Решение по делу № 2а-3937/2019 от 04.09.2019

Дело №2а-3937/19

24RS0013-01-2019-003453-42

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п. Емельяново 29 октября 2019 года

Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Павловой К.П.,

при секретаре Рябцевой Т.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Лапшина Сергея Юрьевича к администрации Емельяновского района Красноярского края в лице МКУ «Управлени земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» о признании решения незаконным, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Лапшин С.Ю. обратился в суд с иском к администрации Емельяновского района Красноярского края в лице МКУ «Управлени земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края», в котором просит признать незаконным решение ответчика от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлению в аренду земельного участка из категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования – ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, западнее земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 13600 кв.м. и обязать ответчика принять решение о предоставлении в аренду указанного земельного участка.

Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в администрацию Емельяновского района с заявлением о предоставлении в аренду указанного земельного участка, по результатам рассмотрения которого письмом от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в предоставлении в аренду земельного участка, в связи с его расположением в зоне естественного ландшафта (зона – Р-3). Считает указанный отказ незаконным, так как испрашиваемый участок находится в зоне сельскохозяйственного использования (зона СХ-1), где разрешено ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках. В нарушение ст. 39.17 ЗК РФ ответчиком нарушены сроки рассмотрения заявления и принятия решения.

В судебное заседание истец Лапшин С.Ю. не явился, был извещен.

В судебном заседании представитель истца Глухих К.В. заявленные требования поддержала, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении, просила их удовлетворить.

Представитель ответчиков администрации Емельяновского района Красноярского края, МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» Павлинская М.А. возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснив суду, что испрашиваемый истцом земельный участок расположен в зоне естественного ландшафта (зона – Р-3).

Представитель администрации Солонцовского сельского совета Емельяновского района Красноярского края в судебное заседание не явился, был извещен.

Выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 39.2 Земельного кодекса РФ, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 ЗК РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 11 Земельного кодекса РФ, органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов закреплен в статье 39.14 Земельного кодекса РФ, подпунктами 6,7 пункта 1 указанной статьи предусмотрено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: 6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; 7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

В силу п.19 ч.2 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления: земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.

На основании п.5 ст. 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:

1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;

2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;

3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

Из п.1 ст. 85 ЗК РФ следует, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; 3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур; 5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специального назначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам.

В соответствии с п. 2 данной статьи границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

В статье 1 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ) приведены следующие понятия: градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6); территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (пункт 7);

В соответствии со ст. 30 Градостроительного кодекса РФ на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются, в том числе виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства; Правила землепользования и застройки включают в себя 1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; 2) карту градостроительного зонирования; 3) градостроительные регламенты.

Согласно п.14 ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований, в том числе когда разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в администрацию Емельяновского района с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка из категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования – ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, западнее земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 13600 кв.м.

Письмом МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» от ДД.ММ.ГГГГ Лапшину С.Ю. отказано в предоставлении в аренду земельного участка, в связи с его расположением в зоне естественного ландшафта (зона – Р-3).

Возражая против доводов должностного лица, представитель административного истца суду пояснила, что отказ в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка, данный администрацией Емельяновского района Красноярского края не основан на требованиях закона, поскольку не представлено доказательств того, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне естественного ландшафта (зона – Р-3).

В соответствии с ч. 1 ст, 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ, для признания решения, действия (бездействия) должностного лица, наделенного отдельными публичными полномочиями необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.

Исходя из части 8 статьи 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

В силу части 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен данным Кодексом.

При этом частью 2 статьи 62 КАС РФ регламентировано, что обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

Частью 11 статьи 226 КАС РФ предусмотрено, что на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемое решение либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) возлагается обязанность по доказыванию оснований для принятия этого решения, совершения этих действий (бездействия).

Как следует из оспариваемого ответа административного ответчика, испрашиваемый земельный участок находится в зоне естественного ландшафта (зона – Р-3), что явилось основанием для отказа истцу в его предоставлении.

Вместе с тем, в соответствии с выпиской из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером расположен по адресу: <адрес>, западнее земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 13600 кв.м. имеет категорию земель – земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования – ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках.

Кроме того, согласно справки администрации Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края исх. от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с правилами землепользования и застройки МО Солонцовский сельсовет, земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, западнее земельного участка с кадастровым номером , находится в территориальной зоне: «зона сельскохозяйственного использования (СХ-1)», земельный участок имеет вид разрешенного использования: ведене личного подсобного хозяйства на полевых участках », данный вид разрешенного использования входит в состав вида разрешенного использования ( в соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков».

При таких обстоятельствах, принимая во внимание отсутствие в материалах дела допустимых доказательств, достоверно свидетельствующих о том, что испрашиваемый земельный участок, расположен в зоне естественного ландшафта (зона – Р-3), тогда как именно на администрацию Емельяновского района как на органе местного самоуправления, лежит обязанность по доказыванию законности принятого решения, суд приходит к выводу о том, что отказ административного ответчика в предоставлении земельного участка в аренду не основан на законе, является формальным и необоснованным.

Кроме того, суд учитывает, что в нарушение п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ уполномоченным органом в течение тридцати дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка не было принято одно из решений, указанных в п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ, а ответ дан лишь семь месяцев.

В связи с чем, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска в части признания незаконным решения МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района», выраженного в ответе от ДД.ММ.ГГГГ на заявление Лапшина С.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ .

Что касается административных исковых требований о возложении на административного ответчика обязанности принять решение о предоставлении в аренду земельного участка, то данные требования удовлетворению не подлежат, поскольку суд не вправе подменять собой компетентный орган местного самоуправления, возлагая на себя полномочия, входящие в исключительную компетенцию данного органа.

С учетом фактических обстоятельств дела, в порядке восстановления прав и законных интересов административного истца, суд полагает необходимым обязать администрацию Емельяновского района повторно рассмотреть заявление Лапшина С.Ю. о предоставлении в аренду земельного участка и дать ответ, в соответствии с требованиями Земельного законодательства РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Признать незаконным решение МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района», выраженное в ответе от ДД.ММ.ГГГГ на заявление Лапшина Сергея Юрьевича от ДД.ММ.ГГГГ .

Обязать администрацию Емельяновского района Красноярского края в тридцатидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Лапшина Сергея Юрьевича от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в аренду земельного участка.

Об исполнении решения суда обязать администрацию Емельяновского района Красноярского края сообщить в месячный срок заявителю и в Емельяновский районный суд Красноярского края.

В удовлетворении административного искового заявления Лапшина Сергея Юрьевича в части требований о возложении на МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» обязанности по принятию решения о предоставлении в аренду земельного участка отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение месяца после составления мотивированного решения.

Председательствующий: К.П. Павлова

2а-3937/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Лапшин Сергей Юрьевич
Ответчики
МКУ Управзем Администрации Емельяновского района
Другие
администрация Солонцовского с/с
Суд
Емельяновский районный суд Красноярского края
Дело на странице суда
emel.krk.sudrf.ru
22.03.2020Регистрация административного искового заявления
22.03.2020Передача материалов судье
22.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
22.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.03.2020Судебное заседание
22.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.02.2020Дело оформлено
27.02.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее