Дело № 2-2488/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 июля 2015 года г. Горно-Алтайск
Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Сумачакова И.Н.,
при секретаре Яндиковой Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Казанцевой <данные изъяты> к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Горно-Алтайске Республики Алтай о восстановлении срока для выплаты накопительной части пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Казанцева В.С. обратилась в суд с иском к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Горно-Алтайске Республики Алтай о восстановлении срока за выплатой пенсионных накоплений, учтенных в специальной части лицевого счета застрахованного лица – Казанцева М.Ф., мотивируя требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ умер ее сын Казанцев М.Ф. Истцу стало известно, что на счете сына в Пенсионном фонде имеются начисления, на которые истец, как наследник, имеет право на получение. При обращении к ответчику с заявлением за получением накоплений застрахованного лица Казанцева М.Ф., получен отказ по причине пропуска шестимесячного срока для обращения за указанной выплатой. ФИО3 считает, что срок пропущен по уважительным причинам, поскольку она не была извещена Пенсионным фондом о наличии таковых средств и возможности их получения.
Истец Казанцева В.С. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ГУ – Управления Пенсионного фонда России в г. Горно-Алтайске Корольков И.Г. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении требования о восстановлении срока для выплаты накопительной части пенсии.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд считает исковое требование подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно свидетельству о смерти №, выданному Комитетом по делам ЗАГС Республики Алтай Отделом ЗАГС г. Горно-Алтайска ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ умер Казанцев М.Ф., который являлся застрахованным лицом в ГУ – Управление пенсионного фонда в г. Горно-Алтайске Республики Алтай.
Казанцева В.С. является матерью умершего Казанцева М.Ф., что следует из повторно выданного свидетельства о рождении от ДД.ММ.ГГГГ г.
В силу п. 12 ст. 9, п. 12 ст. 16 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в случае, если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной части трудовой пенсии по старости средства, учтенные в специальной части его индивидуального лицевого счета, выплачиваются в установленном порядке лицам, указанным в заявлении застрахованного лица о порядке распределения средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, а при отсутствии указанного заявления застрахованного лица выплата производится его родственникам, к числу которых относятся его дети, в том числе усыновленные, супруг, родители (усыновители), братья, сестры, дедушки, бабушки и внуки независимо от возраста и состояния трудоспособности).
Согласно абз.1 п. 3 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» выплата правопреемникам умершего застрахованного лица осуществляется при условии обращения за указанной выплатой в Пенсионный фонд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня смерти застрахованного лица.
Порядок обращения правопреемников умерших застрахованных лиц за выплатами, а также порядок, сроки и периодичность осуществления указанных выплат устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что Казанцева В.С. в течение шести месяцев со дня смерти застрахованного лица Казанцева М.Ф. за выплатой средств пенсионных накоплений после его смерти не обращалась, однако доводы истца о том, что установленный срок пропущен по уважительной причине, заслуживают внимание по следующим основаниям.
Согласно п. 8 Правил выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.11.2007 г. № 741, территориальный орган Фонда по месту жительства умершего застрахованного лица, получив документ, содержащий сведения о смерти застрахованного лица, принимает меры по извещению правопреемников о возможности получения средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего застрахованного лица. Извещение правопреемников по заявлению осуществляется заказным письмом с уведомлением о вручении по форме, утверждаемой Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, не позднее 10 дней с даты получения документа, содержащего сведения о смерти застрахованного лица.
Согласно п. 2 ст. 12 Федерального закона от 15.11.1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» руководитель органа записи актов гражданского состояния сообщает в орган Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, сведения о государственной регистрации смерти.
В соответствии с п. 7 ст. 6 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в случае смерти застрахованного лица сведения о его смерти передаются в течение одного месяца со дня регистрации смерти соответствующим органом записи актов гражданского состояния в тот орган Пенсионного фонда Российской Федерации, где зарегистрирован в качестве страхователя орган государственной власти субъекта Российской Федерации, образовавший орган записи актов гражданского состояния. Указанные сведения передаются по форме, определяемой Пенсионным фондом Российской Федерации.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательств того, что истец либо кто-то из близких родственников уведомлялся о возможности получения средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего Казанцева М.Ф., по установленной форме, ответчиком суду не представлено.
В этой связи суд считает, что невыполнение обязанности ГУ – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Горно-Алтайске Республики Алтай по извещению правопреемника Казанцевой В.С. о возможности получения средств пенсионных накоплений является основанием для восстановления указанного срока.
Довод представителя ГУ – Управления Пенсионного фонда России в г. Горно-Алтайске Королькова И.Г. о том, что срок обращения за выплатой не подлежит восстановлению, поскольку пропущен истцом без уважительных причин, суд находит несостоятельным по следующим основаниям.
Восстановление срока обращения в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации за выплатой средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умерших застрахованных лиц зависит от усмотрения суда, которое, по общему правилу, обусловлено наличием или отсутствием исключительных обстоятельств, связанных с личностью правопреемника, повлекших пропуск названного срока.
Следовательно, при рассмотрении дел по заявлениям правопреемников о восстановлении им срока обращения в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации за выплатой средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умерших застрахованных лиц необходимо выяснять как причины пропуска указанного срока, так и их уважительность.
Какого-либо перечня уважительных причин, дающих суду право восстановить пропущенный срок, законодательство РФ не содержит. Этот вопрос решается судом по каждому делу с учетом его конкретных обстоятельств. Как правило, такими причинами являются: болезнь, длительная командировка, ненадлежащее исполнение законными представителями правопреемников, не обладающих дееспособностью в полном объеме, возложенных на них законодательством функций и тому подобное.
Судом установлено, что Казанцева В.С. пропустила установленный законом шестимесячный срок для обращения в Пенсионный фонд по причине того, что после смерти Казанцева М.Ф. отсутствовали сведения о его пенсионных накоплениях и о возможности реализации своих прав на их получение в пенсионном фонде.
Согласно абз. 2 п. 3 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» срок обращения за выплатой правопреемникам умершего застрахованного лица может быть восстановлен в судебном порядке по заявлению правопреемника умершего застрахованного лица, пропустившего срок, установленный абзацем первым настоящего пункта.
В соответствии с абз. 2 п. 8 раздела II указанных Правил срок для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений может быть восстановлен в судебном порядке по заявлению правопреемника, пропустившего такой срок.
При таких обстоятельствах суд считает требование Казанцевой В.С. о восстановлении пропущенного срока на обращение за выплатой средств пенсионных накоплений Казанцева М.Ф., умершего ДД.ММ.ГГГГ г., подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое требование Казанцевой <данные изъяты> к ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Горно-Алтайске Республики Алтай о восстановлении срока для выплаты накопительной части пенсии удовлетворить.
Восстановить Казанцевой <данные изъяты> срок на обращение за выплатой пенсионных накоплений, учтенных в специальной части лицевого счета застрахованного лица – Казанцева <данные изъяты>, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай.
Федеральный судья И.Н. Сумачаков
Решение в окончательной форме изготовлено 22 июля 2015 года