29RS0024-01-2021-003828-84
Дело № 2а-2103/2021
24 декабря 2021 года город Архангельск
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Соломбальский районный суд г.Архангельска в составе
председательствующего судьи Одоевой И.В.,
при помощнике Корелине М.М.,
с участием административного истца Рогозиной Г.Н.,
представителя административного истца Лукина Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске административное дело по административному иску Рогозиной Галины Николаевны к Администрации городского округа «Город Архангельск» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности направить проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд,
установил:
Рогозина Г.Н. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа (далее – ГО) «Город Архангельск» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности направить проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд.
В обоснование заявленных требований указано, что истец является собственником ? доли в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: <адрес>. На основании заключения межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ распоряжением №р от ДД.ММ.ГГГГ дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. ДД.ММ.ГГГГ Соломбальским районным судом г.Архангельска было вынесено решение по административному делу № 2а-1653/2019, в соответствии с которым суд признал незаконным требование администрации от ДД.ММ.ГГГГ № о сносе аварийного многоквартирного жилого дома в части срока его исполнения, определил новый срок исполнения требования – до 31.03.2020. По настоящее время дом не снесен. 12.04.2021 административным ответчиком издано распоряжение №р об изъятии земельного участка и жилых помещений. 09.04.2021 истец обратился к ответчику с запросом о направлении проекта соглашения об изъятии земельного участка и жилых помещений по адресу: <адрес>. В ответе от 11.10.2021 администрация указывает, что дом не включен в программу Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилого фонда на 2019-2025 годы». Дом будет расселен по мере выделения денежных средств из городского бюджета на изъятие жилых помещений у собственников. По настоящее время никаких мер или действий по изъятию и выкупу земельного участка или жилых помещений не принято, проект соглашения истцу не направлен. Истец просит признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в неисполнении обязанности направить ей проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд с определением цены, сроков и других условий выкупа, обязать ответчика в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу направить проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд с определением цены, сроков и других условий выкупа, взыскать с ответчика расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Административный истец, ее представитель в судебном заседании на удовлетворении иска настаивали.
Административный ответчик надлежащим образом извещен о дате, времени и месте судебного заседания, в суд представителя не направил, представил отзыв, в котором просит в иске отказать.
Заинтересованное лицо Вахрушева П.Д. надлежащим образом извещена о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явилась.
По определению суда дело рассмотрено при данной явке.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Судом установлено и из материалов дела следует, что Рогозина Г.Н. является собственником ? доли в праве общей долевой собственности на квартиру по адресу: <адрес>. Вторым сособственником является Вахрушева П.Д.
Распоряжением Главы ГО «Город Архангельск» от 12.04.2021 №р на основании распоряжения заместителя Главы МО «Город Архангельск» от ДД.ММ.ГГГГ №р «О признании <адрес> в <адрес> аварийным и подлежащим сносу» принято решение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка по адресу: <адрес>, а также жилые помещения в данном доме, в том числе ? доли в праве общей долевой собственности истца.
Жилой многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> не включен в адресную программу «Переселения граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 года», утвержденную Постановлением Правительства Архангельской области от 26.03.2019 № 153-пп.
Частью 3 ст. 40 Конституции РФ гарантируется гражданам, указанным в законе, и нуждающимся в жилище, предоставление жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Частью 4 ст. 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 (ред. от 29.11.2019) «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п. 2 Положения).
Пунктом 49 Положения от 28.01.2006 № 47 установлено, что к компетенции органа местного самоуправления отнесено принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В соответствии с ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3, 5-9 настоящей статьи.
Как указано в п. 22 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», в силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ применяются нормы ч. 1 - 3, 5 - 9 ст. 32 ЖК РФ. При этом положения ч. 4 ст. 32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.
В силу ч.2 ст.32 ЖК РФ изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Согласно ч.4 данной статьи собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.
Статьей 279 ГК РФ предусмотрено, что изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством. Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством. Правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством. Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.
В соответствии с пп.3 п.1 ст. 56.2 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений органов местного самоуправления - в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения.
Как предусмотрено пп.4 п.2 ст. 56.3 ЗК РФ принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных п. 1 настоящей статьи, должно быть обосновано решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).
Согласно п. 4 ст. 56.3 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ст. 56.2 настоящего Кодекса, которые принимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, поданного организацией, указанной в п. 1 ст. 56.4 настоящего Кодекса.
В соответствии с п.13 ст. 56.6 Земельного кодекса РФ решение об изъятии действует в течение трех лет со дня его принятия.
Учитывая, что решение об изъятии земельного участка и жилых помещений принято 12.04.2021, срок действия данного решения на момент обращения в суд с иском не истек.
Принимая во внимание данное обстоятельство, исходя из того, что после издания распоряжения об изъятии необходимо определить размер возмещения за изымаемое жилое помещение в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ, суд приходит к выводу, что на данный момент права истца ответчик не нарушает. Судом не усматривается со стороны административного ответчика бездействия.
На основании изложенного в удовлетворении административного иска надлежит отказать.
В силу ст. 103, 111 КАС РФ расходы по оплате государственной пошлины, понесенные административным истцом, возмещению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного иска Рогозиной Галины Николаевны к Администрации городского округа «Город Архангельск» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности направить проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд отказать.
В удовлетворении требования Рогозиной Галины Николаевны к Администрации городского округа «Город Архангельск» о взыскании судебных издержек отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Соломбальский районный суд г. Архангельска.
Председательствующий И.В. Одоева
Мотивированное решение изготовлено 14.01.2022.