Дело № 5-57/2021 ст.17.7 КоАП РФ
УИД 21RS009-01-2021-000310-90
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
28 октября 2021 г. с. Красноармейское
Судья Красноармейского районного суда Чувашской Республики Сядарова Н.И., с участием прокурора Яковлевой В.Н., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 КоАП РФ, в отношении
главы Яншихово-Челлинского сельского поселения Красноармейского района Чувашской Республики Петрова Василия Николаевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца д. <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, ранее не привлекавшегося к административной ответственности,
проверив постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, приобщенные другие материалы дела,
У С Т А Н О В И Л:
Прокуратурой Красноармейского района Чувашской Республики о соблюдении требований законодательства о прокуратуре в части выполнения требований прокурора, выявлены факты умышленного не исполнения требований прокурора главой Яншихово-Челлинского сельского поселения Красноармейского района Чувашской Республики.
Проверкой установлено, что администрацией Яншихово-Челлинского сельского поселения Красноармейского района Чувашской Республики в нарушение требований Бюджетного кодекса РФ и Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» сведения о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления поселения с указанием суммы фактически произведенных затрат на их денежное содержание администрацией сельского поселения за 1 квартал 2021г. в официальном печатном издании "Вестник Яншихово-Челлинского сельского поселения" не опубликованы, и на официальном сайте поселения в информационно-коммуникационной сети «Интернет» не размещены.
В этой связи 09.06.2021 прокурором района принесено представление об устранении нарушений закона в части обозначенной представлением и об информировании прокурора о результатах проведенной работы по устранению выявленных нарушений закона в соответствии с федеральным законодательством в установленные законом сроки.
В пункте 3 статьи 22 Закона о прокуратуре указано, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона.
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 24 данного Закона, в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Согласно ч. 1 ст. 6 Закона требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в ст. ст. 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Пунктом 4 статьи 10 Закона о прокуратуре предусмотрено, что прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Закона о прокуратуре прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.
Прокурор Яковлева В.Н. просит признать виновным Петрова В.Н. -главу администрации Яншихо-Челлинского сельского поселения в совершении административного правонарушения, предусмотренного по ст.17.7 КоАП РФ за умышленное неисполнение им требований прокурора и подвергнуть к административному наказанию в виде административного штрафа в пределах санкции указанной статьи. Прокурор считает, что в соответствии со ст.2 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава Яншихово-Челлинского сельского поселения Петров В.Н. является лицом, замещающим муниципальную должность, что подтверждается ст.21-24,37 Устава Яншихово-Челлинского сельского поселения Красноармейского района Чувашской Республики в редакции от 26.08.2021г. №С-15/1, где указано, что избранный глава Яншихово-Челлинского сельского поселения возглавляет администрацию Яншихово-Челлинского сельского поселения, издает в пределах своих полномочий правовые акты, что руководство деятельностью администрации Яншихово-Челлинского сельского поселения осуществляет на принципах единоличия Глава Яншихово-Челлинского сельского поселения, являющийся главой администрации Яншихово-Челлинского сельского поселения. Прокурор считает, что в данном случае не применяется срок давности привлечения к административной ответственности. В соответствии с ч.3 ст.4.5 КоАП РФ за нарушение, которое могло наказываться дисквалификацией, срок давности привлечения к ответственности должностных лиц составляет 1 год.
Петров В.Н. в ходе судебного заседания 12 октября 2021г. признавал себя виновным, указал, что он представление получал на руки, но дату получения не помнит. Просит применить срок исковой давности, указав, что со дня совершения им административного правонарушения прошло три месяца, указав, что срок давности привлечения к административной ответственности по ст.17.7 КоАП РФ является общим и составляет три месяца. Суду им представлен письменный отзыв, где указывается, если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного правонарушения, то просит применить ст.2.9 КоАП РФ, ограничив устным замечанием.
Судья, выслушав сторон, исследовав документы, приходит к следующему.
Согласно частям 1, 2 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с данной статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
В силу частей 1 и 2 статьи 6 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» должностью муниципальной службы признается должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность. Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.
Уставом Яншихово-Челлинского сельского поселения Красноармейского района Чувашской Республики в редакции от 26.08.2021г. установлено, что глава Яншихово- Челлинского сельского поселения является высшим должностным лицом данного муниципального образования, при этом самостоятельная должность главы администрации муниципального образования Уставом не предусмотрена. В ч.3 ст.37 Устава прописано, что руководство деятельностью администрации Яншихово-Челлинского сельского поселения осуществляет на принципах единоличия Глава Яншихово-Челлинского сельского поселения, являющийся главой администрации Яншихово-Челлинского сельского поселения.
Из копии решения собрания депутатов Яншихово-Челлинского сельского поселения №С-2/1 от 02.11.2020 видно, что Петров Василий Николаевич избран на должность главы Яншихово-Челлинского сельского поселения Красноармейского района Чувашской Республики с 03 ноября 2020 года на срок полномочий Собрания депутатов Яншихово-Челлинского сельского поселения Красноармейского района четвертого созыва.
Согласно ст.43 Устава Яншихово-Челлинского сельского поселения в редакции от 26.08.2021г., должности муниципальной службы Яншихово-Челлинского сельского поселения устанавливаются решением Собрания депутатов Яншихово-Челлинского сельского поселения в соответствии с Реестром должностей муниципальной службы в Чувашской Республике, утвержденным законом Чувашской Республики.
В реестре должностей муниципальной службы в Чувашской Республике (приложение 1 к Закону Чувашской Республики "О муниципальной службе в Чувашской Республике") должность главы муниципального образования отсутствует. (Закон ЧР от 05.10.2007 N 62 (ред. от 22.10.2021)).
Положения указанных нормативных актов разграничивают понятия «глава муниципального образования» и «глава администрации муниципального образования». Так, глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования, наделенным уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава администрации муниципального образования - высшая должность муниципальной службы, осуществляет руководство исполнительно-распорядительным органом (администрацией) муниципального образования.
Согласно части 1 статьи 3.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, муниципальной службы, а также занимать руководящие должности в органах управления юридического лица.
Круг лиц, к которым может быть применена дисквалификация, определен в части 3 названной статьи, к числу которых относятся лица, замещающие должности муниципальной службы.
В рассматриваемом случае дело об административном правонарушении возбуждено в отношении главы муниципального образования Яншихово-Челлинского сельского поселения Петрова В.Н.
Следовательно, указанному лицу административное наказание в виде дисквалификации назначено быть не может, поскольку глава муниципального образования Яншихово-Челлинского сельского поселения Петров В.Н. к лицам, замещающим должности муниципальной службы, не относится.
Следует учесть, что основания, при которых полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно, определены в пункте 6 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и в п.8 стать 21 упомянутого Устава, их перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию, дисквалификация в их числе отсутствует.
В соответствии с перечисленными нормами и с учетом положений части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, срок давности привлечения к административной ответственности должностного лица, которое не может быть подвергнуто такому виду административного наказания как дисквалификация, составляет три месяца.
В соответствии с абз.2 ч.1 ст.24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» представление подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в месячный срок с момента его поступления.
Принимая во внимание, что сведений о моменте поступления представления в адрес главы сельского поселения суду не представлено, представление прокурора от 09 июня 2021г. должно было быть исполнено с учетом доставки почтовой корреспонденции примерно 5 дней, не позднее 15 июля 2021г., то срок давности привлечения Петрова В.Н. к административной ответственности истек 16 октября 2021г.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
В письменном отзыве Петров В.Н. указывает, если будет установлена малозначительность совершенного правонарушения, то просит применить ст.2.9 КоАП РФ, ограничив устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Применение названной нормы является правом, а не обязанностью суда.
Обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного административного правонарушения, суд не усматривает.
Нарушение указанных норм права свидетельствует о проявлении неуважения к законам Российской Федерации, является существенным нарушением требований законодательства, посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок по обеспечению административного производства.
Ответственность за административное правонарушение, предусмотренное статьей 17.7 КоАП РФ не связана с последствиями его совершения, наличие или отсутствие последствий не имеет правового значения для наступления ответственности.
Объектом данного административного правонарушения является институт государственной власти в виде реализации прокурором, действующим от имени государства и представляющим его интересы, полномочий, представленных ему законом.
Отсутствие тяжких последствий в результате совершения административного правонарушения с формальным составом не может являться основанием для применения малозначительности правонарушения. В данном случае наличие или отсутствие существенной угрозы должно определяться, исходя из общественных отношений независимо от наличия или отсутствия реального ущерба.
Существенная угроза общественным отношениям в данном случае заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении привлекаемого к ответственности лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
С учетом того, что срок давности привлечения к административной ответственности Петрова В.Н., установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, истек, производство по данному делу об административном правонарушении в силу положений пункта 1 части 1.1 статьи 29.9 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь ст.23.1, 29.9-29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
П О С Т А Н О В И Л:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном по ст.17.7 КоАП РФ в отношении главы Яншихово-Челлинского сельского поселения Красноармейского района Чувашской Республики Петрова Василия Николаевича прекратить на основании п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в течение десяти суток в Верховный суд Чувашской Республики со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Н.И.Сядарова