Дело № 2-25/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 марта 2019 года с. Якшур-Бодья УР
Якшур-Бодьинский районный суд УР в составе:
председательствующего судьи Уткиной Н.В.,
при секретаре Кокшаровой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Якшур-Бодьинского района УР в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Большеошворцинская средняя общеобразовательная школа имени Ф.А. Пушиной», МБОУ Старозятцинская средняя общеобразовательная школа, МБОУ Селычинская средняя общеобразовательная школа, МБОУ Чуровская средняя общеобразовательная школа, МБОУ «Якшур-Бодьинская средняя общеобразовательная школа, МБОУ Якшур-Бодьинская сельская гимназия, МБОУ Мукшинская средняя общеобразовательная школа, МБОУ Чернушинская средняя общеобразовательная школа, МБОУ Лынгинская средняя общеобразовательная школа, МБОУ Кекоранская средняя общеобразовательная школа о понуждении к совершению действий,
у с т а н о в и л:
Прокурор Якшур-Бодьинского района УР обратился в Якшур-Бодьинский районный суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Якшур-Бодьинский район» о понуждении к совершению действий.
Исковое заявление мотивировано тем, что прокуратурой Якшур-Бодьинского района проведена проверка в сфере обеспечения питанием учащихся образовательных организаций района, в ходе которой установлено, что в образовательных организациях района дети с ограниченными возможностями здоровья не обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.
По причине отсутствия утвержденного порядка обеспечения бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья муниципальных образовательных организаций Якшур-Бодьинского района несовершеннолетние не получают предусмотренных Федеральным законом мер социальной поддержки.
Пунктами 1 и 2 ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что обучающимся предоставляются меры социальной поддержки: полное государственное обеспечение, в том числе обеспечение одеждой, обувью, жестким и мягким инвентарем, обеспечение питанием в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 37 Федерального закона «Об образовании в РФ» регламентировано, что организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность, а обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов - органами местного самоуправления.
Частью 7 ст. 79 Федерального закона «Об образовании в РФ» установлено, что Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.
Содержание данной нормы разъяснено в письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.01.2016 г. № 07-81 «Об осуществлении выплат компенсации родителям (законным представителям) детей, обучающихся на дому»: «Таким образом, дети-инвалиды, имеющие статус обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, получающие образование на дому, должны обеспечиваться сухим пайком или получать компенсацию за питание в денежном эквиваленте».
Согласно ч. 4 ст. 37 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов - органами местного самоуправления.
Как следует из письма Минобрнауки России от 22.10.2014 № 06-974 «О направлении вопросов-ответов» на вопрос о том, какие нормативные документы муниципального уровня должны быть изданы муниципальным Управлением образования в связи с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» получен ответ – исходя из положений Федерального закона № 273-ФЗ органам местного самоуправления следует принять или обновить акты по следующим вопросам:… порядок и случаи обеспечения питания обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов (ч. 4 ст. 37).
Таким образом, на уровне муниципалитета должен быть разработан порядок и случаи обеспечения питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья за счет ассигнований местных бюджетов.
По факту выявленных нарушений прокуратурой района 12.02.2018 в адрес главы МО «Якшур-Бодьинский район» было внесено представление об устранении нарушений закона. Вместе с тем, администрацией МО «Якшур-Бодьинский район» до настоящего времени нарушения не устранены, вопрос об обеспечении бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья не решен и требует дополнительного финансирования со стороны бюджета МО «Якшур-Бодьинский район».
Отсутствие нормативно определенного порядка обеспечения бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья муниципальных общеобразовательных организаций Якшур-Бодьинского района, учредителем которых является муниципальное образование «Якшур-Бодьинский район» в лице администрации Якшур-Бодьинского района, нарушает права и законные интересы вышеуказанной категории детей.
На основании изложенного прокурор просил суд обязать Администрацию МО «Якшур-Бодьинский район» в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить порядок обеспечения бесплатным двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья муниципальных общеобразовательных организаций Якшур-Бодьинского района; обязать Администрацию МО «Якшур-Бодьинский район» в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу профинансировать общеобразовательные организации Якшур-Бодьинского района на организацию бесплатного двухразового питания детей с ограниченными возможностями здоровья.
Определением суда от 18.12.2018 г. произведена замена ненадлежащего ответчика - Администрации МО «Якшур-Бодьинский район» на надлежащих - МБОУ Большеошворцинская средняя общеобразовательная школа имени Ф.А. Пушиной, МБОУ Старозятцинская средняя общеобразовательная школа, МБОУ Селычинская средняя общеобразовательная школа, МБОУ Чуровская средняя общеобразовательная школа, МБОУ Якшур-Бодьинская средняя общеобразовательная школа, МБОУ Якшур-Бодьинская сельская гимназия, МБОУ Мукшинская средняя общеобразовательная школа, МБОУ Чернушинская средняя общеобразовательная школа, МБОУ Лынгинская средняя общеобразовательная школа, МБОУ Кекоранская средняя общеобразовательная школа, МБОУ Якшур-Бодьинская школа-интернат, МБОУ Старозятцинская школа-интернат.
Определением суда от 20.02.2019 г. производство по делу в части отказа истца от исковых требований к МБОУ Якшур-Бодьинская школа-интернат, МБОУ Старозятцинская школа-интернат прекращено.
В ходе рассмотрения дела в связи с указанными обстоятельствами исковые требования прокурором неоднократно уточнялись. В окончательном варианте исковые требования сформулированы следующим образом: обязать МБОУ Большеошворцинская средняя общеобразовательная школа имени Ф.А. Пушиной, МБОУ Старозятцинская средняя общеобразовательная школа, МБОУ Селычинская средняя общеобразовательная школа, МБОУ Чуровская средняя общеобразовательная школа, МБОУ Якшур-Бодьинская средняя общеобразовательная школа, МБОУ Якшур-Бодьинская сельская гимназия, МБОУ Мукшинская средняя общеобразовательная школа, МБОУ Чернушинская средняя общеобразовательная школа, МБОУ Лынгинская средняя общеобразовательная школа, МБОУ Кекоранская средняя общеобразовательная школа организовать бесплатное двухразовое питание несовершеннолетних обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, не проживающих в образовательных организациях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.
В судебном заседании помощник прокурора Кондренков С.И. исковые требования поддержал, просил удовлетворить, сославшись на доводы, изложенные в иске.
Ответчики - МБОУ Большеошворцинская средняя общеобразовательная школа имени Ф.А. Пушиной, МБОУ Старозятцинская средняя общеобразовательная школа, МБОУ Селычинская средняя общеобразовательная школа, МБОУ Чуровская средняя общеобразовательная школа, МБОУ Якшур-Бодьинская средняя общеобразовательная школа, МБОУ Якшур-Бодьинская сельская гимназия, МБОУ Мукшинская средняя общеобразовательная школа, МБОУ Чернушинская средняя общеобразовательная школа, МБОУ Лынгинская средняя общеобразовательная школа, МБОУ Кекоранская средняя общеобразовательная школа, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили. За подписью директоров МБОУ Лынгинская средняя общеобразовательная школа, МБОУ Селычинская средняя общеобразовательная школа, МБОУ Большеошворцинская средняя общеобразовательная школа имени Ф.А. Пушиной, МБОУ Мукшинская средняя общеобразовательная школа в суд направлены заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Администрации МО «Якшур-Бодьинский район» - Вахрушева Н.А., действующая на основании доверенности, против удовлетворения исковых требований возражала, сославшись на ранее данные ею пояснения, согласно которым порядок организации бесплатным двухразовым питанием несовершеннолетних обучающихся с ограниченными возможностями здоровья должен в первую очередь быть разработан на уровне республики, а они должны реализовать его за счет тех субвенций, которые им предоставляют. Муниципалитет такой меры социальной поддержки ни в одной из своих программ не предусматривает.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерство образования и науки УР и Министерство финансов УР, привлеченные к участию в деле определениями суда от 10.01.2019 г. и от 06.03.2019 г. соответственно, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили.
За подписью представителя Министерства финансов УР по доверенности – Козловой Т.С. в суд направлен отзыв на исковое заявление, в котором указанный представитель просит дело рассмотреть в их отсутствие. Кроме того, в отзыве указано на то, что обеспечение двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, не проживающих в муниципальных образовательных организациях, относится к вопросам местного значения. Целевые межбюджетные трансферты на расходы, связанные с обеспечением двухразовым питанием обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, не проживающих в муниципальных образовательных организациях, из бюджета УР не предоставляются. Расходы на исполнение указанных полномочий учитываются в межбюджетных отношениях между бюджетом УР и бюджетами муниципальных образований УР, исходя из расчетов Министерства образования и науки УР для всех муниципальных образований в УР. Таким образом, указанные расходы учитываются при расчете дотаций из бюджета УР на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов).
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Статьей 43 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
В соответствии с ч. 16 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) обучающимся с ограниченными возможностями здоровья является физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
В силу ст. 79 Федерального закона № 273-ФЗ содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
На территории МО «Якшур-Бодьинский район» осуществляют свою деятельность 12 муниципальных образовательных организаций, в которых обучаются дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья.
В письме Министерства образования и науки УР от 30.11.2018 г. № 01/01-32/9284, адресованном руководителям органов управления образованием муниципальных районов и городских округов УР разъяснено, что согласно ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в пределах полномочий необходимо установить за счет средств бюджета муниципального образования дополнительные меры социальной поддержки и обеспечить двухразовым питанием детей с ограниченными возможностями здоровья при обучении в общеобразовательных организациях по адаптированным основным общеобразовательным программам.
Постановлением Правительства УР от 20.11.2018 г. № 488 утвержден Порядок обеспечения двухразовым питанием за счет средств бюджета УР обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, не проживающих в образовательных организациях, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.
В соответствии с названным порядком обеспечение двухразовым питанием за счет средств бюджета УР обучающихся с ОВЗ в образовательных организациях, получающих образование по адаптированным основным общеобразовательным программам, находящихся в ведении исполнительных органов государственной власти УР или органов местного самоуправления в УР осуществляется ежедневно в структурных подразделениях питания (школьных столовых) по месту учебы обучающихся с ОВЗ в течение учебного года. Обеспечение питанием обучающихся с ОВЗ производится в учебные дни фактического посещения образовательной организации в соответствии с нормами обеспечения питанием обучающихся с ОВЗ, не проживающих в образовательных организациях, установленными Правительством Удмуртской Республики. Суточная норма составляет 60% (завтрак - 25%, обед - 35%) от среднесуточной нормы питания, установленной для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, проживающих в образовательных организациях, находящихся в ведении исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики или органов местного самоуправления в Удмуртской Республике. Обучающиеся с ОВЗ, находящиеся на индивидуальном обучении на дому, имеют право на получение двухразового питания за счет средств бюджета Удмуртской Республики сухим пайком (продуктовым набором), исходя из натуральных норм питания в день, установленных Правительством Удмуртской Республики. Суточная норма составляет 60% (завтрак - 25%, обед - 35%) от среднесуточной нормы питания, установленной для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, проживающих в образовательных организациях, находящихся в ведении исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики или органов местного самоуправления в Удмуртской Республике. Условия и порядок предоставления сухого пайка (продуктового набора) устанавливаются образовательной организацией.
В соответствии с информацией Министерства образования и науки УР от 20.03.2019 г. названное выше Постановление Правительства УР от 20.11.2018 г. № 488 распространяет свое действие на образовательные организации, в которых имеются обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, не проживающие в образовательных организациях. При этом образовательные организации должны реализовывать адаптированные основные общеобразовательные программы и находится в ведении исполнительных органов государственной власти УР или органов местного самоуправления в УР.
Из имеющихся в материалах дела уставов образовательных учреждений следует, что образовательная деятельность в них организована, в том числе посредством реализации адаптированных основных образовательных программ. Указанное обстоятельство подтверждается также данными образовательного портала ответчиков.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 № 45 утверждены «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы» (СанПин 2.4.5.2409-08).
Данными правилами установлены санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в образовательных учреждениях, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.
Согласно п. 6.8 СанПин 2.4.5.2409-08 для обучающихся образовательных учреждений необходимо организовать двухразовое горячее питание (завтрак и обед). Интервалы между приемами пищи не должны превышать 3,5 - 4-х часов.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона № 273-Ф3 организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность. Обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов - органами местного самоуправления.
Учитывая положения вышеприведенных нормативных актов, а также установленные по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования прокурора являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования прокурора Якшур-Бодьинского района УР в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Большеошворцинская средняя общеобразовательная школа имени Ф.А. Пушиной», МБОУ Старозятцинская средняя общеобразовательная школа, МБОУ Селычинская средняя общеобразовательная школа, МБОУ Чуровская средняя общеобразовательная школа, МБОУ «Якшур-Бодьинская средняя общеобразовательная школа, МБОУ Якшур-Бодьинская сельская гимназия, МБОУ Мукшинская средняя общеобразовательная школа, МБОУ Чернушинская средняя общеобразовательная школа, МБОУ Лынгинская средняя общеобразовательная школа, МБОУ Кекоранская средняя общеобразовательная школа о понуждении к совершению действий удовлетворить.
Обязать МБОУ Большеошворцинская средняя общеобразовательная школа имени Ф.А. Пушиной, МБОУ Старозятцинская средняя общеобразовательная школа, МБОУ Селычинская средняя общеобразовательная школа, МБОУ Чуровская средняя общеобразовательная школа, МБОУ Якшур-Бодьинская средняя общеобразовательная школа, МБОУ Якшур-Бодьинская сельская гимназия, МБОУ Мукшинская средняя общеобразовательная школа, МБОУ Чернушинская средняя общеобразовательная школа, МБОУ Лынгинская средняя общеобразовательная школа, МБОУ Кекоранская средняя общеобразовательная школа, реализующие адаптированные основные общеобразовательные программы, организовать бесплатное двухразовое питание несовершеннолетних обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, не проживающих в образовательных организациях.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд УР через Якшур-Бодьинский районный суд УР в течение месяца со дня вынесения.
Мотивированное решение изготовлено 29 марта 2019 года.
Судья Н.В. Уткина