Дело № 2а-438/2022
УИД 33RS0017-01-2022-000544-38
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
6 мая 2022 года город Собинка
Владимирской области
Собинский городской суд Владимирской области
в составе
председательствующего Трефиловой Н.В.,
при секретаре Нестеровой О.В.,
с участием
административного ответчика, представителя административных ответчиков Семеновой Ж.А.,
представителя административного ответчика Вохминцевой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Собинке Владимирской области административное дело по административному иску Морозова В. Г. к государственному казенному учреждению Владимирской области «Отдел социальной защиты населения по Собинскому району», руководителю государственного казенного учреждения Владимирской области «Отдел социальной защиты населения по Собинскому району» Семеновой Ж. А., межведомственной комиссии по признанию граждан нуждающимися в социальном обслуживании при государственном казенном учреждении Владимирской области «Отдел социальной защиты населения по Собинскому району» о признании решения незаконным, обязании назначить социальную помощь,
у с т а н о в и л :
Морозов В.Г. обратился в суд с административным иском к государственному казенному учреждению Владимирской области «Отдел социальной защиты населения по Собинскому району» (далее - ГКУ ВО «ОСЗН по Собинскому району»), руководителю ГКУ ВО «ОСЗН по Собинскому району» Семеновой Ж.А. о признании решения Семеновой Ж.А. незаконным, обязании назначить социальную помощь в виде прикрепленного сотрудника для обеспечения быта по состоянию здоровья.
В обоснование административного иска Морозов В.Г. указал, что судебно-медицинской экспертизой ему была присвоена <данные изъяты>, в программе реабилитации указано, что у него множественные ограничения в самообслуживании, в передвижении, в физнагрузке, в двигательных функциях, в осуществлении и поддержании быта. В 2021 году он обратился в социальную службу, чтобы ему выдали в аренду костыль с подлокотником, так как трудно и больно ходить, поскольку с 2019 года у него диагностировали <данные изъяты>, по государственной квоте положена <данные изъяты>, собраны документы на 2021 год, но из-за пандемии операция <данные изъяты> отложена на 2022 год. В социальной службе ему сообщили, что для выдачи костыля с подлокотником нужна справка от врача о его необходимости. После обращения в поликлинику он получил необходимую справку, ему выдали костыль. В феврале 2022 года в социальной службе администрации г. Собинка он написал заявление о прикреплении к нему соцработника для облегчения быта. На 3 марта 2022 года в 10-00 час. была назначена комиссия, чтобы посмотреть условия его проживания. В назначенное время он встретил комиссию у подъезда, на груди у него висел смартфон, который вел видеозапись. Семенова Ж.А. сообщила, что комиссию проводить не будут, пока ведется видеозапись. Он вызвал полицию, комиссия ушла. В этот же день главе города он сообщил о действиях Семеновой Ж.А., но получил ответ о том, что данный вопрос находится за пределами компетенции главы города. На личном приеме у главы города через несколько дней ему сообщили, что Семенова Ж.А. пояснила, что в квартиру комиссию не пустили, нужно писать новое заявление о прикреплении соцработника. Он написал заявление в полицию. 11 марта 2022 года вместе с участковым он пошел в администрацию к Семеновой Ж.А., но на рабочем месте ее не оказалось. Ему сказала, что в его адрес был направлен ответ заказным письмом с уведомлением. В полученном им ответе, подписанном Семеновой Ж.А., указано, что по результатам комиссии он признан не нуждающимся в соцпомощи. Данный отказ Семеновой Ж.А. является самоуправством, коррупционным проявлением, является побуждением заявителя предложить взятку директору ГКУ ВО «ОСЗН по Собинскому району» за принятие законного решения в пользу инвалида-пенсионера, является незаконным и лишает его государственной соцподдержки (л.д. 6, 8-9).
Определением суда к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена межведомственная комиссия по признанию граждан нуждающимися в социальном обслуживании при ГКУ ВО «ОСЗН по Собинскому району» (л.д. 65).
В судебное заседание административный истец Морозов В.Г., извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (л.д. 96), в суд не явился, телефонограммой сообщил, что в судебное заседание явиться не может по причине нахождения в прокуратуре (л.д. 97).
Представитель административного ответчика ГКУ ВО «ОСЗН по Собинскому району» Вохминцева Т.С. (л.д. 60-61) против административного иска возражала, в его удовлетворении просила суд отказать.
В обоснование позиции по делу Вохминцева Т.С. указала, что Морозов В.Г. обратился с заявлением о предоставлении социальных услуг, представив необходимый пакет документов, претензий к его заявлению ввиду неполноты оформления не было. По заявлению Морозова В.Г. был осуществлен выезд комиссией, Морозов В.Г. был визуально осмотрен, составлен акт. Выездной комиссией было установлено, что Морозов В.Г. проживает в пятиэтажном многоквартирном жилом доме, может сам себя обслуживать и не нуждается в социальном обслуживании. Комиссия действовала в рамках законодательства, соблюдая все установленные сроки. В дело представлены записи видеофайлов, размещенных Морозовым В.Г. в его видеоблоге на канале «Ютуб», из которых видно, что Морозов В.Г. - активный человек, он читает, может вести видеосъемку, передвигается без посторонней помощи, носит сумки, оплачивает коммунальные услуги, делает покупки, знает хорошо даты, ориентируется во времени и пространстве, в политической обстановке, сам готовит, мастерит, сам делает кошкам прививки и вольеры. Между тем, на заседании комиссии эти видеофайлы не просматривались. Комиссия не смогла попасть в квартиру Морозова В.Г. для обследования не потому, что он вел видеосъемку, а потому, что он стал вызывать полицию и не предоставил доступ в квартиру, но данное обстоятельство не актировалось.
Административный ответчик, представитель административных ответчиков ГКУ ВО «ОСЗН по Собинскому району», межведомственной комиссии по признанию граждан нуждающимися в социальном обслуживании при ГКУ ВО «ОСЗН по Собинскому району» Семенова Ж.А. (л.д. 17, 59) против административного иска возражала, в его удовлетворении просила отказать.
В обоснование позиции по делу Семенова Ж.А. указала, что 27 февраля 2022 года Морозов В.Г. подал заявление о предоставлении ему социальных услуг в рамках обслуживания на дому. Данное заявление было зарегистрировано, проверен пакет документов. Морозов В.Г. подал заявление, новый паспорт, справку об инвалидности. Дополнительно была запрошена справка о пенсии. Заявление было передано председателю межведомственной комиссии для осуществления выезда и составления акта.
3 марта 2022 года после 10-00 час. выехали два члена комиссии, работник ГБУ СО ВО «Собинский ПНИ», работник ГКУ СО ВО «Собинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних», был составлен акт обследования жилищно-бытовых условий. Морозов В.Г. находился на улице, на лавочке возле своего подъезда. Он поднялся свободно со скамьи, проследовал до подъезда, открыл входную дверь в подъезд своим ключом. Вместе с ним члены комиссии поднялись на этаж его квартиры. Затем Морозов В.Г. продемонстрировал, что ведет видеосъемку. Морозову В.Г. было указано на невозможность осуществления видеосъемки при отсутствии согласия комиссии.
Для разрешения сложившегося конфликта Морозов В.Г. вызвал полицию, позвонил главе города, спросил о правильности действий комиссии. Морозов В.Г. предложил ей и членам комиссии остаться в подъезде, а Зотовой С.В. пройти с ним в квартиру, она отказалась. По прошествии 20 минут, не дождавшись сотрудников полиции, не осмотрев квартиру, члены комиссии уехали. Морозов В.Г. проявлял агрессию по отношению к членам комиссии, последние вели себя корректно.
Далее состоялось заседание, на которое были приглашены все члены комиссии, была изложена необходимая для рассмотрения заявления Морозова В.Г. информация, в том числе о том, что он ведет видеоблог, где выкладывает видеофайлы, которые можно посмотреть. По заявлению Морозова В.Г. было вынесено решение и направлено ему уведомление заказным письмом.
Комиссия должна определить, имеется ли по месту жительства центральный водопровод, отопление, ванна и плита. Кроме того, проводится беседа с человеком, нужно ли ему приносить лекарства, оплачивать за квартиру, приносить продукты, помогать мыться, убраться в квартире, оформить какие-то документы. Визуально комиссия смотрит, как человек передвигается. По итогам осмотра составляется акт. Затем специалист приглашает на заседание комиссии всех членов комиссии, где оглашаются все документы, зачитывается акт, определяется нуждаемость для жизни обеспечения заявителя, возможности его передвижения и обслуживания самого себя. Комиссия выносит решение, подписывается протокол.
В течении пяти рабочих дней составляется программа предоставления социальных услуг, специалист определяет с человеком, сколько раз к нему нужно приходить, какие нужны процедуры. Программа составляется на 3 года. Затем заключается договор с учреждением, которое будет оказывать услуги.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 (ч.ч. 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, часть первая статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляет гражданину право оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы; к таким действиям (бездействию) относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При этом на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Если суд признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч. 2 ст. 227 КАС РФ).
На основании ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Из текста административного иска и представленных в материалы дела доказательств следует, что Морозов В.Г. оспаривает решение административного ответчика от 3 марта 2022 года (л.д. 6, 8-9, 54-55). Настоящий административный иск направлен в суд почтовой связью 14 марта 2022 года (л.д. 7). При таких обстоятельствах суд считает, что административным истцом Морозовым В.Г. не пропущен срок на обращение в суд с настоящим административным иском.
Судом установлено, что согласно справке NN Морозов В.Г. является <данные изъяты> по общему заболеванию на срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 79).
Морозов В.Г. 25 февраля 2022 года обратился в ГКУ ВО «ОСЗН по Собинскому району» с заявлением о предоставлении социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, предусмотренной ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (л.д. 45).
Решением межведомственной комиссии по признанию граждан нуждающимися в социальном обслуживании при ГКУ ВО «ОСЗН по Собинскому району» от 3 марта 2022 года в предоставлении данной социальной услуги Морозову В.Г. отказано со ссылкой на отсутствие у него нуждаемости в посторонней помощи (л.д. 54-55).
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» предметом данного нормативного правового акта являются правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации; полномочия федеральных органов государственной власти и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан; права и обязанности получателей социальных услуг; права и обязанности поставщиков социальных услуг.
Правовое регулирование социального обслуживания граждан осуществляется на основании настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»).
Согласно п.п. 1, 2 и 9 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» к полномочиям субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания относится правовое регулирование и организация социального обслуживания в субъектах Российской Федерации в пределах полномочий, установленных настоящим Федеральным законом; определение уполномоченного органа субъекта Российской Федерации, а также при необходимости уполномоченной организации; утверждение законом субъекта Российской Федерации перечня социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг, с учетом примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг, утверждаемого в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 7 настоящего Федерального закона.
На основании постановления губернатора Владимирской области № 1355 от 20 декабря 2010 года создано ГКУ ВО «ОСЗН по Собинскому району». Приказом Департамента социальной защиты населения № 76 л/с от 9 февраля 2011 года Семенова Ж.А. назначена на должность директора ГКУ ВО «ОСЗН по Собинскому району» (л.д. 15-18).
Из положений Устава ГКУ ВО «ОСЗН по Собинскому району» следует, что учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве истца и ответчика (п. 1.9). Предметом и целью деятельности учреждения является предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в соответствии с действующим законодательством (п. 2). В ходе своей деятельности в соответствии с региональным законодательством учреждение осуществляет в том числе следующие функции: признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании и составление индивидуальной программы предоставления социальных услуг; обследование жилищно-бытовых условий граждан с привлечением социальных работников, иных специалистов государственных учреждений социального обслуживания с целью оценки всех обстоятельств (сведений), обусловливающих потребность заявителя в предоставлении социальных услуг (пп.пп. 3.1.15, 3.1.18) (л.д. 21-32).
Постановлением Департамента социальной защиты населения администрации Владимирской области № 19 от 31 декабря 2015 года утвержден Административный регламент по предоставлению государственными казенными учреждениями социальной защиты населения Владимирской области государственной услуги по признанию граждан нуждающимися в социальном обслуживании и составлению индивидуальной программы предоставления социальных услуг (далее – Административный регламент) (л.д. 33-44).
В соответствии с пп. 1 п. 1.4 Административного регламента основанием для признания заявителя нуждающимся в социальном обслуживании является наличие обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности, а именно, в том числе, полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности.
Результатом предоставления государственной услуги является: принятие решения о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, составление и выдача индивидуальной программы; принятие решения об отказе в социальном обслуживании. В случае признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании ГКУСЗН составляет индивидуальную программу. Общий срок предоставления государственной услуги не должен превышать 10 рабочих дней с момента регистрации в ГКУСЗН заявления о предоставлении социального обслуживания (п.п. 2.3, 2.4, 2.5, 2.6 Административного регламента).
При предоставлении государственной услуги осуществляются следующие административные процедуры: прием заявления и документов; первичное обследование жилищно-бытовых условий заявителя; принятие решения о предоставлении государственной услуги либо мотивированный отказ в ее предоставлении; составление и выдача индивидуальной программы. Основанием для начала административной процедуры является поданное в письменной или электронной форме заявление (п.п. 3.1, 3.2.1 Административного регламента).
Основанием для начала административной процедуры является соответствующее поручение председателя межведомственной комиссии, которая создается приказом директора ГКУСЗН в целях полной и всесторонней оценки нуждаемости заявителя в социальном обслуживании. В состав комиссии могут включаться руководители и специалисты ГКУСЗН, государственных учреждений социального обслуживания, иных органов и организаций, участвующих в межведомственном взаимодействии (по согласованию). Заседания комиссии проводятся не реже одного раза в неделю (п. 3.3.1 Административного регламента).
Первичное обследование жилищно-бытовых условий заявителя проводится (за исключением случаев оказания срочных социальных услуг) для оценки комиссией всех обстоятельств (сведений), обусловливающих потребность заявителя в предоставлении социальных услуг. По результатам первичного обследования жилищно-бытовых условий заявителя составляется акт по форме, утверждаемой приказом Департамента. Акт обследования вместе с другими документами предоставляется на рассмотрение комиссии (п.п. 3.3.2, 3.3.4 Административного регламента).
Основанием для начала административной процедуры – принятия решения о предоставлении государственной услуги либо мотивированного отказа в ее предоставлении является рассмотрение комиссией документов, предусмотренных п. 2.8 и абзацем 2 пп. 3.3.4 Административного регламента. Комиссия в срок не позднее 5 рабочих дней после приема заявления принимает решение о предоставлении государственной услуги либо об отказе в ее предоставлении. Гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существуют следующие обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности, в том числе, полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или инвалидности, наличие иных обстоятельств, которые нормативными правовыми актами Владимирской области признаны ухудшающими или способными ухудшать условия жизнедеятельности (п.п. 3.4.1, 3.4.2 Административного регламента).
В случае принятия решения об отказе в предоставлении государственной услуги в течение трех рабочих дней с даты принятия такого решения заявитель информируется об этом с указанием даты и номера решения (протокола) комиссии, а также оснований для отказа в соответствии с действующим законодательством (п. 3.4.3 Административного регламента).
Приказом ГКУ ВО «ОСЗН по Собинскому району» № 43 от 10 марта 2020 года создана межведомственная комиссия по признанию граждан нуждающимися в социальном обслуживании в следующем составе: председатель рабочей группы – директор ГКУ ВО «ОСЗН по Собинскому району» Семенова Ж.А.; секретарь комиссии – инспектор по предоставлению мер социальной поддержки 1 категории Белышева С.Н., инспектор по предоставлению мер социальной поддержки 1 категории Евдокимова А.В.; члены рабочей группы: директор ГБУ СО ВО «Комплексный центр социального обслуживания населения Собинского района» Зотова С.В., заведующий социальным отделением КГУ СО ВО «Собинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» Никитина М.С., заведующий отделом социально-трудовой реабилитации и культурно-массового досуга ГБУ СО ВО «Собинский психоневрологический интернат» Сидорова С.А., директор ГБУ СО ВО «Арбузовский психоневрологический интернат» Сергеева Е.А., директор ГБУ СО ВО «Копнинский психоневрологический интернат» Королева Т.В., председатель Совета ветеранов г. Собинки Тарасова Т.С., заведующий сектором, заместитель председателя КДН и ЗП Казаченко С.Ю. (п. 1). Межведомственной комиссии по признанию граждан нуждающимися в социальном обслуживании, в целях полной и всесторонней оценки нуждаемости заявителя в социальном обслуживании по поручению председателя комиссии осуществлять первичное обследование жилищно-бытовых условий заявителя, оформлением акта обследования по результатам (п. 3) (л.д. 59).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существуют следующие обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности - полная или частичная утрата способности, либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности.
Согласно п. 3 Приказа Минтруда России от 30 июля 2014 года № 500н «Об утверждении рекомендаций по определению индивидуальной потребности в социальных услугах получателей социальных услуг» определение индивидуальной потребности в социальных услугах рекомендуется проводить на основании оценки условий жизнедеятельности гражданина, а также обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности, к которым в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» относятся: 1) полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности; 2) наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе; 3) наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации; 4) отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними; 5) наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье; 6) отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 7) отсутствие работы и средств к существованию; 8) наличие иных обстоятельств, которые нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан.
При оценке условий жизнедеятельности гражданина рекомендуется исходить, в том числе, из условий проживания и состава семьи гражданина, дохода, учитываемого для расчета величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, медицинских документов, характеризующих состояние здоровья гражданина и отсутствие у него медицинских противопоказаний к получению социальных услуг в организации социального обслуживания, предоставляющей социальные услуги в стационарной форме (на основании заключения медицинской организации); результаты реализованной индивидуальной программы предоставления социальных услуг, иных условий, определяющих индивидуальную потребность гражданина в социальных услугах (п. 4 Приказа Минтруда России от 30 июля 2014 года № 500н «Об утверждении рекомендаций по определению индивидуальной потребности в социальных услугах получателей социальных услуг»).
Как видно из приведенных положений закона право гражданина на получение социальной услуги в форме социального обслуживания на дому определяется исходя из наличия у него ограничений для самообслуживания, сложившихся из-за определенных объективных причин, возникновение которых обусловило понижение качества жизни, к числу которых относятся заболевания, ограничивающие либо лишающие гражданина возможности к самообслуживанию, на основании соответствующего заключения о неспособности, в том числе частичной, к самостоятельному удовлетворению своих социально-бытовых и физиологических потребностей, а также акта обследования жилищно-бытовых условий гражданина. При отсутствии указанных документов разрешить заявление гражданина о предоставлении ему социальной услуги в форме социального обслуживания на дому не представляется возможным.
Морозов В.Г., имеющий <данные изъяты> по общему заболеванию, 25 февраля 2022 года обратился в ГКУ ВО «ОСЗН по Собинскому району» с заявлением о предоставлении социальных услуг в форме социального обслуживания на дому, предусмотренной ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». На указанном заявлении 25 февраля 2022 года поставлена виза руководителя о необходимости комиссии выехать для обследования и составления акта (л.д. 45).
3 марта 2022 года в промежуток времени с 10-00 час. по 10-45 час. комиссией в составе: директора ГКУ ОСЗН по Собинскому району Семеновой Ж.А., директора ГБУ СО ВО «Комплексный центр социального обслуживания населения Собинского района» Зотовой С.В., директора ГКУ СО ВО «Собинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» Игнатьевой Н.В., документоведа ГБУ СО ВО «Собинский психоневрологический интернат» З по заявлению Морозова В.Г. от 25 февраля 2022 года осуществлен выезд по месту его жительства для полного и всестороннего исследования жилищно-бытовых условий последнего. Результаты выезда комиссии в указанном выше составе оформлены актом обследования жилищно-бытовых условий от 3 марта 2022 года, из содержания которого следует, что выполнить действия по составлению акта визуального осмотра квартиры не представилось возможным. Морозов В.Г. осуществлял видеосъемку без предупреждения, не спросив предварительно согласия членов комиссии. Перед входом в квартиру на вопрос члена комиссии про видеосъемку, подтвердил ее осуществление. Члены комиссии выразили общее несогласие на видеосъемку и просили ее прекратить. Морозов В.Г. дал категорический отказ, заявил, что может и будет вести видеосъемку, имеет на это право. Члены комиссии сообщили, что дальнейшая видеосъемка без их согласия препятствует дальнейшему выполнению должностных обязанностей. Морозов В.Г. вызвал полицию по вопросу ущемления его права на проведение видеосъемки. Члены комиссии, не дождавшись сотрудников полиции, не попав в квартиру Морозова В.Г., уехали. Также в акте зафиксировано, что Морозов В.Г. проживает на 4 этаже пятиэтажного кирпичного дома, свободно передвигается по улице, без посторонней помощи поднялся на 4 этаж к двери своей квартиры (л.д. 52). Изложенное указывает на не проведение межведомственной комиссией первичного обследования жилищно-бытовых условий заявителя Морозова В.Г. Также суд находит необходимым отметить, что поименованные в акте обследования должностные лица Игнатьева Н.В. и З членами межведомственной комиссии не являются, что противоречит приведенным выше положениям Административного регламента и п. 3 приказа № 43 от 10 марта 2020 года (л.д. 59).
Также в материалы дела представлен документ с наименованием «Критерии индивидуальной нуждаемости в социальных услугах в форме социального обслуживании на дому», содержащий данные оценки возможностей выполнения различных видов жизнедеятельности в бальной системе, отражающий оценку степени самообслуживания в зависимости от суммы набранных баллов; согласно отметкам, содержащимся в соответствующих графах, количество баллов составляет 14, что, согласно приведенным в этом документе разъяснениям, указывает на то, что навыки самообслуживания частично утрачены (незначительно), основные виды жизнедеятельности выполняет самостоятельно, но не в полном объеме. При этом, указанный документ в графе «Фамилия, имя, отчество» не содержит данных о лице, в отношении которого проставлен вопрос об определении нуждаемости в социальном обслуживании, в графе «Заключительные выводы» не содержит данных о степени нуждаемости или отсутствии нуждаемости указанного лица в социальном обслуживании на дому (л.д. 53).
Как следует из протокола заседания комиссии по определению граждан, нуждающихся в социальном обслуживании, № 24 от 3 марта 2022 года, комиссия, принимая решение об отказе в признании административного истца Морозова В.Г. нуждающимся в социальном обслуживании, исходила из отсутствия полной или частичной утраты способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности. Указанные выводы комиссии основаны на данных вышеуказанного акта обследования жилищно-бытовых условий Морозова В.Г. от 3 марта 2022 года, составленного при отсутствии обследования. Сведений о документах и иных материалах, на основании которых комиссия определила критерии отсутствия индивидуальной нуждаемости Морозова В.Г. в социальном обслуживании на дому, протокол заседания комиссии не содержит. Морозов В.Г. 3 марта 2022 года на заседании комиссии не присутствовал (л.д. 54-55).
Таким образом, в силу вышеприведенных положений Административного регламента, Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» и Приказа Минтруда России от 30 июля 2014 года № 500н «Об утверждении рекомендаций по определению индивидуальной потребности в социальных услугах получателей социальных услуг», при отсутствии заключения о способности или неспособности, в том числе частичной, к самостоятельному удовлетворению социально-бытовых и физиологических потребностей, акта обследования жилищно-бытовых условий гражданина оснований для вынесения оспариваемого решения от 3 марта 2022 года об отказе в признании нуждающимся в социальном обслуживании административного истца не имелось.
Давая оценку представленным административными ответчиками записям видеофайлов, размещенных Морозовым В.Г. в его видеоблоге на канале «Ютуб», суд отмечает, что данный видеоматериал не характеризует состояние здоровья административного истца, не определяет отсутствие у него нуждаемости или степень его нуждаемости в социальных услугах на дату принятия оспариваемого решения, в силу вышеприведенных положений закона, не является альтернативным вариантом, позволяющим заменить обязательные для исследования заключение об определении нуждаемости и акт обследования жилищно-бытовых условий. Кроме того, как следует из объяснений, данных в суде представителем административного ответчика Вохминцевой Т.С., представленные суду видеофайлы при рассмотрении заявления Морозова В.Г. комиссией не исследовались.
Давая оценку показаниям, данным в суде свидетелями Игнатьевой Н.В., Зайцевой Ю.В., Зотовой С.В., подтвердившим отсутствие у Морозова В.Г. по состоянию на 3 марта 2022 года нуждаемости в социальном обслуживании ввиду отсутствия у него любой степени утраты возможности осуществления самообслуживания, передвижения, обеспечения жизненных потребностей, суд отмечает, что свидетельские показания не позволяют восполнить допущенное нарушение процедуры принятия оспариваемого решения в части отсутствия при его вынесения предусмотренных законом документов – заключения о нуждаемости и акта обследования жилищно-бытовых условий. Показания указанных свидетелей в части не допуска Морозовым В.Г. членов комиссии в квартиру для обследования его жилищно-бытовых условий суд отклоняет, как противоречащие содержанию акта обследования жилищно-бытовых условий от 3 марта 2022 года, из содержания которого следует, что невозможность обследования жилищно-бытовых условий обоснована лишь несогласием членов комиссии на проведение обследования при осуществлении Морозовым В.Г. видеосъмки, на которой последний настаивал (л.д. 52). Одновременно суд находит необходимым отметить, что законодательный запрет на осуществление видеосъемки проведения процедуры обследования жилищно-бытовых условий отсутствует.
Поскольку оспариваемое решение от 3 марта 2022 года об отказе в признании нуждающимся в социальном обслуживании административного истца не отвечает указанным требованиям закона, то суд приходит к выводу о том, что оно является незаконным, поскольку нарушает право последнего, являющегося инвалидом, на неукоснительное, с учетом его интересов, объективное, полное, всестороннее рассмотрение его заявления о предоставлении социальной услуги в виде обслуживания на дому в точном соответствии с законом, его смыслом и содержанием.
При изложенных выше обстоятельствах в целях устранения нарушенных прав административного истца суд находит необходимым возложить на административных ответчиков обязанность повторно рассмотреть заявление Морозова В.Г. о предоставлении социальной услуги в виде обслуживания на дому с соблюдением требований Административного регламента, Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» и Приказа Минтруда России от 30 июля 2014 года № 500н «Об утверждении рекомендаций по определению индивидуальной потребности в социальных услугах получателей социальных услуг». Оснований для удовлетворения требования административного истца об обязании административного ответчика назначить ему социальную помощь в виде прикрепленного сотрудника суд не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 175 - 180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л :
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░░ «░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░» № 24 ░░ 3 ░░░░░ 2022 ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░ ░░ «░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ «░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░░ «░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 19 ░░ 31 ░░░░░░░ 2015 ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 28 ░░░░░░░ 2013 ░░░░ № 442-░░ «░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 30 ░░░░ 2014 ░░░░ № 500░ «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░».
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░ «░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – 24 ░░░ 2022 ░░░░.