Дело № 2а-2783/2020г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 декабря 2020 года г. Элиста
Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе
председательствующего судьи Надбитовой Г.П.,
при секретаре Худаевой Ю.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Элисте к Манджиеву Алдару Викторовичу о взыскании страховых взносов и пени,
У С Т А Н О В И Л :
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Элисте (далее Инспекция) обратилась в суд с указанным административным иском, мотивируя тем, что по данным налогового органа Манджиев с 30 октября 2017г. по 27 июля 2018г. состоял на налоговом учете в качестве индивидуального предпринимателя и являлся плательщиком страховых взносов. Ему направлялось требование об уплате задолженности № 7908 от 17 августа 2018г., ввиду неуплаты которой Инспекция обратилась с заявлением о вынесении судебного приказа; определением мирового судьи судебного участка № 2 Элистинского судебного района Республики Калмыкия от 11 июня 2020г. отказано в принятии данного заявления. Просит суд восстановить срок на взыскание обязательных платежей и взыскать с ответчика страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017г.: налог в размере 3 343 руб. 87 коп. за налоговый период 2018г., пени в размере 38 руб. 62 коп.; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017г.): налог в размере 15 199 руб. 15 коп. за период 2018г. и пени в размере 85 руб. 57 коп.
Представитель административного истца Унгарлинов А.В. просит суд рассмотреть дело в их отсутствие, настаивает на удовлетворении иска, ходатайствует о восстановлении срока для взыскания задолженности по страховым взносам (телефонограмма от 23 декабря 2020г.).
Административный ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился; в возражениях, поступивших в суд 07 декабря 2020г., просит суд отказать в удовлетворении иска, обосновывая тем, что отсутствуют правовые основания для восстановления срока на взыскание обязательных платежей
Суд, исследовав материалы дела, считает необходимым в удовлетворении административного иска отказать по следующим основаниям.
По ст. 57 Конституции Российской Федерации; ст. 3, п/п. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с частью 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций.
Вопросы исчисления и уплаты обязательных страховых взносов регулируются главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации, введенной в действие Федеральным законом от 03 июля 2016г. № 243 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 названного Кодекса индивидуальные предприниматели, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются плательщиками страховых взносов.
На основании пункта 3 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации.
Если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (пункт 5 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации).
По статье 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящей статьей (часть 1). Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование (часть 2). Подпунктом 1 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации установлен дифференцированный размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для указанной категории плательщиков в зависимости от величины дохода плательщика за расчетный период.
Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Следовательно, истечение предусмотренного законом срока для взыскания обязательных платежей не может являться препятствием для обращения в суд, а вопрос о пропуске этого срока и наличии уважительных причин для его восстановления подлежит исследованию судом с учетом конкретных обстоятельств дела.
В абзаце 5 п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01 июля 1996г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ» указано, что с момента прекращения действия государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, дела с участием указанных граждан, в том числе и связанные с осуществлявшейся ими ранее предпринимательской деятельностью, подведомственны судам общей юрисдикции, за исключением случаев, когда такие дела были приняты к производству арбитражным судом с соблюдением правил о подведомственности до наступления указанных выше обстоятельств.
Как видно из материалов дела и установлено в судебном заседании, Манджиев с 30 октября 2017г. по 27 июля 2018г. осуществлял индивидуальную предпринимательскую деятельность и являлся плательщиком страховых взносов. Инспекция направляла ему требование № 7908 от 17 августа 2018г. об уплате недоимки по страховым возносам в размере 18 543 руб. 02 коп., пени в размере 124 руб. 19 коп. со сроком исполнения требования до 06 сентября 2018г. Таким образом, срок для обращения в суд истек 06 марта 2019г. Согласно определению мирового судьи судебного участка № 2 Элистинского судебного района Республики Калмыкия об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа от 11 июня 2020г. Инспекция с заявлением о выдаче судебного приказа обратилась 09 июня 2020г.; настоящее административное исковое заявление подано в суд 30 октября 2020г., т.е. со значительным пропуском срока на обращение в суд.
По ч. 2 ст. 286 КАС РФ, п.п. 2,3 ст. 48 НК РФ, пропущенные по уважительной причине сроки подачи заявления о взыскании налогов и пени могут быть восстановлены судом. Лицо, ходатайствующее о восстановлении пропущенного срока, в соответствии с требованиями части 4 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации должно не только указать причины его пропуска, но и представить доказательства невозможности совершить соответствующее процессуальное действие в установленный срок.
К уважительным причинам относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от налогового органа, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им такой степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях соблюдения установленного порядка. При этом не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска указанных сроков внутренние организационные причины, повлекшие несвоевременную подачу заявления.
Уважительные причины, препятствующие налоговому органу в установленный законодательством срок направить требование об уплате налога, пени и подать заявление в суд о взыскании налогов и пени, Инспекцией суду не представлены, судом не установлены.
Частью 5 статьи 180 КАС РФ установлено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств
На основании изложенного, ходатайство о восстановлении пропущенного срока подачи административного иска удовлетворению не подлежит, следовательно, суд отказывает в удовлетворении административных исковых требований о взыскании налогов и пени.
Руководствуясь ст.ст. 286 – 290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного иска Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Элисте к Манджиеву Алдару Викторовичу о взыскании страховых взносов и пени – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Элистинский городской суд Республики Калмыкия.
Председательствующий Надбитова Г.П.