Решение по делу № 33-1343/2021 от 31.03.2021

Судья Осипов А.А. № 33-1343/2021

№ 2-333/2021

67RS0001-01-2020-004981-79

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 мая 2021 года                                                 г. Смоленск

Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в составе:

Председательствующего Винеля А.В.,

судей: Филенковой С.В., Коженовой Т.В.,

при секретаре, помощнике судьи Ткаченко Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Дорогова Игоря Александровича к войсковой части 21555 о взыскании задолженности по компенсационной выплате 246670 руб., с апелляционными жалобами войсковой части 21555 и Дорогова Игоря Александровича на решение Заднепровского районного суда г.Смоленска от 8 февраля 2021 года.

Заслушав доклад судьи Филенковой С.В., объяснения истца Дорогова И.А., представителя Дорогова И.А. – Ивановой В.А., представителя войсковой части 21555 – Позднякова Д.Н.,

установила:

Дорогов И.А. обратился в суд с иском к войсковой части 21555 о взыскании задолженности по компенсационной выплате 246670 рублей. В обоснование требований указал, что 14 января 2015 года он заключил с ответчиком трудовой договор. В зоне ответственности подразделения пожарной охраны, в котором он работал, находятся арсеналы, базы, склады по хранению вооружения и боеприпасов, в связи с чем, он вправе был получать компенсационную выплату в размере 100% должностного оклада, однако ответчик данную выплату не осуществлял, в силу чего образовалась задолженность в указанном размере (л.д. 2-4). Просит взыскать с ответчика компенсационную выплату за период времени с 14.01.2015г. (дата заключения договора) по 05.08.2019г. (дата увольнения) в сумме 246 670 рублей.

26.01.2021г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечено ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Смоленской, Брянской и Орловской областям».

Решением Заднепровского районного суда г.Смоленска от 08.02.2021 года постановлено:

исковые требования Дорогова Игоря Александровича удовлетворить частично и взыскать в его пользу с войсковой части 21555 компенсационную выплату за особые условия работы в размере 43 091 рубль 38 копеек.

Взыскать с войсковой части 21555 госпошлину в доход государства в размере 1492 рубля 74 копейки.

В апелляционной жалобе ответчик просит состоявшееся решение суда первой инстанции отменить, принять новое, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылаясь при этом на неверное применение судом норм материального права.

В апелляционной жалобе истец просит состоявшееся решение суда первой инстанции отменить, принять новое, которым исковые требования удовлетворить в полном объеме, ссылаясь при этом на неверное применение судом норм материального права.

Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционных жалоб, заслушав явившиеся стороны, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебного постановления.

В соответствии с абзацем седьмым части второй статьи 22, статьей 56 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан выплачивать работнику установленную трудовым договором заработную палату.

Согласно ч. 1 ст. 129 ТК РФ заработная плата - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В соответствии с ч. 1 ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ч. 2 ст. 135 ТК РФ).

Системы оплаты труда работников федеральных государственных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (ч. 1 ст. 144 ТК РФ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 августа 2008 года № 583 одновременно с введением новых систем оплаты труда, в том числе гражданского персонала воинских частей, было предписано федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, утвердить условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера гражданскому персоналу.

Приказом Минобороны РФ от 23 апреля 2014 года № 255 было утверждено Положение о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (Положение Минобороны), которое действовало до 10 декабря 2019 года (с 10 декабря 2019 года действует новое Положение о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденное приказом Минобороны РФ от 18 сентября 2019 года № 545).

В соответствии с п.п. 2 и 14 Положения Минобороны система оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций включает условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера, включая компенсационную выплату за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда.

Так, согласно п. 18 Положения Минобороны гражданскому персоналу подразделений пожарной охраны, содержащихся при арсеналах, базах, складах боеприпасов и вооружения, устанавливается компенсационная выплата к должностному окладу (тарифной ставке) за особые условия работы в размере 100 процентов должностного оклада (тарифной ставки).

При этом к арсеналам, центрам, базам, складам Министерства обороны по хранению вооружения и боеприпасов отнесены: центры и арсеналы всех наименований, государственные специальные химические арсеналы, артиллерийские базы и склады всех наименований, базы резерва танков, самолетов, вертолетов, технические ракетные базы всех наименований, торпедные базы, отделы хранения вооружения и боеприпасов, другие базы, склады и отделы, на которых хранятся вооружение и боеприпасы; отделы хранения (хранилища, склады) вооружения и боеприпасов в составе воинских частей и организаций (п. 17 Положения Минобороны).

По смыслу вышеприведенной правовой нормы, указанная выплата компенсационного характера предусмотрена для гражданского персонала подразделений пожарной охраны, призванных обеспечивать пожарную безопасность арсеналов, складов боеприпасов и вооружения. В противном случае теряется смысл установления такой надбавки для работников пожарной охраны, на стороне которых, в частности, существуют повышенные требования к исполнению трудовых функций, повышенные риски причинения вреда здоровью.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что истец состоял с войсковой частью 21555 в трудовых отношениях, относился к категории гражданского персонала, работая в 85 пожарной команде - сначала с 14 января 2015 года пожарным, а с 9 февраля 2015 года - командиром отделения; приказом командира части от 31.07.2019 №185 с 5 августа 2019 года уволен с работы по собственному желанию, что подтверждается, помимо объяснений сторон, копиями трудового договора, дополнительных соглашений к трудовому договору, приказов о приеме на работу и увольнения с работы.

Заключенный с истцом трудовой договор не содержит условия о выплате компенсационного характера за особые условия работы, в течение всего спорного периода такая выплата в отношении истца не осуществлялась.

Как следует из объяснений истца, и признано представителями ответчика, на территории войсковой части 21555, помимо прочего, имеются склады ракетно-артиллерийского вооружения и боеприпасов.

Командиром войсковой части 21555 утверждено Положение 85 пожарной команды, согласно которому в подразделение 85 пожарной команды воинской части 21555 входит штатная пожарная команда и два пожарных расчета (отделения). 85 пожарная команда является объектовой и предназначена для организации и осуществления несения дежурства в пределах (границах) восковой части 21555 (гарнизона г.Смоленска). Среди прочих задачами этой команды являются спасение людей и имущества, оказание первой помощи при пожарах, организация и осуществление тушения пожаров и проведение аварийно-спасательных работ (л.д. 105-110).

Согласно ч. 2 ст. 9 ТК РФ коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению.

Пунктом 8 вышеупомянутого и действующего с 10 декабря 2019 года Положения о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Минобороны РФ от 18 сентября 2019 года № 545 предусмотрено, что гражданскому персоналу подразделений пожарной охраны, в зоне ответственности которых находятся арсеналы, базы, склады по хранению вооружения и боеприпасов, устанавливается компенсационная выплата к должностному окладу (тарифной ставке) за особые условия работы в размере 100 процентов должностного оклада (тарифной ставки).

Данное обстоятельство, однако, само по себе не свидетельствует о том, что указанная выплата компенсационного характера введена лишь в декабре 2019 года. Это следует расценивать лишь как воспроизведение той же правовой нормы в новом нормативном правовом акте в частично измененной (откорректированной) Минобороны РФ редакции, с сохранением ее сути и фактического смысла.

Руководствуясь вышеуказанными нормами права, а также указав, что в зоне ответственности подразделения пожарной команды истца находятся арсеналы, базы, склады по хранению вооружения и боеприпасов, к задачам и функциям которой относятся, в том числе, спасение людей, оказание первой медицинской помощи при пожарах, обеспечение противопожарной защиты имущества воинской части и входит в структуру воинской части, суд первой инстанции правомерно и обоснованно удовлетворил требования истца о признании за Дороговым И.А. права на получение выплаты компенсационного характера за особые условия работы в размере 100% должностного оклада.

Вместе с тем, учитывая требования ч.ч.1, 2, 4 ст.392 ТК РФ, абз.3 п.5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», а также то обстоятельство, что в суд с исковым заявлением истец обратился 23 декабря 2020г., суд указал на пропуск установленного законом срока обращения в суд с требованиями о взыскании выплаты компенсационного характера за период с 2015г. по ноябрь 2018г., на основании чего отказал в этой части требований.

В соответствии с частью первой статьи 392 ТК РФ (в действовавшей до 3 октября 2016 года редакции) работник имел право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал, должен был узнать о нарушении своего права.

С 3 октября 2016 года действует часть вторая статьи 392 ТК РФ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 №272-ФЗ), согласно которой за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм.

Коллективным договором на 2014-2017 годы войсковой части 21555 было установлено, что зарплата выплачивается в срок не позднее 5-10 числа месяца, следующего за расчетным месяцем, а коллективным договором на 2018-2020 годы - не позднее 5 числа месяца, следующего за расчетным (л.д.57, 81). Получая зарплату, истец должен был узнать о нарушении своего права на получение выплаты компенсационного характера.

10 декабря 2019 года истец обратился в Государственную инспекцию труда в Смоленской области с жалобой на ответчика, указывая, в том числе, на не осуществление компенсационной выплаты за особые условия работы. Было вынесено предписание, обязывающее командира войсковой части 21555 устранить данное нарушение, которое было оспорено восковой частью в суд. Решением Промышленный районный суд г. Смоленска суда от 18 мая 2020 года, вступившим в законную силу в августе 2020 года (л.д. 10-13, 28-31, 195-200).

Таким образом, у истца имелись основания полагать, что его права будут восстановлены во внесудебном порядке с учетом нормативных положений о способах защиты гражданских прав и свобод, государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Также в период после августа 2020 года истец предпринял попытку обратиться за защитой своих прав в Смоленский районный суд Смоленской области, так как в трудовом договоре указано, что войсковая часть 21555 расположена в Смоленском районе (л.д. 5, 17-18).

Вышеприведенные обстоятельства свидетельствуют об уважительности причин пропуска истцом срока обращения в суд с требованием о взыскании компенсационной выплаты за период с декабря 2018 года по день увольнения в августе 2019 года (установленным днем выплаты зарплаты, включающей в себя данную выплату компенсационного характера, за ноябрь 2018 года, является 10 декабря 2018 года).

При расчете взысканной в пользу истца суммы, суд исходил из никем не оспариваемых из участвующих в деле лиц содержащихся в дополнительном соглашении к трудовому договору и расчетных листках сведений о размере должностного оклада в составе зарплаты, начисленных истцу за фактически отработанное время в каждом из месяцев в спорном периоде с декабря 2018 г. по 5 августа 2019 года.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они сделаны на основании тщательного исследования всех представленных по делу доказательств в их совокупности, с учетом требований действующего законодательства, регулирующего правоотношения сторон и соответствует установленным по делу фактическим обстоятельствам.

Вопреки доводам апелляционной жалобы истца каких-либо обстоятельств, которые свидетельствовали бы об уважительности причин пропуска срока обращения в суд с требованием о взыскании компенсационной выплаты за весь предшествующий декабрю 2018 года период, истец не привел. Утверждения, что истец не знал о причитающихся ему выплатах, несостоятельны.

Постановление Правительства Российской Федерации № 583, которым были введены новые системы оплаты труда, в том числе гражданского персонала воинских частей и предписано федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, утвердить условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера гражданскому персоналу было принято 05 августа 2008 года. Приказ Минобороны РФ № 255, в соответствии с которым утверждено Положение о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации (Положение Минобороны) издан 23 апреля 2014 года.

Данные документы общедоступны, истец о нарушении своего права знал или должен был знать в 2015 - 2018 г.г., имел возможность своевременно обратиться с иском в суд за защитой своих прав, однако обратились с иском в суд лишь 23 декабря 2020 года, в Государственную инспекцию труда в Смоленской области 10 декабря 2019 года, то есть суд обоснованно отказал в удовлетворении иска в части взыскания за период с 14 января 2015 года по ноябрь 2018 года.

В судебном заседании истец не ссылался на наличие каких-либо уважительных причин пропуска срока обращения в суд с данными требованиями, и на наличие таких обстоятельств в апелляционной жалобе также не ссылается. Доказательств, с которыми закон связывает возможность признания уважительными причины пропуска срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, истец не представил ни в суд первой инстанции, ни судебной коллегии.

Приведенные в судебном решении выводы об обстоятельствах дела мотивированы и соответствуют требованиям материального и процессуального закона.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Заднепровского районного суда г.Смоленска от 8 февраля 2021 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Дорогова Игоря Александровича, войсковой части 21555 - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-1343/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Дорогов Игорь Александрович
Ответчики
войсковой части 21555
Другие
ФКУ "УФО МО РФ по Смоленской, Брянской и Орловской областям"
Суд
Смоленский областной суд
Судья
Филенкова Светлана Валентиновна
Дело на сайте суда
oblsud.sml.sudrf.ru
01.04.2021Передача дела судье
25.05.2021Судебное заседание
25.05.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее