Дело № 2а-128/2019
решение в окончательной форме изготовлено 05.02.2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 февраля 2019 года г. Алейск
Алейский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего О.В.Галкиной,
при секретаре И.А.Наумовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Локтионова Сергея Анатольевича к государственной инспекции гостехнадзора г. Алейска и Алейского района о признании незаконными действий начальника инспекции об отказе в регистрации трактора и обязании произвести государственную регистрацию транспортного средства,
УСТАНОВИЛ:
Локтионов С.А. обратился в суд с административным иском к инспекции гостехнадзора г. Алейска и Алейского района о признании отказа в регистрации прицепа незаконными, обязании произвести регистрацию транспортного средства, ссылаясь на следующее. 15.12.2017 им приобретён прицеп. 24.01.2019 он обратился в инспекцию гостехнадзора г.Алейска и Алейского района с заявлением о постановке на учет данного прицепа, однако в регистрации ему было отказано в связи с отсутствием технического паспорта. При продаже документы на него не были переданы. Согласно акту осмотра, выданному государственным инженером-инспектором гостехнадзора г.Алейска и Алейского района, данный прицеп в инспекциях гостехнадзора Алтайского края не зарегистрирован, в федеральной базе угона не числится, в обороте не ограничен. Административный истец считает, что решение начальника инспекции гостехнадзора г.Алейска и Алейского района об отказе в постановке на учет принадлежащего истцу на праве собственности прицепа является незаконным и нарушает его права, так как он не может в полной мере реализовать полномочия собственника и беспрепятственно эксплуатировать данную технику в соответствии с требованием действующего законодательства. Просит признать незаконными действия начальника инспекции гостехнадзора г. Алейска и Алейского района Алтайского края об отказе в постановке на учет принадлежащего ему прицепа и обязать инспекцию гостехнадзора г.Алейска и Алейского района Алтайского края произвести государственную регистрацию указанного транспортного средства.
В судебном заседании Локтионов С.А. поддержал заявленные требования в полном объёме, пояснив аналогично изложенному в иске.
Иные лица в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного разбирательства были извещены надлежащим образом, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав представленные материалы, выслушав административного истца, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 46 Конституции РФ и ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из приведенных выше правовых норм, требование заявителя может быть удовлетворено при совокупности двух условий: незаконность решения должностного лица и нарушение прав и свобод гражданина (организации).
Согласно Положению о государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ, утверждённому Постановлением Правительства РФ от 13.12.1993 № 1291 «О государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации» (далее Положение), основной задачей государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (далее именуется - гостехнадзор) является осуществление надзора за техническим состоянием тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним в процессе использования в части обеспечения безопасности для жизни, здоровья людей и имущества, охраны окружающей среды, а в агропромышленном комплексе - за соблюдением правил эксплуатации машин и оборудования, регламентируемых стандартами, другими нормативными документами и документацией.
В систему органов гостехнадзора входят: главная государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (Главгостехнадзор России); государственные инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с соответствующими государственными инспекциями городов и районов. (п. 2 Положения)
Органы гостехнадзора осуществляют регистрацию тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, а также выдачу на них государственных регистрационных знаков (кроме машин Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации) (п. 5 Положения).
Административный истец Локтионов С.А. обжалует отказ начальника инспекции гостехнадзора г. Алейска и Алейского района в регистрации прицепа, отказ мотивирован тем, что административным истцом не представлен паспорт на него.
Согласно действующему законодательству регистрация транспортных средств имеет исключительно учетное значение. Государственная регистрация транспортных средств производится с целью регистрации транспортных средств для допуска их к дорожному движению и осуществлению технического учета транспортных средств на территории РФ (п. 3 ст. 15 ФЗ «О безопасности дорожного движения», п. 3 Постановления Правительства РФ № 938 от 12.08.1994 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории РФ»).
По смыслу п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации», тракторы (кроме мотоблоков), самоходные дорожно-строительные, мелиоративные, сельскохозяйственные и иные машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб.см, независимо от их принадлежности, подлежат регистрации в органах Гостехнадзора.
В соответствии с п. 2.8 Правил регистрация тракторов за юридическим или физическим лицом производится на основании их заявлений после отметок соответствующих военных комиссариатов (Приложения 1 и 2), представления справок-счетов, выдаваемых предприятиями-изготовителями, торговыми предприятиями, гражданами-предпринимателями, имеющими лицензии на право торговли машинами, или иных документов, удостоверяющих право собственности владельца машин и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.Согласно ч. 1 ст. 223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. Данная норма в полной мере распространяется на транспортные средства, поскольку их отчуждение не подлежит государственной регистрации (п. 2).
В соответствии с ч. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В силу ч. 2 ст. ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Исходя из вышеприведённых положений, одно из правомочий собственника, закрепленных в ч. 1 ст. 209 ГК РФ, по пользованию транспортным средством, законодателем ограничено. Возможность использования транспортного средства по назначению обусловлена его обязательной регистрацией и выдачей соответствующих документов.
Таким образом, собственник законно приобретенного и отвечающего установленным требованиям безопасности дорожного движения транспортного средства, имеющий намерение использовать транспортное средство в дорожном движении, должен обратиться в органы Гостехнадзора для его регистрации и получения соответствующих документов.
В судебном заседании установлено, что 15.12.2017 между ФИО3 и Локтионовым С.А. был заключен договор купли-продажи прицепа марки 2П№, модель 887Б, 1991 года выпуска, заводской номер №, передача имущества произведена полностью к моменту подписания договора.
Таким образом, с момента передачи прицепа у административного истца возникло право собственности на указанное имущество.
Для регистрации трактора Локтионов С.А. обратился в Государственную инспекцию гостехнадзора.
Государственным инженером-инспектором гостехнадзора Алейского района В.В.Щербининым произведен осмотр прицепа марки 2П№, 1991 года выпуска, заводской номер №. Прицеп регистрации в инспекциях гостехнадзора на территории РФ не имеет, в федеральной базе угона не числится, в обороте не ограничен, технически исправен.
Таким образом, административным истцом соблюдены требования, предъявляемые при обращении с заявлением о регистрации самоходного шасси.
Суд полагает не состоятельной ссылку инспекции на п. 2.8.1 Правил регистрация тракторов за юридическим или физическим лицом, поскольку указанный пункт предусматривает условия регистрации машин, номерных агрегатов, проданных предприятиями-изготовителями, а также предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами-предпринимателями, имеющими лицензии на торговлю данным видом товара.
В данном случае прицеп приобретен Локтионовым С.А. у физического лица.
Кроме того, действительно, п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.1995 № 460 «О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации» с 01.09.1995 введены паспорта на тракторы и иные самоходные машины и установлено, что наличие указанных паспортов является обязательным условием для регистрации этих машин и допуска их к эксплуатации. При этом паспорта выдаются органами гостехнадзора - на самоходные машины и другие виды техники, выпущенные предприятиями-изготовителями до 01.09.1995, ввозимые на территорию Российской Федерации до 01.09.2001, и на самоходные машины и другие виды техники с электродвигателем, выпущенные предприятиями-изготовителями или ввезенные на территорию Российской Федерации до 07.08.2008, - при предъявлении их к регистрации. Дубликаты утраченных или пришедших в негодность паспортов выдаются: предприятиями-изготовителями - на незарегистрированные самоходные машины и другие виды техники, выпущенные ими после 01.09.1995, а на самоходные машины и другие виды техники с электродвигателем - после 07.08.2008; таможенными органами Российской Федерации - на незарегистрированные самоходные машины и другие виды техники, ввозимые на территорию Российской Федерации с 01.09.2001, а на самоходные машины и другие виды техники с электродвигателем - после 07.08.2008; органами гостехнадзора - во всех остальных случаях.
Поскольку прицеп 2П№, модель 887Б, приобретенный Локтионовым С.А., изготовлен в 1991 году, то, исходя из вышеприведённых норм закона, за выдачей паспортов транспортных средств предыдущий собственник должен был обратиться в инспекцию гостехнадзора.
Между тем, Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» не содержит норм, запрещающих допуск транспортного средства к участию в дорожном движении в случае, если оно ранее не было зарегистрировано в подразделениях Гостехнадзора и прежний собственник или владелец транспортного средства не зарегистрировал его, и не получил паспорт транспортного средства. Следовательно, невыполнение прежним собственником транспортного средства обязанности по регистрации транспортного средства и получении паспорта на него не является основанием для ограничения права нового собственника на пользование транспортным средством путем участия в дорожном движении.
Исходя из вышеизложенного, суд полагает, что отказ в регистрации принадлежащего административному истцу транспортного средства не соответствует требованиям действующего законодательства, является препятствием для осуществления собственником своих прав в отношении указанного имущества, следовательно, административные исковые требования Локтионова С.А. являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
С учетом позиции административного истца, не просившего о взыскании в его пользу с административного ответчика судебных расходов, суд не взыскивает с административного ответчика понесенные Локтионовым С.А. расходы по оплате госпошлины при обращении в суд с административным исковым заявлением.
Руководствуясь ст. ст. 174-180, 226-228 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Локтионова Сергея Анатольевича удовлетворить.
Признать незаконным отказ начальника инспекции гостехнадзора г.Алейска и Алейского района Щербинина В.В. в постановке на учет принадлежащего Локтионову Сергею Анатольевичу прицепа марки 2П№, модель 887Б, 1991 года выпуска, заводской номер №, цвет коричневый.
Обязать Государственную инспекцию гостехнадзора г. Алейска и Алейского района произвести государственную регистрацию принадлежащего Локтионову Сергею Анатольевичу прицепа марки 2П№, модель 887Б, 1991 года выпуска, заводской номер №, цвет коричневый.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через отдел судопроизводства Алейского городского суда Алтайского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме
Судья О.В.Галкина