дело N 2-682/2024
56RS0026-01-2024-000409-05
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Орск 16 апреля 2024 года
Октябрьский районный суд г. Орска Оренбургской области в составе председательствующего судьи Студенова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Каченовой Н.В.,
с участием истца Зоркина Дмитрия Юрьевича,
представителя ответчика – Государственного казенного учреждения "Центр занятости населения города Орска" – Кмчайкиной Натальи Владимировны,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Зоркина Дмитрия Юрьевича к Государственному казенному учреждению "Центр занятости населения города Орска" о сохранении среднего месячного заработка в течение третьего месяца,
установил:
Зоркин Д.Ю. обратился в суд с иском к ГКУ "ЦЗН г. Орска" о сохранении среднего месячного заработка в течение третьего месяца
В обоснование заявленных требований истец ссылался на то, что 31 октября 2023 года был уволен из АО НКО "Инкахран" в связи с ликвидацией организации по пункту 1 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации. В течение 14 дней с даты увольнения обратился в Центр занятости населения г. Орска с целью содействия в поиске подходящей работы, был поставлен на соответствующий учет. Однако в течение трех месяцев с даты постановки на учет не была трудоустроена. В связи с указанными обстоятельствами истец обратился в службу занятости с заявлением о выдаче справки о сохранении среднего заработка за третий месяц трудоустройства, однако получила отказ, мотивированный отсутствием исключительных обстоятельств. Полагая, что отсутствие в банке данных службы занятости населения подходящих вакансий и невозможности ее трудоустройства на протяжении трех месяцев подтверждает наличие исключительных обстоятельств.
Зоркин Д.Ю. просил суд признать незаконным протокол от 1 февраля 2024 года №, обязать ответчика выдать справку о сохранении заработной платы за третий месяц со дня увольнения.
В порядке подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство труда и занятости населения Оренбургской области, небанковская кредитная организация "Инкахран" (АО) (ликвидирован в ходе рассмотрения дела по существу), "Московский кредитный банк" (публичное акционерное общество) (правопреемник НКО "Инкахран" (АО).
В судебном заседании Зоркин Д.Ю. исковые требования поддержал.
Представитель ГКУ "ЦЗН г. Орска" по доверенности Качайкина Н.В. не возражала против удовлетворения исковых требований в случае установления исключительного случая для сохранения заработной платы за третий месяц.
Представители Министерства труда и занятости населения Оренбургской области, НКО "Инкахран" (АО), "МКБ" (ПАО) в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Заслушав пояснения участников процесса, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в исковом заявлении, суд приходит к следующему.
При рассмотрении дела судом установлено, что в период с 13 апреля 2023 года по 31 октября 2023 года Зоркин Д.Ю. состоял в трудовых отношениях с НКО "Инкахран" (АО), замещая должность инкассатора отдела инкассации Орского дополнительного офиса.
На основании приказа от 16 октября 2023 года № Зоркин Д.Ю. с 31 октября 2023 года был уволен по основанию пункта 1 части первой статьи 81 Трудового Кодекса Российской Федерации в связи с прекращением деятельности Орского дополнительного офиса.
В течение двухнедельного срока после увольнения, а именно 8 ноября 2023 года Зоркин Д.Ю. обратилась в ГКУ "ЦЗН г. Орска" с заявлением о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы.
На основании приказа ГКУ "ЦЗН г. Орска" от 17 ноября 2023 года Зоркин Д.Ю. был зарегистрирован в целях поиска подходящей работы и признан безработным с 8 ноября 2023 года.
В период учета в качестве безработного ответчиком выдавались направления на работу, однако кандидатура истца организациями была отклонена, в связи с чем, Зоркин Д.Ю. не был трудоустроен в течение трех месяцев со дня увольнения.
1 февраля 2024 года ГКУ "ЦЗН г. Орска" Зоркину Д.Ю. было отказано в выдаче справки о сохранении средней заработной платы за третий месяц по причине отсутствия предусмотренных законодательством случаев.
Как следует из протокола заседания комиссии по вопросу выдачи справки о сохранении среднего заработка за третий месяц со дня увольнения от 1 февраля 2024 года N 1, у Зоркина Д.Ю. было зафиксировано нарушение условий и сроков перерегистрации в качестве безработного гражданина без уважительных причин. При этом комиссия посчитала, что жизненная ситуация не относится к исключительным случаям.
Согласно статье 37 Конституции Российской Федерации, труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Трудовые отношения, как следует из положений части 1 статьи 16 Трудового кодекса Российской Федерации, возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
Трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем (пункт 1 ч первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации).
Главой 27 Трудового кодекса Российской Федерации установлены гарантии и компенсации работникам, связанные с расторжением трудового договора.
Так, частью 1 статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 Кодекса) увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
В исключительных случаях по решению органа службы занятости населения работодатель обязан выплатить работнику, уволенному в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса), средний месячный заработок за третий месяц со дня увольнения или его часть пропорционально периоду трудоустройства, приходящемуся на этот месяц, при условии, что в течение четырнадцати рабочих дней со дня увольнения работник обратился в этот орган и не был трудоустроен в течение двух месяцев со дня увольнения (часть третья статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации).
Как следует из части 2 статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации, основанием для сохранения за работником, уволенным в связи с сокращением численности или штата работников организации, среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения является принятие органом службы занятости населения соответствующего решения, которое, будучи направленным на обеспечение реализации конституционного права такого лица на защиту от безработицы (статья 37 часть 3 Конституции России), одновременно обязывает работодателя осуществить в его пользу указанную выплату.
В определении от 29 ноября 2012 года N 2214-О "По жалобе государственного научного учреждения "Всероссийский научно-исследовательский институт охотничьего хозяйства и звероводства имени профессора ФИО6 Российской академии сельскохозяйственных наук" на нарушение конституционных прав и свобод положением части второй статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации" Конституционный Суд Российской Федерации, в частности, указал, что орган службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за уволенным работником среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения должен не только устанавливать наличие формальных условий возникновения у такого лица права на получение соответствующей выплаты - своевременного (в двухнедельный срок после увольнения) обращения в орган службы занятости и отсутствия его трудоустройства в течение трех месяцев, но и учитывать иные имеющие значение для решения этого вопроса обстоятельства.
По смыслу приведенных правовых норм и правовых позиций, возможность сохранения за работником среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения связана не только с фактом своевременного обращения со дня увольнения в орган службы занятости населения и фактом не трудоустройства такого работника, а обязательным является и установление исключительности случая для выплаты заработка за четвертый и пятый месяцы.
Из материалов дела усматривается, что Зоркин Д.Ю. в установленный законом срок после увольнения обратилась в Центр занятости населения и был зарегистрирован в целях поиска подходящей работы.
Впоследствии, ему выдавались направления для трудоустройства, однако, по результатам собеседований по всем направлениям были выданы отказы работодателей от приема на работу, из чего следует, что орган службы занятости населения в течение трех месяцев со дня увольнения не трудоустроил истца.
При этом сведений о предоставлении истцу иных, не реализованных им направлений на трудоустройство, либо об отказе истца от предложенных вакансий и доказательств в их подтверждение ответчик не представил.
Из обстоятельств дела фактически усматривается, что за вышеуказанный период Зоркин Д.Ю. не смог трудоустроиться по причине, не зависящей от его воли.
Нарушение условий и сроков перерегистрации в качестве безработного гражданина, которое имело место 12 января 2024 года, было вызвано объективными причинами. Так, в связи с неблагоприятными погодными условиями в Оренбургской области введено ограничение дорожного движения. В частности с 06 час. 00 мин. 12 января 2024 года было закрыто движение для всех видов транспортных средств на участке автомобильной дороги общего пользования федерального значения - подъезд к пункту пропуска "Орск".
Судом в качестве исключительного случая влекущего необходимость сохранения для истца заработка за третий месяц учитывается то обстоятельство, что истец, уволенный в связи с ликвидацией организации. Утрата заработка в связи с увольнением повлекла для него значительное снижение дохода и, как следствие, снижение уровня жизни, что свидетельствует о его социальной незащищенности на период отсутствия трудоустройства, так как, очевидно, что получение заработной платы являлось для нее основным источником средств к существованию.
По сообщению ОСФР по Оренбургской области от 13 февраля 2024 года в период с 1 ноября 2023 года по 29 февраля 2024 года отчисления за Зоркина Д.Ю. не производились. Зоркин Д.Ю. получателем пенсии и других социальных выплат не значится.
Из материалов дела также следует, что супруге истца ФИО6 установлена <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ, что как следует из пояснения Зоркина Д.Ю. обуславливает приобретение лекарственных препаратов и оплату лечения.
Из исследованной в судебном заседании выписки по счету дебетовой карты Зоркина Д.Ю. следует, что в период с 16 октября 2023 года по 16 апреля 2024 года истцу поступили денежные средства в размере 153 728,95 руб., которые составляют перечисления среднего заработка за первый и второй месяц, заработная плата при окончательном расчете при увольнении. Иных поступлений не имелось.
Вышеуказанные обстоятельства в совокупности с невозможностью трудоустроить истца в течение трех месяцев со дня увольнения свидетельствуют об исключительности случая, применительно к положениям части 3 статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации, что не было учтено органом службы занятости населения при принятии решения об отказе в выдаче истцу справки о сохранении среднего заработка в течение третьего месяца со дня увольнения.
Кроме того, в письме от 28 декабря 2005 года N 2191-6-2, Роструд разъяснил, что фактически (при соблюдении работником условия об обращении в органы службы занятости населения в двухнедельный срок после увольнения) любой случай нетрудоустройства работника через службу занятости в течение трех месяцев со дня увольнения является исключительным, позволяющим сохранить за уволенным работником средний месячный заработок в течение третьего месяца.
При этом следует учитывать, что решение о сохранении за уволенным работником среднего месячного заработка в течение третьего месяца со дня увольнения принимается в том случае, когда у органа службы занятости населения отсутствует возможность предложить уволенному работнику подходящую работу.
Поскольку в результате увольнения по инициативе работодателя истец лишился заработка, и это неизбежно повлияло на снижение уровня его жизни, в связи с чем, материальное обеспечение данного работника в связи с невозможностью трудоустройства в течение трех месяцев на другую подходящую работу будет являться социально справедливым, не приведет к нарушению баланса интересов сторон трудового договора, несоразмерному ограничению свободы экономической деятельности работодателя.
Обстоятельства, связанные с социальной незащищенностью уволенного истца, ответчиком при принятии оспариваемого решения не учитывались, а доводы об отсутствии исключительных обстоятельств, свидетельствующих о возможности сохранения среднего заработка за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения, отклоняются как несостоятельные.
Суд также отмечает, что положениями статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации не установлен перечень исключительных случаев, при наступлении которых средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня прекращения трудового договора.
Кроме того, доказательств в подтверждение того, что истцу дано разъяснение о том, какие конкретно документы ему необходимо представить для оформления упомянутой справки ответчик не представил.
При таких обстоятельствах, отказ в выдаче справки о сохранении среднего заработка за третий месяц трудоустройства является неправомерным, нарушающим права Зоркина Д.Ю. на получение гарантий и компенсаций, установленных статьей 178 Трудового кодекса Российской Федерации.
Следовательно, у Центра занятости населения не имелось оснований для принятия в отношении истца решения об отказе в сохранении в течение третьего месяца со дня увольнения среднего месячного заработка и выдачи ему соответствующих документов (справки).
Принимая во внимание, что для восстановления нарушенных прав истца требуется совершение ответчиком действий по выдаче справки о сохранении среднего месячного заработка в течение третьего месяца трудоустройства со дня увольнения, на ответчика подлежит возложению такая обязанность.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ "░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░" ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ "░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░", ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 1 ░░░░░░░ 2024 ░░░░ №, ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ "░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░" ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 23 ░░░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░) ░.░. ░░░░░░░░