администрации Куженерского муниципального района о признании незаконными уведомлений <№> от <дата> о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке.
В обосновании данных исков Габараева Д.К. привел доводы, аналогичные изложенным выше, в отношении принадлежащих ему земельных участков с кадастровыми номерами <№> -<№>, <№> - <№>, которые относятся к землям населенных пунктов, то есть предназначены для застройки и развития населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства. В связи с чем просил признать незаконными названные уведомления, выданные ему административным ответчиком, как ограничивающие его право на возведение жилого дома.
Определением Советского районного суда Республики Марий Эл 20 февраля 2019 года административные дела № <№> - <№> по административным искам Габараева Д.К. к администрации Куженерского муниципального района о признании незаконными указанных выше уведомлений от <дата> объединены в одно производство, объединенному административному делу присвоен <№>.
Определением Советского районного суда Республики Марий Эл от 20 февраля 2019 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен первый заместитель главы администрации Куженерского муниципального района Иванов М.Г.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе Габараев Д.К. просит решение отменить, принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования, ссылаясь на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение судом норм материального права. В жалобе приводит доводы, аналогичные изложенным в административном иске. Также указывает на то, что карта Генерального плана сельского поселения «<...>», утвержденного решением собрания депутатов <...> <№> от <дата>, утратила силу ввиду принятия в 2016 году новой карты. Настаивает на том, что принадлежащие ему земельные участки находятся в зоне границ населенного пункта, поэтому оспариваемые уведомления, выданные административным ответчиком, являются незаконными.
В возражениях на апелляционную жалобу и дополнениях к ним администрация Куженерского муниципального района приводит доводы в поддержку решения суда, просит жалобу оставить без удовлетворения.
Административный истец Габараев Д.К., представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл, глава администрации муниципального образования «<...>» Б. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении рассмотрения дела не просили, поэтому судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Выслушав объяснения представителя администрации Куженерского муниципального района Т. первого заместителя главы администрации Куженерского муниципального района Иванова М.Г., просивших оставить решение суда без изменения, обсудив доводы жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия предусмотренных законом оснований для отмены решения суда не находит.
Как следует из материалов дела, на основании договоров купли-продажи от <дата> Габараев Д.К. является собственником земельных участков с кадастровыми номерами <№>, расположенными по адресу: <дата>
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости указанные земельные участки относятся к землям населенных пунктов с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства.
Имея намерение осуществить строительство индивидуального жилого дома, Габараев Д.К. в порядке, предусмотренном статьей 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), 26 октября 2018 года обратился в администрацию Куженерского муниципального района с уведомлениями о планируемом строительстве на принадлежащих ему земельных участках.
<дата> первым заместителем главы администрации Куженерского района Ивановым М.Г. вынесены оспариваемые уведомления <№> о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке по тем основаниям, что земельные участки, принадлежащие административному истцу, находятся вне границы территории населенного пункта <...>, что противоречит Генеральному плану и Правилам землепользования и застройки <...>.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, для признания действий (бездействия), решений должностного лица незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действий (бездействия), решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым действием (бездействием), решением прав и законных интересов истца.
Такая необходимая совокупность условий по настоящему делу судом первой инстанции не установлена, с чем судебная коллегия соглашается, исходя из следующего.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, проанализировав положения ГрК РФ, Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), сведения, содержащиеся в карте Генерального плана сельского поселения <...>, установив, что земельные участки, принадлежащий административному истцу, отнесены к функциональной зоне «Зона сельскохозяйственного использования. Земли сельскохозяйственного назначения вне границ населенных пунктов» и расположены вне границ населенного пункта <...> Куженерского района Республики Марий Эл, обоснованно не усмотрел оснований для удовлетворения административного иска.
Согласно положениям статьи 51.1 ГрК РФ, введенной в действие с 4 августа 2018 года, в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве) (часть 1).
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи:
1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации;
2) направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке (часть 7).
В силу части 10 уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику, в частности, в случаях, если:
1) указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;
2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.
Согласно части 11 в уведомлении о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке должны содержаться все основания направления застройщику такого уведомления с указанием предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, которые установлены правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательных требований к параметрам объектов капитального строительства, которые установлены настоящим Кодексом, другими федеральными законами, действуют на дату поступления уведомления о планируемом строительстве и которым не соответствуют параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, указанные в уведомлении о планируемом строительстве, а также в случае недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке - установленный вид разрешенного использования земельного участка, виды ограничений использования земельного участка, в связи с которыми не допускается строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, или сведения о том, что лицо, подавшее или направившее уведомление о планируемом строительстве, не является застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок.
Оспариваемые уведомления от <дата> соответствуют приведенным требованиям статьи 51.1 ГрК РФ.
Согласно пункту 20 части 1 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункту 3 части 1 статьи 8, части 1 статьи 32 ГрК РФ утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения поселений, по которым представительным органом местного самоуправления поселения принимаются муниципальные правовые акты.
В силу пункта 8 статьи 1 ГрК РФ правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
В соответствии со статьей 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов, в частности, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи30 ГрК РФ), содержащая границы территориальных зон (часть 4 статьи30 ГрК РФ).
Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентированы статьями 30-35 ГрК РФ. Внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31, 32 ГрК РФ (часть 1 статьи 33 ГрК РФ).
При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований, к которым относятся, в частности, генеральные планы поселения (пункт 2 части 1 статьи 18, пункт 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ).
Согласно части 3 статьи 9 ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Частью 3 статьи 9, частями 9 и 10 статьи 31, пунктом 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ закреплен принцип первичности генерального плана поселения как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.
Из системного толкования положений пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, части 15 статьи 35 ГрК РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.
Согласно карте Генерального плана сельского поселения «<...>», утвержденного решением собрания депутатов <...> <№> от <дата>, земельные участки, принадлежащие Габараеву Д.К., отнесены к функциональной зоне «Зона сельскохозяйственного использования. Земли сельскохозяйственного назначения вне границ населенных пунктов» и расположены вне границ населенного пункта, в связи с чем их правовой режим определяется положениями статей 77, 78 ЗК РФ и Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», не допускающими размещение на таких земельных участках объектов индивидуального жилищного строительства.
Доказательств того, что указанный Генеральный план сельского поселения <...> изменен, утратил силу или признан недействующим в установленном законом порядке, материалы дела не содержат.
Расположение земельных участков Габараева Д.К. вне границ населенного пункта <...> Куженерского района Республики Марий Эл также подтверждается представленными в материалах дела административным ответчиком схемой территориального планирования и публичной кадастровой картой Куженерского района Республики Марий Эл 2019 года.
При таких обстоятельствах оснований для признания незаконными выданных Гибараеву Д.К. уведомлений <№> от <дата> у суда первой инстанции не имелось.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, повторяют позицию стороны административного истца, изложенную в административном иске, не опровергают выводов суда, а выражают несогласие с ними. По своей сути они основаны на неправильном понимании норм материального права, направлены на переоценку обстоятельств, являвшихся предметом исследования в судебном заседании, а также доказательств, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка в их совокупности.
В соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ административное дело рассмотрено в полном объеме.
Таким образом, оснований для отмены решения суда не имеется, апелляционная жалоба Габараева Д.К. удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда Республики Марий Эл от 15 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Габараева Д.К. – без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Петрова |
Судьи |
И.А. Медведева А.Д. Халиулин |