Дело № 2-470/2021
УИД: 05RS0039-01-2021-001428-08
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
3 сентября 2021 года с. Касумкент
Сулейман-Стальский районный суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего - судьи Довлетханова А.Ф.,
при помощнике судьи Шихбабаеве М.Р.,
с участием помощника прокурора <адрес> РД ФИО3, представителя МКОУ «Касумкентская СОШ №» по доверенности ФИО4, представителя администрации МР «<адрес>» по доверенности ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. заместителя прокурора <адрес> Республики Дагестан к МКОУ «Касумкентская СОШ №» и администрации МР «<адрес>» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму и противопожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
и.о. заместителя прокурора <адрес> РД, в порядке ст. 45 ГПК РФ, обратился в суд с исковым заявлением к МКОУ «Касумкентская СОШ №» и администрации МР «<адрес>», в котором просит признать незаконным бездействие ответчиков, выразившееся в непринятии мер по антитеррористической защищенности и противопожарной безопасности образовательной организации и возложить на администрацию МР «<адрес>» обязанность выделить из бюджета денежные средства на указанные цели и обязать МКОУ по мере финансирования из бюджета устранить выявленные нарушения, ссылаясь на то, что прокуратурой района с привлечением специалистов МОВО по <адрес> – филиал ФГКУ «УВО ВНГ России по РД» и ОНД и ПР № по Хивскому, Курахскому, Агульскому и <адрес>м УНД и ПР ГУ МЧС России по РД проведена проверка исполнения требований к антитеррористической защищенности и противопожарной безопасности МКОУ «Касумкентская СОШ №», в ходе которой установлено, что образовательным учреждением допускаются нарушения требований Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), а именно: в нарушении п.24 пп. «з» в учреждении учебные тренировки не проводятся; п. 25 пп. «б» «в», «г» охрана объекта (территории) не обеспечена сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны Федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; отсутствуют средства передачи тревожных сообщений в подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации и не оборудовании основного входа контрольно - пропускным пунктом.
Кроме того, в ходе проверки в образовательном учреждении выявлены нарушения требований противопожарной безопасности, установленные нормами и правилами, а именно: направление движения к источникам противопожарного водоснабжения не обеспечены указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их места расположения, а также руководителем объекта защиты не представлена декларация пожарной безопасности в органы государственного пожарного надзора.
Это способствует созданию негативных последствий в учреждении, несвоевременному принятию мер, направленных на незамедлительное извещение правоохранительных органов о террористических действиях, совершении преступлений и иных правонарушений, что ставит под угрозу здоровье и жизнь неопределенного круга лиц.
Учитывая, что ситуация в сфере противодействия терроризму и экстремизму на территории Республики Дагестан остается напряженной, соответственно, угроза возможного совершения террористических актов реальна и на территории образовательного учреждения. Данное обстоятельство противоречит действующему законодательству и способствует беспрепятственному проникновению на территорию образовательного учреждения посторонних лиц, которые могут создать угрозу жизни и здоровью детей и персонала. Непринятие мер по обеспечению безопасности несовершеннолетних и сотрудников образовательного учреждения создает условия для распространения терроризма, последствиями которого являются массовая гибель людей, уничтожение имущества.
Представитель истца - помощник прокурора <адрес> ФИО3 в судебном заседании просил заявленные требования удовлетворить, пояснив при этом, что некоторые выявленные нарушения требования противопожарной безопасности, указанные в исковом заявлении, в настоящее время устранены.
Представитель МКОУ «Касумкентская СОШ №» по доверенности ФИО4 требования прокурора признал частично, указав, что принятыми администрацией района и образовательным учреждением мерами часть указанных в иске нарушений устранены, а именно: проводятся учебные тренировки; направление движения к источникам противопожарного водоснабжения обеспечены указателями со светоотражающей поверхностью; образовательное учреждение осуществляет контрольно-пропускной режим, в ночное время образовательное учреждение охраняется сторожами, а в дневное - персоналом образовательного учреждения, и пояснил, что по мере финансирования из бюджета оставшиеся нарушения будут устранены. Просил отказать в исковых требованиях, касающихся незаконного бездействия.
Представитель администрации МР «<адрес>» по доверенности ФИО5 в судебном заседании требования прокурора по существу признал обоснованными, но вместе с тем указал, что бездействие со стороны администрации района не имеется, поскольку работа по устранению имеющихся нарушений требований законодательства проводится систематически, образовательным учреждениям выделяются финансовые средства, необходимые для устранения нарушений, связанных с противопожарной безопасностью и антитеррористической защищенностью. Кроме того, решением Собрания депутатов муниципального района шестого созыва № от ДД.ММ.ГГГГ «О бюджете МР «<адрес>» на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» муниципальным образовательным школам предусмотрены денежные средства по устранению имеющихся нарушений требований законодательства о противопожарной безопасности и в целях принятия мер по предупреждению при обеспечении антитеррористической безопасности объектов образования. Часть указанных в исковом заявлении прокурора нарушений устранены, для устранения остальных в бюджет МР «<адрес>» будут включены дополнительные денежные средства. Для обеспечения охраной объекта образования сотрудниками частной охраны проводится работа по заключению муниципальных контрактов с соблюдением процедуры, предусмотренной федеральным законом « О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ. Просил также исполнение решения отсрочить до ДД.ММ.ГГГГ.
Выслушав доводы сторон, проверив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (ч. 7 ст. 28 указанного Федерального закона).
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона N 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
В силу части 13 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; под требованиями пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; под нарушением требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно статье 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности (часть 1). Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности (часть 3).
При этом пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности (часть 1 статьи 6 Технического регламента).
На основании п. 5 ч. 1 ст. 9 Закона N 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (ч. 3 ст. 5 Закона N 35-ФЗ).
Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденная Президентом РФ ДД.ММ.ГГГГ, предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Согласно ст. 5.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе полномочие по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.
В силу п. п. 6.1, 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 данного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных казенных учреждений.
Таким образом, из системного толкования приведенных выше норм закона следует, что они содержат императивные предписания, в силу чего суд приходит к выводу о том, что исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью образовательных учреждений и органов местного самоуправления.
Материалами дела установлено, что не оспаривается ответной стороной, в образовательном учреждении имеются выявленные нарушения требований пожарной безопасности, установленные нормами и правилами, а также установлено, что организация обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций не исполнила, тем самым не обеспечен контрольно-пропускной режим, направленный на воспрепятствование неправомерному проникновению на объект.
Как следует из пояснений представителя МКОУ, в ночное время образовательное учреждение охраняется сторожами, в дневное время персоналом, согласно утвержденному графику.
Вместе с тем судом установлено, что также не оспаривается сторонами, часть указанных в иске нарушений требований пожарной безопасности устранены, а именно: согласован с соответствующими службами и утвержден паспорт безопасности МКОУ «Касумкентская СОШ №», образовательным учреждением проводятся учения и тренировки по реализации планов обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) и противопожарной безопасности; направление движения к источникам противопожарного водоснабжения обеспечены указателями со светоотражающей поверхностью.
Кроме того, материалами дела установлено, что решением Собрания депутатов муниципального района шестого созыва № от ДД.ММ.ГГГГ «О бюджете МР «<адрес>» на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» муниципальным образовательным школам предусмотрено 37 592 808 рублей, муниципальным дошкольным образовательным учреждениям 43 478 196 рублей, включительно расходы по устранению имеющихся нарушений требований законодательства о противопожарной безопасности и в целях принятия мер по предупреждению при обеспечении антитеррористической безопасности объектов образования.
Выявленные нарушения могут привести к угрозе жизни и здоровья воспитанников, состав которых меняется как с началом каждого учебного года, так и в течение года, преподавателей, других работников школы, иных лиц, посещающих школу, например, родителей учеников, должностных лиц.
Непринятие мер по обеспечению безопасности несовершеннолетних и сотрудников образовательного учреждения создает условия для распространения терроризма, последствиями которого являются массовая гибель людей, уничтожение имущества.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее исковое заявление, непостоянна и персонально изменчива, поэтому настоящее исковое заявление направляется в интересах неопределенного круга лиц.
Принимая во внимание то, что часть указанных в исковых требованиях прокурора нарушений пожарной безопасности устранены, суд считает необходимым требования удовлетворить частично.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования и.о. заместителя прокурора <адрес> РД к МКОУ «Касумкентская СОШ №» и администрации МР «<адрес>» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить нарушения законодательства о противодействие терроризму и противопожарной безопасности – удовлетворить частично.
Обязать администрацию МР «<адрес>» в срок до ДД.ММ.ГГГГ выделить из бюджета денежные средства на расходы, связанные с антитеррористической защищённостью и противопожарной безопасностью МКОУ «Касумкентская СОШ №», а именно: обеспечить должную охрану объекта образования; оборудовать основной вход контрольно - пропускным пунктом.
Обязать МКОУ «Касумкентская СОШ №» представить декларацию пожарной безопасности объекта защиты в органы государственного пожарного надзора и по мере финансирования из бюджета обеспечить должную охрану объекта образования и устранить вышеуказанные нарушения законодательства при обеспечении антитеррористической безопасности объекта и о противопожарной безопасности в целях обеспечения защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
В остальной части в удовлетворении иска отказать.
Резолютивная часть решения суда объявлена ДД.ММ.ГГГГ, мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий А.Ф. Довлетханов