УИД - 77RS0009-02-2021-011437-82
Дело №2-5939/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 октября 2021 года адрес
Зюзинский районный суд адрес в составе председательствующего судьи Сафьян Е.И., при секретаре фио с участием истца, представителей ответчика рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2- 5939/2021 по иску Мо...хххх...ххх о признании незаконным приказа об отстранении, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, возложении обязанности предоставить документы, связанные с работой,
УСТАНОВИЛ:
фио обратился с исковым заявлением к О...ххх о признании незаконным приказа об отстранении, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, возложении обязанности предоставить документы связанные с работой и просит суд признать незаконным приказ № 85-ОД от 03.08.2021, взыскать с О...ххх ИНН 7705675358 КПП 770501001 в свою пользу средний заработок за все время вынужденного прогула с 16 августа 2021 года по день восстановления на работе, взыскать с О...ххх ИНН 7705675358 КПП 770501001 в свою пользу в счет компенсации морального вреда, причиненного неправомерными действиями, сумму в размере сумма В обоснование требований истец указывает, что работает в О...ххх ИНН 7705675338 КПП 770501001 с 27.01.2021 в должности продавец. Приказом от 03.08.2021 № 85-ОД Истец незаконно отстранен от работы в должности продавца с 16.08.2021 г., на основании письменного отказа от профилактических прививок против короновирусной инфекции (COVID-19). С приказом Истец ознакомлен и считает его незаконным, поскольку обязанность вакцинации внесена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, являющимся приложением № 2 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.03.2014 № 125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям», необходимость вакцинации определяет главный санитарный врач региона, при этом отказ от вакцинации согласно ст. 5 Федерального закона № 157-Ф3, грозит отстранением лишь тех работников, чья работа связана с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и в этом качестве поименована в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 № 825. Из всех работ в Перечень включены только работы в сфере здравоохранения, а также работы в сфере образования. Работники организаций О...ххх в сфере торговли, в указанном Перечне отсутствуют. Также Истец полагает, что нарушаются его конституционные права, поскольку лекарственные препараты не прошли клинических исследований. Кроме того, согласно ч.1 ст. 5 Федерального закона № № 157-Ф3, граждане вправе на отказ от профилактических прививок. При этом, письменный отказ от прививки Истец не давал. В связи с чем, Истец полагает отстранение от работы незаконным, что влечет взыскание с Ответчика не полученный заработок с 16.08.2021 г. по день вынесения решения суда.
В судебное заседание истец явились, исковые требования поддержал и по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил требования удовлетворить.
Представители ответчика в судебное заседание явились, исковые требования не признали и по доводам, изложенным в отзыве, просили в удовлетворении требований отказать.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 15 ТК РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со ст. 56 ТК РФ трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Согласно ст. 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника: появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения; не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда; не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; при выявлении в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, противопоказаний для выполнения работником работы, обусловленной трудовым договором; в случае приостановления действия на срок до двух месяцев специального права работника (лицензии, права на управление транспортным средством, права на ношение оружия, другого специального права) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если это влечет за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору и если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором; по требованию органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами.
На основании ч. 2 ст. 5 Федерального закона № 157-ФЗ отсутствие профилактических прививок влечет отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Пунктом 6 ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что Главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона, наделяются следующими полномочиями: при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.
Согласно статьям 10-11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям, являющимся приложением № 2 к приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.03.2014 № 125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям», установлены категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации против коронавирусной инфекции (COVID-19), в соответствие с уровнями приоритета. Работники транспорта отнесены к приоритету второго уровня.
Во исполнение пункта 6 части 1 ст. 51 Федерального закона № 52-Ф3, ст. 10 Федерального закона № 157-Ф3, а также Приказа № 125н, Главным государственным санитарным врачом 15.06.2021 принято Постановление №1 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям", согласно которому необходимо обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в том числе гражданам, работающим на основании трудового договора в организациях, осуществляющих деятельность в сфере торговли.
Согласно разъяснениям Минтруда и Роспотребнадзора от 23.07.2021 по организации вакцинации в организованных рабочих коллективах (трудовых коллективах) и порядку учета процента вакцинированных № 14-4/10/П-5532, граждане, входящие в группы риска по роду своей профессиональной деятельности, указанной в постановлениях главных санитарных врачей субъектов Российской Федерации, обязаны пройти вакцинацию против короновирусной инфекции. При вынесении подобных постановлений граждане, подлежащие вакцинации, вправе отказаться от прививок, но в этом случае они должны быть отстранены от выполняемых работ на период эпидемиологического неблагополучия. При этом обязанность по вакцинации не распространяется на лиц, имеющих противопоказания к профилактической прививке против COVID-19. Противопоказания должны быть подтверждены медицинским заключением.
В соответствии с приложением к Разъяснениям, в случае отсутствия у работодателя документального подтверждения прохождения работником вакцинации работодатель обязан издать приказ об отстранении работника без сохранения заработной платы (при отсутствии сведений о противопоказаниях к вакцинации).
В ходе судебного разбирательства из письменных материалов дела и пояснений участников процесса судом установлено, что 27 января 2021 года на основании приказа № 24-пр, трудового договора от 27.01.2021 г. № 024/21 фио был принят на работу в О...ххх на должность продавца, на неопределенный срок с тарифной ставкой в размере сумма за час.
Согласно п. 8.6 трудового договора работник ознакомлен с Правилами внутреннего трудового распорядка, Положением о защите персональных данных, Положением об оплате труда, Политикой информационной безопасности, Положением об использовании форменной одежды, Политикой в области использования сотрудниками дисконтных карт на приобретение товаров компании, Картой аттестации рабочего места по условиям труда, Положением о командировочных расходах, Регламентом по предотвращению потерь, Процедурой «кассовые операции», Регламентом «Стандарты обслуживания клиентов», о чем имеется собственноручная подпись работника.
Дополнительным соглашением к трудовому договору от 19.03.2021 г. между сторонами согласованы условия обмена документами посредством электронного документооборота.
Приказом от 21.06.2021 г. № 60-ОД «О проведении вакцинации от новой коронавирусной инфекции» во исполнение постановления Главного государственного санитарного врача по адрес от 15.06.2021 г. № 1 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям» и Главного государственного санитарного врача по адрес от 16.06.2021 г. № 3 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям», а также Постановлений (Распоряжений, Актов) Главным санитарных врачей и Глав субъектов Российской Федерации, в целях организации вакцинации сотрудников О...ххх для обеспечения их максимальной защиты от возможного инфицирования новым короновирусом SARS-CoV-2, предотвращения возможных тяжелых последствий такого заболевания и снижения вероятности распространения инфекции на других и клиентов компании, работники О...ххх ознакомлены с вышеуказанным постановлениями главных государственных санитарных врачей, а также организовано проведение профилактических прививок работников первым компонентом в срок до 15.07.2021, а в срок до 15.08.2021 г. вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в РФ. С указанным приказом, фио ознакомлен 27.06.2021г., что подтверждается собственноручной подписью работника.
Приказом от 03.08.2021 г. № 85-ОД «Об отстранении от работы ввиду отсутствия профилактических прививок против новой короновирусной инфекции (COVID-19) (работа связана с высоким риском заболевания инфекционным и болезнями)» с 16.08.2021 г. продавец фио отстранен от работы, выполнение которой связано с высоким уровнем эпидемиологических контактов и участием в цепочке передачи вирусов, в связи с отказом от профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции, без начисления заработной платы в период отстранения от работы.
Основанием для издания приказа об отстранении Истца от работы послужил письменный отказ продавца М...ххх. от профилактических прививок против коронавирусной инфекции (COVID-19), который выражен в акте от 30.06.2021 г., согласно которого работнику разъяснено о необходимости вакцинации во исполнение вышеназванных норм и последствия отказа от вакцинации, а также у работника запрошены документы о вакцинации или медицинская справка о противопоказаниях, письменный отказ от вакцинации, которые не были представлены работником.
Уведомлением от 03.08.2021г. фио под подпись уведомлен об отстранении работы ввиду отсутствия профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (работа связана с высоким риском заболевания инфекционными болезнями» на основании приказа от 03.08.2021 г. № 85-ОД.
Согласно служебной записке директора магазина фио от 15.08.2021 г., запрошенные у М...ххх. документы на основании приказа от 21.06.2021 г. № 60-ОД, так и не представлены.
Как следует из представленных суду документов деятельность О...ххх осуществляется в сфере торговли. При этом сотрудники, работающие непосредственно в магазинах, в том числе продавцы в ходе осуществления своих должностных обязанностей, имеют множественные контакты с населением и подвержены высокому профессиональному риску заражения новой коронавирусной инфекцией, а также распространению инфекции среди населения.
Оценивая доводы Истца об отсутствии оснований для отстранения его от работы, суд полагает их необоснованными и направленными на иное толкование закона.
Так, доводы Истца о том, что Главный государственный санитарный врач адрес при вынесении Постановления №1 от 15.06.2021 не имел полномочий вносить дополнения к указанию категорий граждан, подлежащих обязательной вакцинации, поскольку в вводной части Постановления №1 указаны нормативные правовые акты, на основании которых принято данное постановление, в том числе Приказ Министерства здравоохранения РФ от 21.03.2014 № 125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям», в приложении №2 которого закреплены категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации против коронавирусной инфекции, суд считает несостоятельными, так как полномочия Главного санитарного врача адрес регламентированы Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и вынесение мотивированных постановлений при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям прямо предусмотрены указанным Федеральным законом. Выполнение вынесенного Главным санитарным врачом адрес Постановления является обязанностью граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а невыполнение действующих санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, в том числе и без вынесения предписаний в адрес указанных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, является административным правонарушением, влекущим административное наказание.
Кроме того, учитывая характер заявленных требований, доводы истца о незаконности принятого Главным государственным санитарным врачом по адрес постановления от 15.06.2021 г. № 1 существенного значения при рассмотрении настоящего дела не имеют, поскольку вышеуказанный нормативный правовой акт не был признан незаконным и не отменен.
Оценивая доводы истца о том, что непосредственно в Постановлении №1 Главного санитарного врача по адрес от 15.06.2021 отсутствуют указания на необходимость отстранения от работы работников, не прошедших вакцинацию, в связи с чем у работодателя отсутствовали основания к отстранению истца от работы, суд согласиться не может, так как обязанность отстранения от работы работника возложена трудовым законодательством только на работодателя.
Доводы Истца об отсутствии возможности вакцинации в силу отсутствия вакцин, прошедших клинические исследования, суд полагает их несостоятельными, поскольку они не основаны на законе и не подтверждены документально. И материалов дела и пояснения представителей ответчика следует, что до Истца была доведена информация о порядке вакцинации и доступных вакцинах на территории адрес, что Истцом не оспорено в ходе рассмотрения дела.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что процедура и основания отстранения Истца от работы ввиду отказа от прохождения вакцинации и отсутствием медицинских противопоказаний для ее проведения, работодателем были соблюдены. В связи с чем исковые требования об отмене приказа об отстранении от работы № 85-ОД от 03.08.2021, не подлежат удовлетворению.
Поскольку отстранение работника носило законный характер, оснований для взыскания заработной платы за время вынужденного прогула также не имеется и суд полагает необходимым в удовлетворении указанных требований истца отказать.
Учитывая, что судом не установлено нарушений трудовых прав истца, в силу положений ст. 237 Трудового кодекса РФ оснований для компенсации морального вреда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░...░░░░...░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░,- ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░
1